Публикации "Цифровые технологии в формировании у дошкольников представлений о музыкальных инструментах разных стран мира"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Цифровые технологии в формировании у дошкольников представлений о музыкальных инструментах разных стран мира"
Автор: Григорьева Наталья Марковна

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗНЫХ СТРАН МИРАГРИГОРЬЕВА НАТАЛЬЯ МАРКОВНА, обучающийся магистратуры, Уральский государственный педагогический университет,МАДОУ детский сад комбинированного вида № 308 «Жемчужинка»музыкальный руководитель г. Екатеринбург, Россияe-mail: Аннотация: Статья посвящена проблеме применения цифровых технологий в дошкольных образовательных учреждениях. Автор статьи предлагает использовать программы для воспроизведения аудио-, видеоформатов, создания презентаций, образовательную платформу LeaningApp, конструктор сайтов Wordpress для эффективного формирования у дошкольников представлений о музыкальных инструментах разных стран мира. Делается вывод о том, что цифровые технологии не только расширяют музыкальный тезаурус дошкольников, но и их представления об окружающем мире. Ключевые слова: цифровые технологии, дошкольники, музыкальные инструменты.DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF PRESCHOOLERS HAVE IDEAS ABOUT MUSICAL INSTRUMENTS FROM DIFFERENT COUNTRIES OF THE WORLDAbstract: The article is devoted to the problem of the use of digital technologies in preschool educational institutions. The author of the article suggests using programs for playing audio and video formats, creating presentations, the educational platform LeaningApp, the Wordpress website builder for the effective formation of preschool children's ideas about musical instruments from around the world. It is concluded that digital technologies not only expand the musical thesaurus of preschoolers, but also their ideas about the world around them.Keywords: digital technologies, preschoolers, musical instruments.Развитие цифровых технологий во всем мире привело к их активному внедрению в образовательную практику, поскольку они обладают обширным творческим и педагогическим потенциалом, открывают новые возможности для создания системы социокультурных инноваций и дают возможности для достижения новых экономических и социальных результатов [5,6,7]. В современных документах, касающихся содержания образования и социального развития в России («Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2018-2025 годы», государственная программа РФ «Информационное общество» и др.) декларируются идеи о необходимости обеспечения развития личности в инновационной среде обучения и воспитания, создания программ, внедряющих информационные, цифровые технологии в образование, подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту в условиях информатизации и цифровизации общества и разработки новых наукоемких технологий. Многими современными исследователями активно внедряются цифровые технологии в содержание общего, дополнительного образования музыкальном образовании. Авторами раскрывается педагогический потенциал данных технологий. Исследователи приходят к выводу о том, что они позволяют реализовать личностно-ориентированный и деятельностный методологические подходы (эффективно организовывать контроль знаний учащихся, выстраивать индивидуальные образовательные траектории, расширять музыкальный опыт школьников и т.д.). Все это способствует достижению цели музыкального образования – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры [5,6,7].Цифровые технологии применяются не только в общеобразовательных школах, ВУЗах, учреждениях дополнительного образования, но и в дошкольных образовательных учреждениях. ФГОС ДО определяет ряд важных задач, одной из которых является разработка и освоение цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе в ДОУ.В системе дошкольного образования особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию детей. Согласно ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется в образовательных областях «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» [4]. Цифровые технологии в музыкальном образовании в ДОУ — это один из инновационных методов организации образовательной среды. В соответствии с ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает решение ряда задач: создание условий для ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (поэтических, музыкальных, изобразительных), а также природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие начальных представлений об основных жанрах искусства; приобщение к восприятию музыки, фольклора, художественной литературы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; включение детей в различные виды художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, конструктивно-модельной) [4].Художественно-эстетическое развитие дошкольников включает такие направления образовательно-воспитательной деятельности, как: формирование опыта эмоционально-ценностного отношения дошкольников к окружающей действительности средствами разных видов искусства; развитие опыта художественно-творческой деятельности (вовлечение дошкольников во все виды художественно-эстетической деятельностиинсценирование сказок, вокал, игру на музыкальных инструментах, танец, изобразительную деятельность, исполнение литературных произведений и др.).В данной статье мы обобщили опыт использования цифровых технологий в процессе ознакомления дошкольников с музыкальным инструментарием разных стран мира.Формируя у дошкольников представления о музыкальных инструментах разных стран, мы не только знакомим их с музыкальными инструментами, их устройством, происхождением, звучанием, но и знакомим с музыкальной культурой тех стран, в которой они были созданы, с их традициями и обычаями. Благодаря этому у детей расширяется не только музыкальный кругозор, но и представления об окружающем мире.Цифровые технологии позволяют сделать занятие насыщеннее, интереснее, разнообразнее и понятнее для детей дошкольного возраста. Занятия с использованием электронных средств проходили в возрастной группе от 5 лет.Рассмотрим цифровые технологии, которые можно использовать при формировании у дошкольников представления о музыкальных инструментах разных стран.1. Программы для воспроизведения аудиоматериала: AIMP, PowerPoint, ProShowProducer, SonyVegas, WindowsMovieMaker, MediaPlayerClassic, WindowsMediaPlayer, iTunes. Например, в игре-путешествие «Мир музыкальных инструментов», при посещении Испании, дети знакомятся с струнным щипковым инструментом гитарой. Они могут послушать как звучит данный инструмент, познакомится с музыкальными произведениями в исполнении этого инструмента – "Испанский танец" обр. Лермана и "Фламенко" Дидюля.2. Программы для воспроизведения видеоформата: VLCMediaPlayer, MediaPlayerClassic, KMPlayer, WindowsMediaPlayer, Winamp. Видеоматериал позволяет наглядно показать форму инструмента, услышать, как он звучит и каким образом происходит звукоизвлечение. Например, в игре-путешествии «Мир музыкальных инструментов», при посещении Шотландии, дети знакомятся с духовым инструментом волынкой. С помощью видео дошкольники могут не только услышать, как звучит волынка, но и как на ней играют, как выглядит инструмент. Также детям старшей и подготовительной групп можно показать видеоматериал, посвященный рассказу о том, как устроена волынка, и показан процесс ее изготовления.3. Программа PowerPoint используется для создания презентаций, повышение эффективности восприятия и запоминания дошкольниками информации. Данная программа позволяет наглядно, красочно и кратко представить необходимую информацию, а также, благодаря обширным возможностям данной программы (графика, текст, видео, фото, анимации, звуковые эффекты, звуковое сопровождение), облегчить восприятие материала. Например, игру-путешествие «Мир музыкальных инструментов» можно полностью создать в данной программе. В нее можно вставить картинку карты и добавить анимацию двигающегося кораблика или самолета, которые будут переносить детей в страны, где был создан музыкальный инструмент. На фоне картинки музыкального инструмента можно добавить аудиозапись и видеозапись и т.д. Все это вместе повышает интерес дошкольников к информации. 4. LearningApp – платформа с разными видами онлайн-упражнений, с помощью которых в игровой форме можно закрепить новый материал и повторить пройденный. Данная платформа позволяет детям не только в ДОУ, но и дома повторять и закреплять знания о музыкальных инструментах разных стран. Например, чтобы закрепить знания о внешнем виде музыкальных инструментов используется шаблон игры «Парные картинки». В данной игре-упражнении детям необходимо найти пару тому же инструменту (картинка балалайки и вторая картинка тоже должна быть балалайка). Или в игре-упражнении «Музыкальные инструменты и их звучание» можно закрепить знания о звучании музыкального инструмента и его название (звучит аудиозапись игры на гитаре и детям необходимо выбрать из картинок с названиями этот инструмент).5. Wordpress – конструктор сайтов, с помощью которого можно создать понятный и интересный для дошкольников материал о музыкальных инструментах разных стран, доступный в любом месте (в ДОУ, дома и т.п.). Например, чтобы дети могли дома еще раз посмотреть музыкальный инструмент, с которым познакомились, и почитать дополнительный материал о нем, посмотреть видеоматериалы, поиграть в игры на закрепление знаний о нем и т.д. В нем все музыкальные инструменты можно разделить на группы по стране происхождения (Италия – скрипка, мандолина, фагот, шарманка и др.; Испания – гитара, кастаньеты, бандуррия и др.; Китайгучжэн, сяо, эрху, пипа и др.; Россия – балалайка, гусли, баян, трещетка и др.; Шотландия – волынка, карникс, вистл и др.) и дополнительно на какие виды они делятся (струнные – скрипка, арфа, контрабас, гитара, мандолина и др.; ударные – бубен, металлофон, колокольчик, ксилофон и др.; духовые – гобой, кларнет, фагот, туба, труба и др.; клавишные – рояль, фортепиано, аккордеон, клавесин и др.). Таким образом, применение цифровых технологий позволяет создать у дошкольников полное представление о музыкальных инструментах, их устройстве, происхождении, звучании, а также представление о музыкальной культуре тех стран, в которых они были созданы, их традициях и обычаях. Благодаря этому у детей расширяется не только музыкальный кругозор, но и в целом жизненный опыт. Список используемой литературы
  • Николаев В.А., Антонова Л.В. Музыкальное воспитание дошкольников с использованием современных информационно-коммуникационных технологий // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. №3 (76). URL: (дата обращения: 28.03.2022).
  • Письмо Минпросвещения России от 21.06.2021 N 03-925 О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ дошкольного образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий) ( (дата обращения: 14.03.2022)
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15.05.2013г. №26. – URL: (дата обращения: 24.03.2022)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв.  Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)URL: (дата обращения: 07.03.2022)
  • Tagiltseva N.G. Application of smart technologies in music education for children with disabilities // Tagiltseva N.G, Konovalova S.A., Kashina N.I., Matveeva L.V., Suetina A.I., Akhyamova I.A. // Lecture Notes in Computer Science. – 2018. – Т. 10896 LNCS. – С. 353-356. – URL: (дата обращения: 09.03.2022)
  • Konovalova S.A. Application of smart-education technologies in the institutions of the russian system of additional education of children // Konovalova S.A., Kashina N.I., Tagiltseva N.G., Ward S.V., Valeeva E.M., Mokrousov S.I. // Smart Innovation, Systems and Technologies. – 2019. – Т. 99. – С. 204-213. – URL: (дата обращения: 12.03.2022)
  • Kashina N.I. Music-digital technologies as a means of developing creative independence of students of colleges and higher schools in China and Russia // Kashina N.I., Pavlov D.H., Li H. // В сборнике: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Scientific Conference «Digitalization of Education: History, Trends and Prospects» (DETP 2020). – 2020. – С. 27-31. – URL: (дата обращения: 15.03.2022)