Публикации Программа социально-педагогической направленности "Почемучка"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа социально-педагогической направленности "Почемучка"
Автор: Веретенникова Светлана Николаевна

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
Рассмотрена и принята
на заседании педагогического совета
Протокол № ___
от _________201 г
Утверждаю:
Зам.директора по ВР Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
_______________С.П.Тимирова
_________201 г
Рабочая программа дополнительного образования
социально-педагогической направленности
Окружающий мир и ребенок
Возраст детей 3- 6 лет
Срок реализации программы 2 месяца
Составитель:
Воспитатель
Веретенникова
Светлана Николаевна
Ижевск, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
3
2. Цель и задачи рабочей программы
3. Календарный учебный график
11
4. Учебный план
5. Содержание программы дополнительного образования
13
6. Материально-техническое и методическое обеспечение программы дополнительного образования
22
7. Описание диагностических мероприятий
8. Планируемые результаты
9. Режим дня
10. Список литературы
11. Приложения
24
Пояснительная записка
Содержание программы дополнительного образования Почемучка учитывает специфику работы РСРЦН. Центроказывает помощь несовершеннолетним детям в возрасте от 3 до 6 лет, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной реабилитации, обеспечивает комплексный подход, включающий оказание педагогической, психологической, медицинской и социальной помощи детям и подросткам.
Данная программа дополнительного образования имеет социально-педагогическую направленность. Программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.
Одной из актуальных проблем дошкольного детства является проблема формирования ценностного отношения ребёнка к окружающей его действительности. Данная проблема сегодня приобретает особую значимость. Усложнение социальной среды, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи, общества негативным образом сказываются на процессах воспитания детей дошкольного возраста, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей среды. Формирование целостного образа мира детей старшего дошкольного возраста имеет решающее значение как при поступлении ребенка в школу, так и для последующего развития, успешного вхождения в мир. Целостный образ мира составляет основу сознательной жизни и деятельности ребенка, является базовой составляющей в становлении мировоззрения ребенка.
Новизна данной программы заключается в создании для детей комфортных условий и соединении различных методик для развития восприятия и раскрытия целостной картины мира, а также развития творческого мышления, памяти и внимания как основы для последующего успешного обучения в образовательных учреждениях.
Педагогическая целесообразность программыв том, что программа написана с позиций узнающего мир дошкольника. Она позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его действительностью. Программа знакомит детей с картиной мира для постижения мира и своего жизненного опыта. Поэтому процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания. В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности.
Внедрение данной программы в план работы Центра способствует осуществлению его целей и задач. Способствует созданию условий для развития личности ребенка, развития мотивации к познанию и творчеству, приобщению к общечеловеческим ценностям, профилактике асоциального поведения, созданию условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественных культур, укреплению психического и физического здоровья детей.
Цель программы – расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности.
Задачи:
1) Образовательные:
- осознать себя в семье и понимание своей родословной;
- обобщить знания о любимых игрушках и играх, занятиях, о том, что умею делать и чему хочу научиться;
- помочь осознать себя в пространстве: моя комната, мой дом, мой город, моя страна, знакомство с государственными символами: гимн, герб, флаг;
- помочь понять, что такое режим дня, как его соблюдать, самостоятельно оценивать себя;
- обобщить знания о животных, растениях, насекомых;
- формировать организацию деятельности: выслушивать инструкцию, понять ее, составить план работы;
- понять важность занятий физической культурой, соблюдение режима дня, правил гигиены, а самое главное – сделать выполнение этих правил привычкой;
- освоить знания об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального;
- дать понятие о многообразии стран и народов.
2) Развивающие:
- развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать,
- развивать умения решать творческие задачи;
- формировать потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе,
3) Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, желание сохранять и укреплять здоровье;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры;
- воспитывать патриотические чувства.
Отличительной особенностью программы является то, что все полученные знания и умения имеют практическое значение для ребенка и могут быть использованы в повседневной жизни. Программа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром предполагает использование различных средств и методов. Прежде всего, это наблюдение (рассматривание, исследование, выявление свойств). Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, тематические физкультминутки будут способствовать развитию мелкой моторики, основных движений, расширению словарного запаса ребенка. Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.
Цель и задачи курса окружающего мира определяют и методику проведения занятий. В основе курса занятий лежит игра, так как для детей этого возраста игра - ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. При таком подходе воспитателю не нужно самому рассказывать детям о явлениях природы и жизни общества. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов - это важнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, побуждающие фантазию и творчество детей, воспитатель незаметно руководит творчеством ребёнка, заставляя его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности. Однако к концу обучения старшей группы игровых сюжетов становится меньше, их заменяет прослушивание аудиозаписей и отрывков из художественных произведений, рассматривание репродукций и иллюстраций, что соответствует возрастным особенностям старшего дошкольного возраста.
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Возраст детей, участвующих в реализации программы - от 3 до 6 лет.
Форма проведения работы: индивидуальная и групповая работа (в малых группах и парах).
Сроки реализации программы
Сроки реализации программы – 2 месяца, краткосрочная. Количество учащихся в группе 8 человек.
Формы и режим занятий
Непрерывная образовательная деятельность (НОД) для дошкольников разновозрастной группы 3-6 лет составляет 20 минут. 20 минут Х 12 НОД = 240 минут. Всего 21 занятие. Занятия проводятся по сетке занятий, 2- 3 раза в неделю, по расписанию, составленному согласно требованиям СанПиН. Количество учебных часов в неделю 128 мин.
Перечень оборудования: обеспечение программы
- карты мира, России, родного города, глобус;
- иллюстрации, фотографии соответствующие тематике занятия;
- предметы, сделанные из разных материалов природного и искусственного происхождения;
- изделия или иллюстрации народного творчества;
- пазлы и настольные игры;
- мягкие игрушки;
- краски, пластилин, клей, цветная бумага;
- дидактические таблицы и карточки.
Формы подведения итогов реализации программы
Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения прогностической, текущей и итоговой диагностики обучающихся.
Прогностическая (начальная) диагностика:(проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к программе дополнительного образования, его достижения в этой области, личностные качества ребенка.
Цель– выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале обучения.
Задачи:
- прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;
- выбор уровня сложности программы, темпа обучения;
- оценку дидактической и методической подготовленности.
Методы проведения:
-индивидуальная беседа;
- тестирование;
- наблюдение;
- анкетирование.
Текущая (промежуточная) диагностика(проводится по итогам внедрения каждой темы) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенка, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
Цель– отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.
Задачи:
- оценка правильности выбора технологии и методики;
- корректировка организации и содержания учебного процесса.
Текущий контрольпроводится в форме опроса, игровых упражнений, дидактических игр.
Итоговая диагностика(проводится по итогам выполнения программы) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Цель:подведение итогов освоения образовательной программы.
Задачи:
- анализ результатов обучения;
- анализ действий педагога.
Методы проведенияитоговой диагностики:
- творческие задания;
-выставки;
-конкурсы;
-праздники;
- тестирование;
- выставка работ и т.д.
Результаты итоговой диагностики, анализ с выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педагогическом совете.
Рабочая программа Окружающий мир и ребенок является модифицированной и составлена на основе следующих программ: Воспитание и обучение в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; программа по ознакомлению с окружающим миром под редакцией И.К. Вахрушева, Е.Е. Кочемасовой с использованием пособий Е. Бортниковой Окружающий мир и А. А. Плешакова Зеленая тропинка.
Календарный учебный график
Календарный учебный график на 1 заезд/ смену ( 2 месяца, 8 недель)
Условные обозначения: ДВ — диагностика входная;
ДП — диагностика промежуточная;
ДИ — диагностика итоговая.
№ занятия
Неделя по порядку
1
2
3
4
5
6
7
8
1
ДВ
У
У
У
ДП
У
У
У
2
У
У
У
У
У
У
У
У
3
У
У
У
У
У
У
У
ДИ
Итого на 1 смену: 21 учебное занятие, 3 диагностических.
Учебный план
Учебный план содержит перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий (Таблица 1).
Таблица 1. Учебный план дополнительной образовательной программы Окружающий мир и ребенок

п/п
Название раздела
Количество занятий
всего
теоретических
практических
1
Введение
- Тема занятия Знакомство с окружающим миром
- Тема занятия Осень
1
1
1
0,5
-
0,5
2
Раздел Мир вокруг нас
- Тема занятия Лесные животные
- Тема занятия Что такое природа?
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
3
Раздел Лесовичок
- Тема занятия Идем по следам
- Тема занятия В гостях у Лесовичка
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
4
Раздел Капелька
- Тема занятия Волшебница вода
- Тема занятия Вода и ее свойства
1
1
-
0,5
1
0,5
5
Раздел Урожай
- Тема занятия Собери урожай
- Тема занятия Фрукты
1
1
-
0,5
1
0,5
6
Раздел Ты и дорога
- Тема занятия Общественный транспорт
- Тема занятия Ты и дорога
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
7
Раздел Моя страна
- Тема занятия Моя родина - Россия
- Тема занятия Родина (викторина)
1
1
0,5
1
0,5
-
8
Раздел Моя семья
- Тема занятия Рассказ о семье
- Тема занятия Я и моя семья
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
9
Раздел Мое здоровье
- Тема занятия Осанка – стройная спина
- Тема занятия Полезное и вредное
1
1
0,5
-
0,5
1
10
Раздел Праздники на Руси
- Тема занятия Традиции народа
- Тема занятия Праздники на Руси
1
1
0,5
-
0,5
1
11
Итоговое занятие
1
1
-
Итого:
21
10
11
Содержание программы дополнительного образования
Содержание программы дополнительного образования Окружающий мир и ребенок включает в себя теоретические и практические занятия, а также вводное и итоговое. На теоретических занятиях воспитатель знакомит ребят с основными терминами изучаемой темы и кратким описанием их основных особенностей. На практике ребята участвуют в опытах, экспериментах, наблюдают за природой, пользуются необходимыми инструментами и технологиями, принимают участие в играх и конкурсах.
1. Введение
Цель – повысить уровень осознанного бережного отношения кприроде родного края, через совместную деятельность взрослых и детей.
Задачи:
- формировать у детей понятие природа на основенепосредственных наблюдений иизучения предметов и явлений окружающей среды;
- использовать имеющуюся у детейинформацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
- создавать условия для реализации системыэкологического образования дошкольников.
Краткое содержание:
Детям дается понятие природа и рассказывается о том, что изменяется в природе в разные времена года. Их знакомят с приспособлениями растений и животных к сезонным изменениям.
Предполагаемый результат:
- формирование у дошкольников представления оприроде в целом, о растениях и животных, их значении в жизни людей;
- формирование основэкологической культуры,
- воспитание у дошкольников чувство любви к родной природе и желаниебережноотноситься ко всему живому.
2. Раздел Мир вокруг нас
Цель – развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.
Задачи:
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Краткое содержание:
Детям рассказывается, что такое окружающий мир, какие царства живой природы существуют. Организм человека - живая система. Научить детей различать объекты живой и неживой природы. Материки и океаны на поверхности Земли. Карта поверхности Земли. Вращение Земли: суточное, годовое, вокруг своей оси, вокруг Солнца. Смена дня и ночи, времен года. Ветер, радуга и северное сияние - природные явления. Солнечная система. Земля - планета. Солнце - звезда. Луна - спутник Земли. Планеты солнечной системы. Полеты в космос.
Предполагаемый результат:
- умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- умение наблюдать и экспериментировать; умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
- умение пользоваться инструментами и технологиями.
3. Раздел Лесовичок
Цель – воспитание у дошкольников бережного, экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе.
Задачи:
- формирование активной гражданской позиции у детей, умений и знаний в области лесного хозяйства и экологии;
- совершенствование исследовательской и практической природоохранной работы в дошкольном лесничестве, направленной на изучение вопросов рационального лесопользования и сохранение лесных экосистем.
Краткое содержание:
Углубляются и конкретизируются представления об условиях жизни растений и животных в разные сезоны. Детей учат различать деревья и кусты по окраске листьев. Формируется умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдением и предметом. Расширяется представление об охране природы, закрепляются правила поведения в природе. Дается понятие о лесе как сообществе растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Расширить представления детей о ягодах, растущих в лесу, на лугу и культурных видах. Познакомить детей с грибным царством. Познакомить детей с различными видами птиц, их образом жизни. Приметы времен года в природе. Учим детей различать объекты живой и неживой природы. Показываем, что дает природа человеку.
Предполагаемый результат:
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
- умение демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности.
4. Раздел Капелька
Цель – систематизировать знания детей о свойствах воды. Пополнить знания дошкольников о животном и растительном мире водоемов. Закрепить знание детей о значении воды в нашей жизни. Воспитывать бережное отношение к воде.
Задачи:
- способствовать расширению и уточнению представлений о свойствах воды, ее качестве, о жизни водных обитателей, о значении воды в жизни человека;
- побуждать любознательность детей;
- способствовать выработке положительного, гуманного отношения к природе.
Краткое содержание:
Рассказываем о значении воды в жизни человека. Знакомим с многообразием состояний воды (пар, жидкость, лед). Расширяем знания детей о свойствах воды. Воспитываем бережное отношение к водным ресурсам. Круговорот воды в природе. Вода вокруг нас, водоемы (моря, озера, реки, пруды), значение воды в жизни человека. Бережное отношение к водным ресурсам. Путешествия человека по воде и под водой, профессии людей, связанные с водой. Растения и животные, обитатели водоемов.
Предполагаемый результат:
- воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира;
- формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту;
- интерес к экспериментированию у детей.
5. Раздел Урожай
Цель – развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- систематизировать и расширить знания детей о хлебе, цветах, овощах и фруктах; познакомить детей с витаминами А, В, С, раскрыть их значение для человека.
- развивать познавательные и творческие способности детей, речь.
- воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью.
Краткое содержание:
Знакомство детей с выращиванием и получением хлеба, это один самых главных продуктов питания в России. Воспитываем в детях чувство уважения к хлебу и труду людей. Познакомить детей с различными видами цветов. Букет для мамы. Расширить знания детей о комнатных растениях, учить ухаживать за ними. Формировать представление о фруктах и об овощах, вершки и корешки. Познакомить детей с различными видами семян. Как вырастить хороший урожай. Бытовые приборы, предметы внутри дома, правила обращения с ними. История обычных вещей: предметы из дерева, стекла, металла (часы, колесо, обувь, одежда, жилье человека).
Предполагаемый результат:
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности;
- воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к дарам природы;
- формирование целостного представления у детей о процессе выращивания хлеба и профессиях.
6. Раздел Ты и дорога
Цель – дать первичные знания о правилах поведения на дороге; познакомить с сигналами светофора и пешеходным переходом.
Задачи:
- создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
- познакомить детей со значением дорожных знаков, способствовать умению детей понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
- вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
- развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.
Краткое содержание:
Знакомим детей с правилами дорожного движения. Дорога от дома до Центра. Правила поведения на дороге. Светофор, правильно переходим перекресток. Пешеходный переход.
Предполагаемый результат:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знание правил безопасного поведения на дорогах города;
- воспитать грамотного пешехода.
7. Раздел Моя страна
Цель – воспитывать гуманные чувства, прививать духовно-нравственные ценности, формировать гражданско-патриотическую позицию, достойную будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- формировать в воображении детей образ малой родины, понимание выражения малая родина, воспитывать чувство любви к своей Родине;
- закреплять знания о государственных символах РФ. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
- закреплять и обобщать знания детей о климатических зонах России;
-формировать понятие народные традиции.
Краткое содержание:
Человек – член общества. Наша Родина – Россия. Москва - столица России. Наш город. Улица, на которой я живу. Мы - граждане России. Россия - многонациональная страна. Я - гражданин России. Важнейшие события, происходящие в стране.
Предполагаемый результат:
- повышение социально-нравственного потенциала в вопросах патриотического воспитания дошкольников;
- развитие интегративных качеств старшего дошкольного возраста;
- создание в группе необходимых условий по формированию патриотических чувств у дошкольников.
8. Раздел Моя семья
Цель – формирование удетей понятиясемьяи повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка.
Задачи:
- формировать удетей представления о семье;
- формировать гендерную принадлежность, воспитание с учётом возрастных изменений;
- формировать представления о родственных отношениях междублизкимиребёнку членамисемьи(папа, мама, брат, дед)
Краткое содержание:
Семья – первый коллектив ребенка. Члены моей семьи. Мои любимые бабушки и дедушки. Праздники в нашей семье. Мои любимые игрушки. Семья – первый коллектив ребенка. Наши имена и фамилии. Помогаю взрослым - мои обязанности в семье. Профессии моих родных. Путешествия с моей семьей.
Предполагаемый результат:
- формирование доверительных, партнёрских отношений между воспитателями и воспитанниками.
- формирование представления о родственных отношениях;
- владение информацией о своейсемье;
- определение свей гендерной принадлежности.
9. Раздел Мое здоровье
Цель – формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания.
Задачи:
- создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей формированию навыков здорового образа жизни детей;
- воспитание бережного отношения к своему здоровью;
- формирование представлений о значении для здоровья человека витаминов и физической культуры;
Краткое содержание:
Выяснить представление о том, какие привычки человека являются полезными, а какие - вредными. Обобщить знания детей об органах чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Гигиена тела человека. Дать понятие о том, что такое правильное питание, понятие витамины. Воспитывать культуру питания, прививать правила поведения за столом. Создавать условия и формировать положительное отношение к собственному здоровью ребенка, навыки личной гигиены, режим дня, зарядка, водные процедуры. Познакомить детей со строением тела человека. Показать взаимосвязь здоровья человека и состояния окружающей среды.
Предполагаемый результат:
- повышение иммунитета детей;
- умение различать понятия часть тела, орган, вредные и полезные продукты;
- знание представлений о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;
- овладение практическими навыками и умениями по самокоррекции собственного состояния;
- развитие познавательного интереса к своему организму и его возможности.
10. Раздел Праздники на Руси
Цель – способствовать формированию духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством приобщения к православным традициям.
Задачи:
- познакомить с обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями, с таинственным языком символических образов народного декоративного искусства.
- прививать любовь к традиционным праздникам, развивать понимание названий праздников.
- формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству.
- воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве.
Краткое содержание:
На занятиях данного раздела идет приобщение детей к национальной культуре, русскому народному творчеству. Это праздники: Новый год и Рождество, Масленица, Пасха, праздники Воды и Земли, Ивана Купалы. Обряды, игры, калядки. Русские народные сказки, загадки и пословицы.
Предполагаемый результат:
- расширение знаний детей и формирование представлений об историческом прошлом своей страны: мастерстве народных умельцев; обустройстве русского народного быта и избы, народных костюмах;
- знакомство с обычаями и традициями, закрепление знаний детей об устном народном творчестве (потешках, загадках, закличках, пословицах);
- приобщение к театрализованной деятельности на примере русских народных сказок;
- формирование патриотических чувств, гордости за свой народ, свою страну, её историю, таким образом воспитывается любовь к Родине;
- развитие интонационной выразительности во время чтения стихов, творческих способностей детей во время инсценировок;
- укрепление сотрудничества между воспитателями и детьми.
Материально-техническое и методическое обеспечение программы дополнительного образования Окружающий мир и ребенок
Материально-техническое и методическое обеспечение программы дополнительного образования Окружающий мир и ребенок включает в себя название разделов, различные формы занятий, способы организации учебно-воспитательного процесса, формы подведения итогов (Таблица 2).
Таблица 2 - Материально-техническое и методическое обеспечение программы дополнительного образования Окружающий мир и ребенок
№ п/п
Название раздела
Формы занятий
Организация учебно- воспитательного процесса
Формы подведения итогов
1
Введение
Беседа
Картины и карточки с временами года
-
2
Мир вокруг нас
Беседа
Изображения царств живой природы
Дидактическая игра
3
Лесовичок
Наблюдение
Иллюстрации, фото, соответствующие тематике, мягкие игрушки, пазлы и настольные игры, ТСО (технические средства обучения)
Дидактическая игра
4
Капелька
Эксперимент
Иллюстрации, фото, соответствующие тематике, предметы для эксперимента
Дидактическая игра
5
Урожай
Игра-конкурс
Иллюстрации, фото, соответствующие тематике, иллюстрации народного творчества пазлы и настольные игры, ТСО
Творческая работа
6
Ты и дорога
Беседа
Таблицы по правилам дорожного движения
Дидактические игры
7
Моя страна
Беседа
Карта России, родного города, ТСО
Игра-конкурс
8
Моя семья
Беседа
Книги с рассказами о семье, наглядный материал, пазлы и настольные игры
Дидактическая игра
9
Мое здоровье
Беседа
Иллюстрации, фото, соответствующие тематике, ТСО
Дидактическая игра
10
Праздники на Руси
Беседа-развлечение
Иллюстрации, фото, соответствующие тематике, иллюстрации народного творчества пазлы и настольные игры, ТСО
Дидактические игры
Описание диагностических мероприятий
Для получения результатов освоения программы в данной работе использовалась анкета для дошкольников Ребенок и окружающий мир, созданная на основе авторов Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л., Вахрушев А.А., Кочемасовой Е,Е. Проведение диагностики с детьми дошкольного возраста
проводится на первичном и итоговом этапах проживания детей в реабилитационном центре. Занятие проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме с детьми. Дети отвечают на вопросы анкеты, а воспитатель оценивает результаты диагностики в процентном соотношении. Так как большинство детей из неблагополучных семей и дети социального риска существует ряд причин низких показателей общего развития:
отсутствие условий в семье для нормального развития ребенка,
стрессовые ситуации в семье;
психологическая обстановка в семье,
- не знание русского языка,
- низкий уровень интеллектуального развития ,
- пониженная познавательная активность и т.д
Общий результат группы отслеживается в диаграммах.
Вопросы:
1. Как твое имя, отчество, фамилия?
Например: Меня зовут Ольга Сергеевна Серова .
2. Сколько тебе лет? Назови дату своего рождения.
Например: Мне 6 лет. Я родилась (ся) 12 сентября 2006 года.
3. Как называется страна, в которой ты живешь, и её столица?
Например: Я живу в России. Столица России это Москва.
6. Как правильно переходить дорогу?
Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу и по зеленому сигналу светофора.
7. Какие времена года ты знаешь?
Я знаю времена года лето, осень, зима и весна.
8. Какие особенности каждого времени года?
Например: Осенью дни становятся короче и холоднее. Перелетные птицы улетают в теплые края, а деревья сбрасывают листву. Зимой идёт снег, многие животные впадают в зимнюю спячку. Весной природа начинает пробуждение после зимней спячки, начинается период роста и цветения растений. Летом дни солнечные и теплые. Созревает много фруктов и ягод.
9. Назови дни недели по порядку.
Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье.
10. Назови по три вида фруктов, овощей, ягод
Например: Фрукты - яблоко, груша, персик. Овощи - огурец, помидор, баклажан. Ягоды – малина, смородина, клубника.
11. Назови несколько видов деревьев.
Например: Я знаю березу, дуб, сосну, тополь.
12. Назови хищных зверей, птиц, рыб.
Например: Хищные звери - это тигр, лев, волк, медведь. Хищные птицы - это орел, сокол, сова, чайка. Хищные рыбы - акула, касатка, щука,
13. Каких домашних животных ты знаешь? Какую пользу они приносят людям?
Например: Я знаю домашних животных - корова, коза, собака, кошка, овца. Корова, коза, овца дает молоко. Из молока делают творог, сметану, масло. Собака сторожит наш дом. Кошка ловит мышей.
14. Кто дает нам яйца, шерсть, молоко, мед?
Яйца нам дают курочки. Шерсть нам дают овцы. Молоко нам дают коровы, козы. мед нам дают пчелы.
15. Почему улетают перелетные птицы?
Например: Перелетные птицы улетают зимовать в теплые страны потому что зимой им нечего есть, зимой нельзя найти насекомых
16. Как зимуют волк, медведь, лиса, заяц, ёж?
Например: Зимой волки объединяются в крупные стаи и проводят зиму в постоянных походах в поисках пищи. Медведь на зиму забирается в берлогу и впадает в спячку. У лисы зимой шкурка меняется на теплую, охотится за зайцами, полевыми мышами и куропатками. Зайцы зимой одевают белую шубку, ест мелкие ветки и кору с деревьев. Ёжики зимой впадают в спячку, в это время ежи ничего не едят, а живут за счет накопленного с осени подкожного жира.
Нужно обратить внимание на то, что лучше всего, если ребенок будет отвечать на заданный вопрос полностью. Чаще задавать ему вопрос, почему ты так думаешь. Важно, чтобы ребенок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять. Он должен не просто воспринимать действительность, а делать определенные выводы, размышлять.
Больше читать с ребенком вместе информацию из детской литературы – будь то сказки или просто стихи – дети воспринимают намного легче и глубже.
Критерии оценки ответов:От 0 до 32 процентов – низкий уровень;От 33 до 56 процентов – средний уровень;От 57 до 100 процентов – высокий уровень.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями леса. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым. Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Ребенок правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года. Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями леса. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но допускают незначительные ошибки. На вопрос: Какое время года тебе нравится больше и почему? отвечает односложно. . Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений; деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой ответ. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
УРОВЕНЬ НИЖЕ СРЕДНЕГО. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями леса. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме. Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется называть характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым. Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечает на вопрос: Какое время года тебе нравится больше и почему?, называет только время года. Ребенок затрудняется называть виды растений; деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
Планируемые результаты
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Настоящие требования являются ориентирами для:
а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;
б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 3-6 лет;
в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Образовательная область и направление
Показатели развития ребенка дошкольного возраста
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок в семье и сообществе
- Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.
- Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
- Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Воспитание культурно-гигиенических навыков.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
- Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
- Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Формирование основ безопасности
- Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. - Воспитание культурно-гигиенических навыков.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
- Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Познавательное развитие
Развитие познавательно- исследовательской деятельности
- Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем мире, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
- Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
- Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения
Ознакомление с предметным окружением
- Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с социальным миром
. - Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. Ознакомление с социальным миром - Ознакомление с окружающим социальным миром, социальным миром расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с миром природы
- Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
- Формирование положительно-эмоционального и осознанного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка.
- Формирование готовности участвовать в практических делах по улучшению природной среды.
- Формирование навыков культурного поведения в природе, умения беречь и заботиться о ней.
Художественно – эстетическое развитие
Приобщение к искусству
- Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
- Приобщение детей к народному и профессиональному искусств (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
- Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах иску
Изобразительная деятельность
- Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
- Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Конструктивно- модельная деятельность
Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
- Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Музыкальная деятельность
- Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
- Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Режим дня
Список литературы
Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Познавательное развитие детей 3- 6 лет. Методическое пособие к программе Ребенок и окружающий мир, 2008.
Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир. Окружающий мир для дошкольников. – М.: Баласс, 2008.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Познавательное развитие. - Учебно-методическое пособие. – Воронеж, 2008.
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры - занятия для дошкольников. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2010.
Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. - Методическое пособие. – М.: Издательство Мозаика, 2009.
Иванова А.И. Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2010.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 456с.
Плешаков А.А. Зеленая тропинка. - Учебное пособие для подготовки детей к школе. – М.: Просвещение, 2010.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. - Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2011.
Ткаченко В. В., Гасанова П. А. Актуальность проблемы формирования ценностного отношения дошкольников к окружающему миру // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т. 11. – С. 51–55. – URL: .
Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2010.
Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. – М.: Издательство ВАКО, 2010.
28