Публикации Открытые занятия на тему " Окружающий мир и ребенок"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытые занятия на тему " Окружающий мир и ребенок"
Автор: Веретенникова Светлана Николаевна

Открытые занятия к программе Почемучка
1. Конспект занятия-беседы Лесные животные
(Раздел Мир вокруг нас)
Цели и задачи:Обогащать представления детей о лесных животных, отмечать характерные признаки представителей животных. Ввести в активный словарь детей слова: животные, лес, лесные жители. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. Способствовать развитию творческого воображения: изображать повадки животных, имитировать движения животных – героев физзарядки. Продолжать учить детей отгадывать загадки. Воспитывать интерес к живой природе.
Материалы:Картинки с изображением лисы, медведя, волка, зайца, совы. Игра-пазл Медведь. Заготовки нарисованной лисы без хвоста и отдельно вырезанных из цветной бумаги лисьих хвостов.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Посмотрите на эти картинки. Как вы думаете, кто здесь лишний? А почему? Сова здесь лишняя, потому что сова - это птица, а все остальные - животные. Животные - значит живые, ребята. Посмотрите, тело животных покрыто шерстью, а тело птицы – перьями.
- А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Я вам буду читать загадку, а вы отгадывать животное и показывать его на картинке.
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)
***
Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы …(Лису)
***
Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож! (Волк)
***
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверек пугается
Под кустом спасается. (Заяц)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Скажите мне, пожалуйста, где живут эти животные? А в городе их можно увидеть? А где? В зоопарке, в цирке, правильно, молодцы. Но живут они в основном лесу, поэтому их и называют – лесные животные. И в лесу у них есть свои дома. Давайте, почитаем у кого какой домик в лесу.
Чтение книжки Домики животных или стишков, в которых встречается описание жилища животного. После чтения предлагаю двум-трем детям собрать пазл медведя, при необходимости помогаю.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем.
Физкультминутка Звериная зарядка
(движения выполняются по тексту)
Раз – присядка. Два – прыжок.
Это заячья зарядка.
Птичка скачет, словно пляшет.
Птичка крылышками машет.
И взлетает высоко.
А лисята как проснуться,
Очень любят потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ловко хвостиком вильнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А когда зарядки мало –
Начинаем все сначала!
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поиграли. А теперь посмотрите сюда. У меня в руках лисички (нарисованные). Но кажется чего-то им не хватает. Правильно! Хвостиков! Лисята так спешили к вам в гости, что растеряли свои хвостики. Но добрая лесная птица сова их нашла, собрала и принесла нам сюда. Ребятки, давайте поскорее сядем за столы и приклеим нашим лисятам их хвостики, чтобы они их больше не теряли.
Усаживаемся за столы и приступаем к аппликации.
Аппликация из природного материала Лесные животные
Цель – учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян.
Задачи:
- учить детей через наблюдение за лесными животными передавать настроение времени года, используя технику аппликации;
- закреплять умение видеть и изображать разные виды животных, узнавать и называть их;
- формировать умение творчески передавать впечатления, полученные на прогулках осенью;
- развивать воображение, фантазию, внимание, активность и наблюдательность.
Ход образовательной деятельности:
1.Мотивация образовательной деятельности.
Дети рассматривают разложенные на столе изображения животных, любуются, называют их. Ответы детей обсуждаются.
2.Основная деятельность
Воспитатель подводит детей к идее создания аппликации. Показывает варианты картин (например, Белочка, Ежик Зайчик). Объясняет особенности изготовления необычных картин: сначала нужно представить себе картину (кто или что на ней будет), затем выбрать подходящий материал, составить картину из природного материала на отдельном белом листе и только затем наклеивать их на цветной картон или, начиная с крупных деталей (туловище животного). Дети выбирают материал и составляют картину. Воспитатель помогает детям определиться с цветом и форматом фона, предлагает поэкспериментировать, прикладывая листочки разного цвета к выбранному фону и сравнивая цветосочетания; подсказывает, что маленький и хрупкий материал нужно брать аккуратно.
3.Заключительная часть.
Картины из природного материала помещается на выставку. После оцениваем работы детей. Проговариваем всех лесных животных, птиц, с которыми сегодня познакомились. Оцениваем свои работы.
В конце занятия воспитатель обращается к ребятам.
В: Молодцы, ребята! Мне понравилось наше занятие, все вы были активны, любознательны, проявляли интерес к природе, животным, окружающему миру! Созданные вами картины мы помещаем на выставку. Благодарю вас за работу. До свидания!
Анализ занятия.
Мною проведено занятие в разновозрастной группе. Была поставлена основная цель: обогащать представления детей о лесных животных, отмечать характерные признаки представителей животных.
Для достижения цели занятия были использованы методы: беседа, наблюдение, аппликация. Дети учились представлять картинку и создавать сюжетные композиции из природного материала Я считаю, что цель была достигнута, дети усвоили умения передавать впечатления о природе в техники аппликации.
Во время работы ребята соблюдали правила безопасности. Проведенные занятия способствовали развитию воображения, фантазии, внимания, активности и наблюдательности, проявлению интереса к изготовлению поделки из природного материала.
На протяжении всей деятельности старалась вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
При помощи наводящих вопросов поддерживала любознательность, призывала к бережному отношению к окружающей среде.
Считаю, что образовательная деятельность была результативной, задачи, которые ставила перед собой, выполнены, цель достигнута.
2. Конспект занятия по экологии "В гостях у Лесовичка"
(Раздел Лесовичок)
Форма проведения: занятие – путешествие.
Цель - обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме Лес, готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как Дерево, Куст, Цветок.
Задачи:
- уточнить и расширить представление детей о лесе;
- познакомить детей с ярусами смешанного леса;
- развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию её тайн;
- воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе.
Оборудование и материалы: игрушка Старичок-Лесовичок, таблица Смешанный лес или фоторепродукции с изображением леса, таблицы или картинки с изображением цветов, кустарников, деревьев, таблицы Части цветка, Части дерева, схема Этажи леса, стакан подкрашенной воды, кусочек марли, неглубокая тарелочка для опытов, половинки альбомных листов по количеству детей и цветные карандаши, аудиозапись с голосом Лесовичка и Звуки природы, еловые или сосновые шишки по числу детей.
1. Организационный момент:
В: Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вновь встретиться с вами на нашем экологическом занятии.
2. Активизация внимания детей.
В: Рассмотрите картинку. Что на ней изображено? Кто может жить в этом лесу? А еще в этом лесу живет Старичок-Лесовичок, который сегодня он пришел к нам на занятие. - Знаете, почему его так назвали? Потому что он родился, рос и всю жизнь живет в лесу – следит там за порядком (появляется игрушка Старичок - Лесовичок):
Словно сказочной книги страница,
Лес открылся, листвою звеня.
Понимаю и зверя и птицу
И они понимают меня.
В: Сегодня мы будем говорить с вами о лесе и о растениях, которые в нем растут. Кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там видели? Вам понравилось? Что понравилось больше всего?
3. Основная часть. Этажи леса:
В: Когда Лесовичок впервые появился на свет, он увидел огромные растения с твердыми, одревесневшими стеблями. От этих стеблей-стволов отходили тонкие ветки с листьями. Как назывались эти растения, как вы думаете? У других растений было сразу несколько стволов, и определить главный среди них невозможно. Да и по высоте они уступали деревьям. О каких растениях идет речь? У третьих были мягкие травянистые стебельки, а на некоторых из них даже красивые яркие цветочки. Вы догадались, какие это растения? (По мере называния растений вывешиваются их изображения)
В: Лесовичок очень внимательный и наблюдательный, поэтому он обратил внимание на то, что растения в лесу расположены, как этажи многоэтажного дома (Педагог вывешивает на доску схему Этажи леса).
В: Ребята, представьте себе, что мы с вами пришли в гости к Лесовичку в его большой Лесной дом. Какие растения живут на первом лесном этаже? Какие растения живут на втором лесном этаже? Какие растения живут на третьем лесном этаже? (Дети называют растения, показывая их на схеме).
В: Когда Лесовичок подрос, ему стало интересно, как такие могучие и огромные деревья или тонюсенькие, нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что же их держит, как вы думаете, ребята? (Дети рассматривают гербарии различных растений с развитой корневой системой).
В: Внимание, вопрос юным знатокам природы! Зачем необходим корень растению? (Выслушиваются ответы детей).
В: Молодцы, вы очень наблюдательны и внимательны. Давайте проведем небольшой опыт и попробуем выяснить, для чего еще нужны корни всем растениям.
(Технология проведения опыта: в тарелочку с подкрашенной водой опускается веточка с марлей вместо корней. Дети наблюдают, как влага поднимается вверх).
В: Ребята, кто догадался, зачем же растениям еще нужны корни? Правильно. Так растение через корни пьет воду и получает питательные вещества из земли. Так какой же сделаем вывод: зачем дереву нужны корни?
4. Закрепление изученного. Творческое задание. (Детям раздаются альбомные листы со схематичным изображением ствола дерева). Что вы видите на листах? Может ли такое дерево жить? Что ему необходимо для жизни? (Корни, листья). Давайте оживим это дерево и дорисуем корни и листья. А чтобы нашему дереву было не скучно, нарисуйте вокруг него друзей – другие деревья, кусты, цветы (Звучит музыка. Дети выполняют задание. Из детских рисунков тут же оформляется мини – выставка на доске).
В: Посмотрите на нашу выставку рисунков. Каждый из вас нарисовал разные деревья, цветы, кустарники, а вместе у нас на доске получился, красивый и замечательный …. Правильно, ЛЕС!
(Звучит фонограмма голоса Лесовичка):
Очень опасно стало в лесу,
Отчего я никак не пойму!
Кто бутылки и мусор бросает?
Кто костры без конца разжигает?
Кто животных и птиц истребляет?
Кто спокойно в лесу жить мешает?
Так, друзья, скоро лес весь погибнет,
И беда всех людей настигнет!
Я прошу: Помогите! Спасите!
От врагов вы мой лес защитите!
В: Ребята, на что жалуется Лесовичок? А чем вы могли бы помочь Лесовичку, лесу? Какие правила поведения на природе вы знаете?
5. Итог занятия:
В: Наше занятие заканчивается, а чтобы проверить, как вы запомнили все, о чем мы с вами сегодня говорили, Лесовичок приготовил для вас специальные лесные вопросы и лесные подарки. Отвечайте на вопросы, получайте подарки!
В: Где растут деревья? Какие еще растения растут в лесу? Давайте вспомним этажи леса. Из каких частей состоят растения? Что мы должны делать, чтобы лес не погиб? (Всем отвечающим детям, педагог вручает на память шишки). Лесовичку очень понравилось наше занятие, он рад, что вы, ребята, такие внимательные, добрые и готовы прийти на помощь природе.
Занятие закончено. До свидания!
В занятии были использованы следующие картинки:
3. Конспект занятия Вода и её свойства
(Раздел Капелька)
Цель - познакомить детей со свойствами воды приемами опытов.
Задачи:
- развивать любознательность, стремление экспериментировать и исследовать; развивать наблюдательность, быстроту и логичность мышления;
- учить делать выводы из имеющихся знаний, воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: глобус, стаканы, растворимый кофе, лимон, соль, сахар, краски. Карточки с изображением: солнца, сосульки, яблоко, чайник с паром над носиком, рыба, цветок, человек, кошка, облако, снежинка, дерево, водопроводный кран, матрешка, снеговик, дом.
Ход занятия.
Из - за глобуса выглядывает Незнайка.
В: Здравствуйте, ребята!
Кто тут у нас спрятался? Да это же Незнайка. Незнайка, что ты тут делаешь?
Н: Да вот шел в гости к ребятам, а тут на дороге нашел какой - то интересный мячик.
В: Ну что ты, Незнайка, это совсем не мячик. Что это дети? (Глобус, наша земля).
Н: Какого цвета на глобусе больше? (Голубого).
Н: Что обозначает голубой цвет? (Воду, моря, океаны, реки).
Н: Ребята, скажите, а зачем нам нужна вода? (Умываться, стирать, пить, кушать, готовить).
Н: А кто знает, где живет вода? (В кране, речке, озере).
Н: Хорошо это или плохо, что на Земле много воды? (Ответы детей).
Обобщение: вода нужна и необходима всему живому. Вода дает жизнь.
Речевое упражнение: Как можно назвать воду? (Вода, водичка, водица).
В: Давайте, ребята, расскажем Незнайке все о воде, о том какая она, где живет вода, во что превращается. Научим Незнайку проводить опыты с водой.
Н: А вода, какая? (Показываем банку с водой).
Н: Ребята, а какого цвета вода? (ответы детей). А можно назвать воду белой? Для сравнения: стакан молока - стакан воды. А давайте мы с вами проверим?
Н: Что это? (Молоко).
Н: Какого оно цвета? (Белое).
Н: А вода? (Бесцветная).
Н: А еще какая? (Прозрачная)
Н: А давайте я проверю (Незнайка бросает монетку в стакан с молоком, другую в стакан с водой).
Вывод: Вода прозрачная,
В: Ребята, Незнайка хочет узнать, может ли вода стать цветной? (Да).
В: А что для этого нужно сделать?(Добавить цветную краску).
В: Правильно, добавить краску. Давайте мы сейчас с вами превратимся в волшебников и станем творить чудеса. Я раздам вам волшебные кисточки, а вы поколдуете и превратите воду в синюю, желтую, красную, какую захотите.
В: Ребята, Незнайке так нравится зеленый цвет, а зеленой краски у нас нет, что же нам делать? Как нам получить воду зеленого цвета? (Надо смешать краски).
В: Какие? Синюю и желтую, (смешали и получили зеленый цвет). Какие вы у меня умницы! Порадовали Незнайку.
Дидактическое упражнение: "На что похожа вода?"
Желтая - на солнышко.
Красная - на помидор.
Оранжевая - на морковь.
Н: А у воды есть запах? (воспитатель дает понюхать чистую воду в стаканчике детям по очереди) (Нет, ничем не пахнет).
Н: Что же нужно сделать, чтобы у воды появился запах? (Добавить варенье, чай, кофе. Воспитатель добавляет в чашку с водой кофе. Дети нюхают и соглашаются, что теперь вода пахнет).
В: Чем пахнет жидкость? (Кофе).
В: А теперь мы опять будем волшебниками (Воспитатель раздает всем чашки с водой, ложечки. Предлагает попробовать воду на вкус).
В: Какая вода? (Безвкусная, никакая). Воспитатель раздает сахар, соль, дольки лимона. Дети размешивают и пробуют воду.
В: У кого какая вода по вкусу? (Соленая, сладкая, кислая).
Физминутка. Игра "Ручеёк".
В: Ребята, а Незнайка интересуется, что умеет делать вода? (Течь).
В: А давайте мы убедимся с вами в этом? (У воспитателя разные предметы: деревянная ложка, кубик. Наклоняю их - они не льются, не текут, не растекаются).
В: Ребята, что случится, если наклонить стакан с водой? (Вода потечет, разольется).
В: Давайте посмотрим, так ли это? (Дети наклоняют стакан с водой и проговаривают, что происходит с водой). (Льется, течет, растекается).
В: Ой, ребята, Незнайка уронил в разлитую воду губку. Что же сейчас будет?
В: А давайте и мы проверим: у вас есть губки, положите их на разлитую воду, теперь поднимите. Что вы заметили? (Губка стала мокрой, а на подносе исчезла вода).
Вывод: Вода хорошо впитывается.
В: Ну, как, Незнайка, многое узнал о воде?
Н: Да, многому научили меня ребята.
В: А теперь пойдем с нами и поиграем в интересную игру.
Дидактическая игра: "Где спряталась вода?".
Дети подходят к первому столу, на котором разложены карточки с изображением: солнца, сосулек, яблока, банки, облака, дерева, снеговик, водопроводный кран.
В: Выберете картинки и скажите, где спряталась вода? (В сосульке, в облаке, в снеговике, в кране).
В: Молодцы, ребята!
Дети идут к следующему столу с картинками: рыба, кошка, цветок, человек, дерево, стул, мяч, книга, диван.
В: Выберите картинки и скажите, кто не может жить без воды? (Дети отвечают).
Воспитатель показывает Незнайке знак, на котором изображен водопроводный кран с льющейся водой, перечеркнутый крестиком.
В: Незнайка, ты знаешь, что обозначает этот знак?
Н: Нет!
Дети отвечают, что этот знак обозначает, что воду нельзя лить просто так, что кран нужно хорошо закрывать, воду нужно беречь.
В: Незнайка, ты понял, что воду надо тратить экономно?
Н: Да!
В: Воды хоть и много кругом, но хорошую питьевую воду необходимо беречь. А теперь мы проведем с вами несколько интересных опытов с водой.
1. Льда больше, чем воды
Цель: показать объем воды в жидком и твердом состоянии.
Налить до краёв в пластиковый стакан воду. Поставить его, не пролив ни капли, на ночь в морозильник. Вынуть его, когда вода полностью замерзнет.
Больше или меньше стало воды? Оставить стакан в тёплом месте, и посмотреть, что стало с водой после таяния.
Объяснение: при замерзании вода расширяется. Льду не хватает места в стакане, и он выталкивается наверх. Когда лёд растает, вода займёт свой прежний объём.
2. Таяние льда в воде
Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.
Поместите в таз с водой большую и маленькую льдины. Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте их ответы.
Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.
3. Таяние снега
Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т. д.
Вывод: Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой нагревательной системы.
Путешествие в мир удивительного и интересного закончилось, нас ждут еще другие чудеса. Молодцы, ребята! Вы справились с заданиями, были активными, любознательными! А, ты, Незнайка, не забывай нас, приходи к нам еще в гости. До свидания!
Анализ занятия.
Мною проведено занятие в разновозрастной группе. Была поставлена основная цель: познакомить детей со свойствами воды приемами опытов.
Для достижения цели занятия я использовала методы: эксперимент, беседа, сравнение, наблюдение. Дети учились устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Я считаю, что цель была достигнута, дети усвоили основные свойства воды.
Во время опытов учила ребят соблюдать правила безопасности, способствовала развитию мышления, памяти, речи, ввела новые понятия и слова, поддерживала интерес к познавательной деятельности при помощи создания проблемных ситуаций.
На протяжении всей деятельности старалась вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
При помощи наводящих вопросов поддерживала любознательность, призывала к бережному отношению к окружающей среде.
Считаю, что образовательная деятельность была результативной, задачи, которые ставила перед собой, выполнены, цель достигнута.
4. Конспект беседы по ПДД Общественный транспорт
(Раздел Ты и дорога)
Цель: Знакомить с правилами участника дорожного движения, расширять кругозор, давать представление об опасностях на дороге - научить ребёнка жить и действовать в реальной жизни, ознакомление с правилами поведения в общественном транспорте и вне его.
Задачи: - дать представление об отличительных признаках общественного транспорта,
- расширять знания о правилах поведения на дороге,
- учить быть воспитанными пассажирами в общественном транспорте,
- воспитывать ответственность за свою жизнь.
Ход беседы.
В: Здравствуйте, ребята! Мы начинаем своё путешествие в страну дорожной грамоты. Что такое ПДД? (Правила дорожного движения.)
- Зачем необходимо знать правила?
- Как понимаете слова "опасная ситуация на дороге"?
-Что может быть причиной "опасных ситуаций на дороге"?
- Правила дорожного движения - это дорожная грамота. Владеть ею должны все, чтобы предотвратить несчастный случай.
Игра "Ответь быстро и верно".
Инспектор - воспитатель задаёт детям разные вопросы, связанные с безопасностью дорожного движения. ( Игру можно повторить несколько раз.)
1. Из каких частей состоит улица? (Тротуары, проезжая часть, перекрёсток)
2. Где можно ходить людям? (По тротуару)
3. Где можно переходить улицу? (На пешеходных переходах)
4.Какие пешеходные переходы ты знаешь? (наземные, подземные, надземные)
5. Когда переходишь проезжую часть улицы по наземному переходу "зебре", куда сначала нужно посмотреть? (Налево, а на её середине - направо.)
6. Что указывает на пешеходный переход? (Светофор, зебра, дорожный знак.)
7. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? ( На зелёный.)
Награждение лучших детей призами.
Сообщение проблемы.
Сегодня мы поговорим о транспорте на улицах городов. Для быстрого передвижения людей на небольшие и большие расстояния существует транспорт.
- Как он называется?
Общественный транспорт - это транспортные средства, предназначенные для перевозки большого количества пассажиров ,которые курсируют по определённым маршрутам.
Как только мы купим билет на любой вид общественного транспорта - мы пассажиры.
Отгадайте загадки
1.Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль) (М. Дорошин.)
2.Дом по улице идёт, На работу всех везёт. Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках. (Автобус.) (М. Дорошин.)
-Найдите общее и различие между автомобилем и автобусом.( большой, маленькая, много пассажиров. Автобус и машина загрязняют воздух выхлопными газами - это очень плохо)
-Где люди пользуются таким общественным транспортом?
Физкультминутка. "Поиграем".
На лошадке ехали, До угла доехали, Сели на машину, Налили бензину. На машине ехали, До реки доехали. Трр! Стоп! Разворот. Надо сесть в самолёт. Самолёт летит, В нём мотор гудит: -У-У-У!
3.Спозаранку за окошком - Стук и звон и кутерьма: По прямим стальным дорожкам Ходят красные дома. (Трамвай)
-Трамвай- это электрический рельсовый общественный транспорт. На крыше у него имеется дуга, которая движется по электрическому проводу, находящемуся вверху. Ток поступает через дугу к двигателю трамвая, а через двигатель - в колёса.
- Чем отличается трамвай от автобуса?
- Где люди пользуются таким транспортом?
4.Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками! (Троллейбус.)
- Чем троллейбус отличается от трамвая? Что общего?
- Где люди пользуются таким транспортом?
- Каким должен быть водитель любого общественного транспорта?
(внимательным, опытным, знающим, умным, здоровым, вежливым.)
Правила поведения пассажиров в общественном транспорте
- Расскажите о правилах поведения на остановке, в транспорте?
(Не задерживайся в проходе. Оплати проезд. Не сори, не шуми, не отвлекай водителя. Не высовывайся из окон транспорта. Уступай место старшим, пассажирам с детьми.)
- Как надо заходить в общественный транспорт? (Через заднюю дверь.)
- Как надо выходить из транспорта? (Через переднюю дверь.)Как правильно обходить общественный транспорт?
Помни! Стоящий трамвай обходят СПЕРЕДИ! Автобус и троллейбус -СЗАДИ!
Сюжетно-ролевая игра "Мы - пассажиры"
Цель: закрепить правила поведения пассажиров на остановке, в транспорте, при выходе из транспорта.
В: Распределим роли: водитель, пешеходы, пассажиры, инспектор.
(Заранее сделать из стульев транспорт.)
- Посадка в автобус.
- Высадка пассажиров и обход автобуса. (Троллейбуса, трамвая.)
Итог беседы.
- Что случится, если мы нарушим правило обхода транспорта?Наше путешествие в страну дорожной грамоты закончилось.
Дидактическая игра Угадай дорожные знаки
Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нём. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки.
Принцип игры — лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.
Эй, водитель, осторожно!Ехать быстро невозможно.Знают люди все на свете —В этом месте ходят дети.(Знак Дети)Здесь дорожные работы —Ни проехать, ни пройти.Это место пешеходуЛучше просто обойти.(Знак Дорожные работы)Никогда не подведётНас подземный переход:Дорога пешеходнаяВ нём всегда свободная.(Знак Подземный переход)У него два колеса и седло на раме,Две педали есть внизу, крутят их ногами.В красном круге он стоит,О запрете говорит.(Знак Велосипедное движение запрещено)Этой зебры на дорогеЯ нисколько не боюсь.Если все вокруг в порядке,По полоскам в путь пущусь.(Знак Пешеходный переход.)Красный круг, прямоугольникЗнать обязан и дошкольник.Это очень строгий знак.И куда б вы не спешилиС папой на автомобиле —Не проедете никак!(Знак Въезд запрещён)Я не мыл в дороге рук,Поел фрукты, овощи.Заболел и вижу пунктМедицинской помощи.(Знак Пункт первой медицинской помощи)Этот знак на переезде —В непростом, заметим, месте.Тут шлагбаум не стоит,Паровоз вовсю дымит.Скорость он набрал уже,Так что будь настороже.(Знак Железнодорожный переезд без шлагбаума)
В: Ребята, наша беседа была очень интересной и познавательной, я надеюсь, что полученные знания пригодятся вам при соблюдении правил дорожного движения! Благодарю вас за работу! До свидания!
Анализ занятия.
Мною проведено занятие в разновозрастной группе. Была поставлена основная цель: познакомить детей с правилами дорожного движения, расширить кругозор, дать представление об опасностях на дороге.
Для достижения цели занятия я использовала методы: сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, беседа, наблюдение. Дети учились устанавливать причинно-следственные связи на основе полученных знаний о правилах дорожного движения и делать выводы. Я считаю, что цель была достигнута, дети усвоили основные правила поведения на дороге.
Во время занятий ребята усвоили и закрепили правила дорожного движения. Во время занятия они развивали умственные способности и зрительное восприятие; учили соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывали самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
На протяжении всей деятельности старалась вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
Считаю, что образовательная деятельность была результативной, задачи, которые ставила перед собой, выполнены, цель достигнута.