Публикации «Часы общения» как средство профориентационной деятельности с подростками

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Часы общения» как средство профориентационной деятельности с подростками
Автор: Кутявина Наталья Николаевна

«Часы общения» как средство профориентационной деятельности с подростками (методическое пособие)Разработка учителя начальных классов,классного руководителя 9 «А» класса МБОУ «Верещагинская санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»:Кутявиной Натальи Николаевныг. Верещагино 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрофориентация школьников всегда была неотъемлемой и важной частью деятельности школы, но в современном образовании данному направлению работы придают особое значение. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: «ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы» ("портрет выпускника основной школы").Рабочая программа воспитания МБОУ «ВСШИ» также выдвигает цель – личностное развитие школьников, где одним из приоритетов воспитания детей подросткового возраста является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Выбор профессии для выпускников является одним из самых важных моментов в жизни. Но по педагогическим наблюдениям и диагностике можно сделать вывод, что дети затрудняются с выбором профессии.Разрешение этих противоречий требует эффективной системы ранней профориентационной деятельности от меня, как от классного руководителя. 9 класс – особый, ознаменован получением аттестата, который для многих ребят будет являться билетом в самостоятельную жизнь. Поэтому важно помочь выпускнику с выбором своего пути. Выход нашла в разработке «Часов общения» для подростков с использованием метода «Шестиугольного обучения», что отражает новизну в подходе учебно – воспитательного процесса.Цель: создание в классном коллективе условий для успешного профессионального самоопределения средствами пособия «Часы общения».Задачи:
  • Разработать для подростков «Часы общения» (беседы, экскурсии, игры)
  • Апробировать разработки «Часов общения» во внеурочной деятельности.
  • Создать методическое пособие.
  • Ожидаемый результат: - оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;- выработка у школьников профессионального самоопределения в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;- расширение представлений подростков о мире профессий;- создание методического пособия.Для оценки эффективности данной деятельности были определены критерии результативности:Мониторинг результативности отслеживается классным руководителем.МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ«Часы общения», как средство профориентационной деятельности с подростками» - это сборник методических разработок, в котором представлены сценарии «Часов общения» профориентационного содержания. В пособие вошли разработки:- классных часов: «Осознанный выбор: хочу, могу, надо», «Я и профессия»;- экскурсии в МУП «Водоканал»;- интеллектуальной игры «Что? Где? Когда» по теме «В мире профессий».В практической деятельности использую метод «Шестиугольного обучения». Форма шестиугольных карточек позволяет ученикам проявить творческий подход в организации познавательной деятельности, связанной с профориентацией. Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым понятийным или событийным связям.Варианты использования:
  • Маркированные шестиугольники.
  • В данном случае цвет определяет определённую квалификацию. То есть учебный материал распределяется по видовым признакам. Задача ребят - соединить шестиугольники, причём может возникнуть много способов, различных связей (см. Приложение).2.Шестиугольники белого цвета. Ребятам выдаются для заполнения шестиугольники белого цвета, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. Это тот случай, когда ученикам даётся время для углубленного изучения темы, для погружения в проблему.Данное пособие может применяться педагогами в работе с обучающимися 8 - 9 классов с целью профориентационной работы.Час общения. Тема 1.Вид деятельности: внеклассное мероприятие «Осознанный выбор профессии: хочу, могу, надо».Возраст: 15 лет (9 класс)Цель: помочь воспитанникам с выстраиванием индивидуального профессионального маршрута.Задачи:1. Обучающие: расширить представление подростков о различных профессиях, научить соотносить требования, предъявляемые профессией, со своими индивидуальными качествами.2. Развивающие: развивать у подростков потребность к самоопределению, самореализации, побудить к осознанному выбору профессии, поиску информации о профессиях.3. Воспитательные: воспитать чувства ответственности к осознанному выбору профессии.Планируемый результат:1.Личностные: широкая мотивационная основа: понимают, что полученные в ходе беседы знания, пригодятся в практической деятельности, разрабатывают индивидуальный образовательный (профессиональный) маршрут.2.Метапредметные:- Регулятивные УУД: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают свою деятельность.- Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации, запись выбранной информации, строят рассуждения, осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.- Коммуникативные УУД: формулируют и высказывают собственное мнение, уважая позицию других людей, участвуют в учебном диалоге. Оборудование: презентация, раздаточный материал «Лист самооценки «Мой осознанный выбор», компьютеры с выходом в сеть Интернет, шестиугольники разных цветов, фломастеры, клей, листы А4.Технологическая карта мероприятияРаздаточный материалЧас общения. Тема 2.Вид деятельности: внеклассное мероприятие по теме: «Выбор пути».Возраст: 15 лет (9 класс)Цель: помочь воспитанникам с выбором индивидуального профессионального маршрута.Задачи:1. Обучающие: обучать детей поиску информации, связанной с выбором профессии.2. Развивающие: развивать у подростков потребность к самоопределению, самореализации, побудить к осознанному выбору профессии, поиску информации о профессиях.3. Воспитательные: воспитать чувства ответственности к осознанному выбору профессии.Планируемый результат:1.Личностные: широкая мотивационная основа: понимают, что полученные в ходе беседы знания, пригодятся в практической деятельности.2.Метапредметные:- Регулятивные УУД: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают свою деятельность.- Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации, строят рассуждения, осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.- Коммуникативные УУД: формулируют и высказывают собственное мнение, участвуют в учебном диалоге.Технологическая карта мероприятияЧас общения. Тема 3Вид деятельности: экскурсия на предприятие МУП «Водоканал»Возраст: 15 лет (9 класс)Цель: дать учащимся общее представление о современном предприятии МУП «Водоканал».Задачи:- знакомить учащихся с трудом взрослых, с профессиями, связанными с МУП «Водоканал», с техникой и инструментами, которые помогают человеку в труде;- нацеливать учащихся на выбор различных профессий;- воспитывать уважение к труду взрослых.Планируемый результат: знакомство со структурой (объектами) предприятия, условиями, спецификой работы, а также миром профессий; встреча со специалистами.План:1. Подготовка учащихся к экскурсии (подготовительная беседа, возвращение к модели «Типы профессий»).2. Вводная беседа на предприятии.3. Порядок знакомства с производством, наблюдения учащихся.4. Встречи и беседы с производственниками.6. Краткая заключительная беседа.Час общения. Тема 4. Игра «Что? Где? Когда?» (онлайн)Цель: Формирование у учеников представления о многообразии профессий.Задачи:1. Активизировать, закрепить, уточнить и пополнить уже имеющиеся знания учащихся о профессиях.2. Прививать интерес у учащихся к миру профессий.3. Развивать внимание, логическое мышление, быстроту реакции, смекалку.Ход:
  • Организационный момент.
  • Добрый вечер, дорогие друзья! Уже совсем скоро, через несколько минут вас ждут 15 интересных вопросов и игра «Чёрный ящик».Встречаем семейные команды. Регистрируйтесь: Фамилия, класс "+"Разрешите жюри: Якимова О.В. – член жюри. Семейные команды отправляют ответы Ольге Васильевне.Правила игры:За каждый правильный ответ семейные команды (команда сотрудников) получают по 1 баллу. Итоговая оценка определяется путем суммирования баллов, проставленных участнику членом жюри.Время обсуждения и запись ответа – 1,5 минуты (1 мин. – обсуждение, 30 сек. – запись и отправление ответа).Вопросы есть?
  • Игровая деятельность.
  • I этап.
  • вопрос. В каком фильме прозвучала фраза, ставшая «крылатой»: «Есть такая профессия — Родину защищать!»
  • Время….Сдаём ответы. Осталось 30 секунд.Стоп.Правильный ответ: «Офицеры»
  • вопрос. Представитель, какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?
  • Время….Сдаём ответы. Осталось 30 секунд.Стоп.Ответ: учитель
  • вопрос. В средневековье представители этой профессии совмещали несколько должностей: банщик, лекарь, парикмахер. Главная их деятельность, помимо стрижки и бритья, состояла в кровопусканиях, к которым в те времена питали большое пристрастие; приставлением кровососных банок в банях. Также они занимались педикюром. Тогда эту нехитрую услугу совмещали с лечением зубов и другими процедурами по уходу за телом. Разделение специальностей произошло в XIX веке. Как в средневековье называли представителей данной профессии?
  • Сдаём ответы. Осталось 30 секунд.Стоп.Ответ: цирюльник
  • вопрос. Кто такой статист?
  • Время….Сдаём ответы. Осталось 30 секунд.Стоп.Ответ: специалист по статистике;
  • вопрос. Кем по профессии был Верещагин, герой фильма «Белое солнце пустыни», исполнивший в фильме песню «Ваше благородие…»?
  • Время….Сдаём ответы. Осталось 30 секунд.Стоп.Ответ: таможенник.
  • вопрос. Как называется ручное сельскохозяйственное орудие в виде загнутого зазубренного ножа для срезания хлебных злаков с корня?
  • Время….Сдаём ответы. Осталось 30 секунд.Стоп.Ответ: серп
  • вопрос. У большинства людей ОН чаще всего ассоциируется со скучным специалистом в нарукавниках и со счетами в руках, который может общаться только посредством цифр. ОН вынужден заниматься ревизией бухгалтерских книг, документов и отчётности, а также консультационной деятельностью, связанной с наладкой бухгалтерского учёта. Чтобы соответствовать квалификации, ему следует быть в курсе изменений в законодательстве, разбираться в специфике бизнес-процессов. Кто ОН?
  • Время….Сдаём ответы. Осталось 30 секунд.Стоп.Ответ: Аудитор
  • вопрос. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациентов?
  • Время….Сдаём ответы. Осталось 30 секунд.Стоп.Ответ: анестезиолог
  • вопрос. Кем был по профессии Вакула в произведении В. Гоголя «Ночь перед Рождеством?»
  • Время….Сдаём ответы. Осталось 30 секунд.Стоп.Ответ: кузнецом
  • вопрос. Этот специалист посещает места, где происходят интересные важные события, анализирует их, даёт оценку ситуациям. Пишет тексты, сценарии, делает видео- и фотосъёмки. Сотрудничает с местной администрацией, полицией и другими службами. Местом работы могут быть телевидение, радио, любое периодическое издание и т.д.. Кто он?
  • Время….Сдаём ответы. Осталось 30 секунд.Стоп.Ответ: журналист
  • вопрос. Как называется основная профессия Максима Галкина?
  • Время….Сдаём ответы. Осталось 30 секунд.Стоп.Ответ: пародист
  • вопрос. Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. О ком идёт речь?
  • Сдаём ответы. Осталось 30 секунд.Стоп.Ответ: сварщик.13 вопрос. Какая из перечисленных ниже профессий не существует: а) переворачиватели пингвинов;б) профессиональный ныряльщик со скал;в) шоколадный инженер;г) продавец слёз;д) дизайнер спичечного коробка;е) менеджер экзотического острова?Время. Сдаём ответы. Осталось 30 секунд. Стоп. Ответ: (Д) дизайнер спичечного коробка.
  • вопрос. Кем по профессии были сёстры – злодейки из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина?
  • Время….Сдаём ответы. Осталось 30 секунд.Стоп.Ответ: ткачиха, повариха
  • вопрос. Один известный писатель сказал: «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и …. его жизни, его счастье, его восторги». Что он имел в виду (назови пропущенное слово)?
  • Время….Сдаём ответы. Осталось 30 секунд.Ответ: цель (А.П. Чехов)II этап. Игра «Чёрный ящик» (фото). - Угадайте, что лежит в чёрном ящике.Правила игры: вам будет предложено 3 подсказки. Если угадывайте с 1-й, получаете 3 балла, со второй - 2 балла. С третьей – 1 балл. Ответ можно дать только один раз!! После каждой подсказки даётся 30 секунд на обсуждение и 15 секунд на запись ответа. Вопросы есть? Ответ можно дать только один раз!!Подсказка 1 (3 балла): Доспех, получивший широкое распространение как в Европе, так и в Азии благодаря простой технологии изготовления.Время на обсуждение: 30 минутКто готов дать ответ? Отправляем!Подсказка 2 (2 балла): Для его изготовления требовалось только несколько килограммов железа, устройство для вытяжки проволоки и терпение для однообразной работы.Время на обсуждение: 30 минутКто готов дать ответ? Отправляем!Подсказка 3 (1 балл): Металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. После изготовления такой доспех мог служить практически вечно — при его повреждении было достаточно залатать его пригоршней новых колец.Время на обсуждение: 30 минутКто готов дать ответ? Отправляем!Правильный ответ: кольчуга.
  • Подведение итогов игры. Слово жюри.