Публикации
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно-развивающей работы
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно-развивающей работы
Автор: Борзилова Альмира Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно-развивающей работы
Автор: Борзилова Альмира Александровна
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ Аннотация. В представленной статье рассмотрена проблема организации взаимосвязи учителя-логопеда, социального педагога и родителей в процессе коррекционно-развивающей работы при формировании позитивной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторами проанализированы принципы положительного взаимодействия с родителями и формы сотрудничества по формированию позитивной социализации.Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, позитивная социализация, речевое общение.Важной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является вовлечение детей в детский коллектив. Дошкольный возраст – начало социальной жизни ребенка. Социализация – это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.Начальное знакомство с социальной жизнью, её законами и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде дошкольного учреждения, где окружающие детей люди выполняют свои роли: педагоги, родители, ровесники дошкольника. Особенность социализации в дошкольном возрасте - формирование умений речевого взаимодействия не только со взрослыми, но в большей степени со сверстниками в процессе активных речевых контактов.Одним из основных условий социализации ребенка является речевое общение, как фактор формирования его личности и ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми. Речевое общение создает базу социально-коммуникативной компетентности ребенка.Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От сформированности и качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности взрослого и ребенка, при рисовании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении мультфильма, сказки, спектакля зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском коллективе.В современном обществе для позитивной социализации дошкольников необходима четко спланированная, непрерывно проводимая работа, направленная на создание для детей с ОВЗ равных стартовых возможностей для дальнейшей социализации в обществе. Задача социализации детей с ОВЗ является одной из приоритетных в деятельности дошкольном учреждении. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной развивающей среды, сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей.Организации взаимодействия учителя-логопеда, социального педагога с родителями в процессе коррекционно-развивающей работы при формировании успешной социализации детей с ОВЗ уделяется большое внимание в нашем дошкольном учреждении. Мы все понимаем, что основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ОВЗ - одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребёнка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим, жить. В логопедической работе часто приходится сталкиваться с недопониманием родителями собственной значимости в вопросе преодоления речевого дефекта у ребёнка. Многие родители не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы проходит, а дефекты речи остаются. И в дальнейшем ребёнок сталкивается с проблемами в школьном обучении, выраженными нарушениями чтения и письма и как следствие нарушение общего процесса социализации.Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в проектную деятельность, совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.Работа учителя-логопеда в нашем учреждении ориентирована на формирование позитивной социализации через взаимосвязь с родителями. Развитие речи ребёнка во многом зависит от положительного настроя родителей, желания помочь своим детям в овладении речевыми навыками. Успех коррекционного процесса во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия.Вовлечение семьи ребёнка с ограниченными возможностями, имеющего речевые нарушения, в коррекционно-логопедический процесс предполагает определенные цели:- создание доверительных отношений с родителями;- повышение компетентности родителей в вопросах диагностики и коррекции речевых нарушений;- использование традиционных и введение инновационных форм работы с родителями.Положительное взаимоотношение с родителями результативно, если строится поэтапно, исходя из следующих принципов:- принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность учителя-логопеда, его умение понять и помочь решить проблемы речевого развития ребёнка;- принцип личностной заинтересованности родителей;- принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а не как к объектам воспитания. Все представленные формы взаимодействия учителя-логопеда, социального педагога и родителей призваны устанавливать теплые, доверительные отношения, эмоциональные контакты между участниками образовательного процесса и способствуют успешной социализации дошкольников. Использование данных форм сотрудничества позволяет достигнуть положительных результатов в социализации детей с ОВЗ.Библиографический списокБачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М., 2009. 325с. Вакуленко, Л.С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи. Л.С. Вакуленко – СП/б., 2011. 160с.