Публикации Вклад немецких педагогов в организации системы образования Санкт-Петербурга

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Вклад немецких педагогов в организации системы образования Санкт-Петербурга
Автор: Ваилуа Галина Петровна

Ваилуа Галина Петровна, преподаватель
Лисинский Лесной Колледж
Вклад немецких педагогов в организации системы образования
Санкт-Петербурга
Аннотация:
В статье рассмотрены: первые центры образования немцев в Санкт-Петербурге и закладывание основ системы образования; педагогические начинания и вклад педагогов немецкого происхождения в организацию образования в Санкт-Петербурге; структура и методика преподавания в учебных заведениях Санкт-Петербурга.
Образование является базой национальной культуры, важнейшим фактором удовлетворения национальных и культурных потребностей любого народа, играет значительную роль в сохранении и передаче общественно-исторического опыта последующим поколениям.
В современных условиях традиционное образование неизбежно трансформируется в новые формы существования, поэтому важно сохранить то ядро в традиции образования, которое влияет на сохранение культурной и языковой идентичности этносов.
На сегодняшний день, специальные исследования в области образования очень важны и актуальны, необходимо проведение историко-этнографического анализа, изучение немецких сословно-этнических традиций России, а также социально-образовательного понимания и возможностей трансформации их в современную жизнь в процессе возрождения российской культуры и образования.
Петербург исторически складывался, как город многонациональный и поликонфессиональный, какой всегда была Россия. В Санкт-Петербурге немецких школ было четыре, их называли по имени церквей, при которых они создавались: Петришуле (сегодня – средняя школа №222 с углубленным изучением немецкого языка Петришуле), Анненшуле (до 2008г. гуманитарная школа №203 им. А. С. Грибоедова, а с 2009 г. физико-математический лицей №239 (начальные классы), Катериншуле (находилась на наб. реки Фонтанки. В 1970-х-1980-х годах в здании были размещены библиотечные фонды и читальные залы.
С 2000 г. – здание принадлежит управлению вневедомственной охраны), и школа при реформатских церквах (школа № 636 с углубленным изучением иностранных языков, здание находится на наб. Мойки). Они были похожи по структуре и методике преподавания, но у каждой были свои характерные черты, свой путь развития.
Среди выпускников учебных заведений было немало видных деятелей науки и культуры; 23 из них в разные годы были избраны действительными членами Академии наук, в том числе языковед М.Ю.Фасмер, математик Н.М.Гюнтер, физики О.Д.Хвольсон и филолог Д.С.Лихачев, архитекторы А.А.Оль и И.И.Фомин, искусствовед В.А.Леняшин, художники Н.А.Бенуа, С.Н.Рерих и О.Г.Верейский.
Психологический склад и культурная традиция петербургских немцев – а если брать шире, то и немецкая культура в целом – рано нашли себе место на берегах Невы, не уступая давлению культуры численно преобладавшего, русского населения северной столицы, но никогда и не противореча ей слишком явно.
Немецких детей в образованных семьях обязательно обучали русскому языку, обучали систематически, так, что они овладевали им в литературно правильной форме. С другой стороны, и немецкий язык в таких семьях держался прочно. Сохранению его в большей степени способствовал высокий престиж этого языка среди русского населения России вообще, а Петербурга в особенности. Почти каждый образованный русский считал своим долгом говорить на немецком языке и учить ему своих детей.
Немцы своих детей учили частью в немецких, частью в русских школах. По существу, немец высшего круга ничем почти по языку не отличался от многих русских – оба с детства говорили на двух языках. Высокий престиж немецкого языка и немецкой культуры способствовал их сохранению, но одновременно влиял на снижение напряженности национальных чувств.
В низших социальных слоях (ремесленники), ситуация складывалась несколько иначе. Очень много возникло в Петербурге небольших ремесленных мастерских, где работали почти одни немцы и языком общения был немецкий. Дети из таких семей учились обычно в низших немецких школах. Разговаривая и дома, и на работе, и в церкви на родном языке, петербургский немец-ремесленник не имел никаких оснований терять его. Поэтому все петербургские немцы знали русский язык, но многие знали его плохо.
Первая евангелическая школа, Петришуле, появилась в Петербурге в 1710 году, при церкви на участке, принадлежавшем вице-адмиралу Крюйсу.
После освящения в 1730 году нового церковного здания на Невском проспекте, школа переехала (в 1735 году) в дом рядом с этой церковью (угол Невского и Большой Конюшенной).
Вначале это была элементарная двухклассная школа. В конце XVIII века специальная созданная правительственная школьная комиссия объявила Петришуле главной элементарной школой русских подданных немецкого языка. Дирекцию Петришуле обязали курировать немецкие школы во всей империи. В Петербурге в это время было уже несколько элементарных евангелических школ. В 1780 году открыли школу для детей прихожан в приходе Анненкирхе, которая размещалась далеко от церкви, на наб. Фонтанки, 62.
В XIX веке Петришуле оставалась главной немецкой школой в столице. В 1836 году она получила права государственной гимназии. В 1910 году это уже целый комплекс из пяти учебных заведений. В него входили: элементарные школы для мальчиков и девочек, гимназия, реальное училище с торговым отделением и женская высшая школа.
Наиболее известны среди последних, это школы – Г. Видермана и К. Мая (с 1978г. по настоящее время здание бывшей школы занимает Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН (СПИИРАН). В 1994г. в здании создан музей истории школы К. Мая).
Самое известное в Петербурге училище для мальчиков— гимназия К.Мая (пользовалось особой популярностью) — было основано 10 сентября 1856 года прусским подданным, известным педагогом-практиком Карлом-Иоганном (Карлом Ивановичем) Маем (1820–1895) при активной поддержке ряда предпринимателей и ученых города. Первые 25 лет школа была немецкой, лишь русский язык, литература и история преподавались на русском языке. Школа с самого начала состояла из двух отделений— гимназии и реального училища. В первом из них углубленно изучались древние языки— латынь и греческий, а также по расширенной программе преподавались гуманитарные предметы. Ученикам реального отделения в большем объеме преподавались естественные науки. Многочисленные обзорные экскурсии на заводы, фабрики, в музеи, на выставки, в пригороды Петербурга и даже в другие города расширяли кругозор учеников и дополняли образовательный процесс.
Главной особенностью школы был индивидуальный подход к каждому ученику, отношение к нему как к личности, заслуживающей внимания, уважения и доверия. Постоянное взаимодействие с семьей, стремление раскрыть и развить природные способности - вот принципы, которые на протяжении всех лет соблюдались в школе К.И.Мая. К числу её достоинств нужно также отнести полное отсутствие национальных и религиозных предрассудков. Все это позволило говорить о возникновении в стенах этой частной школы особой, почти семейной атмосферы, названной позднее майским духом.
31 октября 1910 года состоялось торжественное открытие нового школьного дома. В новом здании школьная жизнь достигла подлинного расцвета, почти при каждом кабинете действовали кружки, в числе которых был первый в России авиамодельный кружок; издавался собственный литературный журнал Майский сборник. Гордостью школы были 12 прекрасно оборудованных предметных кабинетов, фундаментальная и ученическая библиотеки, содержащие более 12 тысяч книг на шести языках; столярная мастерская, гимнастический зал, столовая.
Важное место в жизни школы занимали школьные спектакли. На одном из них в конце 1850-х годов появился штандарт с изображением майского жука, который с тех пор считался эмблемой школы и дружеским прозвищем её учеников. В гимназии и реальном училище К.Мая получили образование в общей сложности свыше 1000 юношей. Последний выпуск состоялся 24 февраля 1918 года, после чего учебное заведение декретом новой власти было национализировано.
Среди светских немецких институтов весьма многочисленны были немецкие общества. Правила общества гласили: недопустимы грубость и насмешки над сословной принадлежностью, национальностью, особенно над религией и правительством. В обществе было много просветительских подразделений: рисовальная школа, певческие кружки, библиотека, театр, шахматный союз, воскресная школа для ремесленных учеников.
Заметна роль немцев и в организации новых учебных заведений. В 1726 году при Академии наук стараниями академика-историка Готлиба-Зигфрида Байера (1694–1738) была открыта первая в Петербурге гимназия. Практически в течение первых тридцати лет все учителя были из немцев и преподавание велось на немецком языке. А из 13 ректоров гимназии за годы её существования (1726–1805) семь были немцами.
В 1731 году по проекту графа Бурхарда Христофа фонМиниха (1683–1767) был создан Сухопутный шляхетский кадетский корпус (находился в здании Меншиковского дворца на Васильевском острове. В советское время во дворце располагалось Военно-политическое училище им. Энгельса. Далее Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа. С этого времени там находится экспозиция истории и культуры России петровского времени)— своеобразная рыцарская академия, ориентированная на подготовку молодых дворян к военной и гражданской деятельности. В течение 10 лет, являясь главным директором корпуса, Миних добросовестно исполнял свои обязанности. С чувством глубокой благодарности вспоминали кадеты и других директоров, особенно графа Фридриха (Федора Евстафьевича) фонАнгальта (1732–1794), приглашенного в Россию ЕкатеринойII, и немецкого поэта Фридриха (Федора Ивановича) Клингера (1752–1831), который 35 лет прослужил в Кадетском корпусе.
Пользовались популярностью и школы для подготовки садовых мастеров, которые были организованы немцами-садоводами: Л.Гарнихфельдом, Б.Фоком, Г.Экслебеном, Ф.Б.Фишером. По плану лейб-медика ЕкатериныII Иоганна-Генриха (Ивана Захаровича) фонКельхена (1723–1810), в 1783 году при городской Обуховской больнице было открыто хирургическое училище.
Весьма охотно немцев приглашали в качестве домашних учителей в царскую семью. Наставником будущего императора ПетраIII был академик Я.Я.Штелин; естественные науки АлександруI преподавали академики П.С.Паллас, Л.Ю.Крафт. Шарлотта фонЛивен, вдова генерал-майора артиллерии О.Г.фонЛивена, мать одиннадцати детей, стала воспитательницей детей императора Павла. Её воспитанник— император НиколайI— сделал её княгиней. Детей АлександраII русскому языку и словесности обучал профессор Петербургского университета О.П.Миллер.
По данным переписи населения Петербурга 1869 года, среди преподавателей высших учебных заведений немцы составляли 9,3%, среди преподавателей средних учебных заведений— 25%, воспитателей и гувернеров— 29%. Значительное число немцев было среди учителей иностранных языков и особенно много среди учительниц пения и музыки— 40%.
Некоторые из них многие годы руководили учебными заведениями: директором 3-й петербургской гимназии был Вильгельм Христианович Лемониус, директором 4-й— Иоганн Федорович Кнорринг, директором 6-й— Густав Густавович Зоргенфрей, директором 7-й— Владимир Федорович Эвальд, директором Петришуле— Эрих Карлович Клейненберг и другие.
Знакомство с послужными списками учителей петербургских гимназий позволяет говорить о том, что профессия учителя становится семейной традицией. В 3-й гимназии русский язык и словесность преподавал Франц Иванович Буссе, его сын Вильгельм Францевич обучал физике и математике. Александр Филиппович Постельс был членом Главного правления училищ, его брат Морис Филиппович— учителем естествознания в 3-й гимназии, а сын Фридрих Александрович— учителем математики в 6-й гимназии. Успешно обучали немецкому языку в 1-й гимназии отец и сын Иоганн и Вильгельм Крейцеры. Более двадцати лет прослужил учителем физики в военном училище Федор Федорович Эвальд, два его сына— Владимир Федорович и Эдуард Федорович— обучали древним языкам учащихся 7-й гимназии.
Одним из самых популярных женских учебных заведений дореволюционного Петербурга была гимназия— пансион Эмилии Павловны Шаффе (1827–1906). Она родилась в Петербурге в семье банковского служащего, отец которого прибыл в Россию в свите герцога Гольштейн-Готторпского, будущего ПетраIII. После окончания Петришуле и многолетней практики частных уроков, 15 января 1858 года открыла школу-пансион (осенью 1918 года женская гимназия Э. П. Шаффе была объединена с мужской гимназией Карла Мая. В 1925 году — школа № 206 I и II ступени Василеостровского района; в 1935 — средняя школа №5; с 1964 — школа № 21. Сегодня здесь — школа № 21 и лингвистический центр.
Шаффе полагала, что воспитание девочек должно соответствовать реалиям окружающего мира, а поэтому следует воспитывать в них практичность и приучать к посильному физическому труду и умению быть самостоятельными в любых житейских ситуациях. Девочкам нужно научиться рассуждать обо всем здраво и логически и сравниться с мужчинами в самостоятельности своих суждений.
Каждый учебный предмет изучался в гимназии со слов учителя, а затем материал закреплялся письменными упражнениями. Учебники и руководства практически не использовались, чтобы приучить детей к живому обмену мыслями с преподавателями. Кроме уроков много времени уделялось прогулкам по городу и посещению музеев. Ботанику изучали в Ботаническом саду, а географию на Петровском острове и у Петропавловской крепости, отыскивая на местности заливы, острова и полуострова, а дома вычерчивали карты. Для более успешного усвоения иностранных языков каждой ученице выдавалась маленькая книжечка, которую она переводила на родной язык. При этом с детьми разговаривали то по-немецки, то по-французски.
Педагоги немецкого происхождения часто становились проводниками передовых педагогических начинаний. В 1862 году Софья Андреевна Люгебиль открыла в Петербурге первый в России детский сад, а Ф.Ф.Резенер- первую в России исправительную колонию для малолетних преступников. Петр Францевич Лесгафт (1837–1909)— педагог и анатом, стал основателем научной системы физического воспитания. В 1896 году им были созданы Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования (ныне- Национальный государственный Университет физической культуры, cпорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта).
Начиная с XVIII века, когда только закладывались основы системы образования, многие предметы в российской школе изучались по переводам с немецких учебников. Николай Александрович фонКорф (1834–1883), потомок барона Иоганна Альбрехта фонКорфа (1692–1766), президента Петербургской Академии наук, выступая организатором образования на юге России и Кавказе, составил книгу для чтения Наш друг, которая переиздавалась 19 раз, а для учителей написал методическое пособие Руководства к обучению грамоте, выдержавшее семь изданий.
Самыми популярными книгами, по которым российское юношество училось писать и читать, были сочинения Иосифа Ивановича Паульсона, эксперта Петербургской Городской думы по школам. Он составил два учебника для обучения русскому языку, которые печатались большими тиражами и переиздавались 17 раз.
Немцы справедливо отстаивали свое право иметь школу с родным языком преподавания. Перспектива денационализации при утрате родного языка подталкивала немецкое население сохранять традиционную конфессиональную школу и одновременно создавать по собственной инициативе новые формы обучения с немецким языком.
Изучение положительного и негативного опыта взаимодействия государства, церкви и общества в вопросах национального образования представляет практический интерес для гармонизации отношений в обществе, оптимизации соотношения национальных и государственных интересов в сфере образования.
Список литературы:
1.Бахмутская Е. В. Образование немецких колоний в Санкт-Петербургской губернии (вторая половина XVIII – начало XIX вв.)//Немцы в России: Петербургские немцы./ СПб., 1999.
2.Дальман Д. Петербургские немцы в XVIII столетии: крестьяне, ремесленники, предприниматели.//Немцы в России: Петербургские немцы./ СПб., 1996.
3. Иванов М. Лютеранский квартал в Петербурге.//СПб., Европейский дом, 2004.
4. Многонациональный Петербург. //Спб. Гуманитарный университет профсоюзов. Спб., Выпуск 1, 1994.
5. Немцы в России: историко-документальное издание.//отв. редактор Г.И. Смагина/СПб.: Лики России, 2011.
6. Спивак Д. Л. Метафизика Петербурга.//Немецкий дух. Спб., Алетейя, 2003.
7. Юхнева Н. В. Петербург и губерния.//Ленинград, Наука, 1989.
8.Юхнева Н. В. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга.// Ленинград, Наука, 1984.