Публикации Открытый урок: "Красочность музыкальной гармонии"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок: "Красочность музыкальной гармонии"
Автор: Стольникова Светлана Валентиновна

Тема«Красочность музыкальной гармонии» Цели урока: сформировать представление о художественном воздействии музыки на человека;научить лицеистов делать собственные шаги навстречу такому воздействию, способному оказывать огромное облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности.Проблема урока: Удалось ли композитору передать красочность гармонии в музыке? Что ему в этом помогло? Всегда ли гармонична музыкальная гармония?Методы и приемы: индукции и дедукции, беседа, межпредметные взаимодействия; АМО («кластер», «угадай мелодию», «узнай композитора», устное тестирование).Планируемые результаты учебной деятельностиМетапредметные:— умение определить, обсудить, объяснить гармоничные и дисгармоничные явления окружающей жизни;— понимание, умение объяснить, использование в беседе противоположных понятий: «гармония» и «дисгармония», «порядок» и «хаос».Личностные:— умение определить, обсудить, объяснить красочность, гармоничность сюжетов и образов русских сказок, гармонию в изображении сказочных персонажей.Предметные:— умение проанализировать музыкальновыразительные средства сказочных образов на примере «Шествия чуд морских» Н. РимскогоКорсакова (прослушивание и анализ нотного примера).Образовательные ресурсы: УМК «Искусство. Музыка. 6 класс (Т.И.Науменко, В.В.Алеев).Учебно-дидактическое обеспечениеМузыка: Н. РимскийКорсаков. «Шествие чуд морских» из оперы «Садко» (№ 24 аудиоприложения).Песенный материал. Повторение и закрепление песенного материала прошлого урока.КАРТА УРОКА1Проверка ранее полученных знаний по теме «Гармония».Она во всем – в самой природе,И для бесчисленных мелодийОна сама рождает звук- Сегодня мы завершаем разговор по теме раздела «Гармония». - Где мы с вами можем найти ответ на него? (В учебнике).Отвечают на поставленные вопросы, высказывают свое мнение.Зиннатуллина Камилла)Послушай: музыка вокруг;На фоне инструментальной мелодии Джованни Марради и видеоряда « Гармония музыки и природы» звучит стихотворение В.Лазарева «Мне снилась музыка».Уч.)Мне снилась музыка...Я звуки чистые ловилНа острия дрожащих веток,Ко мне летели соловьи,Сквозь вьюгу пущенные светом.уч. )Мне снилась музыка...Всё — музыка, в конце концов,И, требуя проникновенья,Возникло музыки лицо,Ускорив ритм сердцебиенья.Мне снилась музыка...И потрясенная до дна,Душа входила в пору таянья...уч. )Мне снилась музыка. ОнаЛегко меняла очертания:Как облако и как волна,уч.)Как снежный день, как ночь слепая,То сладостна, то солона,То на изгибах зелена,То золотисто-голубаяуч.Мне снилась музыка... Во мглеТакая в ней светилась сила!И всё, что было на земле.Всё из неё происходило.Мне снилась музыка..Учитель. -Что вы только что ощутили? Как можно назвать это состояние? Что может быть общим между увиденным и услышанным?Ответы детей. Нежность, покой, ощущение красоты, приятные чувства, общее - чувство красоты.Учитель. - А можно ли наши ощущения, состояние назвать одним словом. Всё это называют одним словом «гармония».2. Актуализация опорных знаний- Так что же означает это слово «гармония», дайте пожалуйста определение.записать. Гармония (от греч. harmonia — согласие — соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие.) - соотношение и взаимодействие предметов и явлений, вызывающее у наблюдателя чувство эстетического удовольствия и комфорта.Гармония - благозвучие, слаженность звуков, аккордов, ладов, то есть выразительных музыкальных средств.- Как вы поняли речь сегодня пойдет о красоте и гармонии, а вернее о красочности музыкальной гармонии.Новый материалМузыкальная гармония владеет своеобразными художественными средствами . Какими, назовите их? ( лад, темп, ритм и т д.), с помощью которых изображает жизнь.Гармония, как одно из средств музыкальной выразительности научилась быть изменчивой, ей доступны самые различные выражения, образы и даже неодушевленные предметы.Музыка может «рисовать» разные картины, используя свои краски. Они конечно не красные и синие, желтые и зеленые. Но слушая их, мы не только слышим, но и видим( дремучий лес, яркое солнышко, бегущий ручей, которые рисует композитор, используя удивительные музыкальные инструменты). Музыкальная гармония проникла во все области искусства, нашей жизни.Гармония – это многоголосная музыкальная краска, которую создают аккорды.Какие существуют главные трезвучия лада?Особое выразительное значение гармония приобретает в сказочных музыкальных образах, где необычные созвучия помогают изобразить нереальный, волшебный мир.- Вспомните, какого композитора мы называем композитором-сказочником?(Римский – Корсаков). Именно у Н. А. Римского - Корсакова целая галерея причудливых сказочных персонажей образов, пейзажей. Один из примеров необыкновенной красочности гармонии – это опера-былина «Садко» - сл. 3.Опера начинается с того, что главный герой - гусляр Садко поет. В песне он обвиняет богатых гостей (в разгаре пир) в том, что они не хотят открывать новые страны, а сидят на своем золоте. Его никто не понимает. Тогда Садко сетует у озера, там и засыпает в печали. Но его песню слышала царица водная и ее подруги. Они выходят на берег. Водная Волохва жалеет Садко, она дарит ему чудо: как он вдруг закинет сеть в это озеро, так и вытащит трех золотых рыбок. К жене Любаве возвращается Садко с мыслями о новой жизни. И вот герой идет в город, где его ждут богачи, которые хотели бы от него избавиться. Лишь бедняки поддерживают смелого мечтателя в борьбе с богачами. Возникает спор, и Садко бьется об заклад, что вытащит из озера сразу трех золотых рыбок, которых там и не водилось никогда. Богачи смеются, ставят на кон свои торговые лавки. И конечно, проигрывают... Но герой не берет их, рыбки превратились в горы золота для него. Садко исполнил свою мечту - он путешествует. И вот идет его корабль по морю-океану, но вдруг замирает. Оказывается, что Садко много лет уже колесит по водам, а дань морскому царю ни разу не заплатил. Стали моряки бросать за борт золото и драгоценности, но корабль не двигается. Вот и поняли они, что требует Царь настоящую жертву... Бросили жребий, то есть каждый - перо на воду. Все остались на глади морской, а перо Садко камнем пошло ко дну. Понял Садко, что ждет его сам Царь. Не испугался мечтатель, очутился при морском дворе. Сумел успокоить Царя разобиженного, сыграл ему и спел. Да так, что буря поднялась. Спас всех моряков Богатырь. Он тут же отобрал власть у Царя и выгнал на сушу его дочь (ту самую Волохву). Садко тоже оказался на берегу. Дочка морского Царя любит его, но не может быть с ним - она превращается в речку. А Садко возвращается к жене. Слушание фрагмента из 6 картины оперы « Садко» , «Шествие чуд морских»- Какой образ создается гармонией «Шествием чуд морских». Ваши представления, настроение, чувства которые вызовет эта музыка. ( атмосфера загадочности, волшебства, романтичности)3. Итог урока. Рефлексия.«Садко»состоит из семи картин. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко1.Как фамилия композитора, написавшего оперу «Садко»?2.Как называли этого композитора?3.Какая первая профессия композитора?4. Сколько опер написал Н.А.Римский – Корсаков?10, 12, 155. Сколько опер написано на сказочные сюжеты?7, 8, 96. Что такое либретто?Картины оперыСловесный текст большого музыкально-вокального произведения.Вступление к опере.7. Увертюра – это…Инструментальное вступление к опере или балетуМузыка, предназначенная только для исполнения на каких-либо инструментахМузыкальный спектакль, в котором все танцуют8. Что лишнее?КонтрабасСкрипкаФлейта9. Опера «Садко» - это…Опера – сказкаОпера – драмаОпера - былинаСегодня на уроке мы, увидели еще одну сторону гармонии: ее многогранность и красочность. Искусство учит пониманию Красоты, а Красота входит в нашу жизнь через искусство.VI. Домашнее задание: повт изуч. мат-л.«Садко»состоит из семи картин. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре СадкоКак фамилия композитора, написавшего оперу «Садко»?Как называли этого композитора?Какая первая профессия композитора?4. Сколько опер написал Н.А.Римский – Корсаков?10, 12, 155. Сколько опер написано на сказочные сюжеты?7, 8, 96. Что такое либретто?Картины оперыСловесный текст большого музыкально-вокального произведения.Вступление к опере.7. Увертюра – это…Инструментальное вступление к опере или балетуМузыка, предназначенная только для исполнения на каких-либо инструментахМузыкальный спектакль, в котором все танцуют8. Что лишнее?КонтрабасСкрипкаФлейта9. Опера «Садко» - это…Опера – сказкаОпера – драмаОпера - былина- Мы ранее неоднократно знакомились с музыкальным творчеством Н.А.Римского-Корсакова.Давайте вспомним, что вам известно об этом композиторе. И поможет вам в этом тест, Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, размышляют о композиторе.3. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (слайд 21).Информирует о задании: Нарисовать декорации к сцене «Шествие чуд морских» или создать коллаж.