Публикации Методическая мастерская "Первоклассная газета" как средство формирования читательской грамотности школьников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая мастерская "Первоклассная газета" как средство формирования читательской грамотности школьников"
Автор: Симонова Татьяна Викторовна

Методическая мастерская Читающий экспресс
Первоклассная газета как средство формирования читательской грамотности школьников
Цель: обучение эффективным приёмам формирования читательской грамотности на примере инструмента "Первоклассная газета"
Планируемый результат: Коллеги познакомятся с инструментом и приёмами работы с ПГ.
Актуализация.
Здравствуйте, уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги, родители, к которым у меня сразу первый вопрос: вашим детям нужна читательская грамотность? Спасибо. Здесь, в этом зале находятся десятки лучших учителей. У меня к вам тоже вопрос: сколько детей у вас в этом учебном году? Во всех классах? 120. 30. 11. И такое бывает. А теперь, положа руку на сердце, ответим: существует ли в педагогике такой приём, благодаря которому каждый ребёнок любого класса будет осознанно, без принуждения читать ? Нет. Или, как минимум, трудно сказать. Действительно, на этот вопрос вряд ли кто ответит положительно.
Сегодня я представлю вашему вниманию инструмент, который позволяет увлечь чтением каждого ребёнка.
Мой мастер – класс посвящён этой теме, которая написана на слайде. Давайте мы посмотрим небольшой видеоотрывок.
Уважаемые коллеги, какую педагогическую проблему вы видите в этом отрывке? (Дети разные, не слышат ученика каждый на своей волне). У нас, у учителей, есть один стиль, привычный, обычный. Однако все дети разные. И к каждому нужно найти свой ключик, свой подход.
Позвольте представить вашему вниманию один из приёмов по формированию читательской грамотности на учебных занятиях и по внеурочной деятельности с использованием инструмента Центра Развития Молодежи г.Екатеринбурга – Первоклассная газета.
Какой же механизм, инструмент дать учителю в помощь? На примере работы с Первоклассной газетой поделюсь приемами, способствующими развитию осознанного, смыслового чтения на учебных занятиях и занятиях по внеурочной деятельности. (раздаёшь буклеты)
СЛАЙД 1
- Итак, уважаемые коллеги, Добро пожаловать в наш читающий экспресс. (звук отправления поезда, я надеваю головной убор проводника, на двух партах – рабочий материал, можно поставить кружки с чаем (у меня есть 6 кружек с подстаканниками)
-В нашем экспрессе Вам достались билеты в вагон - купе. Перед началом поездки предлагаю занять свои места (2 купе) и ознакомиться с её программой.
СЛАЙД 2
Увжмаеаые пажиассры. Наш пеозд в птуи – 15 миунт. За это врмея Вам буудт преждлоены ранчзлиые улусги: чтнеие "Перклованссой гаезты", приоянте обнещие дург с дургом, инстереные прмёиы раобты по смовслыому чтинею, обемн опотым. По всем возшкиним восопрам Вы моежте обитраться к проинводникам. Принтяой покдези!
- Вы сейчас ознакомились с одним из приёмов работы с текстом Перестановка букв
- По результатам исследований не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтоб первая и последняя буквы были на месте. Текст будет читаться без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву в отдельности, а читаем всё слово целиком. Данный приём можно использовать на всех уроках, так как он формирует скорочтение и способность принимать информацию, данную в необычной форме.
- Итак, отправляемся в путь.
- Любая поездка начинается со знакомства. Давайте знакомиться.
Принцип газеты таков:
Заставить читать нельзя, чтением надо увлечь!
Смысловое Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.
-Родители и учителя обеспокоены тем, что дети стали мало читать.
-Новые стандарты требуют от ученика основной школы осознанного чтения и навыков работы с информацией.
Эти проблемы поможет решить Первоклассная газета
Первоклассная газета-это ежемесячный листок, который раздаётся всем ученикам во время занятия или после него.
Задачи Первоклассной газеты
Приучает к чтению.Систематическое изучение Газеты привьёт позитивное отношение к получению информации через печатные издания. Небольшие, привлекательные по содержанию тексты, сопровождаемые графическими изображениями, сформируют интерес ученика к чтению.
Расширяет кругозор.Газета построена на базе интересного внепрограммного материала. Выбранные темы Газетактуальны, полезны и оказывают воспитательный эффект.
Формирует читательскую грамотность.Регулярная работа с Газетой помогает в формировании информационной компетентности. Учащиеся смогут овладеть приёмами эффективного чтения и навыками поиска информации. На вдумчивое чтение будут настраивать занимательные задания, связанные с прочитанной информацией.
Реализует идею Учение с увлечением.Газета содержит занимательный материал, цветные иллюстрации и задания. Она способна увлечь не только детей, но и их родителей. Работать с Газетой детям будет весело и интересно. Она, если хотите, – идеальное домашнее задание.
Каждый номер представляет собой 4 страницы. В содержании информационные блоки с картинками и 3-5 заданий на работу с информацией на последней странице, которые направлены на формирование разных аспектов читательской компетентности.

В основе Первоклассной газеты лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников. При работе с газетой дома можно подключить и родителей.
СЛАЙД 5
Структура занятия включает в себя: введение, разминку, чтение текста, работу с текстом, закрепление материала, работу с заданиями по тексту, рефлексию, домашнее задание.
- Итак, мы познакомились.
- Перед вами лежат различные выпуски ПГ. Определите и выберите тот выпуск, с которым будем работать на занятии, исходя из того, что мы отправляемся в путешествие
СЛАЙД 6
Совершенно верно. Это выпуск рубрики путешественников Брединская первая - родная.
- В любом купе есть верхняя и нижняя полки. Всё, что на них лежит - доступно и можно взять. Пусть это будут те приёмы, которые мы используем на занятиях.
- Каждое занятие с ПГ начинается с разминки. Для разминки можно использовать следующие приёмы:
Приём "Ассоциативный куст". Приём работы с информацией до чтения! Даётся ключевое слово или заголовок текста. Вокруг него записываются все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
ШКОЛА (учитель, уроки, ученики, парта, директор,перемена, класс, звонок, доска, дневник,учебник, тетрадь, знания…)
Приём Корзина идей, понятий….
Описание:Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Ассоциации и предположения,направленные на целеполагание.
Предлагается ответить вопросы:
С чем ассоциируется название выпуска (рубрики)?
Что, по вашему мнению, написано в этом номере?
Где можно найти информацию по этой теме?
Почему данная тема важна?
В какой ситуации могут пригодиться знания по данной теме?
Чему мы научимся, прочитав данный номер?
- Затем, когда подготовительная работа проведена, можно переходить к чтению.
- Вспомните, как Вы читаете газеты.
- С чего начинаете?
(рубрики, картинки, построение, как лучше знакомиться с информацией). Это просмотровое чтение – общее знакомство с газетой.
- А вот при ознакомительном чтении текст читается полностью. Преимущество отдаётся самостоятельному чтению, так как приём "Читай самому себе" - самый эффективный. При ознакомительном чтении основная задача - извлечь содержащуюся в тексте основную информацию.
- Коллеги, чтобы в экспрессе нам не было скучно, предлагаю ознакомиться с материалами выпуска. (время 2 мин)
= А я пока пообщаюсь с остальными пассажирами нашего вагона.
- На этапе работы с текстом применяются разные виды чтения:
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого.
После прочтения текста для осмысления полученной информации можно использовать такие приёмы:
Приём "Дневник двойных записей" Приём Ролевая игра Приём "Работа с вопросником"
(1 группе предлагаю лист на 2 части левая – записать что понравилось? правая – чем?)
Приём Ролевая игра (2 группе роль экскурсоводов – продумать экскурсионный тур по темам выпуска газеты)
- А чтобы наша поездка была ещё и полезной каждому купе предлагаю применить данные приёмы на этом выпуске ПГ
Уважаемые коллеги, а пока наши группы готовятся, предлагаю Приём "Работа с вопросником" (подбирает вопросы и ответы к статьям газеты)
Например: Кто?, Что?, Почему?, Как?, Зачем?, Где?
- Для понимания, оценки и преобразования информации на последней странице ПГ даются задания. ЭТАП РАБОТЫ С ЗАДАНИЯМИ может проходить как в классе, так и дома.
Задания направлены на интерпретацию, на интеграцию, на оценку и применение информации, на нахождение информации.
Я не буду останавливаться на видах заданий, попробуйте их определить самостоятельно. При работе с некоторыми заданиями необходимо ответы доказывать словами текста, которые можно выделять цветным маркером.
- Наш выпуск, как вы уже заметили, находится в недоработанном варианте. Предлагаю вам попробовать подобрать задания и до конца оформить наш выпуск газеты. В конвертах вы найдете все, что вам может пригодиться для выполнения данной работы.
- Вы ознакомились с содержанием газеты, с некоторыми приёмами работы с текстом и заданиями. Предлагаю определить, какие метапредметные результаты формируются в процессе работы над этим номером.
- Перед вами Программа формирования метапредметных планируемых результатов раздел Смысловое чтение и работа с текстом.
1купе работает с 1 разделом Поиск и понимание прочитанного
2 купе – со 2 разделом Преобразование и интерпретация информации
остальные – 3 раздел Оценка информации
Проверка.
- Наша поездка подходит к концу, и прошу вас назвать, какие преимущества в работе с ПГ по формированию читательской компетентности вы для себя отметили.
Вывод:
-Да вы правы: материалы ПГ представлены интересно, информация даётся в разной форме, она доступна и лаконична, оформление красочное и яркое, материал мотивирует детей на поиск дополнительной информации по теме, расширяет кругозор учеников и это прекрасный инструмент для формирования читательской грамотности.
Если вам мой приём интересен, изучите буклет, в которой много информации (можешь зачитать названия), в том числе и адрес сайта, который я активно использую для работы с Первоклассной газетой.
Рефлексия
- Уважаемые коллеги, в любом поезде есть вагон-ресторан, где мы с вами заканчиваем наш мастер-класс
Прием Ресторан
На доске вывешивается картинка с изображением повара и вопросом Насытились?. Учитель предлагает закончить предложения:
* Я съел бы еще этого... .
* Больше всего мне понравилось... .
Я почти переварил... .
* Я переел... .
(пока пишут, заканчиваю в зал)Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова?(Ответы педагогов).
По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения:ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели.Следует подчеркнуть, чтолюбые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!
Приятного чтения!