Публикации РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ МЕДИАГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ МЕДИАГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Автор: Солдатенко Дарья Вячеславовна

УДК 371.388.6
Д.В. Солдатенко,
студент-магистр, учитель истории
БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа
МБОУ Школа №113 им. И.И. Рыбалко, г. Уфа
РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ МЕДИАГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Роль и актуальность проектной деятельности рассматривается исследователями с точки зрения аксиологических вопросов, когда медиаобразовательный проект становится не только формой построения индивидуального образовательного маршрута для учащихся, а транслирует систему ценностей, таких как воспитание и развитие личности[1;77].
Основной тенденцией медиаобразования, является активное применение проектных методик в обучении. Медиаобразовательные проекты выступают важным средством развития познавательной активности, креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств учащихся. На данный момент степень научной разработки понятия проектная деятельность в медиаобразовании недостаточна. Медиаобразовательный проект представляет собой разновидность так называемой проектной технологии или метода проектов, в рамках которых учащиеся совместно с педагогом осуществляют реальную медиадеятельность, т. е. занимаются производством газеты, журнала, теле- или радиопередачи, интернет-сайта, фильма, видеоролика[5;40–41].
Проектная деятельность школьников, является фактической основой единицы обучения, которая способствует формированию познавательных мотивов обучения, так в результате учащиеся видят конечный результат своей деятельности и это вызывает у них желание учиться и совершенствовать свои знания умения и личностные качества. Метод проектов отражает совместную деятельность учителя и учащихся, которая направлена на поиск выхода из возникшей проблемной ситуации.
Проекты сегодня всё чаще рассматривают как метод обучения, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Основные темы для проектов берутся и составляются совместно с детьми в рамках исследования окружающей действительности. Поэтому выбор тем будет считаться важной и необходимой частью работы для учащегося, а именно должны удовлетворять запросы государства и общества[2;596].
При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.
Имея за плечами своей работы уже небольшой опыт в этом вопросе, хотелось бы посоветовать начинающим учителям, педагогам, которые организуют проектную деятельность, сначала разобраться с вопросом о том, какие бывают виды проектов и изучить их особенности.
Виды
Особенности
Суть
1. По основополагающей деятельности учащихся
1.
Практико-ориентированные проекты
Их роль это социальные интересы, тех кто участвует в проекте.
Цель проекта заранее определена учеником и учителем. А сам проект на практике может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города.
2.
Исследовательские проекты
По структуре и форме это научное исследование
Включают в себя обоснованность с актуальность избранной темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотез и проверкой. В данном виде проекта четко сформулированы пункты написания, которым нужно следовать
3.
Информационные проекты
Направлены на сбор информации об объекте, явлении с целью ее обобщения и представления широкой аудитории. Для анализа можно провести связь с интернет-сообществом
Итогом такого проекта может быть публикация в СМИ, в Интернете, создания информационной базы класса и школы
4.
Творческие проекты
В них входит
свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Больше применяется в творческих центрах и институтах дополнительного образования
Альманахи, театрализация, спортивные игры, произведения изобразительного искусства, видеофильмы и др.
2. По содержанию в предметной области
1.
Моно-проекты
Слово моно отражает применение в рамках одного предмета или одной области знания, хотя возможно использовать информацию из других областей знаний и деятельности
Учитель-предметник выступает как руководитель, консультант. Такие проекты могут быть литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми, проводиться в рамках классно-урочной деятельности
3. По длительности
1.
Мини-проекты
Могут укладываться в один урок
Состоят из небольшого исследования, нету полного погружения в проблему и соответственно нет возможности провести социологическое исследование
2.
Краткосрочные проекты
Требуют 4-6 уроков
Уроки используются для направления деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по подбору информации, и ее анализу и сбору осуществляется во внеклассной деятельности и самостоятельно
3.
Недельные проекты
Выполняются в группах
В данном виде проекта, возможно сочетание классных форм работы (это могут быть мастерские по темам или лекции)
4.
Годичные проекты
Выполняются как в группах, так и индивидуально ребенком
Это в основном ученические научные общества. Весь проект выполняется во внеурочное время
В связи с тем, что у школьника развивается непроизвольное внимание, исполнение долгосрочных проектов не особенно целесообразно. Учащиеся с интересом работают над краткосрочным проектом, так как, увлёкшись идеей проекта, ориентируются на достижение скорого и реального результата [3;83].
Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. В определённом смысле учитель перестаёт быть предметником, а становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях для своего подопечного[4;265].
Подводя итог, хочу отметить, что исходя из практического педагогического опыта в МБОУ Школа №113 им. И.И. Рыбалко по реализации проектно-исследовательский деятельности, учителя активно применяют работу проектов на своих уроках. Где дети создают работы, в которых отражают и представляют свое видение по тому или иному проблемному вопросу. Проектная работа в данной области становится, единственным возможным способом увидеть результаты, дети показывают свое творчество и креативность, а также развивают и получают профессиональные и социальные компетенции в процессе проживания различных ситуаций. Создавая проект, они прорабатывают на себе те вопросы, в которых достаточно разбираются, а также анализируют. В дальнейшем данная работа поможет им в практической реализации самих себя в жизни.
Литература:
1) Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / – М.: Академия, 2008. – 272 с.
2) Жилавская И. В. Медиаобразовательный проект Интернет журналистика для глухих детей: из опыта реализации // Образовательные технологии и общество. – 2013. – Вып. 2. – С. 595–603.
3) Алдошина М. И. Формирование профессиональных ценностей студентов в современном университетском образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 1. – С. 79–87.
4) Чернова А. А. Педагогические возможности медиаобразования в процессе социализации школьников // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2017. – № 4 (26). – С. 264–267.
5) Фатеева, И. А. Новые технологические форматы медиаобразовательных проектов [Текст] / И. А. Фатеева // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 5 (360). – С. 40–46.
Солдатенко ДВ, 2021