Публикации
Статья "Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Автор: Елена Николаевна Киосева
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Автор: Елена Николаевна Киосева
Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Киосева Е.Н., учитель русского языка и литературы
МКОУ Ульяновская СОШ
Яшалтинский район Республика Калмыкия
Неумолимая статистика показывает, что год от года увеличивается количество младших школьников, которыес трудом усваивают родной язык как учебный предмет. Это не может не тревожить учителей. Для того, чтобы ученики могли успешно усваивать школьные знания, необходимо, чтобы они приходили в первый класс c достаточно сформированными ведущими мыслительными операциями. Если же ребёнок приходит в школу без этого багажа, он обречён на неуспешность в обучении. Таких детей сегодня относят к группе академического риска, и практически нет ни одного класса, в котором не было бы подобных детей. Психолого-педагогические исследования, проведенные в течение ряда лет, констатируют у этих детей неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Главной задачей педагога при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является помощь в дальнейшей социализации, обучить важнейшим навыкам, необходимым для самостоятельной жизни. И главное, что должен развить учитель у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, это коммуникативные навыки. За время обучения учащийся должен овладеть связной речью: устной и письменной.
Характеристика речи детей с ОВЗ.
Развитие речи – центральная задача системы работы в школе, так как у детей с ограниченными возможностями здоровья чаще всего наблюдаются нарушения в произношении, лексике, грамматике, затруднения при подборе слов, построении диалога, использовании выразительных средств речи. В новых условиях появилась необходимость при обучении детей с ОВЗ применятьособые коррекционно-педагогические воздействия, сочетающиеся с лечебно-оздоровительными мероприятиями. При этом нужно осуществлятьиндивидуальный подход сучётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Учебный материал должен преподноситьсянебольшими дозами; егоусложнениеследует осуществлятьпостепенно.Необходимо приучать ребёнка пользоваться ранее усвоенными знаниями. Известно, что дети с задержкой психического развития быстрее утомляются. В связи с этим их целесообразнопереключать содного вида деятельности на другой. Кроме того, надоразнообразить виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществляласьс интересом и эмоциональнымподъёмом.Этому способствует использование на урокахкрасочного дидактического материалаиигровых моментов. Очень важно говорить с ребёнкоммягким, доброжелательнымтоном и поощрять его за малейшие успехи. Таким должен бытьобщий педагогический подходк детям с ОВЗ. Работа над развитием лексико-грамматического строя речи. В развитии связной речи выделяются два аспекта: работа над диалогом и монологом. Самым трудным для учащихся является описание предмета с использованием выразительных средств. Существует такой метод формирования умения описывать предмет, как работа по готовым текстам-моделям, по которым ученик может построить аналогичное высказывание.
Работа с текстом-моделью может быть трех видов:
1. Составление аналогичных текстов по предложенной модели.
2. Продолжение текста-модели по предложенному началу.
3. Конструирование текста модели путем обогащения содержания предложений.
Также развитию устной речи и расширению словарного запаса способствуют такие виды деятельности как:
-речевая зарядка;
-пересказы текстов;
-чтение и обсуждение прочитанных текстов;
-составление рассказов по картине, по ключевым словам;
-закончить предложение, используя пары картинок;
-составление текста устно;
-разгадывание загадок;
-решение кроссвордов;
-составление высказывания по подготовленной речевой ситуации.
Значение письма в жизни человека очень велико. Письмо позволяет проявить человеку творчество и активное участие в создании культуры, творческим путем изложить свои мысли на бумаге. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья существуют проблемы в обучении письменной речи из-за недоразвития всех компонентов речи.
Трудности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в обучении письменной речи:
- трудности в овладении звуковым анализом и синтезом;
- затруднения в понимании обращенной речи;
- затруднения в выражении собственного отношения к предметам и явлениям окружающей среды.
Для коррекции письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья следует использовать следующие группы дидактических игр:
- Развитие фонематического слуха (Заменяй-ка, Задуманное слово);
-Развитие восприятия образа буквы (Найди меня, Конструктор);
-Коррекция ошибок на уровне слога (Паутина, Отгадай-ка);
-Коррекция ошибок на уровне слова (Слово рассыпалось, Полубуковка);
-Коррекция ошибок на уровне словосочетания (Найди пару, Спросилкин);
- Коррекция ошибок на уровне предложения (Скажи по-другому, Склеенное предложение);
- Коррекция ошибок на уровне связного текста (Что сначала, а что потом?, Закончи сказку).
Также развитию письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья способствуют такие виды деятельности как сочинения, изложения, составление связных рассказов по картинкам, написание писем, ведение дневника.
Самыми распространенными формами речевой патологии являются дислексия и дисграфия. Ошибки при дислексии являются повторяющимися, что позволяет отличить данные ошибки от случайных ошибок.
Упражнения для коррекции дислексии:
- чтение чистоговорок шепотом и медленно;
- чтение скороговорок, пословиц, поговорок;
- чтение на выдохе ряда согласных;
- чтение текста с прикрытой верхней частью строчки;
- нахождение слов в строчке букв.
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, которые обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Упражнения для коррекции дисграфии:
- Найти по звуку слово;
- Назвать слово, которое отличается от остальных;
- Зашифруй слово;
- Составь слова;
- Составить как можно больше слов из букв данного слова;
- Чтение чистоговорок;
- Пальчиковая гимнастика.
Таким образом, в ходе проведения поэтапной, систематической работы учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки по формированию всех сторон языка. А так как устная речь лежит в основе овладения письмом, эта работа поможет детям справиться с проблемами в письменной речи, помочь в овладении навыками грамотного письма и чтения.
Литература:
1.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. // Основы дефектологии, - Москва Просвещение 1990.
2. Ангельчева Е.В. // Текст-модель и работа с ним на уроках развития речи. Развитие связной речи у слабослышащих детей, 2007, № 2.
3.Колегова И.И. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2005, № 1.
4.Троицкая Л.А. // Коррекция нарушений устной и письменной речи у детей с эпилепсией: Монография. — СПб.: ООО Книжный Дом, 2007.
Киосева Е.Н., учитель русского языка и литературы
МКОУ Ульяновская СОШ
Яшалтинский район Республика Калмыкия
Неумолимая статистика показывает, что год от года увеличивается количество младших школьников, которыес трудом усваивают родной язык как учебный предмет. Это не может не тревожить учителей. Для того, чтобы ученики могли успешно усваивать школьные знания, необходимо, чтобы они приходили в первый класс c достаточно сформированными ведущими мыслительными операциями. Если же ребёнок приходит в школу без этого багажа, он обречён на неуспешность в обучении. Таких детей сегодня относят к группе академического риска, и практически нет ни одного класса, в котором не было бы подобных детей. Психолого-педагогические исследования, проведенные в течение ряда лет, констатируют у этих детей неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Главной задачей педагога при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является помощь в дальнейшей социализации, обучить важнейшим навыкам, необходимым для самостоятельной жизни. И главное, что должен развить учитель у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, это коммуникативные навыки. За время обучения учащийся должен овладеть связной речью: устной и письменной.
Характеристика речи детей с ОВЗ.
Развитие речи – центральная задача системы работы в школе, так как у детей с ограниченными возможностями здоровья чаще всего наблюдаются нарушения в произношении, лексике, грамматике, затруднения при подборе слов, построении диалога, использовании выразительных средств речи. В новых условиях появилась необходимость при обучении детей с ОВЗ применятьособые коррекционно-педагогические воздействия, сочетающиеся с лечебно-оздоровительными мероприятиями. При этом нужно осуществлятьиндивидуальный подход сучётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Учебный материал должен преподноситьсянебольшими дозами; егоусложнениеследует осуществлятьпостепенно.Необходимо приучать ребёнка пользоваться ранее усвоенными знаниями. Известно, что дети с задержкой психического развития быстрее утомляются. В связи с этим их целесообразнопереключать содного вида деятельности на другой. Кроме того, надоразнообразить виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществляласьс интересом и эмоциональнымподъёмом.Этому способствует использование на урокахкрасочного дидактического материалаиигровых моментов. Очень важно говорить с ребёнкоммягким, доброжелательнымтоном и поощрять его за малейшие успехи. Таким должен бытьобщий педагогический подходк детям с ОВЗ. Работа над развитием лексико-грамматического строя речи. В развитии связной речи выделяются два аспекта: работа над диалогом и монологом. Самым трудным для учащихся является описание предмета с использованием выразительных средств. Существует такой метод формирования умения описывать предмет, как работа по готовым текстам-моделям, по которым ученик может построить аналогичное высказывание.
Работа с текстом-моделью может быть трех видов:
1. Составление аналогичных текстов по предложенной модели.
2. Продолжение текста-модели по предложенному началу.
3. Конструирование текста модели путем обогащения содержания предложений.
Также развитию устной речи и расширению словарного запаса способствуют такие виды деятельности как:
-речевая зарядка;
-пересказы текстов;
-чтение и обсуждение прочитанных текстов;
-составление рассказов по картине, по ключевым словам;
-закончить предложение, используя пары картинок;
-составление текста устно;
-разгадывание загадок;
-решение кроссвордов;
-составление высказывания по подготовленной речевой ситуации.
Значение письма в жизни человека очень велико. Письмо позволяет проявить человеку творчество и активное участие в создании культуры, творческим путем изложить свои мысли на бумаге. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья существуют проблемы в обучении письменной речи из-за недоразвития всех компонентов речи.
Трудности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в обучении письменной речи:
- трудности в овладении звуковым анализом и синтезом;
- затруднения в понимании обращенной речи;
- затруднения в выражении собственного отношения к предметам и явлениям окружающей среды.
Для коррекции письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья следует использовать следующие группы дидактических игр:
- Развитие фонематического слуха (Заменяй-ка, Задуманное слово);
-Развитие восприятия образа буквы (Найди меня, Конструктор);
-Коррекция ошибок на уровне слога (Паутина, Отгадай-ка);
-Коррекция ошибок на уровне слова (Слово рассыпалось, Полубуковка);
-Коррекция ошибок на уровне словосочетания (Найди пару, Спросилкин);
- Коррекция ошибок на уровне предложения (Скажи по-другому, Склеенное предложение);
- Коррекция ошибок на уровне связного текста (Что сначала, а что потом?, Закончи сказку).
Также развитию письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья способствуют такие виды деятельности как сочинения, изложения, составление связных рассказов по картинкам, написание писем, ведение дневника.
Самыми распространенными формами речевой патологии являются дислексия и дисграфия. Ошибки при дислексии являются повторяющимися, что позволяет отличить данные ошибки от случайных ошибок.
Упражнения для коррекции дислексии:
- чтение чистоговорок шепотом и медленно;
- чтение скороговорок, пословиц, поговорок;
- чтение на выдохе ряда согласных;
- чтение текста с прикрытой верхней частью строчки;
- нахождение слов в строчке букв.
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, которые обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Упражнения для коррекции дисграфии:
- Найти по звуку слово;
- Назвать слово, которое отличается от остальных;
- Зашифруй слово;
- Составь слова;
- Составить как можно больше слов из букв данного слова;
- Чтение чистоговорок;
- Пальчиковая гимнастика.
Таким образом, в ходе проведения поэтапной, систематической работы учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки по формированию всех сторон языка. А так как устная речь лежит в основе овладения письмом, эта работа поможет детям справиться с проблемами в письменной речи, помочь в овладении навыками грамотного письма и чтения.
Литература:
1.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. // Основы дефектологии, - Москва Просвещение 1990.
2. Ангельчева Е.В. // Текст-модель и работа с ним на уроках развития речи. Развитие связной речи у слабослышащих детей, 2007, № 2.
3.Колегова И.И. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2005, № 1.
4.Троицкая Л.А. // Коррекция нарушений устной и письменной речи у детей с эпилепсией: Монография. — СПб.: ООО Книжный Дом, 2007.