Публикации «Современные формы работы с родителями при помощи «Google-форм как средство создание положительного имиджа ДОУ через организацию сетевого взаимодействия с семьями воспитанников»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современные формы работы с родителями при помощи «Google-форм как средство создание положительного имиджа ДОУ через организацию сетевого взаимодействия с семьями воспитанников»
Автор: Нагуманова Наталья Михайловна

«Современные формы работы с родителями при помощи «Google-форм как средство создание положительного имиджа ДОУ через организацию сетевого взаимодействия с семьями воспитанников»Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие. Детское учреждение играет важную роль в развитии детей. В детском саду дети получают образование, приобретают умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми а так же организовывать свою собственную деятельность. Однако  насколько эффективно он будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей  в образовательном  процессе вряд ли возможно.В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй.  Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет. Бывает нелегко объяснить родителям, что ребёнка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, учить его думать, размышлять, сопереживать.                      Не случайно в последние годы  начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе её лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять воспитательную деятельность.                                                                   В законе « Об образовании» в ст. 44, п.1. записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».  Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом их индивидуальных возможностей и способностей.А важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели,  а активные участники воспитательного процесса. Всё это позволяет нам рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности ДОУ.       Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших  условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях,  а, следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие тесной  связи,  и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.В основе организации взаимодействия ДОУ с семьёй лежат принципы:- единства воспитательных воздействий;- преемственности согласованных действий;- обратной связи;- индивидуального подхода к каждой семье.                                                     Исходя из этого, острейшей задачей современного периода становится поддержка психологической компетентности родителей. Совместная работа родителей и педагогов позволяет совместно выявлять и решать проблемы воспитания детей. Такое сотрудничество помогает в следующих аспектах: - изучение обеими сторонами воспитательных возможностей;- совместное с педагогом выявление достижений и трудностей;- совместная проектная деятельность детей и взрослых в контексте актуальных проблем воспитания.Исходя из цели работы всего учреждения, я сформулировала свои цели так:1.Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.2.Установление с родителями партнёрских отношений по взаимодействию.3.Активизация участия родителей в различных мероприятиях.Для себя, как педагога, я выделила две ведущие задачи своей деятельности:1.Установление отношений сотрудничества с родителями и поддержка их психолого – педагогической компетентности;2.Установление отношений игрового  партнёрства с детьми и содействие их успешному развитию в среде дошкольного учреждения. Используя принцип индивидуального подхода, мне необходимо было раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответственные приёмы воспитания. Правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания дошкольника. Внимательное отношение педагога к связям «родитель-ребёнок» позволяет увидеть сложный процесс становления родительского поведения. Детско-родительские отношения имеют важнейшее значение для осознания факторов, определяющих развитие ребёнка. Меняются аспекты удовлетворённости родителей условиями деятельности детского сада. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.  Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.Педагогические исследования показывают избирательное отношение родителей к различным формам просвещения. Так, по некоторым данным, 15% родителей положительно оценивают лекции, 40% - изучение материалов в папках-передвижках и родительских уголках, 60% - родительские собрания и 95% отдают предпочтения индивидуальным консультациям со специалистами. Идея необходимости целенаправленного образования с целью повышения  функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами. Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе. В  соответствии с Законом РФ  «Об образовании»  и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования. Таким образом, определяются основные цели и задачи родительского образования в ДОУ:
  • Формируются у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления;
  • Формируются представления об этапах развития личности ребенка;
  • Выявляются принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и педагогами, педагогами и детьми.
  • Для работы с семьей можно выделить такие основные задачи перед ДОУ:
  • Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;
  • Использование опыта деятельности других ДОУ по взаимодействию ДОУ с семьей;
  • Расширение способов-методов  работы с родителями;
  • Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
  • Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
  • Задача модернизации  взаимодействия семейного воспитания и ДОУ  азвитие диалогических отношений «педагог – семья».Имея  опыт работы с детьми,  я всё больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Поэтому свои отношения с родителями строю на основе взаимного доверия и взаимного уважения. В своей работе всегда помню о том, что ребёнок – уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми.     Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать. Основополагающим моментом во взаимодействии педагогов группы и родителей является изучение семьи. Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирование и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.При помощи  Google форм я совместно со специалистами детского сада выявляем запросы родителей их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей. Родители смогли самостоятельно выбирать темы для обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы, предложенных воспитателем. С учётом их пожеланий и предложений я осуществляю планирование работы с семьёй.Данный сервис может быть использован в образовательном процессе для совершенствования методической работы педагогов, а также для налаживания эффективного взаимодействия с родителями воспитанников.Формы можно с легкостью создавать, редактировать и заполнять как на компьютере, так и на мобильных устройствах, созданная Форма хранится на Диске в Облаке.Google форма даёт возможность проведения опросов, анкетирования, тестирования, голосования, викторин, регистрации на мероприятие, сбор информации и т. д.Использование Google форм позволило :
  • своевременно доносить информацию до родителей и педагогов;
  • быстро и полно получать обратную связь;
  • сократить время обработки результатов
  • Таким образом использование сервисов Google во взаимодействии с родителями стали удобным инструментом для организации деятельности нашего учреждения и используются педагогами и специалистами для индивидуальной и групповой работы, информирования, диагностирования и консультирования, статистической обработки и анализа полученных данных, установления оперативной связи и комфортного режима общения с родителями.