Публикации
Урок мужества "Детство, опаленное войной"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок мужества "Детство, опаленное войной"
Автор: Мусалимова Лязат Зямчубаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок мужества "Детство, опаленное войной"
Автор: Мусалимова Лязат Зямчубаевна
ГБПОУ НСО Чулымский межрайонный аграрный лицей
Детство, опаленное войной
Урок мужества для обучающихся 1-4 курсов
Автор: Мусалимова Лязат Зямчубаевна
руководитель музея
г. Чулым
2022 г.
Пояснительная записка
к разработке урока мужества Детство, опаленное войной
a) автор: Мусалимова Лязат Зямчубаевна
b) ГБПОУ НСО Чулымский межрайонный аграрный лицей, руководитель музея Мусалимова Лязат Зямчубаевна;
c) название разработки Детство, опаленное войной;
d) цели создания разработки:
воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере трудовых подвигов, совершенных детьми войны, тружениками тыла, проживающими в нашем районе;
привитие чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей Родине. Воспитание патриотизма - одно из главных направлений воспитательного процесса в школе. У многих сегодняшних подростков патриотизм в системе ценностей стоит на одном из последних мест или отсутствует вовсе. И в образовательном учреждении, и в семье, в первую очередь, считаю необходимо вести целенаправленную работу по привитию детям любви к Родине, желания гордиться ею и трудиться на благо Родины. Наши дети должны знать историю своей страны, ее победы, ее героев. Знать и ценить трудовой подвиг, который совершили их деды и прадеды в годы Великой Отечественной войны ради их мирной жизни. В основе патриотического воспитания лежит принцип преемственности поколений. Обучающиеся нашего лицея, стоящие у истока своего жизненного пути должны знать ответ на вопрос С кого брать пример? Надеюсь, что данный урок мужества обогатит их знанием примеров героизма и мужества предшествующего поколения, для того, чтобы они выбрали себе в качестве образца для подражания положительных героев, а не криминальных элементов, героев различных фильмов-боевиков. Дети должны знать историю своей семьи, своих дедов и прадедов, гордится их ратным трудом на благо Родины. Данный урок мужества запланирован в программе воспитательной работы с обучающимися нашего лицея и проводится накануне Дня Победы с приглашением детей войны, тружеников тыла.
e) перечень дополнительных материалов: рисунки обучающихся
Методика: конспект занятия.
Ресурсы: презентация
По нашему детству война прокатила.
Страданье и горе мы знали в лицо.
На прочность нас также война испытала,
Как наших ушедших отцов.
Л.А.Бойков
Ведущий:
(слайд 2)
В ряду славных героических свершений нашего народа в годы Великой Отечественной войны достойное место занимает трудовой подвиг. Народный характер войны проявился в нераздельном единстве фронта и тыла, которое обеспечило нам победу.
(слайд 3)
Военный подвиг невозможен без ратного, трудового подвига в тылу. Миллионы женщин, подростков, детей и стариков стояли у станков в холодных цехах, создавая снаряды, автоматы, валили лес, добывали уголь, выращивали хлеб и т.д.
Они отказывали себе в самом необходимом, отдавая все для фронта, для победы.
Труженики тыла сейчас приравнены к участникам Великой отечественной войны и пользуются льготами за свой тяжелый труд в те трудные для всей страны времена.
Все это вы, ребята, должны знать и ценить трудовой подвиг ваших прадедов, который они совершили ради вашей мирной жизни.
Ребята, как вы понимаете выражение трудовой подвиг народа?
(ответы обучающихся)
Подвиг – это когда человек жертвует иногда даже собственной жизнью во имя спасения других людей, а подвиг народа, когда народ сам поднимается на защиту своей Родины.
Историю страны можно узнать по истории семьи. И сегодня историю своей семьи нам расскажет преподаватель немецкого языка Бочкарева Ольга Федоровна.
(слайд 4)
Ольга Федоровна:
У меня тоже есть такая история, которая связывает меня с тем тяжелым периодом для нашей страны.
Нет ни одной семьи, которую бы обошла стороной эта война. В нашей семье никому не пришлось воевать, но свой вклад в дело Победы мои бабушки и дедушки внесли, трудясь в тылу. Мне обидно, что нынешнее поколение так мало знает про героическое прошлое своих дедов и я решила рассказать вам сегодня о своем дедушке, труженике тыла Горн Фридрихе Константиновиче.
Война двойным отпечатком прошлась по судьбе моего деда и его семьи. Горн Фридрих Константинович родился 30 мая 1928 года в деревне Александровка Маркштатского района Саратовской области. Он – немец по национальности. В семье было 5 детей: Эрна, Ида, Герман, Фридрих и Мария. Дедушка был предпоследним ребенком.
Его отец, Константин Давыдович, работал на стройке в качестве рабочего, подсыпал песок на Московском тракте. Мать, Эмма Христьяновна, была огородницей, т.е. занималась выращиванием овощей в колхозе. Жила семья небогато. Хозяйство имелось небольшое: одна корова и две козы. Зато был свой дом и огород.
Когда началась война, старший брат дедушки, Герман, (1921 года рождения) находился в армии, так как был призван в 1940 году на действительную службу. Он служил в танковых войсках. Однажды он вез бензин, чтобы заправить танки, но его и нескольких солдат (немцев по национальности) забрали из армии и эвакуировали вместе со всеми немцами Поволжья в Казахстан. Там он работал в трудармии, и после войны остался там жить. Потом он уехал к своей дочери, в Белоруссию, где и умер.
7 августа 1941 года вышел Указ Сталина о переселении немцев Поволжья.
А уже 16 августа семью деда со всеми односельчанами погрузили на пароход в Саратове, а потом поездом отправили в Сибирь через Казахстан. С собой разрешили взять только все самое необходимое, но не более 16 кг на человека. Мама деда взяла постель, немного продуктов, большую сковороду, чтобы можно было приготовить хоть какую-нибудь еду. Ехали долго, почти два месяца. В Чулым приехали где-то 20 октября 1941 года. Уже была глубокая осень. Холодно.
В Чулыме продержали несколько дней, а потом привезли в деревню Веденку (сейчас уже нет на карте этой деревни). Поселили переселенцев на квартиру к Литвинову Кузьме Мироновичу. Ему было 63 года, он работал конюхом. У него была жена и две дочери. Жили в тесноте, но как говорится, не в обиде. Старики спали на кровати, все остальные - на полу.
Отношение местного населения к немцам было, по словам деда дружелюбное. Тогда люди были добрее, чем сейчас. И дедушка привел такой пример: Когда нас привезли в Веденку и расселили по квартирам, стояла уже поздняя осень. Есть было нечего и местные жители разрешили нам перекапывать их огороды, с которых они уже выкопали картофель. Мы, дети, очень старались помочь своим родителям, и нам удалось накопать еще 90 ведер картошки. Благодаря этому мы смогли всю зиму сносно питаться.
Родителей сразу же определили на работу. Отец косил и метал сено летом, а зимой возил его на ферму. Мать тоже работала на покосе летом, а зимой сидела дома.
Дедушке было 12 лет, когда он с семьей попал в Сибирь. До войны он ходил в школу. Был способным, но очень непоседливым мальчиком. Отца часто вызывали в школу из-за его проделок. А здесь он проходил в школу только 1 год, а потом бросил. Во-первых, он плохо знал русский язык, а во-вторых, ему не в чем было ходить в школу. И тогда он пошел работать. Ему было 13 лет. Сначала пас телят (примерно один месяц), а потом заболел, потому что пас босиком по снегу, так как никакой обуви не было. Ноги свои грел, обернув их фуфайкой, но это не помогло. Дедушка сильно простудился. Проболел он почти всю зиму. Весной дали деду корову, чтобы он возил молоко из Веденки в Успенку. Целый год он возил молоко 3 раза в день. Спать и отдыхать было некогда, особенно летом. Никого не волновало состояние мальчишки, когда одуревшие от жары и гнуса, быки переворачивали телегу с молочными флягами, и ему приходилось выгонять быков из болота и запрягать, поднимать тяжелые фляги, ремонтировать сломанную телегу. И он справлялся, несмотря на то, что был слабым и худым. Есть по – прежнему особо было нечего. Иногда, отделенщик (заведующий отделением, куда дедушка возил молоко) жалел маленького возницу и давал ему покушать сливки и творог, хотя это было запрещено делать. Он даже наливал немного обрата (обезжиренное молоко) для того, чтобы мать дедушкина могла сделать творог и для его сестер. Благодаря этому дедушка чуть-чуть окреп.
Когда деду исполнилось 14 лет, он пошел пешком в Чикман (соседнее село), чтобы учиться на курсах трактористов. Но его не хотели брать из-за возраста. Он заплакал и тогда заведующий курсами Кондрусов Алексей сжалился над мальчишкой и его приняли на учебу. Дед оказался очень способным учеником, схватывал все на лету. Он отлично учился, хотя по-прежнему плохо разговаривал по-русски, медленно писал и не успевал записывать лекции. Но он нашел выход из этой ситуации: стал переписывать лекции у своего русского товарища по учебе. Во время переписывания запоминал материал, а потом на занятиях хорошо отвечал. Дедушку хвалили и ставили в пример другим.
(слайд 6)
Его фотография всегда висела на Доске Почета. Так он проучился 6 месяцев. С 15 лет стал работать трактористом в колхозе, потом в совхозе вплоть до самого выхода на пенсию.
В 1988 году дедушке исполнилось 60 лет, он мог бы спокойно уйти на заслуженный отдых, но еще 5 лет проработал в совхозе Рассвет Осиновского сельского Совета.
Всю свою сознательную жизнь дедушка добросовестно трудился там, куда его направляли. Его фотографию не снимали с Доски Почета. За свой труд он неоднократно награжден почетными грамотами и дипломами. Также дедушка имеет многочисленные награды.
(слайд 7)
К сожалению, дедушки и бабушки уже нет с нами. Но наша семья хранит память о них и гордится ими.
Вместе со своей женой, Марией Егоровной, они вырастили четырех детей.
(слайд 8)
Несмотря на свой возраст, бабушке уже было 86 лет, она все делала сама. У нее порядок и в доме, и в огороде. Она не сидела на месте, почти не отдыхала, постоянно чем-нибудь занималась по хозяйству. Её постоянно ставили в пример другим односельчанам и неоднократно награждали грамотами за образцовое содержание усадьбы.
Родилась моя бабушка Горн (Поляковой) Марии Егоровны 20 марта 1926 года в поселке Ваничкино Чулымского района Новосибирской области. Семья была большая, состоящая из пяти детей и родителей, она была вторым ребенком в семье. Отца звали Егор Тимофеевич Поляков. Он был уважаемым человеком, работал председателем колхоза.
Мать, Ольга Николаевна, проработала всю жизнь дояркой. Когда бабушке было 11 лет, арестовали ее отца, и мать осталась одна с маленькими детьми. Это был 1937 год – год сталинских репрессий. Отца вместе с зоотехником и ветеринаром посадили за падеж молодняка, хотя они в этом не были виноваты. Их отправили по этапу в Магадан. Из города Прокопьевска пришло последнее письмо от отца. Он писал, что во время этапа ночевать им приходилось на улице, на снегу, на огороженной колючей проволокой территории. И, конечно, в таких ужасных условиях выживали немногие из заключенных. Родные считали, что отец там погиб, так как письма от него перестали приходить и никаких известий о нем они больше не получали.
Брат отца, Осип Тимофеевич Поляков, находился на действительной службе, когда началась война. Он сразу попал на передовую и был ранен. Ему оторвало руку, и он вернулся домой. На фронте также погибли родные по матери, мои дяди: Артем Иванович и Иван Иванович Матюхины. До войны они жили в Чулыме.
Бабушка окончила всего 4 класса школы и больше не училась, так как нечего было одеть, нечего есть. Вместе с другими детьми она рвала дикий щавель, собирала шкирду и пучки, и все это ела. На какое-то время это утоляло чувство голода.
Когда началась война, ей было 15 лет.
Сначала бабушка работала в деревне Новогеоргиевка, находящейся в 12 км от Ваничкино. Днем возила на быках дрова в маслозавод, а ночью вместе с другими ребятами мыла картошку, чистила и сушила ее для отправки на фронт – солдатам. Никто не жаловался, не ныл, что устал или хочет спать. Трудились дети, не покладая рук. Несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод нам приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, мы, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Хочется отметить небывалый трудовой энтузиазм, безотказность, высокую ответственность взрослых и детей за порученное дело.
Потом бабушку перевели на работу в цех маслозавода. Там пришлось сбивать масло в огромных бочках вручную. Это было тяжело, но она не унывала, потому что знала, что нужно работать и помогать матери. Летом ее заставляли собирать в деревне молоко и возить его на быках в маслозавод.
В 1944 году бабушку отправили отделенщиком в деревню Малосуминку (Серебрянский сельсовет). Там пришлось поработать до 1948 года.
Потом она вышла замуж, но вскоре муж погиб. Она была рабочей в колхозе, чистила силосные ямы, в общем, выполняла любую работу.
Потом вышла замуж во второй раз и переехала в другую деревню – Веденку. В 1974 году семья переехала в Осиновку. Своих детей у нее, к сожалению, не было, а четверо детей второго мужа стали для нее родными. Она заменила им, рано умершую от рака, мать. Никогда не была для детей мачехой, а только любимой мамочкой.
Проучившись на курсах продавцов в селе Чикман, в 1955 году пошла работать продавцом. И работала так до самой пенсии, на которую вышла в 1980 году
Бабушка была очень хорошим человеком, умела выслушать человека, дать совет, гостеприимной хозяйкой, любого чужого человека встречала и кормила, обогревала теплом своего сердца.
На наш урок мужества приглашены дети войны и труженики тыла: Риммер Мария Кондратьевна, Логачева Нина Ефимовна, Гергерт Владимир Александрович. Они также расскажут вам о своей жизни, о том, как они учились и работали, приближая своим трудом День Победы.
(слайд 5)
(слайд 9)
Ведущий:
Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также как на взрослых: голодом, холодом, бомбежками. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И поистине стахановские были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.
(Стихи о войне: Запас прочности читает обучающаяся 2-го курса Лигоренко Наташа)
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! -- Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
(Ю. Друнина)
(слайд 10)
Из воспоминаний М. К. Риммер: Я тоже из семьи немцев-переселенцев. История моя схожа с судьбой Ф. Горна. Я с семи лет начала работать, чтобы помочь семье. Вместо школы зарабатывала на кусок хлеба. В 12 лет пошла работать на ферму, помогала ухаживать за коровами и телятами.
Ведущий: В нашем лицее обучается внук труженика тыла Антон Логачев, который в память о своем деде хочет рассказать немного о нем.
(слайд 11)
Дедушке было 11 лет, когда началась его трудовая деятельность. Днем работал в колхозе, зарабатывая трудодни, а ночью с матерью косил сено для своей коровы. В школу дедушка не ходил, потому что нечего было обуть и надеть. У них были одни валенки на всю семью.
(слайд 12)
Из воспоминаний В.А. Гергерт: Детей было много – все голодали. Мать варила похлебку из картофельных очисток, картошки вволю еще до конца 40-х годов не ели. Когда совсем нечего, было, есть – ходили просить милостыню. Весной в еду добавляли крапиву и лебеду, а из мороженой картошки делали черные драники. Работать приходилось весь день. И все же молодость брала свое. День отработаешь, с ног валишься, а чуть отдохнешь и охота было на вечерки сбегать
(слайд 13)
Из воспоминаний Н. Е. Логачевой: Трудно было всем, но все равно собирали посылки для фронта. Женщины и девчонки вязали кисеты, носки, варежки, теплые вещи.
Обучающийся: Вы помните, как встретили Победу?
Из воспоминаний Н. Е. Логачевой: Это был счастливый день. Столько радости! Все целовались, обнимались, плакали, пели и танцевали.
Из воспоминаний В.А. Гергерт: Мы копали огород вместе со старой бабушкой, когда услышали о Победе. Конечно же, бросили всю работу, радовались. Бабушка стала собираться в дорогу. Она думала, что теперь им можно будет вернуться на родину, в Поволжье. Но этого не случилось. Уехать сразу не разрешили, а потом мы решили остаться здесь. Так Сибирь нам стала второй Родиной
Ведущий:
(слайд 14)
С каждым годом тружеников тыла становится все меньше и меньше.
На территории нашего Чулымского района в 2022 году проживает 76 тружеников тыла, среди них только один участник боевых действий, ветеран Великой Отечественной войны Корчуков В.Т. Мы, сегодняшнее поколение, обязаны сохранить память о самой страшной войне, пока еще есть такая возможность прикоснуться к военной поре в воспоминаниях живых свидетелей того времени.
Скажем спасибо и низкий поклон нашим гостям за их рассказ, за возможность нам тоже прикоснуться к истории, окунуться в атмосферу того времени.
Теперь вы видите, ребята, что дети войны вели себя как герои, вытерпели все невзгоды, которые даже и взрослым не всегда под силу одолеть. Их трудовая доблесть стоит в одном строю с героизмом солдат-победителей. Они выдержали войну и победили вместе со взрослыми.
Я очень хочу, чтобы они еще пожили на этом свете. Ведь на их долю так мало выпало хорошего. Я горжусь ими и желаю им крепкого здоровья!
Спасибо вам, родные наши, за нашу Родину, за то, что вы не щадили себя за Победу! Живите долго-долго! Вы нам так нужны!
Вам, детям войны, досталось много горя, но Победа стала наградой за ваш тяжелый труд.
(слайд 15)
Я хочу посвятить всем труженикам тыла отрывок из стихотворения Леонида Встречного
…. О вас, о тружениках тыла,Кто час ПОБЕДЫ приближал,Страна родная не забыла,Вам должное за всё воздав.Сегодня все вы ВЕТЕРАНЫ,Кто был в тылу, кто воевал,Ваш тяжкий труд, что был желанный,Народ поднял на пьедестал.
Ведущий:
Благодарим всех, кто пришел сегодня на наш урок мужества. На память о нем разрешите вручить небольшие подарки. (обучающиеся дарят гостям цветы и сувениры)
Заканчивается урок мужества чаепитием и задушевной беседой с ветеранами труда.
Список используемых информационных ресурсов :
1. М.А. Иченская Из опыта работы классного руководителя в 5-9 классах Волгоград: Учитель, 2006 г.
2. Е.П.Пронина Произведения о Великой Отечественной войне Москва: Просвещение, 1985 г.
3.
4.
5.
6. песни%20о%20войне
7. фото из личных архивов М.Е.Горн, Ф.К. Горн, Б. Т. Логачева
Детство, опаленное войной
Урок мужества для обучающихся 1-4 курсов
Автор: Мусалимова Лязат Зямчубаевна
руководитель музея
г. Чулым
2022 г.
Пояснительная записка
к разработке урока мужества Детство, опаленное войной
a) автор: Мусалимова Лязат Зямчубаевна
b) ГБПОУ НСО Чулымский межрайонный аграрный лицей, руководитель музея Мусалимова Лязат Зямчубаевна;
c) название разработки Детство, опаленное войной;
d) цели создания разработки:
воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере трудовых подвигов, совершенных детьми войны, тружениками тыла, проживающими в нашем районе;
привитие чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей Родине. Воспитание патриотизма - одно из главных направлений воспитательного процесса в школе. У многих сегодняшних подростков патриотизм в системе ценностей стоит на одном из последних мест или отсутствует вовсе. И в образовательном учреждении, и в семье, в первую очередь, считаю необходимо вести целенаправленную работу по привитию детям любви к Родине, желания гордиться ею и трудиться на благо Родины. Наши дети должны знать историю своей страны, ее победы, ее героев. Знать и ценить трудовой подвиг, который совершили их деды и прадеды в годы Великой Отечественной войны ради их мирной жизни. В основе патриотического воспитания лежит принцип преемственности поколений. Обучающиеся нашего лицея, стоящие у истока своего жизненного пути должны знать ответ на вопрос С кого брать пример? Надеюсь, что данный урок мужества обогатит их знанием примеров героизма и мужества предшествующего поколения, для того, чтобы они выбрали себе в качестве образца для подражания положительных героев, а не криминальных элементов, героев различных фильмов-боевиков. Дети должны знать историю своей семьи, своих дедов и прадедов, гордится их ратным трудом на благо Родины. Данный урок мужества запланирован в программе воспитательной работы с обучающимися нашего лицея и проводится накануне Дня Победы с приглашением детей войны, тружеников тыла.
e) перечень дополнительных материалов: рисунки обучающихся
Методика: конспект занятия.
Ресурсы: презентация
По нашему детству война прокатила.
Страданье и горе мы знали в лицо.
На прочность нас также война испытала,
Как наших ушедших отцов.
Л.А.Бойков
Ведущий:
(слайд 2)
В ряду славных героических свершений нашего народа в годы Великой Отечественной войны достойное место занимает трудовой подвиг. Народный характер войны проявился в нераздельном единстве фронта и тыла, которое обеспечило нам победу.
(слайд 3)
Военный подвиг невозможен без ратного, трудового подвига в тылу. Миллионы женщин, подростков, детей и стариков стояли у станков в холодных цехах, создавая снаряды, автоматы, валили лес, добывали уголь, выращивали хлеб и т.д.
Они отказывали себе в самом необходимом, отдавая все для фронта, для победы.
Труженики тыла сейчас приравнены к участникам Великой отечественной войны и пользуются льготами за свой тяжелый труд в те трудные для всей страны времена.
Все это вы, ребята, должны знать и ценить трудовой подвиг ваших прадедов, который они совершили ради вашей мирной жизни.
Ребята, как вы понимаете выражение трудовой подвиг народа?
(ответы обучающихся)
Подвиг – это когда человек жертвует иногда даже собственной жизнью во имя спасения других людей, а подвиг народа, когда народ сам поднимается на защиту своей Родины.
Историю страны можно узнать по истории семьи. И сегодня историю своей семьи нам расскажет преподаватель немецкого языка Бочкарева Ольга Федоровна.
(слайд 4)
Ольга Федоровна:
У меня тоже есть такая история, которая связывает меня с тем тяжелым периодом для нашей страны.
Нет ни одной семьи, которую бы обошла стороной эта война. В нашей семье никому не пришлось воевать, но свой вклад в дело Победы мои бабушки и дедушки внесли, трудясь в тылу. Мне обидно, что нынешнее поколение так мало знает про героическое прошлое своих дедов и я решила рассказать вам сегодня о своем дедушке, труженике тыла Горн Фридрихе Константиновиче.
Война двойным отпечатком прошлась по судьбе моего деда и его семьи. Горн Фридрих Константинович родился 30 мая 1928 года в деревне Александровка Маркштатского района Саратовской области. Он – немец по национальности. В семье было 5 детей: Эрна, Ида, Герман, Фридрих и Мария. Дедушка был предпоследним ребенком.
Его отец, Константин Давыдович, работал на стройке в качестве рабочего, подсыпал песок на Московском тракте. Мать, Эмма Христьяновна, была огородницей, т.е. занималась выращиванием овощей в колхозе. Жила семья небогато. Хозяйство имелось небольшое: одна корова и две козы. Зато был свой дом и огород.
Когда началась война, старший брат дедушки, Герман, (1921 года рождения) находился в армии, так как был призван в 1940 году на действительную службу. Он служил в танковых войсках. Однажды он вез бензин, чтобы заправить танки, но его и нескольких солдат (немцев по национальности) забрали из армии и эвакуировали вместе со всеми немцами Поволжья в Казахстан. Там он работал в трудармии, и после войны остался там жить. Потом он уехал к своей дочери, в Белоруссию, где и умер.
7 августа 1941 года вышел Указ Сталина о переселении немцев Поволжья.
А уже 16 августа семью деда со всеми односельчанами погрузили на пароход в Саратове, а потом поездом отправили в Сибирь через Казахстан. С собой разрешили взять только все самое необходимое, но не более 16 кг на человека. Мама деда взяла постель, немного продуктов, большую сковороду, чтобы можно было приготовить хоть какую-нибудь еду. Ехали долго, почти два месяца. В Чулым приехали где-то 20 октября 1941 года. Уже была глубокая осень. Холодно.
В Чулыме продержали несколько дней, а потом привезли в деревню Веденку (сейчас уже нет на карте этой деревни). Поселили переселенцев на квартиру к Литвинову Кузьме Мироновичу. Ему было 63 года, он работал конюхом. У него была жена и две дочери. Жили в тесноте, но как говорится, не в обиде. Старики спали на кровати, все остальные - на полу.
Отношение местного населения к немцам было, по словам деда дружелюбное. Тогда люди были добрее, чем сейчас. И дедушка привел такой пример: Когда нас привезли в Веденку и расселили по квартирам, стояла уже поздняя осень. Есть было нечего и местные жители разрешили нам перекапывать их огороды, с которых они уже выкопали картофель. Мы, дети, очень старались помочь своим родителям, и нам удалось накопать еще 90 ведер картошки. Благодаря этому мы смогли всю зиму сносно питаться.
Родителей сразу же определили на работу. Отец косил и метал сено летом, а зимой возил его на ферму. Мать тоже работала на покосе летом, а зимой сидела дома.
Дедушке было 12 лет, когда он с семьей попал в Сибирь. До войны он ходил в школу. Был способным, но очень непоседливым мальчиком. Отца часто вызывали в школу из-за его проделок. А здесь он проходил в школу только 1 год, а потом бросил. Во-первых, он плохо знал русский язык, а во-вторых, ему не в чем было ходить в школу. И тогда он пошел работать. Ему было 13 лет. Сначала пас телят (примерно один месяц), а потом заболел, потому что пас босиком по снегу, так как никакой обуви не было. Ноги свои грел, обернув их фуфайкой, но это не помогло. Дедушка сильно простудился. Проболел он почти всю зиму. Весной дали деду корову, чтобы он возил молоко из Веденки в Успенку. Целый год он возил молоко 3 раза в день. Спать и отдыхать было некогда, особенно летом. Никого не волновало состояние мальчишки, когда одуревшие от жары и гнуса, быки переворачивали телегу с молочными флягами, и ему приходилось выгонять быков из болота и запрягать, поднимать тяжелые фляги, ремонтировать сломанную телегу. И он справлялся, несмотря на то, что был слабым и худым. Есть по – прежнему особо было нечего. Иногда, отделенщик (заведующий отделением, куда дедушка возил молоко) жалел маленького возницу и давал ему покушать сливки и творог, хотя это было запрещено делать. Он даже наливал немного обрата (обезжиренное молоко) для того, чтобы мать дедушкина могла сделать творог и для его сестер. Благодаря этому дедушка чуть-чуть окреп.
Когда деду исполнилось 14 лет, он пошел пешком в Чикман (соседнее село), чтобы учиться на курсах трактористов. Но его не хотели брать из-за возраста. Он заплакал и тогда заведующий курсами Кондрусов Алексей сжалился над мальчишкой и его приняли на учебу. Дед оказался очень способным учеником, схватывал все на лету. Он отлично учился, хотя по-прежнему плохо разговаривал по-русски, медленно писал и не успевал записывать лекции. Но он нашел выход из этой ситуации: стал переписывать лекции у своего русского товарища по учебе. Во время переписывания запоминал материал, а потом на занятиях хорошо отвечал. Дедушку хвалили и ставили в пример другим.
(слайд 6)
Его фотография всегда висела на Доске Почета. Так он проучился 6 месяцев. С 15 лет стал работать трактористом в колхозе, потом в совхозе вплоть до самого выхода на пенсию.
В 1988 году дедушке исполнилось 60 лет, он мог бы спокойно уйти на заслуженный отдых, но еще 5 лет проработал в совхозе Рассвет Осиновского сельского Совета.
Всю свою сознательную жизнь дедушка добросовестно трудился там, куда его направляли. Его фотографию не снимали с Доски Почета. За свой труд он неоднократно награжден почетными грамотами и дипломами. Также дедушка имеет многочисленные награды.
(слайд 7)
К сожалению, дедушки и бабушки уже нет с нами. Но наша семья хранит память о них и гордится ими.
Вместе со своей женой, Марией Егоровной, они вырастили четырех детей.
(слайд 8)
Несмотря на свой возраст, бабушке уже было 86 лет, она все делала сама. У нее порядок и в доме, и в огороде. Она не сидела на месте, почти не отдыхала, постоянно чем-нибудь занималась по хозяйству. Её постоянно ставили в пример другим односельчанам и неоднократно награждали грамотами за образцовое содержание усадьбы.
Родилась моя бабушка Горн (Поляковой) Марии Егоровны 20 марта 1926 года в поселке Ваничкино Чулымского района Новосибирской области. Семья была большая, состоящая из пяти детей и родителей, она была вторым ребенком в семье. Отца звали Егор Тимофеевич Поляков. Он был уважаемым человеком, работал председателем колхоза.
Мать, Ольга Николаевна, проработала всю жизнь дояркой. Когда бабушке было 11 лет, арестовали ее отца, и мать осталась одна с маленькими детьми. Это был 1937 год – год сталинских репрессий. Отца вместе с зоотехником и ветеринаром посадили за падеж молодняка, хотя они в этом не были виноваты. Их отправили по этапу в Магадан. Из города Прокопьевска пришло последнее письмо от отца. Он писал, что во время этапа ночевать им приходилось на улице, на снегу, на огороженной колючей проволокой территории. И, конечно, в таких ужасных условиях выживали немногие из заключенных. Родные считали, что отец там погиб, так как письма от него перестали приходить и никаких известий о нем они больше не получали.
Брат отца, Осип Тимофеевич Поляков, находился на действительной службе, когда началась война. Он сразу попал на передовую и был ранен. Ему оторвало руку, и он вернулся домой. На фронте также погибли родные по матери, мои дяди: Артем Иванович и Иван Иванович Матюхины. До войны они жили в Чулыме.
Бабушка окончила всего 4 класса школы и больше не училась, так как нечего было одеть, нечего есть. Вместе с другими детьми она рвала дикий щавель, собирала шкирду и пучки, и все это ела. На какое-то время это утоляло чувство голода.
Когда началась война, ей было 15 лет.
Сначала бабушка работала в деревне Новогеоргиевка, находящейся в 12 км от Ваничкино. Днем возила на быках дрова в маслозавод, а ночью вместе с другими ребятами мыла картошку, чистила и сушила ее для отправки на фронт – солдатам. Никто не жаловался, не ныл, что устал или хочет спать. Трудились дети, не покладая рук. Несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод нам приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, мы, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Хочется отметить небывалый трудовой энтузиазм, безотказность, высокую ответственность взрослых и детей за порученное дело.
Потом бабушку перевели на работу в цех маслозавода. Там пришлось сбивать масло в огромных бочках вручную. Это было тяжело, но она не унывала, потому что знала, что нужно работать и помогать матери. Летом ее заставляли собирать в деревне молоко и возить его на быках в маслозавод.
В 1944 году бабушку отправили отделенщиком в деревню Малосуминку (Серебрянский сельсовет). Там пришлось поработать до 1948 года.
Потом она вышла замуж, но вскоре муж погиб. Она была рабочей в колхозе, чистила силосные ямы, в общем, выполняла любую работу.
Потом вышла замуж во второй раз и переехала в другую деревню – Веденку. В 1974 году семья переехала в Осиновку. Своих детей у нее, к сожалению, не было, а четверо детей второго мужа стали для нее родными. Она заменила им, рано умершую от рака, мать. Никогда не была для детей мачехой, а только любимой мамочкой.
Проучившись на курсах продавцов в селе Чикман, в 1955 году пошла работать продавцом. И работала так до самой пенсии, на которую вышла в 1980 году
Бабушка была очень хорошим человеком, умела выслушать человека, дать совет, гостеприимной хозяйкой, любого чужого человека встречала и кормила, обогревала теплом своего сердца.
На наш урок мужества приглашены дети войны и труженики тыла: Риммер Мария Кондратьевна, Логачева Нина Ефимовна, Гергерт Владимир Александрович. Они также расскажут вам о своей жизни, о том, как они учились и работали, приближая своим трудом День Победы.
(слайд 5)
(слайд 9)
Ведущий:
Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также как на взрослых: голодом, холодом, бомбежками. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И поистине стахановские были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.
(Стихи о войне: Запас прочности читает обучающаяся 2-го курса Лигоренко Наташа)
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! -- Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
(Ю. Друнина)
(слайд 10)
Из воспоминаний М. К. Риммер: Я тоже из семьи немцев-переселенцев. История моя схожа с судьбой Ф. Горна. Я с семи лет начала работать, чтобы помочь семье. Вместо школы зарабатывала на кусок хлеба. В 12 лет пошла работать на ферму, помогала ухаживать за коровами и телятами.
Ведущий: В нашем лицее обучается внук труженика тыла Антон Логачев, который в память о своем деде хочет рассказать немного о нем.
(слайд 11)
Дедушке было 11 лет, когда началась его трудовая деятельность. Днем работал в колхозе, зарабатывая трудодни, а ночью с матерью косил сено для своей коровы. В школу дедушка не ходил, потому что нечего было обуть и надеть. У них были одни валенки на всю семью.
(слайд 12)
Из воспоминаний В.А. Гергерт: Детей было много – все голодали. Мать варила похлебку из картофельных очисток, картошки вволю еще до конца 40-х годов не ели. Когда совсем нечего, было, есть – ходили просить милостыню. Весной в еду добавляли крапиву и лебеду, а из мороженой картошки делали черные драники. Работать приходилось весь день. И все же молодость брала свое. День отработаешь, с ног валишься, а чуть отдохнешь и охота было на вечерки сбегать
(слайд 13)
Из воспоминаний Н. Е. Логачевой: Трудно было всем, но все равно собирали посылки для фронта. Женщины и девчонки вязали кисеты, носки, варежки, теплые вещи.
Обучающийся: Вы помните, как встретили Победу?
Из воспоминаний Н. Е. Логачевой: Это был счастливый день. Столько радости! Все целовались, обнимались, плакали, пели и танцевали.
Из воспоминаний В.А. Гергерт: Мы копали огород вместе со старой бабушкой, когда услышали о Победе. Конечно же, бросили всю работу, радовались. Бабушка стала собираться в дорогу. Она думала, что теперь им можно будет вернуться на родину, в Поволжье. Но этого не случилось. Уехать сразу не разрешили, а потом мы решили остаться здесь. Так Сибирь нам стала второй Родиной
Ведущий:
(слайд 14)
С каждым годом тружеников тыла становится все меньше и меньше.
На территории нашего Чулымского района в 2022 году проживает 76 тружеников тыла, среди них только один участник боевых действий, ветеран Великой Отечественной войны Корчуков В.Т. Мы, сегодняшнее поколение, обязаны сохранить память о самой страшной войне, пока еще есть такая возможность прикоснуться к военной поре в воспоминаниях живых свидетелей того времени.
Скажем спасибо и низкий поклон нашим гостям за их рассказ, за возможность нам тоже прикоснуться к истории, окунуться в атмосферу того времени.
Теперь вы видите, ребята, что дети войны вели себя как герои, вытерпели все невзгоды, которые даже и взрослым не всегда под силу одолеть. Их трудовая доблесть стоит в одном строю с героизмом солдат-победителей. Они выдержали войну и победили вместе со взрослыми.
Я очень хочу, чтобы они еще пожили на этом свете. Ведь на их долю так мало выпало хорошего. Я горжусь ими и желаю им крепкого здоровья!
Спасибо вам, родные наши, за нашу Родину, за то, что вы не щадили себя за Победу! Живите долго-долго! Вы нам так нужны!
Вам, детям войны, досталось много горя, но Победа стала наградой за ваш тяжелый труд.
(слайд 15)
Я хочу посвятить всем труженикам тыла отрывок из стихотворения Леонида Встречного
…. О вас, о тружениках тыла,Кто час ПОБЕДЫ приближал,Страна родная не забыла,Вам должное за всё воздав.Сегодня все вы ВЕТЕРАНЫ,Кто был в тылу, кто воевал,Ваш тяжкий труд, что был желанный,Народ поднял на пьедестал.
Ведущий:
Благодарим всех, кто пришел сегодня на наш урок мужества. На память о нем разрешите вручить небольшие подарки. (обучающиеся дарят гостям цветы и сувениры)
Заканчивается урок мужества чаепитием и задушевной беседой с ветеранами труда.
Список используемых информационных ресурсов :
1. М.А. Иченская Из опыта работы классного руководителя в 5-9 классах Волгоград: Учитель, 2006 г.
2. Е.П.Пронина Произведения о Великой Отечественной войне Москва: Просвещение, 1985 г.
3.
4.
5.
6. песни%20о%20войне
7. фото из личных архивов М.Е.Горн, Ф.К. Горн, Б. Т. Логачева