Публикации Геометрическая резьба

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Геометрическая резьба
Автор: Карась Тамара Николаевна


Разработка урока
по теме: Элементы и мотивы геометрической резьбы
Выполнил: Карась Т.Н.
Учитель технологии
МАОУ СОШ№81
г. Новокузнецк,2021г
Тема: Элементы и мотивы геометрической резьбы.
Цель: продолжить приобщать учащихся к декоративно-прикладному искусству, развивать интерес к профессиям мастеров художественных промыслов, воспитанию эстетического вкуса.
Задачи:
Образовательная:
расширить знания по истории развития резьбы по дереву;
дать понятие о геометрических узорах, основных элементах и мотивах геометрической резьбы;
Воспитательная:
воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству, аккуратность, дисциплинированности, и бережного обращения к материалам.
Развивающая:
научить выполнению основных элементов резьбы;
развивать познавательные интересы, техническое и логическое мышление, интеллектуальные и творческие способности.
Тип урока: комбинированный (урок приобретения учащимися новых знаний, с применением их на практике)
Форма урока: фронтальная.
Методы проведения урока:
беседа с объяснением нового материала;
практическая работа;
показ наглядностей;
демонстрация трудовых приемов.
Межпредметные связи: история, черчение.
Материально-техническое оснащение:
нож-косяк;
набор инструментов для резьбы;
заготовки для резьбы, карандаш, линейка;
иллюстрации, фотографии геометрической резьбы;
образцы разных изделий из древесины;
Мультимедиа.
Литература
В. Осипенко Резьба по дереву.
В.Г. Буриков, В.Н. Власов Домовая резьба.
Резьба по дереву (1000 советов от газеты Комсомольская правда).
Г. Федотов Волшебный мир дерева.
План урока
Организационно-подготовительный этап. (5 мин)
II. Повторение пройденного материала. (7 мин)
III. Изложение нового материала.. (10 мин)
IV. Практическая работа. (40 мин)
V. Закрепление изученного материала. (13 мин)
VI. Организационно-заключительный этап. (5 мин)
Ход урока
Организационно-подготовительный этап.
- Здравствуйте, мальчики. Садитесь, пожалуйста. Продолжаем работу по видам резьбы и ее технике исполнения.
Учитель проверяет наличие учащихся на уроке;
Проверка готовности учащихся к уроку;
Назначение дежурных;
Сегодня мы познакомимся с еще одним видом резьбы - это геометрическая. С этой резьбы вы знакомились в 6 классе. На уроке мы вспомним основные элементы и мотивы геометрической резьбы. В практической части, приемы и технику резьбы закрепим на выполнении трехгранных выемок.
Тема нашего урока: Элементы и мотивы геометрической резьбы
Цель:
познакомиться с основными элементами резьбы и ее комбинациями;
научиться выполнять разметку и вырезание контуров резьбы;
прививать любовь к профессии резчика по дереву.
Повторение пройденного материала.
Учащимся необходимо ответить на вопросы теста.
Тест
Что не является инструментом для выполнения резьбы по дереву:
а) стамеска – клюкарза;
б) стамеска – цезарик;
в) стамеска – угловая;
г) стамеска – косяк.
2. Какую форму имеет лезвие для резьбы по дереву:
а) прямоугольника;
б) клина;
в) полукруга.
3. При выполнении контурной резьбы делают:
а) вырезание;
б) надрезание;
в) подрезание.
4. Можно ли, наносить удары киянкой по рукоятке стамески?
а) да, можно;
б) в редких случаях;
в) нельзя;
г) на усмотрение резчика.
5. Чем размечают заготовки для резьбы?
а) линейкой, циркулем, угольником, трафаретом, ручкой;
б) транспортиром, кронциркулем, линейкой;
в) трафаретом, карандашом, стамеской.
Ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – б, в; 4 – в; 5 – а.
Изложение нового материала.
1.Рассказ учителя о геометрической резьбе и ее элементах и мотивах
Геометрическая резьба - самая распространенная и простая из разновидностей резьбы. Простые и предельно четкие орнаменты при определенном освещении хорошо украшают изделия, различные по своему назначению, и дают возможность фантазировать и создавать оригинальные изделия. Геометрическая резьба использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и различных предметов домашней утвари. В конце 19 века, на гребне волны интереса к народному искусству, геометрическую резьбу вновь начинают широко применять в архитектуре, при оформлении мебели и деталей интерьера.
Сегодня геометрическая резьба применяется главным образом при отделке мелких бытовых предметов и в сувенирном производстве.
Применение геометрической резьбы.
Данный вид резьбы относительно простой в освоении, не требует применения сложного и разнообразного инструмента. Все многообразие элементов геометрического орнамента выполняется одним ножом, так называемым ножом-косячком.
Нож-косяк должен быть очень острый, правильно заточен, а значит, хорошо будет резать древесину, а тупой нож будет крошить (мять) материал.
- Давайте посмотрим на рисунки и вспомним приемы захвата инструмента рукой, и приемы резания.
Нож – косяк.
Основные элементы геометрической резьбы являются треугольники, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз.
Треугольники могут иметь самые разнообразные формы и размеры. Стороны треугольника могут быть не только прямолинейными, но и являться частью дуги окружности. На уроке будет рассмотрена резьба треугольников с прямыми сторонами
Элементы геометрической резьбы
Сочетание различных треугольников образует мотивы геометрической резьбыа) треугольники с прямыми гранями;
б) треугольники имеющие одну, две и три стороны, являющиеся частью дуги окружности
Мотивы геометрической резьбы:а) змейка;б) витейка;в) бусины;
г) цепочка;д) звездочка
Показ приемов разметки рисунка
Художественную резьбу по дереву начинают с разметки
Вопрос: С помощью каких инструментов ведут разметку рисунка?
(линейки, циркуля, угольника, карандаш и резинка)
Линейка и угольник должны быть обязательно деревянными. Почему?
(металлические линейки царапают грифель карандаша и тем самым пачкают рисунок)
Карандаш следует выбирать марки ТМ. Почему?
(Твердый карандаш оставляет малозаметные линии и глубокие борозды, мягкий – пачкает древесину).
Разметка треугольника с прямыми сторонами.
Разметка рисунка является весьма ответственной операцией, от которой напрямую зависит, насколько красиво и чисто он будет выполнен. Разметку и вычерчивание необходимо выполнять максимально точно и чисто.
Практическая работа
Резьба трехгранных выемок
Материалы, инструменты: заготовка 200*100*20 мм, карандаш, линейка, угольник, резинка, нож-косяк.
Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание – каждый на своем рабочем месте.
Вводный инструктаж
План:
На заготовке выполнить разметку рисунка.
Подобрать инструмент.
Техника и выполнение треугольника с прямыми гранями.
Практическая работа Резьба трехгранных выемок.
- Перед тем как приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности при выполнении резьбы. В помощь вам будут инструкции, которые вы найдете на своих рабочих столах.
(Учитель проверяет правила техники безопасности путем фронтального опроса)
Правила техники безопасности:
1. Надеть спецодежду;
2. Привести в порядок рабочее место, разложить инструмент и заготовки;
3. При выполнении резьбы заготовка или изделие должны занимать устойчивое положение на верстаке или столе. Нельзя резать на весу, на коленях, упираясь заготовкой в грудь;
4. Осторожно обращаться с ножом-косяком, т.к. инструмент очень острый;
5. Нельзя держать левую руку вблизи режущего инструмента;
6. Не следует прилагать больших усилий при резании ножом;
7. Нельзя передавать нож друг другу из рук в руки;
8. Запрещается класть нож в карман рабочей одежды;
9. Хранить ножи-косячки только в специально отведенном месте;
10. После окончании работы нож сдать учителю или дежурному, привести в порядок рабочее место и спецодежду.
Выполнение разметки рисунка. На заготовке необходимо вычертить сетку квадратов со стороной 15 мм. В квадратах проводят диагонали, в результате чего образуются треугольники.
Рисунок для резьбы учащиеся будут выполнять последовательно за учителем, с доски.
Заготовка для резьбы с сеткой квадратов.
При выполнении учащимися разметки, учитель контролирует, исправляет недочеты.
Учащиеся выбирают инструмент. Если есть необходимость, проводят доводку лезвия инструмента на кожаном ремне с заправочной пастой ГОИ.
Резьба треугольника АВС с центром О сводится к двум операциям.
1.Резьбу начинают с вертикальных надрезов по средним линиям, делящим углы треугольников пополам из центра, по линиям ОА, ОВ, ОС.
Нож берется в правую руку и ставится перпендикулярно плоскости заготовки, носиком в точку О. Левая рука ложится на ручку ножа сверху. Нож заглубляется в древесину до тех пор, пока лезвие не придет в точку А. Переходить за точку А лезвие на должно, иначе резьба будет неаккуратной. Затем выполняется наколка по линиям ОВ и ОС.
Схема выполнения операции наколка треугольника.
2.Подрезка трехгранной пирамиды АСОD,СВОD и АВОD.
Носик ножа ставится в точку В с боковым наклоном примерно 450. Кистевым движением носик заглубляют в древесину и ведут так, чтобы он прошел по линии ВD, пришел в точкуD, а лезвие заняло положение по линии DС. Во время выполнения резьбы нож не должен переходить линию ВD, иначе резать будет очень трудно.
В результате из массива древесины должна отойти трехгранная пирамида. Для этого наколка должна быть выполнена достаточно глубоко, а движения кончика ножа и лезвия должны быть точными. Если пирамида не отошла или отошла не полностью, наколку и подрезку необходимо повторить, а не пытаться ножом выковырять оставшуюся часть древесины. Аналогичным образом подрезаются два оставшихся треугольника.
Правило: какое бы положение ни занимал треугольник по отношению к волокнам древесины, его всегда можно подрезать движением ножа по слою.
(Демонстрация учителем приемов вырезания рисунка)
Схема выполнения операции подрезка треугольников
Текущий инструктаж
Самостоятельное выполнение учащимися задания;
Текущие наблюдения учителя;
Контроль за соблюдением правил техники безопасности;
Ответы на возникающие вопросы в процессе работы;
Проверка правильности выполнения заданий, исправление, корректировка.
Заключительный инструктаж
Оценка результатов работы учащихся;
Выбор лучших работ учащихся;
Разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших.
Закрепление изученного материала
предлагается задание для закрепления материала, необходимо вставить пропущенные слова
1.Основным элементом геометрической резьбы является ____________.
2.Работать следует только хорошо ______________инструментом.
3.Для выполнения геометрической резьбы применяют ________________.
4.Металлическая линейка ________________ древесину.
5.Твердый карандаш оставляет ____________ линии, мягкий ___________ древесину.
6.Плохо заточенный инструмент _______________, а не режет древесину.
Ответы: 1- треугольник; 2 – заточенным; 3 – нож-косяк; 4 – царапает; 5 – малозаметные, пачкает; 6 – крошит (мнет).
Вствьте пропущенные слова.
Учитель тут же проверяет задания и выставляет оценки
Организационно-подготовительный этап
Теперь, я думаю, что можно подвести итог нашего сегодняшнего урока. Кто готов его сделать?
Каждый из обучающихся говорит о том, что нового узнал из сегодняшней темы. После чего учитель делает свой общий вывод.
Итак, на этом уроке мы говорили о геометрической резьбе. Узнали историю резьбы, научились выполнять разметку рисунка и правила выполнения основного элемента - треугольника с прямыми гранями (трехгранно-выемчатой резьбы). Сегодня все на уроке работали замечательно. Оценила я это следующим образом.
Учитель за работу на уроке выставляет оценки в журнал, оглашая их.
Домашнее задание
Откройте дневник и запишите домашнее задание - выполнить пробные упражнения по геометрической резьбе.
- Всем спасибо. На этом урок закончился, прошу дежурным убрать класс. До свидания.
Дежурные остаются и убирают класс, после чего уходят.
Заключение
Дерево это прекрасный строительный и поделочный материал.
Древесина как строительный материал обладает ценными качествами: хорошей теплоизоляцией, водонепроницаемостью, небольшой плотностью, красивым естественным цветом и разнообразием рисунка текстуры, удобством обработки. Древесина легко обрабатывается, имеет малую теплопроводность, достаточно высокую прочность, хорошую сопротивляемость ударным и вибрационным нагрузкам, в сухой среде долговечна, имеет небольшую массу.
Вместе с тем древесина имеет недостатки: она подвержена горению и загниванию, разрушается от воздействия насекомых и грибов, гигроскопична, вследствие чего может разбухать и подвергаться усушке, короблению и растрескиванию.
При изготовлении резных изделий успех работы зависит от выбора древесины, условий произрастания, цвета, структуры, условий хранения. На качество художественной обработки древесины влияет материал, из которого изготовлен инструмент. Режущий инструмент должен быть из хорошей стали, легким и удобным, отлично заточенным. Дерево - необычайно чуткий материал, поэтому каждое касание его инструментом должно быть продуманным и ответственным. Только умелое и бережное обращение с деревом может дать хорошие результаты в изготовлении резных изделий.
На базе изученного материала разработано календарно-тематическое планирование по элективному курсу Художественная резьба по дереву, а также разработан план-конспект урока по теме: Элементы и мотивы геометрической резьбы.
Литература
Антонов Л.П., Муравьев Е.М. Обработка конструкционных материалов: Практикум в учебных мастерских. Учеб. Пособие для учащихся пед училищ по спец. № 2008 Преподавание труда и черчения в 4-8 кл. общеобразоват. школы. – М.: Просвещение, 1983.– 431 с., ил.
Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. – 2-е изд., стереотип. – М.: Нива России, 1994.- 352 с.: ил.
Григорьев М.А. Материаловедение для столяров и плотников: Учеб. Для сред. Проф-тех. Училищ. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. Шк., 1985.– 144 с., ил. – (Профтехобразование).
Осипенко В. Резьба по дереву. – М.: Произдат, 2006. – 112 с.: ил.
Программа общеобразовательных учреждений. Технология / сост. В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев. – М.: Просвещение, 2000.- 240 с.
Резьба по дереву. – М: АСТ-ПРЕСС КНИГА – 288 с.: ил. – (1000 советов от газеты Комсомольская правда).
Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастрских: Книга для учителей труда и руководителей кружков. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с., ил.
Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева: Кн. Для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 19987.- 240 с., 8 л. ил.; илл.
Вакин А.Т. и др. Пороки древесины. М.: 1980.
/wiki. Резьба по дереву. История резного дела в России.
Резьба по дереву
Художественная резьба по дереву. Техника резьбы.