Публикации
Конспект открытого урока на тему: "Работа над фортепианным ансамблем в младших классах ДШИ"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект открытого урока на тему: "Работа над фортепианным ансамблем в младших классах ДШИ"
Автор: Поликарпова Ирина Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект открытого урока на тему: "Работа над фортепианным ансамблем в младших классах ДШИ"
Автор: Поликарпова Ирина Викторовна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Аксайского района «Детская школа искусств п. Рассвет»Конспект открытого урокаТема:«Работа над фортепианным ансамблем в младших классах ДШИ»Подготовила и провела Поликарпова И.В.п. Рассвет 2019 годЦель урока - показ методов работы над произведением в классе фортепианного ансамбля.Задачи: 1) формирование умений и навыков игры в ансамбле.2) развитие слухового контроля учащегося.3) сбалансированность звучания4) создание художественного образаМетоды урока – словесный, наглядный, сравнения.Тип урока – урок формирования умений и навыковМузыкальный материал: пьеса А.Колтунова «Танец Чертенят»Оборудование- музыкальный инструмент (фортепиано);- стулья.План урока:ВведениеОсновная часть:- проигрывание произведения целиком.- практическая часть работы над произведениемЗаключениеХод урока ВведениеИтак, тема нашего урока – работа над ансамблем в младших классах. Вы знаете, как называется совместное исполнение несколькими музыкантами? Правильно, это ансамбль. Ансамбль - это по французски, а по русски - вместе.Ансамблевое исполнительство играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое. Постепенно в процессе работы обучающиеся учатся слышать партию партнера, подхватывать, если произошел срыв у одного из партнеров, следить за изменениями темпов и подстраиваться друг под друга. Грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь:- синхронность при взятии и снятии звука;- согласование приемов звукоизвлечения;- передача голоса от партнера к партнеру;- соблюдение общности ритмического пульса;- единство динамики, фразировки.Занятия ансамблем начинаются с составления дуэта. Партнёрами могут быть:1. Преподаватель - ученик. На уроке обычно с учеником играет преподаватель.Как правило, в пьесах для начинающих первая партия является одноголосной, а вторая – басовая, предназначенная для преподавателя - содержит гармоническое дополнение, или сопровождение;Два ученика. Партнёрами в этом случае выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. Поскольку каждому из них не хочется скомпрометировать себя перед другим, то тут возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более внимательной игре. Сейчас Вашему внимания я хочу представить своих учениц, в работе с которыми мы попытаемся показать некоторые формы работы над ансамблевым исполнительством.Пикуза Ева, ученица I класса. Обучающаяся обладает хорошими музыкальными данными. По характеру девочка открыта, приветлива. Она очень музыкальна и активна. Имеет неплохой игровой аппарат, гибкие руки, но не всегда ответственно подходит к выполнению домашнего задания.Кокарева Валерия, ученица II класса. Обучающаяся обладает средними музыкальными данными. По характеру девочка очень ответственная. Обладает маленькой рукой и длинными, прогибающимися пальцами, игровой аппарат зажат. Тем не менее, быстро реагирует на замечания педагога, что способствует развитию пианистических навыков.Исходя из характеристик девочек, я распределила партии следующим образом: Первую партию будет играть Ева, а вторую - Лера. Основная частьДля этого урока я выбрала пьесу А.Колтуновой «Танец Чертенят». Очень интересная, конкурсная, а самое главное образная пьеса.Сейчас я попрошу сыграть пьесу от начала и до конца.Теперь можно приступить к практической части занятия. Одно из самых главных условий ансамблевого исполнительства является синхронное начало и окончание произведения. Поэтому, сначала мы поработаем над вступлением. Девочки обязательно должны в начале посмотреть друг на друга, чтобы убедиться в готовности к исполнению. После того как руки поставлены на клавиатуру, вместе сделать вдох и начать. Поскольку в этом произведении партии вступают неодновременно, начать исполнение вместе проще. Теперь девочки должны понять, какая партия является солирующей, а какая аккомпанирующей. Партии у девочек практически равноправны, темы переходят от одной ученицы к другой. Исходя из этого, поработаем над балансировкой звука, пока только во вступлении. Ярко и красочно начинает 1 партия, 2 партия ей отвечает. Прежде всего, следует уверенно выучить партии с каждой ученицей, проучить все сложные пассажи, проставить аппликатуру. Следует добиваться ровности звучания и совпадения партий. Следует отметить все переклички между ученицами. Особое внимание следует уделить ритму. Надо внимательно считать и выделять сильные доли. Первоначально можно попробовать сыграть целиком все произведение, чтобы понять строение и суть исполняемого сочинения. А далее надо проработать отдельные фрагменты. Сложность исполнения этого произведения в том, что дети часто вступают на слабые доли. Для лучшего понимания ритма следует его прохлопать. Ансамблисты должны точно и ясно представлять общий динамический план произведения. Нужно определить его кульминацию, постепенное усиление или уменьшение громкости. Внезапные контрастные силы звучания существенно влияют не только на фразировку, но и на композицию произведения в целом. Несогласованное с партнером, непродуманное применение динамического нюанса может сделать общее исполнение бессмысленным. Поэтому создание единой во всех деталях динамики - обязательное условие технически грамотной совместной игры. Совместное проставление динамики во всем произведении. Теперь я попрошу девочек снова исполнить это произведение целиком, но уже с учетом проделанной нами работы.Таким образом, мы планируем и дальше работать над этой пьесой для достижения наилучшего результата.И, как итог проделанной нами работы, девочки постараются исполнить это произведение от начала до конца, учитывая мои предыдущие замечания.ЗаключениеИгра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль.Ценным в работе над фортепианным ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства.