Публикации Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре
Автор: Юрьева Виктория Константиновна и Мишина Ольга Петровна

Мишина Ольга Петровна воспитатель МБДОУ ДС№52 « Ласточка»Старооскольский городской округЮрьева Виктория Константиновнавоспитатель МБДОУ ДС№52 « Ласточка»Старооскольский городской округПриобщение детей дошкольного возрастак русской народной культуре. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять историю и культуру страны. Однако настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. С давних пор известно, что духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, его глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.Поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. В ФГОС ДО внимания педагогов акцентируется на формирование общей культуры детей. Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождение в культуру, пробуждение нравственных чувств, воспитания духовности. Результаты воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребёнке при одном, среди прочих, условии – реализации комплексного подхода к развитию ребёнка. Пример его реализации мы находим в русских народных традициях. Вообще, любая народная культура в своей основа не только духовна, но и нравственна. Поэтому народная, в частности, русская культурна традиция даёт нам, во - первых, проверенную веками методологию воспитания и образования, а во вторых, конкретный воспитательный и образовательный материал, уже пропитанный духовностью и нравственностью. Важной особенностью русской культурной традиции является умение за разными конкретными предметами и явлениями видеть их духовную и душевную стороны. Без этого не может быть гармоничной личности. Здесь выделяются несколько аспектов:-приоритет духовных ценностей над ближайшей прагматической выгодой. Всё, что в течение нашей истории было сделано доброго и великого, произошло, именно, благодаря укорененному в сознании русского человека приоритету духовных ценностей. Этим приоритетом пронизаны сюжеты народных сказок, тексты песен, правила игр и даже смыл плясок и танцев, которые очень целомудренно готовят из мальчиков мужчин, а из девочек – женщин;- одухотворённость любой работы, в том числе самой простой, - вытекает из приоритета духовного. Народная традиция учит видеть творчество даже в технически простых работах, даже в ежедневном труде и быте;- приоритет духовного воспитания пронизывает и народный календарь. Детям приносит огромную радость не только сами народные праздники, но и подготовка к ним, при этом без всякого напряжения решаются педагогические задачи: дети знакомятся с музыкальным материалом, с историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством;- предпочтительность освоения народной традиции с наиболее раннего возраста. Поэтому уже с этого возраста необходимо петь народные песенки, колыбельные, пестушки. Они способствуют усвоению условных связей между названием и предметом, то есть обучают языку. Эти простые напевы – первая ступенька к постижению многообразной и сложной народной музыкальной культуры.Уже в младших группах детского сада предусматривается приобщение детей к народной игрушке (пирамидкам, матрешкам, каталкам, качалкам, игрушкам- забавам и др.). Малышей знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями,потешками, скороговорками,сказками, загадками. Кроме того, происходит знакомство с декоративно- прикладным искусством Хохломы, Городца, Дымковской, Филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию ярких цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передачи игровых действий в сочетании со словом. Не секрет,представления выпускников детского сада о русской культуре порой отрывочны и поверхностны. В чем же дело? Возможно, это происходит потому, что педагоги уделяют недостаточно внимания знакомству дошкольников с родной культурой. Эти пробелы могут быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие композиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала. Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчивосчитая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускают в них очень важные смысловые оттенки или пересказывают русские народные сказки на современном языке. Воспитатели зачастую недооценивают присказки, заклички,потешки, поговорки, народные игры, плохо их знают наизусть и поэтому не всегда могут использовать к месту. Музыкальные руководители, воспринимая народные песенки как попевки - распевки, почти не включают их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом как донести до понимания детей-горожан особенности крестьянского труда? На практике такая задача решается формально, содержательно не связывается с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками. Исходя из выше сказанного, педагоги должны учитывать, что окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять. что они- часть великого русского народа. Необходимо широко использовать все виды фольклора( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как негде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбий, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слова, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиций, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих руклагодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Большое место в приобщении детей кнародной культуре должны занимать народные праздники и традиций. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразий.Очень важно знакомить детей народно декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства- от архитектуры до живописи, от пляски, сказки, музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.Список использованных источников: 1.И.Г.Гаврилов«Истоки русской народной культуры в детском саду» 2.О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»