Публикации Взаимодействие школьного и семейного воспитания

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие школьного и семейного воспитания
Автор: Шалина Наталья Анатольевна


Реферат на тему:
Взаимодействие школьного и семейного воспитания
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ п.Николевский
Балаковского района
Саратовской области
Шалина Наталья Анатольевна
Введение
В этом реферате я постараюсь рассмотреть основные вопросы взаимодействия школьного и семейного воспитания. Эту тему я выбрала неслучайно, так как воспитательная работа школы не может строиться без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье. Основа взаимодействия школы и семьи в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств.
Заместитель директора школы по воспитательной работе координирует воспитательные возможности отдельных процессов, в том числе влияние родителей на основе предъявления единых требований к учащимся, учёта их индивидуальных особенностей.
Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.
Глава 1. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи
Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьёй.
Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека. Работа с семьёй, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики учреждения образования. Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребёнка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.
Основы взаимодействия педагогов с родителями сформулированы В.А.Сухомлинским: Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской сильной рукой, для предупреждения об опасностях, если и дальше так будет продолжаться, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, душе, в тетради, дневнике, - всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание.
С принятием Закона Российской Федерации Об образовании возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, авторитетом становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к выходу ребёнка из-под влияния семьи.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Наиболее действенным, в содержании взаимодействия педагогов с родителями его воспитанников является проявляемая забота о развитии ребёнка: его самочувствии, состоянии души, физическом и психологическом здоровье, успешности деятельности, положении в группе и групповом статусе, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах их развития, особенностях характера, о счастье подрастающей личности, входящей в контекст современной культурной жизни.
Глава 2. Содержание, формы и методы взаимодействия школьного и семейного воспитания.
Содержание работы педагога с родителями включает 3 основных блока.
Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
Психолого-педагогический лекторий:
*психолого-педагогические проблемы адаптации ребёнка к школе (1,5 классы);
*развитие познавательных процессов (2-3 классы);
*трудности подросткового возраста (6-8 класс);
*формирование внутренней позиции будущего школьника (родители будущих первоклассников);
*ориентация на выбор профессии (7,11 классы);
*нравственные ценности старшеклассников (10,11 классы).
2. Конференция.
3. Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
4. Индивидуальные тематические консультации.
5. Творческие группы, группы по интересам.
6. Педагогическая дискуссия.
7. Педагогический практикум.
8. Ролевая игра.
9. Посещение семьи.
10. Переписка с родителями.
II. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Родительские собрания.
2. Родительские дни в школе.
3. Совместные творческие дела.
4. Помощь в укреплении материально-технической базы.
5. Социологические опросы.
6. Семейные гостиные.
III. Участие родителей в управлении школой.
1. Совет школы. (Общешкольный родительский комитет)
2. Конференция школы.
3. Классные родительские комитеты.
Главными формами взаимодействия школы и семьи являются индивидуальные формы работы и групповые.
К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты. Они уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Все формы и методы работы направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление её воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
Рассмотрим комплекс методов и форм совместной работы с родителями, наиболее часто используемых в опыте школ.
Методы изучения семьи: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловая игра, анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества.
Конференция – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов и матерей. Конференции проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовятся выставки работ учащихся, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: Праздники в семье и семейный досуг, Игра в жизни ребёнка, Нравственное воспитание подростков в семье. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей иногда заполняется краткая анкета. Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классным руководителем (если она классная). С краткими заранее подготовленными сообщениями о своём опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Практикум – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться в семье во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации. На практикуме можно предложить родителям тест (см. Приложение №1)
Открытые уроки – обычно проводятся с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Однако необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Во многих школах родители частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования Папа, мама, я – спортивная семья, и огоньки, посвящённые Международному дню 8 Марта, и вечера Встреча с профессией, и концерты художественной самодеятельности. Всё это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя ещё не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.
Педагогическая дискуссия (диспут) – одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретённые навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута – ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута – уважение к позиции и мнению любого участника. Темой может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: Частная школа – за и против, Выбор профессии – чьё это дело?, Умеете ли вы любить своего ребёнка?.
Ролевые игры – форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состав участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путём совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации вариант действий. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: Утро в нашем доме, Ребёнок пришёл из школы, Семейный совет.
Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребёнка, учитель же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Принцип успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для её решения? Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнётся с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.
Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребёнка, даёт советы по организации выполнения домашних заданий. Посещение семей учащихся, проведение так называемых домашних собраний - не такое уж лёгкое дело, как иногда кажется. Здесь есть свои плюсы и минусы. Можно зайти, как говорят по пути, коротко поговорить с отцом и матерью, мимоходом сообщить об успеваемости и поведении ученика и уйти с чувством исполненного долга. В таком случае невозможно познакомиться с внутрисемейным общением, вникнуть в секреты и тонкости домашнего воспитания. А ведь можно иначе. Многие учителя, планируя посещение той или иной семьи, тщательно уясняют себе цель посещения: это и общее ознакомление с условиями жизни ученика, и решение какого-то конкретного вопроса воспитания, а также анализ причин неуспеваемости, план совместных действий в помощь школьнику в учёбе.
Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.
Родительское собрание – форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Школьные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами её работы. Классные родительские собрания проводятся 4-5 раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы класса, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные).
Работа школы и родителей невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов.
Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи Мир увлечений нашей семьи, на котором демонстрируются какие-то поделки, сувениры – всё, чем семья увлекается в свободное время.
Неоценимая помощь родителей и в укреплении материально-технической базы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.
Одной из форм сотрудничества педагогов и наиболее опытных, инициативных родителей является родительский комитет. Он работает на основе Положения о родительском комитете школы. Совместно с педагогами, под их руководством родительский комитет планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Хорошей традицией многих школ является проведение своеобразных творческих отчётов о совместной деятельности родительского комитета и классного коллектива. Такие встречи проводятся в конце учебного года и являются своеобразным подведением итогов работы за год. Формы представления могут быть самыми разнообразными: фильм о жизни класса, КВН, фестиваль.
Заключение
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Целенаправленная работа по повышению педагогической культуры учителей, родителей создаёт основу этого сотрудничества. Обучение родителей – это первый шаг к построению будущих родительских объединений, сообществ детей и родителей на основе их совместной деятельности. Образовательное учреждение, будь то школа или учреждение дополнительного образования, есть один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума. Всё вышесказанное хотелось бы обобщить словами педагога и психолога П.П.Блонского: Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей.
Литература:
Абубакирова С., Хусаинова Р., Сафина З. Сотрудничество школы и семьи.
Воспитание школьников, №6. 2000. 47с.
Байкова Л.А., Гребенкина Л.К, Еремкина О.В. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр Педагогический поиск, 2002. 160с.
Березина В.А., Виноградова Л.И. Настольная книга классного руководителя. М.: ООО Изд-во Астрель, 2003. 574с.
Виноградова Л.И. Ищем новые формы взаимодействия с родительской общественностью. Воспитание школьников, №6.2005. 9с.
Голубева Л.И., Попова Г.П. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. Волгоград: Учитель, 2006. 139с.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Средняя и старшая школа. 5-11 классы. (Педагогика. Психология. Управление.) М.: ВАКО, 2005. 256с.
Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе (5-8 классы) Волгоград: Учитель, 2004. 95с.
Кузнецова Н.П., Мейснер Е.В. Административное управление воспитательным процессом. Волгоград: Учитель, 2006. 250с.
Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Родительские собрания 5-7 классы: Беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. Волгоград: Учитель, 2005. 208с.
Маринченко И.П. Родители в воспитательной системе школы. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, №6. 2004. 41с.
Мелина С. Мировоззренческие аспекты работы с семьёй. Воспитание школьников, №5.2005. 17с.
Пачина С.В. Семинар для классных руководителей: Содержание и формы работы с семьёй ученика. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, №6.2005. 46с.
Работа классного руководителя: Методическое пособие /Под ред. Слепенковой Е.А. М.: АРКТИ, 2005. 168с.
Сибирцова Г.Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе. Изд-во Феникс, 2005. 384с.
Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). Волгоград: Учитель, 2005. 91с.
Черноусова Ф.П. Направление, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе: Методические рекомендации. М.: Центр Педагогический поиск, 2004. 160с.
Приложения №1
Тест
Кто вы своему ребёнку: родитель или приятель?
1. Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок-музыки. Что вы сделаете?
а)выполняете просьбу и смотрите рок-шоу вместе с ней?
б)отвечаете, что ей придётся подождать, пока закончится фильм?
в)обещаете купить для неё портативный телевизор?
г)записываете фильм на видео, а дочери позволяете смотреть рок-шоу?
2. Вы видите в своих детях:
а)людей, равных себе?
б)тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость?
в)маленьких взрослых?
г)тех, кто постоянно нуждается в наших добрых советах?
3. Вы родитель средних лет и гордитесь своей шевелюрой. Какую причёску вы носите?
а)которая больше всего вам подходит?
б)которая отвечает последней моде?
в)которая копирует причёску любимой звезды?
г)которая копирует стиль сына (дочери)?
4. Поговорим о вашем возрасте:
а)знают ли дети, сколько вам лет?
б)вы предпочитаете не признавать и не подчёркивать разницу в возрасте
между вами и детьми?
в)скрываете ли вы свой возраст от детей?
г)настаиваете ли вы на том, что знаете больше, потому что старше?
5. Как вы одеваетесь?
а)подражаете стилю рок-звезды, любимой сыном (дочерью)?
б)стараетесь следовать стилю сына (дочери), полагая что это может
установить более тесную связь между вами?
в)выбираете ту одежду, которая лучше всего вам подходит?
г)следуете молодёжной моде, потому что так вы чувствуете себя моложе?
6. Как вы поступите, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу?
а)посчитаете, что это его личное дело?
б)станете подшучивать над его женственностью?
в)скажите, что это модно, не желая, чтобы он счёл вас старомодными?
г)купите такую же серьгу и нацепите её, чтобы составить сыну
компанию?
7. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а вы:
а)затыкаете уши ватой и делаете свои дела?
б)уменьшаете громкость?
в)миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется?
г)говорите, что это потрясающе, хотя на самом деле музыка буквально
бьёт вас по голове?
8. При споре с детьми вы:
а)редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали
отвергать вас вовсе?
б)соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор
бесполезен?
в)позволяете им иметь последнее слово, потому что жизнь ведь так
коротка?
г)признаёте, что они правы, если они действительно правы?
9. Дети пригласили в гости сверстников, а вы:
а)предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят?
б)составляете им компанию, стремясь держаться на равных?
в)спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей такими же
весёлыми, как вы?
г)ни во что ни вмешиваетесь, но даёте понять, что вы всегда рядом на
случай, если что-то произойдёт?
10. Дети собираются на дискотеку, а вас не берут, а вы:
а)не удивляетесь, потому что они знают, как вам трудно выдержать эти
новые танцы?
б)печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними?
в)обижаетесь, потому что они не хотят разделить с вами своё веселье?
г)расстраиваетесь, потому что готовились к такому случаю пощеголять в
облегающих джинсах и металлических побрякушках?
11. Когда вы пытаетесь вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему вы так делаете?
а)чтобы быть с детьми в хороших отношениях?
б)потому что это позволяет сократить разницу в возрасте?
в)потому что это может дольше удержать семью вместе?
г) потому что это для вас естественно?
12. В отношения со своими детьми вы:
а)обращаетесь с ними как со взрослыми?
б)обращаетесь с ними как с маленькими?
в)стремитесь быть их приятелем?
г)ведёте себя так, как должно родителям?
Подсчитайте ваши очки:
36-25 очков: вы, наверное, думаете, что весело проводите время с детьми, стараясь быть с ними на равных во всём. Но это сейчас. Позднее вы можете поплатиться. Вы слишком переигрываете, взяв на себя роль приятеля собственных детей, ставя их на одну доску с вами. Ведь большинство детей прекрасно это понимают, а в результате, как считают эксперты, подспудно возрастает их нервозность. Быть просто приятелем недостаточно. Дети нуждаются в руководстве. Вам надо понять, что с разницей в возрасте ничего поделать нельзя; и важно осознать, что именно вы призваны обеспечить своим детям чувство перспективы и преемственности, знание общественных корней и выбор места в жизни.
24-14 очков: ваши дети, похоже, так и не знают в точности, как же им с вами держаться. Вы явно стараетесь им потакать, а затем, когда вам это нужно, пытаетесь войти в роль родителя. Рано или поздно вы захотите настоять на своём в чём-то важном, и это вызовет в детях гнев, растерянность и неповиновение. Но вы зашли ещё не так далеко и можете перестать играть в приятеля, чтобы явить детям образец зрелого и ответственного поведения. И пусть вас не беспокоит опасение, что дети перестанут любить вас, если вы станете утверждать себя в родительской роли.
13-0 очков: так держать, мистер (или миссис) средний родитель! Вы отчаянно пытаетесь понять и оценить вечно меняющиеся настроения и нужды своих детей, иногда поддаётесь соблазну уступить им. В этом нет ничего плохого, потому что, судя по всему, вы достаточно разумны и знаете, как строить отношения с детьми на ваших, а не на их условиях. Ссоры неизбежны, однако дети вас любят, уважают и – главное – видят в вас любящего и надёжного родителя. При удаче вас ожидает такое семейное счастье, какое позволяет нам выдержать современную жизнь с её стрессами и разочарованиями.
Вопросы к диспуту Мы и родители №2
1. Взрослые мы или дети? С какого возраста человек становится самостоятельным?
2. Кто отвечает за нас: мы сами, школа, родители?
3. Имеем ли право поступать самостоятельно, не считаясь с мнением родителей?
4. Что значит любить отца и мать? Должны ли мы помогать родителям, если они нашей помощи не требуют?
5. Есть ли у нас долг перед родителями? В чём он заключается?
6. Должны ли мы быть откровенными с родителями? Во всём ли?
7. Как быть, если родители возражают против избранного мной жизненного пути?
8. Как быть, если родители запрещают дружбу с девушкой (юношей)?
9. Следует ли прощать родителям обиду? Как избежать отчуждения, конфликта, возникающего в подобном случае?
10. Можно ли стыдиться своих родителей?
11. Правильно ли ты поступишь, если попросишь родителей уйти из дома, если к тебе пришла компания друзей?
Памятки для родителей №3
Создание благоприятной семейной атмосферы
Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.
Время для ночного отдыха каждому ребёнку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребёнок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребёнком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: Какие оценки ты сегодня получил?, лучше задать контрольные вопросы: Что было интересного в школе?, Чем сегодня занимались?, Как дела в школе?.
Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.
Ребёнок должен чувствовать, что он любим.
Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Воспитание трудолюбия у детей в семье
Чаще поощряйте ребёнка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не всё у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните ещё раз.
Привлекайте ребёнка к большим семейным делам и приучайте начатую работу доводить до конца.
Каждый член семьи, в том числе и ребёнок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.
Не наказывайте ребёнка трудом.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся №4
1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения!
2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз!
3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!
6. То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, ещё с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность! Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее!
8. Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!
9. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!
10. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!
HYPER13PAGE HYPER15
23