Публикации Программа "Динамическая пауза" 1 класс

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа "Динамическая пауза" 1 класс
Автор: Лукьянова Елена Владимировна

Программа Динамическая пауза»1 класс Пояснительная записка Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд, а ребёнок и подавно.По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Не секрет, что здоровье детей за годы обучения в школе ухудшается в 5 – 6 раз, поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания. Мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие понимания у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. С раннего детства необходимо воспитывать в ребёнке уважительное отношение к своему здоровью. Школа и семья должны помочь ребёнку научиться любить себя, своё тело, своё здоровье. Значимость образования состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью, научить их выбирать здоровый образ жизни. Актуальность: В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать. Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, динамических паузах. Динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки.Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе. Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем закаливания организма ребенка.Программа «предназначена для 1 кл. четырехлетней начальной школы и рассчитана на 66 занятий (2 часа в неделю). Цель:
  • сохранения и укрепления здоровья учащихся школы;
  • обеспечения двигательной активности детей, смена видов деятельности учащихся в течение дня;
  • пропаганды здорового образа жизни;
  • развития двигательных способностей: ловкости, силы, выносливости;
  • общения, развития коммуникативных качеств учащихся;
  • Задачи:
  • Прививать первоклассникам необходимые двигательные навыки.
  • Укреплять мышечный аппарат.
  • Формировать правильную осанку, постановку корпуса, рук, ног, головы.
  • Динамические паузы выполняют следующие функции:
  • Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
  • Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  • Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
  • Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
  • Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их
  • Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
  • Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
  • Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний
  • Лечебную – способствовать выздоровлению.
  • Направления программы Программа направлена на формирование здорового образа жизни. Сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей. Организация командного взаимопонимания, сплочения коллектива класса.Особенности курса «Динамическая пауза»:
  • развитие личности ребёнка, его интеллекта и общей культуры, а также формирование и обогащение внутреннего мира решаются с максимальным учётом индивидуальных возможностей каждого ученика;
  • развитие физических возможностей детского организма;
  • обогащается его духовный мир, расширяется кругозор. Всё это способствует росту художественно- творческой личности.
  • Форма проведения динамической паузы:
  • при благоприятных погодных условиях – подвижные игры на свежем воздухе;
  • при неблагоприятных погодных условиях - в МОУ СОШ № 10»ОЦ ЛИК» предусмотрены рекреации, зимний сад, актовый зал, спортивный зал.
  • Динамическая пауза проводится под руководством учителя. Используются подвижные игры, игры спортивного характера в зависимости от времени года. Свобода и самостоятельность двигательной активности детей в ходе динамической паузы обязательно продумывается и планируется педагогом заранее.Ценностные ориентиры содержания учебного предметанаправленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.Место учебного предмета, курса в учебном плане.На изучение «Динамической паузы» в 1 классе начальной школе отводится 1 ч. в неделю. В 1 классе - 33 ч. – (33 учебные недели).Краткое содержание программы1 класса - 33 ч.Двигательные упражнения без предметов - 8 ч. «Зеркало», «Шумовой эффект», «Клоуны», « Японская школа», «Десантники», « Балетная школа», «Канатоходцы», « цирковая школа».Совместные двигательные упражнения -10 ч. «Учимся быть рядом», «Близнецы», «Пробуждение», «Театр пантомимы», «Прятки», «Цапля», «Путаница», «Гири», «Лодочка», «Кролики».Игровые двигательные упражнения с предметами -17 ч.«Трон», «Статуя», «Грезы», «Сон», «Балансировка», «Снежная баба», «Жонглеры и эквилибристы», «Волшебная палочка», «Цирк», «Совместный полет», «Круговорот», «Живые комочки», «Ветер», «Доброта», «Равновесие», «Борьба с трудностями», «Оркестр».Прыжки в стране Олимпиоников - 14ч. Подвижные игры «Бегущие машины», « Кто дальше», «С кочки на кочку», «Заводной зайчишка, «Кенгуру», «Яблоки», «К бабушке», «Светофор», «Мяу-Гав», «Бег по кочкам».Эстафеты -5ч.Эстафеты: с гимнастическими палками; обручами; мячом; круговые эстафеты с мячом, эстафеты с газетой, прыжковая эстафета, бега с препятствиями.Игровые двигательные упражнения с воздушными шарами ( с мячами)-7ч.«Воздушный змей», «Любопытство», «Необычное выступление», «Круговерть», «Кругосветное путешествие», «Лабиринт», «Проверка ловкости».Соревнования, состязания -5ч.Весёлые старты. Чемпионы малого мяча. Соревнование длинных и коротких прыжков.Ожидаемые результаты реализации программы:
  • положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;
  • повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
  • повышение приоритета здорового образа жизни.
  • Отличительные особенности программы «Динамическая пауза» - это активный отдых учащихся на свежем воздухе. Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем закаливания организма ребенка. Активный отдых на свежем воздухе оставляет массу впечатлений и помимо этого укрепляет здоровье и дарит отличное самочувствие. Дети начинают больше двигаться, получать больше кислорода в легкие и кровь, что прекрасно отражается на настроении и общем самочувствии. Любые игры на свежем воздухе способствуют улучшению кровообращения во все органы и системы человеческого организма, в том числе в мозг. А это помогает ученику встряхнуться и с новыми силами и настроением браться за учебу. Очевидно, что в разнообразных играх мы имеем могучий элемент для содействия умственному развитию детей. Гигиеническое значение детских игр, в особенности подвижных, происходящих на открытом воздухе, неоценимо. Динамическая пауза проводится под руководством учителя. Используются подвижные игры, игры спортивного характера в зависимости от времени года. Свобода и самостоятельность двигательной активности детей в ходе динамической паузы обязательно продумывается и планируется педагогом заранее.
  • Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни):
  • приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни;
  • о технике безопасности на занятиях и правилам бесконфликтного поведения;
  • о принятых в обществе нормах отношения к природе, окружающим людям;
  • об ответственности за поступки, слова и мысли, за свое физическое и душевное здоровье.
  • Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к спорту и физкультуре, к природе: животным, растениям и деревьям, воде и т.д.
  • Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.
  • Личностные результаты1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 2. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. 4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.5. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.6. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.7. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 8. Умение работать в команде.Метапредметные результаты1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи игровой деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.3. Определять наиболее эффективные способы достижения результата.Предметные результаты.1.Понимание особой роли России с мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.2.Уважительное отношение к России, родному краю, природе нашей страны, её современной жизни. Тематический план1 классКалендарно - тематическое планирование кружка «Динамическая пауза»ЛитератураДереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья – М. «ВАКО» 2007 г. – 150с.Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с. Миронова Р.М. « Игра в развитии активности детей » Минск : Народная совета, .Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста. Грозно .Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания / Б.А. Ашмарин [и др.]. –М. : Просвещение, 1990. – 287 с. Базарный, В.Ф. Нервнопсихическое утомление учащихся в традиционной школьной среде / В.Ф. Базарный. – Сергиев Посад,1995.Сабодах, Р.В. Проблема адаптации детей к обучению в школе / Р.В. Сабодах // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 2.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса