Публикации
Реабилитационные возможности театральной игры
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реабилитационные возможности театральной игры
Автор: Титкова Татьяна Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реабилитационные возможности театральной игры
Автор: Титкова Татьяна Александровна
Титкова Т.А., педагог дополнительного
образования ОДП
Реабилитационные возможности театральной игры
Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности распознавать эмоциональные состояния человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают творческие возможности детей и помогают психологической адаптации их в коллективе, что позволяет преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, повысить самооценку, способствовать ослаблению и снятию психоэмоционального и мышечного напряжения, снятию тревожности, улучшению коммуникативных навыков.
Театральная игра направлена на развитие эстетических способностей, активизации мыслительного процесса, овладение навыками общения и коллективного творчества. Игры и упражнения, включенные в занятия, развивают сферу чувств, соучастия, сопереживания.; они не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях.
Для этого необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазию, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом.
Театральные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества. Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами).
К театральным играм относятся :
- игры на превращения;
- игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий.
Практическое занятие:
1.Оправдание позы. Учащиеся ходят по кругу. По хлопку ведущего каждый должен бросить свое тело в неожиданную для себя позу. Для каждой позы должно быть подобрано объяснение. Представьте себе, что вы совершали какое-то осмысленное действие… По команде Отомри продолжайте это действие. Мы должны понять, что вы делаете. Постарайтесь не придумывать банальных оправданий, которыми можно объяснить любую позу. Ищите действия, соответствующие именно тому положению вашего тела, в котором вы замерли, только ему и никакому другому.
2. Осел. Встаньте, пожалуйста, в широкий круг! Я буду ведущим. Я хлопаю в ладоши и указываю на человека, стоящего в кругу, называя одновременно его имя. Он, не тратя ни секунды, хлопает в ладоши, указывает на меня или любого другого игрока в кругу и произносит его имя. Смысл заключается в том, чтобы (при очень высоком темпе игры) не забыть порядок действий: хлопок – указание на игрока – название его имени. Важно не забыть и не перепутать имена игроков. Любая потеря темпа, замороженное включение в игру, ошибка в имени приводят к поражению.
3. Прислушивание. Группа рассаживается в полукруг. Ведущий предлагает учащимся расслабиться, прислушаться к тому, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе), к тому, что делается в полукруге, в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице. На каждое прислушивание дается по 2-3 минуты. После этого полезно обсудить услышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущениям, к тому, что окружает человека извне. Прислушивание к своим ощущениям занимает важное место во всем тренинге.
4. Переключение внимания.
Упражнение на переключение внимания протекает в такой последовательности:
1. Зрительное внимание: объект далеко (например, дверь).
2. Слуховое внимание: объект близко (комната).
3. Зрительное внимание: новый объект, находящийся далеко (улица в окне).
4. Осязательное внимание (объект — ткань собственного костюма).
5. Слуховое внимание: объект далеко (звуки улицы).
6. Зрительное внимание: объект близко (карандаш).
7. Обонятельное внимание (запах в аудитории).
8. Внутреннее внимание (тема — папироса).
9. Зрительное внимание: объект близко (пуговица на своем костюме).
10. Осязательное внимание (объект — поверхность стула).
5. Голос.А можем ли мы узнать настроение человека, не видя его лица? Как? Правильно, по голосу. Как вы думаете, как можно при помощи голоса можно передать настроение? Правильно, нужно изменить интонацию. Сейчас мы будем произносить скороговорку Около кола колокола, около ворот коловорот с разной интонацией:- вежливо;- строго;- просяще;- повелительно;- умоляюще;- весело;- грустно;- равнодушно;- ехидно;- зло.Изменяя интонацию голоса, мы одну и ту же фразу произнесли по-разному, придавая ей тем самым характер и настроение.
Спасибо всем за работу и внимание!
образования ОДП
Реабилитационные возможности театральной игры
Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности распознавать эмоциональные состояния человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают творческие возможности детей и помогают психологической адаптации их в коллективе, что позволяет преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, повысить самооценку, способствовать ослаблению и снятию психоэмоционального и мышечного напряжения, снятию тревожности, улучшению коммуникативных навыков.
Театральная игра направлена на развитие эстетических способностей, активизации мыслительного процесса, овладение навыками общения и коллективного творчества. Игры и упражнения, включенные в занятия, развивают сферу чувств, соучастия, сопереживания.; они не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях.
Для этого необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазию, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом.
Театральные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества. Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами).
К театральным играм относятся :
- игры на превращения;
- игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий.
Практическое занятие:
1.Оправдание позы. Учащиеся ходят по кругу. По хлопку ведущего каждый должен бросить свое тело в неожиданную для себя позу. Для каждой позы должно быть подобрано объяснение. Представьте себе, что вы совершали какое-то осмысленное действие… По команде Отомри продолжайте это действие. Мы должны понять, что вы делаете. Постарайтесь не придумывать банальных оправданий, которыми можно объяснить любую позу. Ищите действия, соответствующие именно тому положению вашего тела, в котором вы замерли, только ему и никакому другому.
2. Осел. Встаньте, пожалуйста, в широкий круг! Я буду ведущим. Я хлопаю в ладоши и указываю на человека, стоящего в кругу, называя одновременно его имя. Он, не тратя ни секунды, хлопает в ладоши, указывает на меня или любого другого игрока в кругу и произносит его имя. Смысл заключается в том, чтобы (при очень высоком темпе игры) не забыть порядок действий: хлопок – указание на игрока – название его имени. Важно не забыть и не перепутать имена игроков. Любая потеря темпа, замороженное включение в игру, ошибка в имени приводят к поражению.
3. Прислушивание. Группа рассаживается в полукруг. Ведущий предлагает учащимся расслабиться, прислушаться к тому, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе), к тому, что делается в полукруге, в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице. На каждое прислушивание дается по 2-3 минуты. После этого полезно обсудить услышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущениям, к тому, что окружает человека извне. Прислушивание к своим ощущениям занимает важное место во всем тренинге.
4. Переключение внимания.
Упражнение на переключение внимания протекает в такой последовательности:
1. Зрительное внимание: объект далеко (например, дверь).
2. Слуховое внимание: объект близко (комната).
3. Зрительное внимание: новый объект, находящийся далеко (улица в окне).
4. Осязательное внимание (объект — ткань собственного костюма).
5. Слуховое внимание: объект далеко (звуки улицы).
6. Зрительное внимание: объект близко (карандаш).
7. Обонятельное внимание (запах в аудитории).
8. Внутреннее внимание (тема — папироса).
9. Зрительное внимание: объект близко (пуговица на своем костюме).
10. Осязательное внимание (объект — поверхность стула).
5. Голос.А можем ли мы узнать настроение человека, не видя его лица? Как? Правильно, по голосу. Как вы думаете, как можно при помощи голоса можно передать настроение? Правильно, нужно изменить интонацию. Сейчас мы будем произносить скороговорку Около кола колокола, около ворот коловорот с разной интонацией:- вежливо;- строго;- просяще;- повелительно;- умоляюще;- весело;- грустно;- равнодушно;- ехидно;- зло.Изменяя интонацию голоса, мы одну и ту же фразу произнесли по-разному, придавая ей тем самым характер и настроение.
Спасибо всем за работу и внимание!