Публикации Конфликты в школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конфликты в школе
Автор: Чернова Ольга Васильевна

Конфликты в школеПедагог-психолог Чернова Ольга Васильевна МБОУ Школа №162им.Ю.А.Гагарина г.о. СамараКонфликты явление неизбежное, и наша школа не исключениеПри ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, и мне как психологу необходимо добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга.Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуацийЧто такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные.Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.Конфликт в школе явление многоплановое. Конфликт «Ученик ученик»Разногласия между детьми обычное явление, в том числе и в школьной жизни. Причины конфликтов между учениками
  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • Способы решения конфликтов между учениками 1. Общение только в спокойном тоне. 2. Не допускать давления на ребёнка. 3. После разрешения конфликта обязательный диалог между учениками .4. Беседа с родителями (при необходимости)Конфликт «Учитель родитель ученика»Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.Причины конфликта между учителем и родителями
  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
  • Способы решения конфликта учителя и родителя1. Рассмотреть ситуацию спокойно, без искажения на происходящее.2. Открытый диалог учителя и родителя.3. Анализ и рефлексия ситуации.Конфликт «Учитель ученик»Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.Причины конфликтов между учителем и учениками
  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)
  • Способы решения конфликта учителя и ученика
  • Выявить причины (скрытые и явные)
  • Понять доводы оппонента
  • Сохранить позитивное отношение к оппоненту
  • Отделить отношения и эмоции от проблемы
  • Искать разумное решение проблемы
  • Единый алгоритм решения любого школьного конфликтаИзучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.Второй момент анализ ситуации без превратности.Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в школе, деструктивное копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.