Публикации Метод сенсорной интеграции в работе педагога-психолога с учащимися с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Метод сенсорной интеграции в работе педагога-психолога с учащимися с задержкой психического развития в общеобразовательной школе
Автор: Попкова Ирина Николаевна

Метод сенсорной интеграции в работе педагога-психолога с учащимися с задержкой психического развития в общеобразовательной школе
Метод сенсорной интеграции представляет собой упорядочивание, выстраивание ощущений, которые будут потом использоваться. Именно ощущения дают информацию о физическом состоянии не только нашего тела, но и окружающей среды. Любые сбои в данной системе могу привести к нарушению поведения, неадекватным реакциям на различные раздражители , что негативно влияет на дальнейшей развитие ребенка.
Очень многие дети имеют , к примеру, тактильную дисфункцию .Это говорит о неприятии прикосновений , либо недостаточной реакции на тактильные ощущения, что становить достаточно большой проблемой, как для самого ребенка, так и для его родителей.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.С помощью ощущения ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предметов, с которыми ребёнок непосредственно соприкасается, действует. Чем богачеощущенияивосприятия,тем многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире и богаче опыт ребенка.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР), о которых далее пойдет речь, очень часто подвержены сенсорной деривации, которая к раннему школьному возрасту только усугубляется. Ни для кого ни секрет, что развитие зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее пониманиеосуществляется в процессе познания ребенком предметов и явлений окружающей действительности, т.е. развитие речи и развитие познавательных способностей ребенка осуществляется одновременно. Для этого ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, потрогать его, понюхать /если он имеет запах/, попробовать/ если предмет съедобен/, выполнить с ним некоторые действия: подержать в руках, погладить, покатать в машине и т.д., что не всегда осуществляется в рамках семейного круга.
Далеко не все дети вовремя отыгрывают, так называемые игры с грязными материалами, что приводит к нарушению эмоциональной сферы, формированию внутренних ощущений. Ребёнок оказывается неспособен прочувствовать окружающий мир через тактильный контакт. Недоразвитие мелкой моторики пальцев , в сочетании с активным использованием гаджетов, привод к ярко выраженным негативным последствиям.
Проработать такой вид депривации позволяет использование сенсорного материала в коррекционной работе с детьми с ЗПР , что имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:
- появляется возможность активировать познавательный мотив в коррекционных занятия;
- многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
- каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.
- работа в зоне ближайшего развития становится методом профилактики вторичного дефекта.
После подобных занятий учащиеся с ЗПР становятся более усидчивыми, внимательными, забывают про свои страхи , учатся понимать свое тело и правильно им управлять.