Публикации Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное народное творчество""

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное народное творчество""
Автор: Майнгард Евгения Леонидовна

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное народное творчествоДошкольный возраст – важный период, когда формируется личность и закладываются прочные основы безопасной жизнедеятельности.Безопасность - это не сумма знаний, а необходимость формирования ответственности за свою жизнь, уважение к чужой жизни и здоровью.С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится весьма небезопасной для него. И наша задача дать каждому ребенку основные понятия опасных для его жизни ситуаций, научить предвидеть эти опасные ситуации, умение правильно себя вести дома, на улице, на воде, в лесу, с чужими людьми и т. п., чтобы избежать их, а в крайних случаях - быть максимально к ним готовыми.Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. В период дошкольного детства ребёнок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением т.к. безопасность это не стиль жизни, а адекватное поведение в различных ситуациях. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком. И совершенно очевидно, чем раньше дети получат эти сведения, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций. Важно помочь детям усвоить правила: спички - детям не игрушки; никогда не разговаривать с незнакомцами, не открывай дверь незнакомцам; никогда не гуляй один, слушайся старших; будьте осторожны, если попали в беду, громко кричите, поднимайте шум; играть можно на игровых площадках; выполнять и соблюдать правила дорожного движения. Поэтому, чем раньше ребенок усвоит эти правила, тем лучше. Театрализованная деятельность, это один из самых интересных занятий детей дошкольного возраста, которая в доступной, увлекательной форме поможет усвоить эти правила. Театр - это искусство. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристально всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению злаТеатральные игры обогащают, как жизненный опыт, так и опыт по безопасности жизнедеятельности новыми знаниями, умениями, а также яркими художественными впечатлениями. Также учат импровизировать, свободно чувствовать себя в любой роли, «проигрывать» различные ситуации.Театрализованная деятельность помогает в решении многих задач. Работая в данном направлении, я выбрала цель:- Сформировать навыки безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.Для достижения этой цели наметила задачи:- углубить и систематизировать знания детей о навыках безопасности жизнедеятельности;- развивать умение самостоятельно выходить из трудных ситуаций, делать простейшие умозаключения.- продолжать развивать диалогическую речь.- умение отвечать на вопросы воспитателя в правильной грамматической форме.- создать условия для усвоения знания детей о безопасности жизнедеятельности;- поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажей;- воспитывать устойчивый интерес к театральной деятельности, и желание использовать различные роли;Свою работу я начала с организации театрального центра, который включает в себя различные виды театров: настольные, пальчиковые, театр масок, театр рукавичек, театр на дисках, фланелеграфе, магнитах. В центре есть: ширмы, атрибуты, костюмы, технические средства (ноутбук, магнитофон), макет улицы, дорожные знаки, светофоры, машинки, куклы – пешеходы, лепбук.В дошкольном возрасте у детей активно развивается интерес и любовь к художественной литературе. Поэтому большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет художественная литература. Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств, помогает понять детям через художественные образы, где зло, где добро, знакомит детей с элементарными основами безопасного поведения в различных жизненных ситуациях: в быту, социуме, природе. В своей работе я использую различные литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, потешки, загадки по теме ОБЖ.Во второй младшей группе, знакомила с различными видами театров. Обыгрывали стихи: «Киска, киска, брысь!», «Курочка - рябушечка», «Вышла курочка гулять», разыгрывали сказку «Курочка ряба», «Теремок». Старалась выбрать те произведения, в которых говорится об опасностях, которые угрожают героям и о том, как можно их избежать. Для того, чтобы малыши легко и без принуждения овладевали приёмами культуры и гигиены, использую потешки, стихи о безопасности, загадки. Заучивали и обыгрывали потешки о гигиене, о приеме пищи, о правилах поведения за столом, подготовки ко сну. Они помогают формировать простейшие навыки поведения еды, умывания: «Теплою водою», «Солнце рано утречком», «Нос умойся», «Ай, лады, лады..», «Водичка, водичка…». Дети охотно выполняли гигиенические процедуры, читали и заучивали потешки, использовали их во время игр в свободной деятельности. Стихи о приеме пищи, помогают формировать навыки поведения за столом, умение правильно пользоваться чайной, столовой ложками, салфетками. Читала стихи И. Демьянова «Замарашка»; А. Кондратьева «Зеркало»; Р. Сеф «Мыло»; Э. Мошковской «Уши»; И. Токмаковой «Гном».Приучала детей после игры убирать игрушки по местам. Играли в игру «Каждой игрушке свое место». Эта игра способствовала формированию представления о том, что порядок в группе не только для чистоты, но и для безопасности, разбросанные игрушки могут послужить причиной падения, ушиба; о необходимости соблюдать правила осторожного обращения с играми, игрушками. В играх с мелкими игрушками обращала внимание детей на то, чтобы соблюдали правила. Знакомила детей с правилами безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку).В средней группе знакомлю с правилами безопасного поведения во время игр, рассказываю о ситуациях, опасных для жизни, использую сказки: народные, сказки на новый лад, сказки о безопасности И.Зеленцовой «Школа безопасности».Сказки о безопасности - это учебники жизни. В них содержится опыт многих поколений, который учит детей обращаться за помощью, не преступать запреты, не трусить и не сдаваться. Сказка способствует развитию чувств, благородству души, желанию доставлять людям радость. Очень интересны развивающие авторские сказки Шорыгиной Т. А. Эти сказки учат осторожному поведению дома, на улице, у воды, в лесу, при встрече с животными, словом, везде, где могут подстерегать опасности.В своей работе использую такие произведения: «Телефон», «Айболит»К. Чуковского, фрагменты Хоринская. Е «Спичка - невеличка», «Девочка чумазая»А. Барто; сказки: «Гуси – лебеди», «Кот, петух и лиса», «Жихарка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», «Под грибом», «Заюшкина избушка». В сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать. Читая сказки, с детьми обсуждали содержание, поведение героев, как можно помочь героям выбраться из сложившейся ситуации. Разыграли с детьми отрывок из сказки Т. Волынского «Кошкин дом», где котенок остался в доме один, несмотря на запрет, мамы - кошки взял спички, развел огонь, после чего, сгорел весь дом. Выяснили с детьми, почему случился пожар, можно ли детям играть со спичками. Нельзя брать спички, спички – это не игрушка, они могут быть причиной пожара.Обыграли отрывок из сказки К. Чуковского «Айболит», про зайчика, который любил играть и не заметил, как оказался на проезжей части улицы, и попал под машину. Дети объяснили, почему произошла такая беда с зайчиком. Он не соблюдал правила дорожного движения, играл на проезжей части. А играть нужно на специальных детских площадках.В сказке «Волк и семеро козлят» на новый лад мы встречаемся с козой - мамой и она является главной героиней повествования. Коза очень любит своих козлят изаботится о них, а чтобы их обезопасить, объясняет, что дверь чужим открывать не следует. Козлята слушаются маму и дверь волку не открывают, но волк оказалсяхитрым, и ловко их обманул. Доверчивые козлята оказались не готовы к ситуации, что голос может быть похожим на голос мамы - козы. Они открыли дверь, волк сложил козлят в мешок и унес. Коза пошла к волку, потребовала отдать козлят. Волк отдал и сказал, чтобы она научила своих козлят не открывать дверь незнакомцам. При обсуждении сказки обратила внимание детей на то, что нужно быть осторожными и внимательными. Очень важно знать, что злые люди могут использовать для обмана разные приемы, надо слушаться взрослых, нельзя открывать двери никому постороннему и не поддаваться на уговоры. Эта сказка знакомит детей с правилами личной безопасности. Слушая сказку «Заюшкина избушка» дети сами сделали вывод о том, что нельзя пускать в свой дом незнакомцев, с которыми мало знаком, можно остаться ни с чем.После чтения сказки «Колобок», объясняла детям, что нельзя теряться в сложной ситуации, а искать выход. В данной ситуации колобок мог убежать от лисы. Не всегда стоит верить «сладким» словам, таким, как лисичкиным.В сказке «Кот, Петух и Лиса» рассказывается о том, как доверчивого петуха несколько раз спасал кот от лисы. Но петух все равно продолжал выглядывать в окошко, а лиса его воровала. Однажды кот не смог придти на помощь, так как просто не слышал криков петуха своего товарища, и лиса его унесла в свой дом. Однако, кот все равно спас петуха. Объясняла, что не нужно верить уговорам, надо быть осторожными, если попал в беду, нужно громко кричать и поднимать шум.В беседе по сказке «Гуси лебеди» обратила внимание детей, что нельзя бросать в беде близкого человека, оставлять его без присмотра. Ведь сестрица, как только увидела, что брата унесли птицы, сразу же бросилась ему на выручку и сумела спасти его от Бабы Яги, она не испугалась трудностей, девочка послушалась и выполнила просьбу речки, печки, яблоньки и спасла своего братца.Прочитав сказку «Три поросенка», обсудили с детьми, почему с поросятами чуть не случилось беды? Дети сделали вывод: что Ниф - Ниф, и Нуф - Нуф построили непрочные домики, любую работу нужно выполнять добросовестно. Если бы все поросята построили прочные домики, им бы не пришлось спасаться от волка.Также знакомлю детей со сказками, в которых герои проявляют смекалку, хитрость, такие сказки, как: «Жихарка», «Маша и медведь», «Три медведя». Эти сказки учат находить выход из сложной ситуации, быть осторожными, не заходить в чужие дома, находить выход из опасной ситуации. Объясняла детям, что выход найдется из любой ситуации, нужно лишь хорошенько подумать. В сказках «Теремок», «Под грибом» В. Сутеева обращала внимание детей, что надо быть добрыми, внимательными, отзывчивыми, а также не стоит расстраиваться, если что - то не получается, а пытаться сделать что - то новое. Ведь звери не расстроились, когда теремок развалился, а наоборот, принялись строить новый домик, где каждому найдется место. Дети охотно слушают сказки, сопереживают героям, пытаются найти правильное решение из сложившейся ситуации. С желанием драматизируют сказки, отдельные эпизоды сказок, используют различные виды театровДети любят играть в театр в свободной самостоятельной деятельности, импровизируют, сочиняют свои короткие сказки, и в этих сказках герои дружат.Иллюстрации в книгах тоже являются средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют содержание через наглядность, образность. Дети, рассматривая иллюстрации, воспроизводят содержание сказок. Таким образом, целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы способствует воспитанию навыков безопасного поведения детей в различных ситуациях.Взаимодействие с родителями помогает обогащать театральный уголок. Вместе изготавливаем атрибуты, родители являются и участниками и зрителями театральных представлений (участие в утренниках). Принимают участие в тематических выставках рисунков, в изготовлении поделок.Провожу беседы, консультации: «Важные правила в летний период», «Пожарная безопасность», «Безопасное поведение в зимний период», «Учите детей правилам дорожного движения», «Зимние забавы», «Авто кресло – это безопасность вашего ребенка», «Осторожно – гололед», «Театр в жизни ребенка», «Чему учат сказки»; папки – передвижки: «Самый внимательный пешеход», «Безопасность на дороге»; памятки: «Опасные предметы дома», «Как научить детей правилам дорожного движения», буклеты: «Детское кресло в каждую машину», «Балкон – не место для игры», «Авто кресло – нужно детям», «Осторожно, открытое окно!» и т. д.Провела родительские собрания на темы: «Безопасный новый год», «Правила безопасного поведения зимой»,В результате целенаправленного использования театрализованных игр в организованной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобрели речевые навыки, на основе которых становится возможным построение связных высказываний, развивается мышление, память, воображение. Речь стала эмоциональной, выразительной и содержательной.Считаю, что проведенная работа по ОБЖ с использованием театрализованной деятельности поможет детям правильно вести себя с незнакомцами, в быту,в социуме, соблюдать правила дорожного движения. Дети стали более дружными, активными, послушными, организованными. Надеюсь, что полученные знания дети будут применять в совместных играх, смогут находить способы выхода из сложившейся ситуации.Планирую и дальше продолжать работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников в разных видах деятельности.