Публикации Коллективное музицирование(ансамбль баянистов)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коллективное музицирование(ансамбль баянистов)
Автор: Чиркина Анна Владимировна

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования«Евсинская детская музыкальная школа»Искитимского района Новосибирскои области«Коллективное музицирование» (ансамбль баянистов)Дополнительная общеразвивающаяобразовательная программав области музыкального искусстваСрок обучения 4 годаДля учащихся 7-16 летСоставитель: преподавательпервой квалификационной категорииЧиркина А.В.Ст. Евсино2016Структура программы учебного предмета
  • Пояснительная записка
  • Характеристикаучебногопредмета,егоместоирольв образовательном процессе
  • Цели и задачи учебного предмета
  • Срок реализации учебного предмета
  • Объемучебноговремени,предугмотренныйучебнымпланом образовательной организации на реализацию учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени
  • Форма проведения учебwых аудиторwых занятий
  • Методы обучения
  • Описаниематериально-техническихусловийреализацииучебного предмета
  • Содержание учебного предмета
  • Контроль и учет успеваемости
  • Годовые требования
  • Списки рекомендуеиои учебмой и методической литературы
  • -Репертуарные списки-Рекомендуемая нотная литература2Пояснительная запискаВ детских музыкальных школах занятия в ансамбле проводятся в соответствии с действующими учебными планами в рамках предмета«Коллективное музицирование».Создание ансамблевых коллективов в каждой школе должно быть первоочередной задачей школьной администрации. Решение этой задачи возможно лишь при продуманном, пропорциональном планировании контингента школы.Данная программа опирается на типовую программу «Ансамблевый класс (коллективное музицирование)», составители Т.Я. Владимирова, П.З. Розенблат, З.И. Филькенштейн, 1988 г; программу «Оркестровый класс», автор составитель Чиркина А.В. ст. Евсино.Цель данной программы: привлечение детей к музыкальному искусству через практическое музицирование.Задачи: осуществление индивидуальной подготовки оркестрантов, достаточной для участия в коллективном музицировании; подготовка посильного и интересного материала для занятий; психологическая подготовка участников коллектива к совместной деятельности.Срок реализации учебного предметаВ инструментальных классах с семилетнем сроком обучения к занятием в ансамбле привлекаются учащиеся 2-7 классов и наиболееспособные учащиеся с 1 класса.В инструментальных классах с пятилетнем сроком обучения к занятиям в ансамбле привлекаются учащиеся 2-5 класс.В инструментальных классах с четырехлетним сроком обучения к занятиям в ансамбле привлекаются учащиеся 2-4 класс.Объем учебного времениНа занятие коллективным музицированием отводится 3 часа в неделю. Из них 2 часа сводные репетиции (СВ) и 1 час групповая репетиция по раэучиваниіо партий (PPП).В результате обучения преподаватель должен привить ученикам следующие умения и навыки:-исполнятьсвоюпартиювансамблевомколлективевсоответствиис замыслом композитора и требованиям дирижера;-бегло читать ноты с листа;-слушатьипониматьмузыку, исполняемуюансамблемвцеломи отдельными группами;-слушать тему, подголоски, сопровождение;-аккомпанировать xopy, солистам;-рассказывать об исполняемом ансамблем произведении.Формы проведения учебных аудиторных занятийФормы работы с учащимися традиционные для музыкальной педагогики: индивидуальные уроки и репетиции, мелкогрупповые занятия, сводные репетиции. Можно использовать следующие методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практический.Методика обучения
  • Разучивание партий индивидуально или в мелкогрупповом варианте; п Разучивание партий по волосам;
  • Отработка качества группового звучания;
  • Сводные репетиции: выявление слабых мест, доводка до концертного уровня исполнения;
  • п Работа с солистами.Одним из важнейших условий успешной работы на репетиции является хороший строй ансамбля. Поэтому качеству строя следует уделять большое внимание.Особое внимание необходимо уделять хорошо слаженному и уравновешенному звучанию. Очень важно научить учащихся начинать пьесу с любого места в нужном темпе, поэтому, для удобства репетирования произведение желательно делить на небольшую части: предложение, период и т.д.Специфика работы с ансамблем требует занятий по группам и партиям. Это необходимо особенно в начальном периоде. Существуют два способа разучивания репертуара - общеансамблевый и групповой. Их следует умело сочетать и чередовать. Групповые занятия облегчают проведение общих репетиций, быстрому освоению произведений, совершенствованию оркестровых и исполнительских навыков.Длявыработкиединыхприемовигрыи штриховлучшеобъединятьв группы учащихся, играющих одну партию или одной группы инструментов. Ансамбльиногдаразбиваютнадвегруппы,солирующуюи аккомпанирующую.Конечнаяцельрепетициидобитьсяглубоко содержательного и выразительногоисполнения разучиваемых произведений. Работаруководителяансамблевогоклассараспределяетсяпо следующимэтапам: изучениепроизведенийпо партитуреи подготовкак работе с ансамблем (подготовка партий), проведение учебных занятий погруппам, сводных занятий, а также репетиций и концертов.Целесообразно участие в детском ансамбле педагогов отделения. Пример совместного музицирования педагогов и учащихся поднимает уровень исполнительства, ведет к лучшему взаимопониманию педагогов и учеников.Условия реализации программы: наличие материально-технической базы (помещения, инструментов); наличие качественного дидактического материала. Преподаватель, руководящий ансамблем должен обладать следующими качествами: способность сплотить детей, увлечь деятельностью, обеспечить интересный и качественный процесс обучения, добиться значимых для детского коллектива результатов.Контроль и учет успеваемостиВ конце каждой четверти руководитель ансамблевого класса выставляет учащимся оценки. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков ансамблевой игры, соблюдениеДИСЦИПЛИНЫ.4Годовые требованияВ течение года руководитель ансамблевого класса должен подготовить с коллективом 2-4 разнохарактерных произведений, которые рекомендуются исполнять в различных концертах. Целесообразно для сохранения и приумножения концертного репертуара ансамбля оставить из репертуара прошлого учебного года 1-2 произведения. Выступление ансамбля следует рассматривать как отчет о проделанной работе с последующим обсуждением ее результатов.В обсуждении должны принимать участие все педагоги отделения, а также администрация школы.РепертуарРабота ансамблевого класса в течение учебного года ведется по заранее намеченному плану, утвержденному администрацией школы. В плане указывается репертуар оркестра.В репертуар необходимо включать произведения различных жанров и форм.Песенка про Кузнечика из мультфильма «Приключения Незнайки» В. Шаинский«Во поле береза стояла» р.н.п.«По полю-полю» р.н.п.«Веселый пингвин» В. Бушуев«Танцующий скрипач» Г. Крамер«Утенушка луговая» В.Брызгалин» «Музыкальный момент» Ф. Шуберт«Коробейники» р.н.п. обр. А. Андреева«У моря» У. Цфасман«Солдатушки, браво рябитушки» o6p. В. Владимирова« Ой, лопнув обруч» у.н.п обр. А. Плаксиной«Гармонист играет джаз» обр. Е. Дербенко«Вдоль по улице метелица метет» А. Варламов«Веселые гуси» М. Товпеко«Перевоз Дуня держала»o6p. С.Павина«Ливенская полька»«Три танкиста»муз. Д.Покрасова«Эх, Дороги» муз. А. Новикова«Грустная канарейка» В. Флорино«Веселаякадриль» В. Темнов«Во саду,ли, в огороде» р.н.п.«Мишка с куклой» М. Качурбина«В землянке» К. Листов«Тумбалалайка» А. Трофимов«Вальс расставания» Я. ФренкельРекомендуемая нотная литература Оркестровка для ансамблей и оркестров баянов 1.Вып.1Сост.В.Розанов,Москва,l9бЗг.
  • Вып.2Сост.В.Розанов,Москва,19б4г.
  • Вып.ЗСост.В.Розанов,Москва,l9б5г.
  • Вып.4Сост.В.Розанов,Москва,l9ббг.
  • 3. Вып.5Сост.В.Розанов,Москва,l9б8г.Пьесы для оркестрабаянистов и аккордеонистов б.Вып.1Сост.П.Смирнов Ленинград,19б0
  • Вып.2Сост.П.Смирнов Ленинград,19б5
  • Вып.ЗСост.П.Смирнов Ленинград,197З 9.Вып.1.Сост.И.Обликин,Москва 1970 10.Вып.2Сост.Л.Дьяченко,И.Обликин Москва 1972 11.Вып.3.Сост.Б.Акимов И.Обликин Москва,1972 12.Вып.4Сост.И.Обликин, Москва 1972
  • 13.Вып.5 Сост.А.Акимов,М.Алфеев,Москва 1973 14.Вып.бСост.М.Стосков, А.Черных, Москва 1974 15.Вып.7 Сост.А.Чащенко,А.Сурков,Москва 1977
  • Вып.1.Сoст.И.Дмитриенкo, Москва 1969
  • Вып.3.Ред.И.Дмитриенкo, Ленинград 1975
  • Список литературы
  • Аркин И. Воспитание оркестрового музыканта. В сб. методические записки по вопросам музыкального воспитания. М., 1966.
  • Благой Д. Роль эстрадного выступления в обучении музыкантов- исполнителей. - В сб. методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 2. M.,1981.
  • Гинзбург Л. Исследования, статьи, очерки. М., 1981.
  • Иванов Радкевич А. О воспитании дирижера. М., 1977.
  • Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М., 1984.
  • Kyyc И. Коллективное музицирование в ДМІП и его значение в музыкальном воспитании учащихся. - В сб. методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 2. M.,1981.
  • Мусин И. Техника дирижирования. Л., 1967.
  • Проблемные ситуации в обучении музыканта исполнителя. Минск, 1978.
  • Хайкин Б. Беседы о дирижерском мастерстве. Статьи. М., 1984.
  • 6