Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка "Птицы прилетели" художественно-эстетическая область образования
Автор: Чувашова Елена Анатольевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10» города Воткинска Удмуртской Республики Методическая разработка Цикл занятий Для детей подготовительной к школе группы. Птицы прилетели Художественно- эстетическая образовательная область Составила: Музыкальный руководитель Чувашова Елена Анатольевна 2022 г. Цикл занятий для детей подготовительной к школе группы «Птицы прилетели» Образовательные задачи: 1. Формировать представления детей о богатстве разнообразии голосов птиц и отражением интонаций в творчестве композиторов; 2. Формировать певческие музыкально- ритмические навыки и умения; 3. Знакомить с графическим способом записи музыки. Развивающие задачи: 1. Развивать слуховое внимание, способствовать развитию слуховой памяти, развивать ассоциативное мышление, воздействием на слуховые, зрительные, двигательные, кинестетические анализаторы; 2. Развивать эмоциональную сферу детей через музыкальные, поэтические, художественные средства выразительности. 3. Развивать чувства идентичности, взаимосвязи природы и человека, через восприятия звуков окружающего мира, звуков и голосов птиц, а также музыкальных произведений, созданные композиторами. Воспитательные задачи: 1. Воспитание музыкально- эстетического вкуса; 2. Воспитание любви к природе, 3. Воспитание познавательного интереса к миру природы, миру поэзии, к миру художественного, музыкального искусства. Методы обучения и развития творчества: - эмоциональная насыщенность окружения, -методы творческого поиска, проблемных ситуаций, -дидактические игры, -метод исследования и экспериментирования со звуками, - методы познания: загадки, коммуникативные игры, Методы повышения эмоциональной активности: - игровые и воображаемые ситуации, -сюрпризные моменты, -элементы творчества и новизны -использование ИКТ, -использование творческого музицирования на музыкальных, шумовых инструментах, двигательной импровизации. Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Ознакомительный этап. Задачи: 1. Формировать представление детей о богатстве и разнообразии голосов птиц. 2. Первоначальное знакомство с птицами- вестниками весны: Грач, Скворец, жаворонок, Соловей. 3. Развивать познавательный интерес к миру природы, творческое мышление. 4. Развивать фонематический слух. Ход НОД Звучит аудиозапись: Звуки природы» (Капель, звуки насекомых, журчание ручейка, пение птиц) Музыкальный руководитель: Ты слышишь, вся природа- Проснулась ото сна? И снова к нам приходит красавица весна! Музыкальный руководитель: На экране проецируется И. Остроухова «Ранняя весна. После долгой зимы просыпается под теплыми лучами земля. Тает снег, появляются проталинки. Деревья расправляют свои веточки. Теплый ветерок легко качает деревья. Зажурчали ручьи, На экране проецируется картина И. Левитан «Весна. Большая вода». Разлились ручьи по всему лесу. Прилетают первые вестники весны. Мы вставали ночью даже, Из окна смотрели в сад. Ну, когда же, ну, когда же Гости наши прилетят? Защебечут у окна? Может быть они не знают, Что вернулась к нам весна? Послушайте загадку и скажите кто прилетает самым первым Всех перелетных птиц черней, Чистит пашни от червей, Целый день по пашне вскачь… И зовется птица…. Ответы детей (Грач) На экране появляется картинка Грач Послушайте, какой голос у грача, один или много вы услышите грачей. Аудиозапись «Голос грачей» Грачи прилетают стаями. Они радостные, шумные. Громко кричат, делятся впечатлениями о далеком путешествии На экране репродукция А.Саврасова «Грачи прилетели» Грачи прилетают обычно к своим старым гнездам, они помнят, где они их вили, они шумят, беспокоятся, некоторые гнезда разрушены от снега и ветра, другие заняты какими- то другими птицами, они шумят, ругаются, прогоняют непрошенных гостей. Давайте поиграем в игру «Займи гнездышко». Музыкальна игра «Гнёздышки» (р. н. песня «Скок – поскок) В игре принимают участие все дети. Они стоят в кругу, взявшись за руки. В центре – ребёнок, выполняющий роль ведущего. Дети идут по кругу и поют: Весну мы ждём И птиц зовём. Прилетайте скорей Из-за гор и моей. Затем останавливаются и, стоя на месте и не опуская рук, поют: Прилетай, скворец, Соловей – певец, И чёрный грач, И дятел – врач, И быстрый стриж, Голосистый чиж. Ведущий в это время бежит по кругу и при названии каждой из птиц дотрагивается до ребёнка. Дети, до которых дотронулся ведущий – птицы, выходят на середину зала, оставив в кругу свободное место – «гнёздышко». Птицы и ведущий бегают внутри круга. С окончанием музыки они должны занять любое гнёздышко. Ребёнок, оставшийся без гнёздышка,становится ведущим. Вслед за грачами прилетают другие голосистые певцы А в саду у нас жилец- Бойкий маленький певец Он в скворечнике живет Звонко песенки поет (Ответы детей: Скворец) На экране – картинка Скворца Послушайте голос скворца, какой у него голос, много или одного скворца вы слышите. Звучит аудиозапись: «Голос скворца». (Ответы детей) Первыми прилетают самцы, подыскивают скворечник, нередко выселяя из домиков воробьев. Устроившись, скворушка громко поет, подзывая подружку. Чтобы песня понравилась подружке, он поет разными голосами, его еще называют пересмешником, он может передразнить или повторить голоса других птиц или даже животных. Давайте поиграем в игру «Скворцы и Грачи» Игра «Грачи и Скворцы» Дети делятся на 2 команды: Грачей и Скворцов. Летят только тогда, когда услышат свой голос Музыкальный руководитель: Ещё одна птица предвещает приход весны. А про неё я вам сказку расскажу. «...Увидела Сорока первую проталину — тёмное пятнышко на белом снегу. (— Моя! — крикнула. — Моя проталина, раз я первая её увидела! На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку — отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись — Грач. — Здр-расте, уже явилась! Зимой по вороньим помойкам шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво! — Это почему же она твоя? — застрекотала Сорока. — Я первая увидала! — Ты увидала, — гаркнул Грач, — а я о ней всю зиму мечтал. За тыщу вёрст к ней торопился! Ради неё тёплые страны покинул. Без неё и меня бы тут не было. Где проталины, там и мы, грачи. Моя проталина! — Что он тут каркает! — затарахтела Сорока. — Всю зиму на юге грелся-нежился, ел-пил что хотел, а вернулся — проталину ему без очереди подавай! А я всю зиму мёрзла, с помойки на свалку металась, вместо воды снег глотала и вот, чуть живая, слабая, высмотрела наконец проталину, так и ту отнимают. Ты, Грач, только на вид тёмный, а сам себе на уме. Кыш с проталины, пока в темя не клюнула! Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал: — Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь. И где — на моей проталине! Не омрачайте мне радость встречи с ней. Я жажду песен! Сорока и Грач только крыльями всплеснули. — Почему же она твоя? Наша это проталина, мы нашли. Сорока всю зиму её ждала, все глаза проглядела. А я, может, так торопился с юга к ней, что чуть крылья в пути не вывихнул. — А я родился на ней! — пискнул Жаворонок. — Если поискать, так тут ещё и скорлупки от яичка, из которого я вылупился, можно найти! Вспомню, бывало, зимой на чужбине гнездо родное — и петь неохота. А сейчас песня так и рвётся из клюва — даже язык дрожит На экране – картинка Жаворонка. Музыкальный руководитель: Послушайте и скажите. Какая песня у жаворонка? (ответы детей) Звучит аудиозапись: Жаворонок Дети высказываются какой голос у жаворонка, один или много птиц они слышат. У жаворонка голосок похож на колокольчик, я предлагаю поиграть в игру Пение: «Жаворонок» (р-н. игра) В небе жаворонок пел Колокольчиком звенел Притаился в тишине Спрятал музыку в траве Речь: А кто музыку найдет будет счастлив целый год. Дети идут по кругу поют песню, в центре, противоходом двигается ребенок «Жаворонок» с колокольчиком на конец песенки, встает между двумя детьми. Дети произносят текст, те дети между которых стоит ведущий, должны повернуться спиной друг другу, по окончанию речи бегут в разные стороны, кто первый возьмет колокольчик в руки, становится ведущим. И еще одна птичка радует всех своих пением: Средь раскидистых ветвей Вдруг защёлкал соловей! Он сейчас почти не спит,- Всюду трель его звучит! На экране – картинка: Жаворонок А вот защелкал, заклёкал, запел чародей леса- соловей. Недаром про соловья говорят: «Птица эта- целый оркестр». А на вид он скромен, маленький неприметный, сереньки, на воробья похож. Думаете, он своей песней подружку зовет, нет, соловей из теплых краев уже с самочкой прилетает, раз поет, значит гнездышко понравилось. Звучит аудиозапись: Соловей Какой голос соловья, сколько поет птичек, одна или много. Вот мы с вами и встретили птиц и узнали какие у них голоса особенные, о чем они поют. 2 этап. Задачи: 1. Продолжать формировать у детей представление о богатстве звуков, разнообразие и уникальность голосов птиц, развивать слуховое внимание. 2. Развивать познавательную активность и поощрять творчество детей. 3. Развивать коммуникативные способности, умения взаимодействовать между собой, в группах. Ход НОД Музыкальный руководитель: На прошлом занятии мы с вами встретили птиц, которые возвратились на Родину. Вспомните, какие птицы прилетают весной. (Ответы детей) Я предлагаю поиграть в игру «Кто птица, а кто не птица, когда вы услышите «не птичье слово», то должны хлопнуть в ладоши, крикнуть «Нет!» и быстро сесть на стул, Тот, кто прозевал неправильное слово, получает «штрафное перо». В конце игры дети, у которых есть «штрафные перья», поют маленькую песенку «Пение птиц». Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны. Прилетели птицы: Голуби, куницы. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары, кукушки. Прилетели птицы: Голуби, синицы. Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки, Совы и ватрушки. Теперь вы очень хорошо знаете, кто птица, а кто не птица. А чтобы вы еще лучше знали птиц, я их сфотографировала на память. Раздает детям игровые пособия «Фотографии птиц» (Игровое поле, на котором изображены тени птиц, которые детям знакомы по прошлому занятию). Но, что - то случилось с моим телефоном или я неудачно сфотографировала, получились только тени птиц, я предлагаю поиграть в такую игру «Найди птиц по тени» Музыкальный руководитель раздает каждому ребенку комплект дидактических пособий- карточек с цветным изображением. Игра «Найди птицу по тени». Задача игры: 1. Послушать голос птицы. 2. Определить «Чей голос» на слух. 3. Найти карточку с изображением птицы. 4. Найти на игровом поле тень этой птицы и закрыть её карточкой. Замечательная фотография у вас получилась, и птицы были бы тоже очень довольны. 3 этап Задачи: 1. Развивать фонематический слух, слуховое внимание. 2. Развивать ассоциативное мышление, творческое воображение. 3. Учить «Читать» графические линии, воспроизводить голосом, озвучивать на музыкальных инструментах. 4. Развивать коммуникативную культуру, взаимодействовать с окружающими людьми, в группах слушать друг друга. Музыкальный руководитель: Обращает внимание детей на письмо в руке Музыкальный руководитель: Прилетала к нам птичка И летала целый день Принесла невеличка письмецо для детей Чтобы птичка отдала письмо нужно ей сказать волшебные слова: Речь: Птичка наша ты лети Здесь себе дружка найди Ты письмо ему отдай К нам играть вставай. Кому птичка отдала письмо, тот прячется за ширму, и играет на музыкальном инструменте, а кто первым угадает, тот становится птичкой. Игра «Прилетела птичка» (повторяется 5-6 раз) (За ширмой: Комплект инструментов: рубель, колокольчик, металлофон, тонблок, треугольник, флейта). Музыкальный руководитель: А вам интересно, от кого это письмо. Открываю я письмо, угадайте от кого? Звучит аудиозапись: Голос Грачей. (Ответы детей) Музыкальный руководитель показывает картинку Грача. Показывает карточку с графической линией Как вы думаете, что это за линии, что нам хотел рассказать Грач (Ответы детей) Музыкальный руководитель: Правильно, он хотел спеть свою песенку, давайте споем по этой линии мелодию, она отрывистая, не ровная, крикливая. Кто может сказать, о чем его песня? (Ответы детей) Грачи кричат, беспокоятся о своих гнездах. Показывает следующую графическую линию Звучит аудиозапись «Голос Жаворонка» (Ответы детей) Показывает наглядность: «Жаворонок» Музыкальный руководитель: У Жаворонка мелодия похожа на ручеёк, такая же переливистая. (предлагает озвучить мелодию Жаворонка). Показывает следующую карточку с графическими линиями Звучит аудиозапись «Голос Скворца» (Ответы детей) Скворца называют пересмешник, он передразнивает голоса других птиц и даже животных. Озвучивают линии голосом. А эта чья же песенка? Звучит аудиозапись «Голос Соловья» Показывает наглядность: «Соловей» У него тоже интересная мелодия, как будь – много инструментов звучат Озвучивают голосом. Мы прочитали все песенки птиц, а если правильно говорить на языке музыки- у нас получились музыкальные партитуры, и мы можем спеть песенки птиц на птичьем языке. 4 Этап: Задачи: 1. Продолжать знакомить детей звукоподражательным приёмам голосам, учить импровизировать на музыкальных инструментах 2. Развивать тембровый слух. 3. Воспитывать интерес к окружающей природе. Предложить детям дидактическую игру «Узнай птицу по песенке» Дети делятся на группы по желанию. Каждой группе музыкальный руководитель дает по игровому полю, где изображены 4 графические партитуры. И набор карточек с птицами. Задача: 1. Слушать голос птицы. 2. Выбрать птицу. 3. Наложить птицу на графическую партитуру. Предложить детям выбрать себе графическую партитуру и озвучить её на инструментах. Комментарии: Педагог дает возможность детям индивидуально и в группах поэкспериментировать с инструментами, если дети затрудняются, предложить модель игры на инструментах. 5 этап: Задача: 1. Формировать представления детей о богатстве и разнообразии голосов птиц, учить слышать интонации птиц в произведениях композиторов. Композиторы тоже очень любили слушать пение птиц. П.И.Чайковский посвятил птицам много произведений: «Песня жаворонка», Балет Лебединое озеро». Предлагает послушать музыкальный фрагмент произведения «Песня жаворонка». А. Алябьев тоже был очарован песней полевого жаворонка и тонко изобразил манеру пения жаворонка, написав романс для женского голоса. А у другого композитора В.А.Моцарта бы любимый питомец скворец, который всегда пел ему свои песни, а композитор запоминал и записал музыку скворца в фортепианном концерте №21. Композитор М.Мусоргский сочинил музыку где поют много разных н птиц и отразил хор птиц произведении «Снегурочка». Музыкальный руководитель предлагает прослушать фрагменты произведений, сопровождая наглядным материалом. Предлагает выбрать детям партитуру, которая им понравилась и сыграть на инструментах Методическая разработка является частью педагогической работы в образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» в НОД, вид деятельности «Восприятие музыки» и отражает приоритетные направления: Эстетическое воспитание и художественное творчество. Искусство и игра - две опоры в развитии творческих способностей ребенка, в направленности на положительную эмоциональную сферу. Взаимодействие с воспитателями и родителями в совместной деятельности. Список используемой литературы: 1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР!, методическое пособие для воспитателей. – М.: Баллас, 2002 2. Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: методич. рекомендации / А. А. Петрикевич – Мозырь: ООО Ид «Белый ветер», 2008 3. Музыкальная палитра». Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества… №5 – 2006.- СПб. 4. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №1 – 2003. Изд – во «Либерия – Бибинформ», Москва, 2003 5. Т.Э.Тютюнникова «Бим,бам,бом» выпуск 1 (СП 2003г) 2. И. С. Штепина «Особенности развития познавательной активности дошкольников» [Текст] / И. С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89-91.