Публикации Основные методы и приёмы, повышающие мотивацию и стимулирование деятельности обучающихся на уроках русского языка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основные методы и приёмы, повышающие мотивацию и стимулирование деятельности обучающихся на уроках русского языка
Автор: Соловьева Татьяна Ивановна

Основные методы и приёмы, повышающие мотивацию и стимулирование деятельности обучающихся в изучении иностранных языков.«Мотивация – это ключ к успешному обучению»Норманн УитниГлавная стратегическая задача российского образования – повышение качества образования, отвечающего современным запросам личности, общества и государства.Для достижения целей современной школы в условиях перехода на ФГОС необходимо формировать у обучающихся готовность к самообразованию и непрерывному образованию, активизировать их учебно-познавательную деятельность, а также способствовать становлению личностных характеристик.В современном мире знания иностранных языков, в особенности английского языка, приобретают статус глобального общения, создают благоприятные условия для социальной адаптации обучающихся к жизни. Поэтому преподавание иностранных языков направлено на развитие личности обучаемого, его внутреннего мира, его взаимодействия с окружающим миром.В эпоху глобализации всех сфер общественной жизни проблема формирования положительной мотивации в изучении иностранных языков становится очень актуальной. Когда школьники начинают изучать иностранный язык у них наблюдается живой интерес к предмету, который ослабевает у обучающихся уже в основной школе. Задача современного учителя заключается в том, чтобы разбудить у учащихся познавательную активность, научить выражать свою точку зрения и раскрыть свой творческий потенциал. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранному языку.Мотивация –это процессы, методы, приемы, средства, побуждающие к продуктивной познавательной деятельности, она основывается на мотивах, т.е. причинах, побуждающих личность действовать, совершать поступки. Существует много методов, способов и приемов того, как мотивировать школьников изучать иностранные языки. Хотелось бы выделить наиболее существенные на мой взгляд.Эмоциональные методы мотивации
  • Создание учителем ситуаций успеха, благоприятной атмосферы, вселяющей ученикам веру в свои способности. Для этого можно использовать на уроках упражнения-игры, например, игруRoundabout (карусель). Ученики передают друг другу эстафетную палочку, спрашивают «Как дела?» и отвечают. Предполагаемые ответы записываются на доске (описывающие, предпочтительно, положительные эмоции, таким образом можно скорректировать эмоциональную настроенность обучающихся) заранее, чтобы даже слабый ученик мог дать ответ.
  • Снятие тревожности и напряженности на уроках. В этом беспроигрышным вариантом является использование юмора на уроках, он снимает напряжение и настраивает обучающихся на продуктивную работу. Часто учащиеся отмалчиваются потому, что боятся сделать ошибки и опасаются критики состороны одноклассников и учителя. В этом случае можно сказать учащимся что невозможно знать всё, все ошибаются. Обычно дети осознают, что учитель тожечеловек и может иногда ошибаться, поэтому эмоциональное напряжение постепенно угасает и ребята расслабляются.
  • Постановка перед учениками выполнимых задач, которые ведут к достижению поставленных целей. Здесь надо отметить, что большуюроль играет правильный подбор методов и приемов обучения. То, что подходит для младших школьников, в другой возрастной группе работает хуже. Так, например, новый материал в младших классах лучше преподнести в виде сказки или веселой истории, в старших классах связать с реальной жизнью сверстников, мотивируя ребят на активную работу на уроке.
  • Оценивание, поощрение даже незначительного успеха ученика.
  • Применение взаимопроверки и взаимоконтроля.
  • Познавательные методы:
  • Проведение нетрадиционных форм уроков (интегрированные уроки, уроки-экскурсии итд.). Например, после прохождения темы «Еда» можно провести урок-общение «В кафе». Сначала повторить изученные слова и выражения, затем просмотреть видеоролик с элементами новизны, отработать их и в заключении учащиеся смогутпостроить свои диалоги по теме.
  • Использование на уроках обучающих, развивающих, ролевых игр, различных учебных ситуаций с элементами занимательности, а также физкультминуток. На каждом уроке для того, чтобы снять напряжение, мы выполняем физические упражнения, но как показывает практика, умело подобранные по возрасту видеоролики-физкультминутки, лучше мотивируют обучающихся на дальнейшую активную работу на уроке.
  • Чередование различных видов деятельности, например, используя ИКТ, презентации или видеоматериалы;
  • Использование специально разработанной, рациональной системы упражнений от простого к сложному, которая позволяет обучающимся достичь цели и ощутить успех.
  • Организация внеурочной деятельности: проведение и участие в олимпиадах различного уровня, конкурсах по предмету, организация работы кружков по иностранным языкам, организация и проведение недель иностранных языков в школе итд.
  • Организация проектной деятельности обучающихся. Обычно это бывают краткосрочные проекты по страноведению.
  • Социальные методы:
  • Развитие желания быть полезным и успешным;
  • Развитие внутренней мотивации изучения иностранных языков школьниками;
  • Связь с жизнью, анализ жизненных ситуаций, примеры, показ практических применений знаний иностранных языков.Изучая тему «Покупки», можно мотивировать учеников читать этикетки на продуктах питания, для того, чтобы понять безопасно ли для них употреблять этот продукт в пищу.
  • Разъяснение личностной и общественной значимости знания иностранных языков.
  • Волевые методы мотивации:
  • Предъявление учебных требований.
  • Формирование ответственного отношения к учебе.
  • Прогнозирование будущей деятельности. Изучая тему «Выбор профессии», следует приводить примеры современных требований работодателей «Знания английского языка необходимо».
  • Стимулирование и мотивирование познавательного интереса обусловлены задачами современного образования и направлены на подготовку подрастающего поколения к современной жизни.Формирование мотивации – это создание таких условий, при которых появляются внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их обучающимися и дальнейшего саморазвития. Учитель при этом стимулирует ее развитие системой психологически продуманных методов и приемов. Поэтому современный учитель должен искать всё новые и новые пути в своей работе, чтобы мотивированная мысль учащихся находила свои средства выражения и организовать работу по формированию устойчивого интереса к изучению иностранных языков обучающимися планомерно, целенаправленно и систематически.