Публикации Особенность развития научно-образовательного патриотизма в предметной области ОБЖ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенность развития научно-образовательного патриотизма в предметной области ОБЖ
Автор: Нарежнев Алексей Евгеньевич

Особенность развития научно-образовательного патриотизма в предметной области ОБЖА.Е. НарежневСоветник РАЕ«От того, как мы воспитаем молодежь,Зависит то, сможет ли Россия сберечьИ приумножить саму себя»В.В.Путин Что есть научно образовательный патриотизм? Какую роль он играет в предметной области школьного курса «ОБЖ»? Мне думается, что в современных военно-политических условиях, где роль национальной безопасности России и русскоязычного населения планеты многократно возрастает, в связи с текущими событиями на Украине и, ряд иных территорий, где осуществляется оккупация силами НАТО и их союзниками, особую актуальность приобретает научно-образовательный патриотизм в молодежной среде, применительно к системе образования России. Учитывая важность политических событий, протекающие в мировой повестке среди лидеров стран, на протяжении многих столетий, имеющие отношение к научно-образовательному потенциалу молодежи, в том числе в системе ООН, где многовековой опыт борьбы России по обеспечению национальной безопасности русского мира в области защиты, развития отечественных научный школ и образовательно-воспитательного потенциала отечественной педагогической мысли, находит свое отражение и сегодня. Русский мир — это надгосударственная общность людей, имеющая единый цивилизационный код, территорию, а также, единый язык общения. Русский мир имеет огромную историю, ее культурное наследие и, построение нового государства с учётом изменений в геополитическом пространстве. К тому же, действующая стратегия национальной безопасности России, устанавливает ряд направлений по обеспечению безопасности конкретной сферы деятельности человека, среди них выделяется - наука и образование, как наиболее уязвимые отрасли экономики России. Обеспечение безопасного развития отечественных научных школ и образования, имеет приоритетное направление в деле, выполнения поставленных государственных задач на долгосрочную перспективу. В этой связи, свое обращение, президент России, В.В.Путин обращает к молодежи: «Это очень важная тема. Это касается школьников, молодых людей, подростков. Это не значит, что нужно навязывать одну идеологию, но воспитывать молодых людей, граждан страны молодых на основах патриотизма, любви к отечеству, на основе знания собственной истории, на основе различных идей по планам развития страны- чрезвычайно важная вещь». Безусловно, соглашусь с позицией главы государства, в постановке государственной задачи на перспективу, учитывая важнейшую сущность, - выживание в условиях геополитического противостояния однополярному миру, с ее оккупационными интересами, в современных условиях основанный на многополярности, добре, гуманизме, создании единого цивилизационного кода, единого отечественного научно-образовательного потенциала с формированными патриотическими убеждениями, мировоззрением у молодежи, несущая гордо Великое имя Русского мира, где проживает многонациональный русскоязычный народ. Опираясь на исторический факт, имеющий актуальность в современных геополитических условиях, отмечу что, противостояния двух Империй мира, Россия - США, где всегда сопровождалось затяжной борьбой за интересы однополярного мира, господствующей оккупационной элиты на территориях имеющие региональное управление подконтрольное силам НАТО и их союзникам по политической коалиции. К тому же известная Мюнхенская речь, президента России, В.В.Путина, от 2007 года в ходе конференции по безопасности в Германии, положила начало борьбы с однополярным миром и созданием многополярного мира, в частности заявлено: «Мы видим все больше пренебрежение основополагающим принципам международного права. Более того, отдельные нормы, да, по сути, чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, США, перешагнула свои национальные границы во всех сферах и навязывается другим государствам, ну кому это понравится? В этой связи, я соглашусь с позицией лидера России по отстаиванию норм и прав международного права как основного института устанавливающий правовые отношения между странами-участниками в вопросах требующие определенного толкования в деле урегулирования конфликтных ситуаций для поддержания мира в мировом сообществе. Одновременно, хочется отметить, яркую речь В.В.Путина, по отношению сторонникам хаоса: «Вместо торжества демократии и прогресса- насилие, нищета, социальная катастрофа, а права человека, включая и право на жизнь, ни во что не ставятся. Так и хочется спросить тех, кто создал такую ситуацию: «Вы хоть понимаете теперь, чего вы натворили?» ……но боюсь, что вопрос повиснет в воздухе, потому что, от политики в своей исключительности лежит самоуверенность, убежденности, так и не отказались». Отмечу, что Россия, всегда твердо стояла против терроризма во всех его формах. В добавлении к вышеприведенным цитатам, отмечу, что необходимость развития многополярного мира в условиях геополитической борьбы имеет огромное, не только военно-политическое, социально-экономическое, но и политико-педагогическое обоснование, способствующее интенсивному решению актуальных вопросов в области безопасности русскоязычных граждан проживающих на территориях многонациональной страны, а также территориях, где распространяется российская юрисдикция. Современное время, имеет свою специфику в решении актуальных геополитических вопросов по отстаиванию национальных интересов, как на международном уровне посредством государственных институтов власти, так и на уровне отдельного гражданина России, исходя из его патриотических убеждений, сформированного мировоззрения в соответствии с государственной моделью развития личности патриота и гражданина России. В свою очередь, имеющиеся в России научные школы, в большей степени разрабатывают научные направления, отражающие государственное видение России на долгосрочную перспективу. В этой связи, напомню, о существовании «научно-образовательного патриотизма» официально зарегистрированного с 2018 года, и интенсивно развивающееся научное направление, имеющее высокую социально-педагогическую, политико-педагогическую значимость в решении актуальных вопросов имеющие фундаментальное и прикладное исследование, в целях государственного и межгосударственного обеспечения безопасности. Безусловно, безопасность граждан России, имеющая государственное значение, в деле обеспечения безопасного проживания и развития молодежи как приоритетной социальной группы в национальной безопасности России, является важнейшей задачей органов государственной безопасности России. В тоже время, нельзя забывать, про традиционные ценности присущие российскому менталитету и передаваемые из поколения в поколения. Ранее существовавшая англо-саксонская политика, имела возможности культивировать насилие, предательство, вырывать социальную сущность из образования, тем самым делая людей по сути – стадом управляемое посредством ложных представлений о жизни человека, а науку, вообще разбили отобрав у нее самостоятельность и государственное видение – образа будущего! Как говорил в то время, выдающийся ученый, директор Центра русских исследований МосГУ: «То, что, у нас нет образа будущего, и как следствие- стратегии, неудивительно!». Разделяя позицию ученого, напомню, что образу будущего в государстве, создается при наличии именно государственной власти закрепленная в Конституции РФ, которая и определяет видение государственной политики и ее направления на долгосрочную перспективу. На сегодняшний день, имеющиеся изменения в Конституции России, восстановили государственный суверенитет, позволяющий определить образ будущего и перспективу развития научных школ в соответствии с потребностями научно-технологического развития страны. Опираясь на новую модель государственного управления в России, ее патриотическое содержание, необходимо акцентировать внимание на позицию президента России, В.В.Путина, от 2012 года заявленное им на совещании в Краснодаре по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи: « Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм». «Нам необходимо использовать в полной мере лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском союзе». В продолжении высказывания в адрес отечественного образования В.В.Путин высказал еще одну мысль: « Поэтому так важен вопрос о буудщем нашей образовательной системы, о ее чистоте, честности и современности, не только об образовательной, но и воспитательной компоненте системы просвещения. Вернуть безусловную ценность качеству образования, убрать все то, что искажает мотивацию к настоящей учебе, подрывает веру в ценность знаний, в талант, в справедливость, в способность образования служить базовым социальным лифтом – это необходимое условие для нашего национального, а значит, важнейший приоритет современных усилий государства и общества». Безусловно, разделяю позицию Президента России, особо применительно к предметным областям в системе образования России, прежде всего школьному курсу «ОБЖ», имеющий высокую социально-политическую и педагогическую значимость в условиях геополитических трансформации.Особо важное значение на сегодняшний день имеет, позиция Президента России, В.В.Путина в ходе ежегодного Послания Федеральному Собранию. от 2018 года: « Мы продолжим и активную работу по развитию нашего образования, причем на всех уровнях, при этом почеркну: современное. качественное образование, должно быть, доступно для каждого ребенка». Безусловно, государственная позиция по развитию отечественного образования на основе отечественных трудов-ученых, позволит построить нам современную национальноориентированую систему образования, способная стать лидером на мировой арене, а также, смена модели образования и ее парадигмы, позволяет выстроить национальную систему образования и науки, где приоритетом выступает именно патриотическое отношение к образовательным стандартам, нормативам способствующие интенсивному развитию образования в переходный период цифровизации. Выделяя в качестве приоритетного предметную область «ОБЖ» в образовательных учреждениях России, необходимо акцентировать внимание на специфику самой образовательной области, имеющая практикоориентированную направленность и, в большей степени отражающая вопросы государственной безопасности России с ее силами и особенностями. В этой связи, Концепция преподавания предметной области «ОБЖ» от 2018 года, имеет множество направлений в деле совершенствования предметной области «ОБЖ», задавая темп развития в том числе в научно-исследовательской деятельности педагогов. Национальная безопасность России как составляющая часть безопасности страны, предусматривает ее изучение в предметной области «ОБЖ», что позволяет ориентироваться в государственной политики России и за ее пределами. Имеющее историческое значение и по сегодняшний день является актуальным в силу содержательности слов, позиция известного деятеля Царской империи, П.А.Столыпина, он на заседании государственной думы в 1907 году, обратился со словами: «Слабая Россия, вот о чем мечтают наши враги. Нам предлагают среди других, крепких и сильных нам народов, превратить Россию в развалину, чтобы на этих руинах, строить наше Отечество. Русское государство, росло на собственных дрожжах: Скифы, Византия, Орда и Европа. Кто только не замешивал тесто, из которого выпечен грубый ржаной хлеб русской истории. Но, наш путь господа, все же иной, чем путь западной демократии. Их удел- вечное движение, наш удел- вечный покой. Вам господа эсеры и социал-демократы, нужны великие потрясения, а нам господа- нужна великая Россия». Разделяя позицию П. А. Столыпина, я акцентирую внимание на вопрос национальной безопасности при изучении предметной области «ОБЖ», направляя обучающихся к самостоятельному поиску информации, применяя междисциплинарный подход и учитывая приоритеты национального образования России, в деле подготовки обучающихся по овладению учебно-исследовательскими навыками в процессе школьной жизни. В тоже время, согласно обновленной Национальной доктрине отечественного образования в российской федерации, определяющий основу перехода к национальному ориентированному образованию в России, он является идеологическим документом формирующий государственную политику в области отечественного образования. Ранее существовавшая образовательная парадигма сменилась на новую национально ориентированную, в деле реализации поставленных государственных задач по возрождению отечественного образования и, социализации обучающихся в образовательных учреждениях, с учетом имеющихся инновационных технологий, методик, средств обучения и воспитания. Учитывая высокую социальную значимость научного направления «Научно-образовательный патриотизм», в современных реалиях представляет собой, фундаментальную основу в деле обеспечения национальной безопасности отечественного образования и науки в контексте русского мира, способствующий консолидации и укрепления межгосударственных отношений в русскоязычных странах мира, где интересы России имеют приоритетное значение, в том числе по пропаганде научных достижений отечественных ученых, чьи труды послужат основой для дальнейшего развития в целях укрепления государственности и лидерства в международном масштабе, вызывает интерес к позиции Президента России В. В. Путина, сформулированное им на заседании по науке и образованию в 2016 году: «Задача не только помочь молодым людям раскрыть свои способности, получить глубокие, качественные знания, хорошее образование – у молодежи, должно быть стимулы, желание заниматься наукой, именно в России». Одновременно подчеркну, что позиция лидера России, имеет принципиальность в деле оказание помощи обучающимся, студентам по раскрытию таланта, его индивидуальной особенности, формирование патриотического отношения к отечественной науки имеющая приоритетное международное признание и стимулы на перспективу.Говоря о роли Учителя «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе образования России, принимающего участие в развитии научного направления «научно-образовательного патриотизма», на базе образовательных учреждений страны, в качестве экспериментальной деятельности, хочется отметить, перспективность и актуальность в современных условиях развитие нового научного направления в России и межгосударственных отношениях, в области национальной безопасности научных школ и, системы образования основанное на научных материалах отечественных ученых. Одновременно отмечу важность подготовки Учителя как предметника, в деле формирования патриотических убеждений, мировоззрения у обучающихся в предметной области «ОБЖ», в соответствии с государственной моделью формирования личности обучающегося и патриота страны, заложенного во ФГОСе обновленного варианта. Личность педагога-предметника, на сегодняшний день, имеет огромное значение в общей системе национального образования, где Учитель выступает в качестве высокообразованного специалиста, обладающий необходимыми компетенциями для реализации государственной образовательной и воспитательной программы по предметной области, а также, имеющий моральное и нравственное воспитание, определяющего его как личность в российском обществе. Его уникальная особенность, заключается в умении сформировать патриотические убеждения в соответствии с государственным курсом России, а также, осуществлять педагогический процесс по формированию мировоззрения у обучающихся в рамках предметной области «ОБЖ», способствующая повышению активности в целях освоения предмета, как приоритетного в деле, подготовки к освоению социально-профессиональной деятельности по окончанию школы. Позиция учителя, должна отвечать требованиям ФГОС, содержащая требования к вопросам организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся, но при помощи имеющихся пропагандистов в сфере отечественной научной мысли, способствующие обеспечению национальной безопасности научного потенциала среди молодежи. Также, не мало важным, является акцентированное внимание на историю и философию отечественной науки, формирующая научную картину мира, у обучающихся в качестве приоритетного направления современной государственной образовательной политики России на долгосрочную перспективу, в целях приобщения к передовым достижениям отечественных научных школ, оказывающие социально-экономическую помощь, в развитии государства и ее будущего на десятилетия. Одновременно, отмечу требования, предъявляемые к Учителю «ОБЖ» и преподавателю-организатору ОБЖ в действующей редакции системы общего и профессионального образования России. Имеющиеся документы регулируют полномочия Учителя «ОБЖ» (Профстандарт), и полномочия: «Преподаватель-организатор ОБЖ (Приказ, от 26 августа 2010 года № 761н),где устанавлен объем часовой нагрузки 36 часов в неделю, из которых организационная, в том числе внеурочная деятельность, отводится 27 часов в неделю, из них на организацию кружковой деятельности по патриотическому воспитания учащейся молодежи на базе образовательного учреждения выделяется, примерно половина отведенного времени. В тоже время, необходимость акцентированного внимания к содержанию ФГОсов, имеющие приоритетное значение в деле реализации программ образования, воспитания и социализации обучающихся. Учитывая, что основой ФГОСа является системно-деятельностный подход, определяющий личность обучающегося как центральную фигуру во круг которой вращаются все участники образовательных отношений и образовательная система России. В этой связи, необходимость анализа содержательной части ФГОС определяет направление на образования, с которой происходят постоянные изменения исходя из политической и социально-экономической ситуации в России и мире. Далее, важнейшее значение имеет воспитательная часть ФГОСа, имеющая приоритетное значение в деле организации кружковой деятельности, в соответствии с имеющимся перечнем направлений видов творческой деятельности обучающегося. Безусловно, развитие творческой деятельности способствует формирование учебно-исследовательской компетенции обучающихся в процессе обучения в школе. Особое значение уделяется вопросу формирования патриотизма личности обучающегося, его сформированности убеждений и мировоззрения, соответствующие российским стандартам, в современных социально-информационных условиях существования молодежи. Отводимая роль предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности», в формировании убеждений, мировоззрения у обучающегося в ходе учебного процесса, предполагает наличие теоретико-методологических основ идей и положений патриотического воспитания в системе образовательных учреждений России, выражающаяся в виде методических пособий в помощь педагогу. Особо отмечу важнейшее событие в России, в сфере государственной безопасности страны, явилось проведение Роспатриотцентром «Всероссийский патриотический форум - 2020», с участием педагогов, органов государственной безопасности России, российского научного сообщества, общественных организации России и зарубежья, в деле обсуждения актуальных вопросов по формированию патриотического мировоззрения в современном российском обществе. Среди обсуждаемых вопросов, были: «Будущее патриотического воспитания», «Развитие ключевых навыков», «Грани патриотизма». В этой связи, интересным будет посмотреть дальнейшее развитие заявленных направлений, особенно применительно к образовательным учреждениям, в том числе сельской местности, что является приоритетной местностью развития в государственной политики России. В качестве поддержки форума и его идей, необходимость позиции Президента России, В.В. Путина, имеющая сакральный смысл, в деле государственной модели патриотического воспитания граждан России, озвученная им на заседании организационного комитета «Победа», в частности: «Продуманная, созвучная восприятию современной молодежи и, главное честная, патриотическая повестка, должна укреплять в новых поколениях, проверенные самой жизнью, базовые ценности, которые отражают наши традиции, национальную идентичность, весь исторически путь России с ее испытаниями и триумфами». Иными словами, мы видим, поставленную задачу главой государства России, продумать работу по формированию патриотических убеждений, мировоззрения молодежи с целью укрепления памяти в новых поколениях граждан России, с учетом российской идентичности граждан России и, опора на базовые ценности переданные нам нашими предками имеющие научно обоснованные идеи, положения, модели патриотического воспитания в системе отечественного образования и научных школах во все исторические периоды развития России. Одновременно отмечу актуальность реализации государственных программ по патриотическому воспитанию граждан России, действующие в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», на период с 2021 – 2024 гг., определяющий направление по формированию патриотизма личности обучающегося в образовательных учреждениях России. Необходимость обновленного варианта государственной программы, обусловлено социально-политическими аспектами несущие деструктивные факторы в молодежное общество России по разложению их культурного и патриотического кода, как гражданина и патриота России. Одновременно, хотелось бы отметить, важность применения политико-педагогического подхода в деле формирования патриотических убеждений личности обучающегося, и мировоззрения в молодежной среде в рамках государственной модели имеющий государственный курс по социализации молодежи как основной социальной группы населения, во внеурочное время в качестве педагогического эксперимента. Не маловажным является наличие трудов по рассмотрению патриотизма личности обучающегося в образовательных учреждениях страны, среди которых наиболее значимые, вопросы формирования патриотизма личности у старшеклассников, их убеждений и мировоззрений, теоретического характера, изложенные в трудах, Глазунова.И.Н., Юсупова. И., Мусина. В.Е), представляет особое значение в деле организации гражданского - патриотического воспитания обучающейся молодежи в образовательных организациях. Труды, посвященные развитию движения «ЮНАРМИЯ», отражают в большей степени – военно-патриотическое воспитание, с описанием проводимого педагогического эксперимента в образовательных учреждениях России, что безусловно повышает статус Вооруженных Сил Российской Федерации. Среди них, принадлежат: Гранкину.В.Е., Барановой.А.В., Палевой.Д.А., Дятловой.Д.В., они в основном описывают организационные формы взаимодействия школы с институтами государственной власти и, военными комиссариатами, в деле реализации совместных приказов и, государственной программы по патриотическому воспитанию молодежи в условиях развития информационного общества. Конечно, это объясняется прежде всего, повышенным интересом, именно к военной службе, и ее научно-промышленному потенциалу России, основанный на современных научных разработках. На сегодняшний день, имеющиеся диссертационные исследования уровня доктора педагогических наук (Гладких. В. В., Савотина. Н. А., Жигадло. А. П., Райхлина. Е. П., Здерева. Г. В.), по вопросам развития гражданского патриотического воспитания молодежи в образовательных учреждениях, имеющие фундаментальное научное исследование, освещающие проблематику гражданского патриотизма в молодежной среде, посредством применения междисциплинарного подхода, выявляющий научную основу формирования модели гражданина России в процессе обучения в школе. Труды, имеют высокую социально-педагогическую значимость в деле, формирования гражданственности на основе отечественных трудов, позволяющие решать имеющие вопросы в условиях социально-педагогической реальности развития информационного общества. Важнейшее значение в предметной области «ОБЖ», является следование государственному курсу России, заданное Президентом России, В. В. Путиным в его выступлениях по организации патриотического воспитания молодежи в образовательных учреждениях России, в частности: «Здесь особая роль принадлежит Великой отечественной войне – она оставила глубочайший след в судьбах всех народов Советского Союза и в судьбах народов Российской Федерации, неотделима от истории каждой российской семьи». «Именно это лежит в основе того, что мы делали и будем делать – защищать историческую правду, защищать имена наших героев». В этой связи, хочется подчеркнуть, что эффективность государственной деятельности в вопросе формирования патриотических убеждений и мировоззрения молодежи, будет высока, если она будет проводиться на основе научно-образовательного патриотизма, имеющий уникальную особенность междисциплинарного характера в системе общего и профессионального образования России. Ее возможности, позволяют акцентированно и системно осуществить преемственность исторических периодов на научной основе, формирующие образ будущего у обучающегося в процессе информационно-технологической трансформации модели воспитания российской молодежи, способной выражать свою гражданскую позицию по отношению к реалиям в деле пропаганды отечественной молодежной науки, опираясь на труды имеющие глубокую историческую важность в развитии отечественных научных направлений, посредством проведения учебных и научных исследований с обучающимися в предметной области «ОБЖ». К слову сказать, в рамках государственной политики по поддержанию идеологии патриотизма среди молодежи в России, и осуществления педагогического мониторинга в образовательных организациях, необходимо применять методики имеющие государственный статус изложенный в фундаментальном труде, профессора философии Российской академии государственной службы, В.И.Лутовинов, и его научно-исследовательской работе: «Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию», которое на протяжении многих лет, считается основной теоретической и методологической базой для проведения научного педагогического экспериментального исследования по проблеме формирования у обучающихся патриотических убеждений, мировоззрений, качеств личности патриота, применимо в системе образования, прежде всего предметной области «ОБЖ», в условиях изменения социально-политической и политико-педагогической модели существования российской молодежи в силу изменения геополитических моделей наднационального управления мировым обществом в целом. В завершении, хотелось бы отметить, особенность развития научного направления «научно-образовательный патриотизм» в предметной области «ОБЖ», как приоритетного предмета по вопросам обучения обучающихся в образовательных учреждениях России, на основе отечественных научных достижениях имеющие междисциплинарный характер, в деле, обучения безопасным методам, подходам поведения человека в современном социуме, воспитание у них патриотических чувств на основе традиционных российских ценностей присущие исторически русскоязычному населению, развитие индивидуальных способностей у обучающихся, на благо созидания Отечества, в соответствии с государственной задачей развития научно-технологического развития России на долгосрочную перспективу. Отмечу, предметная область «ОБЖ», благодаря своему практикоориентированному подходу закрепленный во ФГОСе, имеет огромные возможности по реализации государственных и авторских программ в деле достижения лидерства России по качеству общего образования в образовательных учреждениях России в долгосрочную перспективу. Имеющее приоритетное направление – национальная безопасность, определяет в системе образование, патриотизм, как основополагающее направление осуществления государственного и целенаправленного воздействия педагогическими методами, технологиями, подходами и т.д., на личность обучающегося в вопросе, формирования патриотических убеждений, мировоззрения в соответствии с государственной моделью патриота и гражданина России. Одновременно, хочется отметить важность подготовки педагога к преподаванию предметной области «ОБЖ», где приоритетом выступает его профессиональная и гражданское воспитание как патриота, имеющие важнейшие человеческие качества, способные активизировать его творческий и патриотический потенциал, в деле, следованиям идеям патриотизма России в соответствии с государственными курсом страны. К слову, профессиональная компетентность педагога, направляет на организацию педагогического исследования в вопросе идей патриотизма в условиях развития информационного общества и, трансформации социально-общественной модели поведения обучающейся молодежи, нуждающаяся в педагогическом мониторинге по формированию патриотических убеждений, и формированию мировоззрений отвечающих требованиям государственного курса России на долгосрочную перспективу в рамках национальной безопасности страны. Уместным будет завершить исследование, словами и позицией Президента России, В.В.Путина: «Патриотическим воспитанием, должны заниматься умные люди!». Список литературы
  • Баранова. А.В., Тараконова.А. Русская идея и Всероссийское военно-патриотическое движение «ЮНАРМИЯ». Философский аспект анализа. Журнал. Инновационная наука, 2018г №11.
  • В.И.Лутовинов. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию: научно-исследовательская работа/Российский государственный военный историко-культурный центр при правительстве РФ, г. Москва: Армпресс, 2006г – 62 с.
  • Глазунова. И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности: автореферат дисс. кандидата педагогических наук: 13.00.01. Липецк, государственный педагогический университет.- Липецк, 2002г, 27с.
  • Гранкин.В.Е. Анализ государственной образовательной политики по военно-патриотическому воспитанию молодежи на примере движения «ЮНАРМИЯ». Журнал. Политика. Экономика и инновации. № 5, 2017г.
  • Дятлова. Д.В. Актуальные проблемы патриотического воспитания российской молодежи на современном этапе на примере всероссийского движения «ЮНАРМИЯ» /Д.В.Дятлова., И.А.Дружинина., В.Л.Некишев. - Текст: непосредственный// Молодой ученый. -2018г - № 50. С.325-327
  • Информационное агентство. РИА НОВОСТИ. Шойгу рассказал о патриотической работе с молодежью, от 03.03.2020 г
  • Информационное агентство. РИА Новости, от 14.11.2019 г. Шойгу призвал воспитывать в детях патриотизм не отдельными акциями, а кропотливой работой.
  • Концепция преподавания учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
  • Конституция Российской Федерации с изменениями, внесенными на общероссийское голосование. 2020. - Москва: Издательство АСТ, 2020. - 64с.
  • Мусина. В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие/ В.Е.Мусина. - Белгород: ИД «Белгород». НИУ «БелГУ», 2013г.-156с.
  • Официальный сайт Всероссийского детско-юношеского движения «ЮНАРМИЯ»
  • Официальный сайт Президента России. Заседание Российского организационного комитета «Победа», от 11.12.2019г.
  • Палева. Д.А. Организационно-правовые аспекты всероссийского военно-патриотического движения «ЮНАРМИЯ» /Д.А.Палева, И.И.Мышкин., В.Л.Некишев. Текст: непосредственный// Юный ученый. - 2018 г № 6, с.47-49
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г 761н, г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
  • Приказ Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, от 24.02.2010 г № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации, начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»
  • Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
  • Роспатриотцентр. Всероссийский патриотический форум -2020., от 03.12.2020г.
  • Сайт кубанского казачьего войска. Путин: «Патриотизм - прочный фундамент будущего России»., 11.01.2021г.
  • Сайт. Президент России. Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи, от 12 сентября 2012г. г. Краснодар.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М: 2011г.-48с.- (Стандарты второго поколения).
  • Юсупова. Г.И., Алибекова.С.Я., Магаррамов.М.Д. Современные проблемы патриотического воспитания в республике Дагестан. Журнал. Известия дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, 2017г.