Публикации
Роль учителя музыки в условиях реализации ФГОС второго поколения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль учителя музыки в условиях реализации ФГОС второго поколения
Автор: Талипова Айгуль Ильгизовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль учителя музыки в условиях реализации ФГОС второго поколения
Автор: Талипова Айгуль Ильгизовна
Талипова Айгуль Ильгизовна, учитель музыки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г.Казани.Роль учителя музыки в условиях реализации ФГОС второго поколения.Образовательные стандарты ставят перед учителем новые цели и задачи. Учитель должен понять и принять ФГОС, владеть и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть компетентным, то есть нужно начинать с себя.Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.Каждый учитель, составляя программу занятий, а именно планирование песенного материала, учитывает возрастные особенности детей: их эмоциональность, восприимчивость ко всему новому, интересному, которые сочетаются у детей. Для этого нужно, чтобы отобранный песенный материал был ярким и увлекательным, но доступным для детского восприятия.В процессе многолетней работы мы сделали вывод: есть много хороших песенных сборников, но в них не всегда можно встретить компактно собранные произведения, которыми можно было бы пользоваться в течение года. Сложнее всего начинающему учителю, систематизировать свою работу, проводить уроки на более высоком научно-педагогическом уровне и доставить радость юным исполнителям. Поэтому мы предлагаем примерный подбор песенного материала для уроков музыки в 1-4 классе. (Приложение 1). занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания. Песня сопровождает человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг. развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею. К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия: музыка в повседневной жизни школы и музыкальное воспитание в семье. Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности на уроках музыки. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитание духовного мира, становлению мировоззрения, формированию будущей личности. задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения школьниками художественного исполнения музыкального репертуара. Исполнение требует овладения вокальными навыками и умениями как средствами выразительности. Воспитание вокально-хоровых навыков требует от учителя постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво. Обращаясь к хоровому пению на уроках музыки в начальной школе, учитель должен знать особенности голоса младшего школьника. Эта задача заключается в том, что детский организм находиться в постоянном развитии, изменении. Понимание особенностей детской физиологии требует от учителя соблюдения охраны и гигиены детского певческого голоса. Учитывая, что пение процесс физиологический, в котором происходит большая затрата энергии, внимания, не следует допускать переутомления детей. Необходимо проводить занятия в проветренных помещениях, соблюдать оптимальный ритм работы и отдыха, не допускать форсированного звучания детских голосов. Пение полезно, если пение правильно в вокальном отношении, а это возможно при соблюдении определённых принципов.способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильное проводимое пение укрепляет здоровье детей. В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. По словарю русского языка С.И. Ожегова «Навык - это умение, созданное упражнениями, привычками, это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными». В 1 классе детский голос особенно нуждается в охране, в правильном воспитании. С первых уроков обязательно вспомнить с детьми правила пения и применить приобретенные в детском саду первоначальные вокально - хоровые навыки:• тянуть звук,• вести его голосом плавно, протяжно,• брать дыхание одновременно, бесшумно, не поднимая плеч,• не разрывать слово дыханием.Но так как в первом классе всегда есть дети не посещавшие детский сад и не владеющие навыками хорового пения, нужно очень внимательно, от урока к уроку, основные навыки закреплять и совершенствовать в условиях нового хорового коллектива.Все певческие навыки тесно связаны между собой, как и все звенья голосового механизма. В первом классе закладываются основы певческой культуры.работа с учащимися второго класса проводиться в определенной системе. Учитель должен всегда иметь в виду, что певческий аппарат ребенка год от года растет и голос изменяется по тембру, высоте, громкости, силе, диапазону и продолжительности звучания. Укрепляя навыки звонкого, напевного, легкого пения, развивая у учащихся высокое резонирование, учитель постепенно и осторожно расширяет их певческий диапазон( вверх и вниз). В третьем классе практическая деятельность учащихся становиться более осознанной и обоснованной. Учитель формирует у детей умение самостоятельно пользоваться освоенными навыками, оценивать свою исполнительскую деятельность. Красивое и выразительное хоровое пение достигается в процессе систематических занятий музыкой, на которых дети учатся понимать, а затем и раскрывать содержание и характер произведений в своем исполнении. Слушая и исполняя музыкальные произведения, школьники учатся эмоционально откликаться на все прекрасное в жизни. Развивая способность эстетически воспринимать музыку, учитель тем самым содействует совершенствованию исполнительской деятельности учеников. Для исполнения разнообразных песен учитель, в течение учебного года целенаправленно и последовательно , формирует у детей все необходимые, на данном возрастном этапе, вокально- хоровые навыки. На третьем году обучения голоса учащихся приобретают большую звучность. Чувствуя силу своего голоса, дети пытаются петь громко, для чего делают слишком глубокий вдох. Это нарушает согласованную работу всего сложного певческого механизма, звук теряет свои основные свойства; ровность, звонкость, полётность.Следовательно - основная задача в работе с детьми; установить равновесие голосов по силе звучания, но важной задачей вокально-хоровой работы остается воспитание напевного, легкого звука. При работе над песней, дети уже осознают основное правило вокала: гласные звуки «тянуть», согласные произносятся кратко и четко. Но, естественно, работа в классе над звуком не может быть чисто теоретической: учитель должен меньше говорить и больше показывать , каким должно быть правильное звукообразование- поет сам или предлагает спеть хорошо поющим ученикам.четвертому году обучения накопленные детьми знания по другим предметам эстетического и гуманитарного циклов позволяют и даже обязывают учителя музыки широко использовать межпредметные связи, привлекая к работе над произведениями во время пения и слушания близкий по тематике материал из программы литературы, истории, изобразительного искусства. Анатомо-физиологические сдвиги в развитии голосового аппарата детей 10-11 лет обуславливают особенности звучания их певческих голосов. К этому возрасту вокальные мышцы почти полностью сформированы. Емкость легких и просвет бронхов увеличиваются, отчего возрастает сила звука. Расширяется диапазон голоса. Особенно крепнет звучание на среднем участке диапазона, голос значительно обогащается тембровыми красками. На нижних звуках диапазона отмечается определенное преобладание грудного резонирования. Наступает фаза наилучшего звучания детского голоса.место в системе хорового обучения школьников занимают вокально-хоровые упражнения. Их цель – формирование певческих навыков, развитие детского голоса. Выработка вокально-хоровых навыков в процессе упражнений основывается на следующих методических принципах: Поддержание у детей интереса, активности и эмоционального тонуса в процессе упражнений, что достигается разнообразием как самих упражнений, так и методических приёмов. Развитие слуха учащихся. 3. Пение упражнений без сопровождения, что способствует успешному воспитанию вокального слуха учащихся и выработке чистой интонации.Сознательное овладение навыками, т.е. понимание детьми правил и способов выполнения упражнений. 5. Последовательное усложнение учебных задач. Настойчивости в преодолении вокально-хоровых трудностей. качестве упражнений можно использовать не сложные народные песни, попевки, прибаутки, мелодии из произведений, предназначенных для слушания. се упражнения должны включаться в урок с учётом принципов последовательности, систематичности и доступности. Список использованной литературы:1. Алиев Ю.Б. Пути формирования навыков многоголосного пения вдетском хоре// Музыкальное воспитание в школе, - 1975 – вып. 102. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодежи В кн.: Развитие детского голоса. М., 19633. Апраксина О.А. Орлова Н.Д. Вокально-хоровая работа на уроках музыки в общеобразовательной школе» //Музыкальное воспитание в школе» вып.10 М.-1971 .4. Багадуров В. «Вокальное воспитание детей» М/ « Музыка»- 19525. Венгрус Л.А. «Начальное интенсивное хоровое пение» Санкт-Петербург «Музыка»-2000г.6. Емельянов В.В. «Фонопедический м етод формирования певческого голосообразования» «Методические рекомендации для учителей музыки» Новосибирск «Наука»-1991г.7. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке» М.-1977г.8. Критская Е.Д. «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-9кл.» М.-2010г.9. Огороднов Д.Е. «Музыкально-певческое воспитание детей общеобразовательной школе» Киев «Музична Украина»-1988г.10. Орлова Н. Д. Алиев Ю.Б. «Хоровое пение» В книге «Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе» М.-1971г.Попов В.С. «О развитии певческого голоса младших школьников» В книге «Музыкальное воспитание в школе» вып.-16, М. «Музыка»-1985г. 12. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение»-1981г.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) Москва 2021г. Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности» В книге «Музыкальное воспитание в школе» вып . 14 М. «Просвящение»-1989г.