Публикации конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме "Московская Русь"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме "Московская Русь"
Автор: Наталья Александровна Метлева

Ф. И. О. учителя: Метлева Наталья Александровна
Наименование образовательного учреждения: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина г. Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича (МАОУ СОШ №4)
Наименование работы: Конспект урока окружающий мир 3 класс Московская Русь
Место и роль урока в изучаемой теме: Данный урок пятый в разделе Наша Родина от Руси до России, цель которого формирование представлений об образовании Московского государства, об Иване IV Грозном как первом русском царе.
Задачи урока:
Дидактическая цель: создать оптимальные условия для формирования у учащихся представления о важнейшем событии в русской истории – образовании Московского государства, об Иване IV Грозном как первом русском царе.
Образовательная цель:
Формирование представления учащихся о причинах возникновения и усиления Москвы как столицы государства, о значении образования Московского государства в русской истории, о личности первого русского царя – Ивана IV Грозного.
Метапредметные:
Познавательные: учить искать и выделять нужную информацию из текста, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: развивать умение точно выражать свои мысли, аргументировать свой ответ, слушать и слышать своих товарищей.
Регулятивные: развивать умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; умение находить нужную информацию из различных источников, умение обобщать данную информацию, задавать и отвечать на вопросы, осуществлять рефлексию своей деятельности.
Личностные: учить соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознавать сопричастность к стране, в которой они живут.
На уроке будут созданы условия для: расширения кругозора учащихся: формирование понятия государство, знакомство с основными
причинами и значением образования Московского государства, кто был первым русским царем.
Ожидаемые результаты: 1.Получат возможность работать с лентой времени Российского государства, с исторической картой.
2.Усвоят понятие Московская Русь, столица, царь, венчание.
3.Получат возможность научиться установить причинно-следственные связи между историческими
событиями и делать соответствующие выводы.
Тип урока: урок получения новых знаний, с элементами исследовательской работы.
Формы работы: индивидуально – коллективная, групповая, фронтальная.
Методы обучения: проблемный, исследовательский, творческий;
Уровень усвоения – творческий.
Методическое обеспечение урока:
Методическое обеспечение урока:
Электронный ресурс Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина:
Навигация 1:портал Президентской библиотеки Коллекции Князьков Сергей Александрович Картины по русской истории.
Навигация 2: портал Президентской библиотеки Коллекции Ананьин Василий Иванович Русская история: хрестоматия для начальных училищ.
Интернет- ресурс: Яндекс You Tube Видеоролик Создание стрелецкого войска.
Интернет – ресурс: Яндекс moscowwalks.ru История Моквы в каринах А. Васнецова.
Интернет – ресурс: Яндекс бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru Н. П. Кончаловская Наша древняя столица.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
Презентация в Microsoft Power Point
Оборудование:
Мультимедийный проектор, дидактический материал Урок окружающего мира, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде PowerPoint;
инвентарь для практической работы (текстовая информация на бумажных носителях, доступ к сети Интернет (сайт Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина), иллюстрации картин А. Васнецова Строительство деревянных стен Кремля. XII век, Московский Кремль при Иване Калите, Московский Кремль при Дмитрии Донском, Московский Кремль при Иване III, И.С.Глазунов Иван Грозный
компьютер с выходом в сеть Интернет,
карточки с таблицей ключевых слов и заданием на установление соответствия.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Предметные результаты
Метапредметные результаты
1 этап Актуализация знаний
ЦЕЛЬ: Актуализировать имеющиеся у ученика знания, необходимые и достаточные для открытия новых знаний.
2 этап
Постановка цели и задач урока.
ЦЕЛЬ: Вывести обучающихся на тему и цель урока и обозначить их в словесной формулировке.
Организует повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Для начала вспомним, что вы запомнили из истории нашей страны. Перед вами Лента времени Российской истории. (Слайд 2)
- Какие периоды истории нашей страны вам уже известны? Назовите временные рамки данных периодов.
Организует парную работу:
- Для характеристики каждого периода истории нашей страны я предлагаю выполнить задания в паре. 1 ряд Ребята первого ряда, используя иллюстрации, составят родословное древо первых русских князей.
2 ряд Ребята второго ряда в таблице стрелочками соотнесут иллюстрации первых русских князей с событиями, в которых они принимали участие.
3 ряд Ребята третьего ряда поработают с картой Древнерусского государства в конце IX века (учебник на стр. 10) и ответят на вопрос: Почему именно Киев в те далекие времена стал центром Руси?
Работайте по плану:
Найдите и назовите столицу Руси.
Перечислите города Киевской Руси.
С какими городами и странами граничило наше государство в древности?
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
- Продолжим путешествие по ленте времени Российской истории. Итак, мы знакомы с двумя периодами Российской истории – Древняя Русь, Киевская Русь. Следующий период истории нашей страны неразрывно связан с одним из городов, название которого вы назовете, прослушав отрывок стихотворения В. Брюсова:
Здесь, как было, так и ныне –Сердце всей Руси святой,Здесь стоят ее святыниЗа Кремлевскою стеной!
- О каком городе России эти стихи?
- Какие слова это подтверждают?
- Как понимаете слово “ святыни”?
- Догадайтесь, как будет называться следующий период истории нашей страны на ленте времени? Объясните, почему вы так думаете. (Слайд 3)
- Итак, тема нашего урока … (Слайд 4)
- Какова задача нашего урока?
Отвечают на вопросы учителя.
Работают с картой, находят нужные географические объекты.
Высказывают свое мнение.
Делают вывод о причинах усиления Киева.
Самостоятельно формулируют тему урока (Московская Русь), задачи урока (Выяснить, почему Москва стала столицей нашего государства).
Активизация минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний.
Развитие навыка работы с исторической картой.
Обогащение словаря учащихся, работа над значением слова святыня.
Формирование умений использовать коммуникативно-речевые действия, способы взаимодействия с окружающими. Выполнять классификацию по отдельным признакам.
Формирование умений принять и сохранить учебную задачу. Формирование умений планировать решение учебной задачи.
Умение формулировать тему урока, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно.
3 этап Проверка домашнего задания
Яркое пятно
Цель: Познакомить с репродукциями картин А. Васнецова, творчеством Н. П. Кончаловской, расширить кругозор учащихся.
Изучение нового материала. ЦЕЛЬ: Получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися знаниями.
4 этап. Проблемный диалог
Цель: выяснить причины и условия переноса столицы из Киева в город Москву.
5 этап Открытие нового знания, разрешение проблемы.
Цель: учить анализировать и синтезировать полученную информацию; развивать умения работать по инструкции.
6 этап Защита работы группы.
Цель: знакомство с личностью Ивана Грозного, с событиями, произошедшими во время его правления; развивать монологическую речь учащихся.
Проводит параллель с изученным материалом, активизирует знания, необходимые для открытия нового знания.
- Объясните, как вы понимаете пословицу Москва не сразу строилась?
- Русский художник, мастер исторической живописи Апполинарий Васнецов написал несколько картин, посвященных истории Москвы. Глядя на репродукции его картин, вспомним, как строилась Москва.
Учитель организует работу по проверке творческого домашнего задания:
- Рассмотрите репродукцию картины А. Васнецова, послушайте отрывок стихотворения Кончаловской Н. П.,
подготовьте ответ на вопрос.
- Каким был Кремль в XII веке? (Слайд 5) (Деревянный. Сосновый. Потому что вокруг леса.)
Вот он, первый Кремль сосновый,За бревенчатой стеной.Так родился город новый, И назвался он Москвой.Да не город – деревушка,На пригорке – церквушка,Кучка княжьих теремов,Да десятка два домов.
-Как изменился Кремль в начале XIV века? Почему? (Дуб – самое прочное дерево.) (Слайд 6)
Вот прошло немало лет,И на старом пепелище,На Кремлёвском городищеВырастают снова срубыС крепостной стеной из дуба.За стеною - терема,И амбары и дома.
- Как изменился Кремль в конце XIV века? (Кремль стал белокаменным.) (Слайд 7)
И прошло 130 лет,Прежде чем увидел светКремль московский, только новый – Не дубовый, не сосновый.Дмитрий – князь, Ивана – внук,Переделал всё вокруг.Для Кремля с каменоломниВозят камни целый год.И былой стене на смену,Строят каменную стену.
-Почему Дмитрий Донской перестроил Кремль?
Ставит проблемный вопрос, побуждает к анализу и синтезу на основе имеющихся знаний.
И почему было Москве царством быть? И кто- то знал, что Москве государством слыть? - удивлялся автор XVII столетия. И в самом деле, как случилось так, что именно Москва, маленький городок Владимиро-Суздальской земли, стал столицей Московской Руси? Какие условия тому способствовали? Выскажите свои предположения.
Организует работу со статьей учебника, затем с картой, осуществляет фронтальный контроль.
- Сравним ваши ответы со статьей учебника, стр. 14.
- Прочитайте название статьи. На какой вопрос предстоит ответить? (Работа со статьей учебника)
- стр. 15 Найдите на карте Москву. Каким цветом показана территория Московского государства? Назовите города, которые вошли в его состав.
- Согласны ли Вы с выводом: Образование Московского государства – важнейшее событие в истории нашей страны? Объясните свой ответ.
Дополняет ответы учащихся, представляет репродукцию картины А.Васнецов Московский Кремль при Иване III:
- Москва в это время расширялась, перестраивалась. Князь Иван III приказал белокаменные стены заменить на красный обожженный кирпич. С этого времени Московский Кремль начинает приобретать более знакомое нам обличье. (Слайд 8)
Организует поисковую работу, работу с историческими документами. Класс делится на группы. Каждая группа получает на парту по одному первоисточнику (в приложении).
- Продолжаем шагать по истории нашей страны и сейчас мы с вами перенесемся в далекий 1530 год. (Слайд 9) В летнюю ночь 1530 года над Москвой разразилась страшная буря. Сверкала молния, гремел гром, от сильного ветра раскачивались колокола церквей, издавая леденящие душу звуки. Переглядывались, перешептывались люди: Наступает недоброе время, быть беде! В ту страшную ночь родился будущий первый русский царь – Иван IV Грозный.
Грозным звал царя народ
И поныне так зовет…
Царь грозе уподоблялся,
И народ его боялся,
И боялся, и любил!
- Что за человек был первый русский царь? Чем он заслужил такое прозвище в народе? (Слайд 10) Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в группах с фрагментами исторических документов и осуществить поиск информации об этом правителе.
Осуществляет проверку выполненной поисковой работы, слушает высказывания учащихся, дополняет, конкретизирует ответы учащихся, подтверждает примерами.
- Давайте поделимся своими открытиями.
- 1 группа расскажет о детстве Ивана Грозного (слайд 11).
2 группа расскажет о создании регулярного войска – стрельцов (слайд 12).
3 группа – о строительстве Храма Василия Блаженного (слайд 13).
4 группа – о книгопечатании на Руси (слайд 14).
5 группа – о покорении Сибири Ермаком.
- 6 группа сообщит о венчании на царство Ивана Васильевича (слайд 15).
Учащиеся высказывают свое мнение о значении пословицы.
Обсуждают, доказывают свою точку зрения.
Представляют творческое домашнее задание. Рассматривают репродукции картин А. Васнецова, слушают отрывки стихотворения Кончаловской Н.П.
Обсуждают, доказывают свою точку зрения.
Выдвигают предположение о том,
почему Москва становится столицей Московской Руси.
Учащиеся работают со статьей учебника, выделяют факторы, способствовавшие формированию Москвы, как столицы Русского государства:
а) решительные, умные, ловкие правители;
б) центральное положение по отношению к другим княжествам;
в) транспортно-географическое положение;
г) территория мало пригодна для развития земледелия, поэтому
развивались ремесла и промыслы.
Работают в парах.
Работают с картой. Высказывают свое мнение.
Учащиеся составляют характеристику черт характера Ивана IV, рассматривая репродукцию картины, строят высказывания по данному вопросу.
Осуществляют работу в группе согласно инструкции.
Учащиеся выделяют из текста информацию о событиях, которые произошли во время правления Ивана Грозного, строят высказывания.
У учащихся будет сформировано представление о причинах возникновения и усиления Москвы как столицы государства.
Получат возможность научиться находить необходимую информацию, используя различные источники.
Научатся работать со справочной литературой.
Научатся высказывать свое мнение о значении слова, с опорой на имеющиеся знания и информацию из дополнительных источников.
Получат возможность научиться находить информацию, используя научные тексты, презентуя информацию в виде информационного проекта
Развитие навыка работы с исторической картой.
Учащиеся работают в парах с выдержками из книг сайта президентской библиотеки
У учащихся будет сформировано представление о значении образования Московского государства в русской истории, о личности первого русского царя – Ивана IV Грозного.
Интерес учащихся к прошлому своей страны, к истории как науке.
Умение соотнести поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения.
Формирование умений высказывать и аргументировать свою точку зрения
Овладение приёмами поисковой деятельности по предложенному учителем плану. Формирование умений выделять необходимую информацию из различных источников, представлять её в виде сообщения.
Учащиеся научатся включаться в диалог с учителем и сверстниками.
Формирование умений высказывать и аргументировать свою точку зрения
Развивать коммуникативные УУД (умения работать в группе, сотрудничать в решении проблемы). Формировать умения работать по инструкции.
Формировать умения
воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи.
Формирование умений работать с исторической картой, находить необходимые географические объекты.
Учащиеся получат возможность научиться проводить информационно-смысловой анализ текста, формулировать выводы, работать с исторической картой, находить нужную информацию из различных источников.
Развивать коммуникативные УУД (умения работать в группе, сотрудничать в решении проблемы). Формировать умения работать по инструкции.
Формировать умения
воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи.
Рефлексия
1 этап Обращение к поставленным вопросам. Цель: контроль за усвоением полученных знаний.
2 этап Организация домашнего задания.
Учитель организует работу по подведению итогов урока и рефлексию работы учащихся на уроке.
- Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока. На какие вопросы получили ответ? (слайд 16).
Комментирует домашнее задание Учебник стр. 14-17 пересказ, тетрадь стр. 7 задание 9-11; по желанию подготовить дополнительную информацию о времени правления Ивана IV Грозного; познакомиться с книгой Русская история: хрестоматия для начальных училищ В. И. Ананьин на сайте президентской библиотеки.
Выдвигают версии, доказывают свою точку зрения
Учащиеся обобщают полученные знания.
Записывают домашнее задание в дневник.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка
результатов деятельности своей и всего класса.
Формирование умений принять и сохранить учебную задачу, осуществлять контроль деятельности, анализировать свою работу
Литература:
1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: методическое пособие: 3-4 класс/ Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 240 с.
2. Ананьин Василий Иванович Русская история: хрестоматия для начальных училищ/В. Ананьин и А. Насимович. –Москва: издание Т-ва И.Д. Сытина, 1914.-422с.
3. Князьков Сергей Александрович Картины по русской истории, изданные под общей редакцией [и объяснительным текстом] С. А. князькова: Объясн. Текст к картине. №20: С. В. Иванов. Стрельцы. – 1908.-9с.