Публикации "Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек".
Автор: Валентина Леонидовна Гуртова

Тема: "Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек".Тип урока: комбинированный. Задачи: 1) познавательные:- создать условия для формирования умений употреблять в речи имена собственные – географические названия и подбирать примеры этих слов самостоятельно, формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; 2) развивающие: - развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи, содействовать развитию у обучающихся кругозора, умению собирать, анализировать и систематизировать информацию; 3) воспитывающие:- воспитывать умение общаться, умение работать дружно в паре, в группе, создать условия для воспитания познавательного интереса к происхождению имен собственных, географических названий, воспитанию уважения и любви к родному краю, к Родине.Планируемые результаты: Метапредметные: Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения; к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться. Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности). Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии, об истории города и его улиц, о людях, живущих в городе. Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, ответственности за свою деятельность, развитие творческого воображения, умения объективно оценивать результат собственной деятельности, своё поведение и поведение своих товарищей. Предметные – получат возможность уточнить представления о собственных именах существительных, научиться писать с заглавной буквы имена собственные – географические названия. Необходимое оборудование и материалы для урока:компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация, раздаточный материал для парной и индивидуальной работы.Ход урокаI. Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности.- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Меня зовут… Мне сегодня понадобится ваша помощь, поэтому я на вас рассчитываю, рада всех видеть и надеюсь узнать вас лучше. Давайте улыбнемся, подарим друг другу свою улыбку и хорошее настроение. Начнем урок. Громко прозвенел звонок –Начинается урок.Слушаем, запоминаем,Ни минутки не теряемИ друг другу помогаем.(Дети тихо садятся на места)- С помощью смайлика покажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на урок. Спасибо! Такими же смайликами вы сегодня будете оценивать свою работу и закрашивать их в листах самооценки они у вас на столе (показ уч.)- Откройте тетради.Дети хором:Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я, друзья, от вас не скроюРучку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. - Молодцы, запишите число, классная работа. При письме обратите внимание на высоту, ширину, правильность соединений букв, следите за наклоном.II. Актуализация знаний.1) Словарная работа (один ребенок у доски).- Я знаю, что вы любите отгадывать загадки, а вот слово-отгадку запишем на доске и в свою тетрадь (кто первый записывает на доске): Зверь лохматый, неуклюжий, не боится зимней стужи,Под корягою лесной спит под снежной пеленою.(м..дведь)Не живая, а идёт,Не подвижна, а ведёт.(д..рога)У косого нет берлоги, не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода - кора.(за..ц)В два ряда дома стоят –Десять, двадцать, сто подряд,И квадратными глазамиДруг на друга глядят.(ул..ца)То он –блин, то он –клин,Ночью на небе один.(мес..ц)Заворчал живой замок,Лёг у двери поперёк.(с..бака)Вывод:Таким образом мы повторили написание словарных слов.2) Фронтальный опрос.- Подумайте, какие вопросы можно поставить к словам, которые вы написали? (кто? что?)- Какая часть речи отвечает на такие вопросы? (имя существительное)- Хорошо! – Давайте вспомним, над какой темой работали на последних уроках русского языка? (обратить внимание на полные ответы детей)Ответ: имена собственные.– Что мы относим к именам собственным? Ответ: имена, отчества, фамилии людей, клички животных, имена сказочных героев.- К каким словам на доске можно подобрать имена собственные? (медведь, заяц, собака...)– Что нужно помнить о написании имен собственных?Ответ: имена собственные пишутся с заглавной буквы.- Хорошо! Действительно, к именам собственным относятся имена людей, фамилии, отчества, имена людей и сказочных героев, клички животных. III. Подведение к формулированию темы и задач урока через проблемную ситуацию.- Сегодня мы будем пополнять багаж наших знаний, но прежде необходимо определить цель и задачи нашего урока. Для этого предлагаю задание-ромашку для каждой пары (на парте карточка №1). Распределите слова по группам (стрелкой соедините слово из правого столбик с группой, к которой оно относится). Не забывайте правила работы в парах и приступайте.1. Имена, фамилии, отчества2. Клички животных3. Имена сказочных героев4. Пустая клеточка (географические названия) Слова для справок: Петровна, Калуга, Шарик, Дима, Золушка, Буратино, Иванов, Мурка, Ока (проставить для детей ударение)- Все ли слова вы распределили? (Нет.) Проверим (слайд). Я называю группу, а вы слова. (1.Ф.И.О. 2.Клички животных. 3.Имена сказочных героев.)- Мы с вами столкнулись с группой слов, о которой поговорим.- Оцените «смайликом» работу своей пары, покажите один из трех, который соответствует вашей работе вдвоем, насколько дружно, сплоченно вы работали или нет (показать учителю).- А теперь, оцените, на сколько каждый справился с заданием. Закрасьте "смайлик" в листе самооценки соответствующим карандашом. Задание 1.- Какие слова не подошли ни к одной группе? (какие вы не выбрали: Калуга,Ока).- А что же называют эти слова? (город, реку). А с какой буквы они написаны? (с заглавной).- Кто попробует сформулировать тему урока? (Тема: «Заглавная буква в именах собственных. В названьях стран, городов, сел, улиц, рек».)- Итак, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (учиться правильно писать имена собственные – названия стран, городов, рек…)Вывод: Верно. Сегодня мы будем говорить об именах собственных: названиях стран, городов, деревень, улиц, рек и научимся их писать правильно, т.е. с большой буквы.IV. Изложение нового материала1. Просмотр отрывка из мультфильма.- Внимание на экран. (Отывок из мультфильма "Паровозик из Ромашково"). Предлагаю отправиться в заочное путешествие на этом веселом паровозике. А поможет нам предмет, о котором идет речь в загадке:Дороги имеются, ехать нельзя.Земля есть, пахать нельзя.Луга есть, косить нельзя.В реки и моря нырнуть нельзя.(карта)Я ходил по разным странам,Плыл по рекам, океанам,По пустыне шёл отважно –На одном листе бумажном.(Географическая карта.)- Верно! Это карта, на которой указан маршрут нашего путешествия. Кто внимательно смотрел отрывок из мультфильма и скажет мне, откуда прибыл паровозик с опозданием. (Из Ромашково. Слайд). Что обозначает (называет, указывает) это слово, как вы думаете? (село, город, страна - населённый пункт). Есть много стран, но у каждой своё собственное имя - название, много городов, но у каждого города своё особенное, отличное от других название. Есть улицы, сёла со своим именем-названием. Вы уже работали с глобусом и картой, а, значит, знаете, что там можно найти названия разных стран, городов, рек, морей. Всё это имена собственные и пишутся они с большой буквы. 1. Первичное закрепление знаний. - Вот так из города Ромашково мы попали с вами в страну Грамотеев (карта). На карточке-карте даны предложения. Ваша задача продолжить их, дописав названия страны, города, села (самостоятельная работа). - Проверим. Мы с вами живем в замечательной стране. Это наша Родина… (Россия) (Слайд). Прочитайте первое предложение. (1. Наша страна - Россия).За ясные зори, умытые росами.За русое поле с колосьями рослыми,За реки разливные в пламени синемТебя по-славянски назвали Россия.(слайд)– Наша страна очень большая, в ней множество красивейших городов, но самый главный город, можно сказать, сердце страны, столица России - это город… (Москва). (2. Столица России - Москва). – Но у каждого из нас есть еще и малая родина. Как вы понимаете, что значит малая родина? (место, где человек родился и вырос). Я родилась и живу в селе с названием - Дудоровский.- Для большинства из вас малая родина – это ваше село. Как оно называется? (с.Ульяново). (3. Село, в котором я живу - село Ульяново).– Я думаю, что когда вы вырастите, получите профессию, вы будете делать все для того, чтобы наша страна и наша малая родина становились еще краше. Итак, все слова вы написали с какой буквы (с заглавной).- Что называют эти слова? (страну, город, село – всё это тоже имена собственные)- Какой вывод мы можем сделать? (Названия стран, городов, сёл – это имена собственные и пишутся они с большой буквы) - Оцените правильность выполнения работы и закрасьте "смайлик" в листе самооценки соответствующим карандашом. Задание 2. - Тем временем паровозик привез нас на улицу Спортивную. Встаньте, пожалуйста, у своих парт и повторяйте движения вместе со мной и персонажами на экране.V. ФИЗМИНУТКА2. Закрепление и применение новых знаний. – Проезжая через реку, которая называется Размышляйка, подумайте, почему необходимо давать названия странам, городам, рекам? (Чтобы отличать их друг от друга, не путаться.). Что произойдет, если они, вдруг, исчезнут? (Не будем знать в какой стране мы живем, в каком городе отдыхали, по какому адресу писать бабушке письмо...)– Значит названия стран, городов, рек (географических названий) и правило их написания - важно знать.– Сделайте вывод о том, как же нужно писать имена собственные - названия стран, городов, деревень, улиц, рек?Вывод: (Названия стран, городов, деревень, улиц, рек нужно писать с большой буквы. Это имена собственные).3. - Ребята, посмотрите: мы с вами очутились в океане Знаний. Здесь нас ждут одинаковые по звучанию имена существительные. Давайте постараемся объяснить, какую букву нужно выбрать для написания? (Слайд)Слова для справок: Высоко в небе летит (О,о) рёл. В нашей стране есть город (О,о) рёл. - Возьмите на столе карточки с изображением океана и в задании зачеркните лишнюю букву.Наш пёс (Ш, ш) арик поймал воздушный (Ш,ш) арик. Мы подарили (Р, р) озе – (Р,р) озы.- Проверьте себя. (Слайд) Оцените правильность выполнения работы и закрасьте смайлик в листе самооценки. Задание 3.VI. Итог урока.- Наше путешествие подошло к концу. Буква обычная выросла вдруг,Выросла выше букв - подруг.Имя, фамилия пишутся с нею,Чтобы заметнее быть и виднее.Чтобы звучали громко и гордоИмя твоё, имя улицы, города,Буква большая совсем не пустяк,В букве большой - уважения знак.- Давайте посмотрим в ваши оценочные листы. (Слайд)- У кого все 3 смайлика желтые – 5; если есть зеленые – 4; красные – 3.VII. Домашнее задание (творческое, дифференцированное) - А теперь ваше домашнее задание. Вы можете выбрать одно из трех.(задание на домиках в дневник)Задание по выбору:*Учебник упр.38, с.21*Записать названия улиц села Ульяново, узнать историю своей улицы.*Сочинить рассказ(5-6 предложений) о путешествии своего класса с использованием имен собственных. VIII. Рефлексия учебной деятельности.- С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».- Продолжит фразу: Сегодня на уроке... я узнал(а), открыл(а) для себя… научился, смог… могу похвалить себя и своих одноклассников за … - Все вы сегодня “Молодцы!” Были внимательными, активными. Я была рада знакомству и общению с вами. Спасибо за работу! Резерв: 1. Физкультминутка.Встаньте, пожалуйста. Если я назову слово, которое нужно писать с большой буквы – вы хлопаете, с маленькой буквы - приседаете.Река, Волга, улица, Гагарина, город, страна, Россия, собака, Булька, кошка, Мурка, писатель, село, Ульяново.