Публикации
ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «Безопасность в сети Интернет»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «Безопасность в сети Интернет»
Автор: Расима Мухаметшарифовна Туйгильдина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «Безопасность в сети Интернет»
Автор: Расима Мухаметшарифовна Туйгильдина
ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ«Безопасность в сети Интернет»Содержание:ПриложенияОписание проекта (проблема, цель, задачи, этапы реализации)1 этап – выбор проблемы проектаПроблемаСовременная жизнь – это открытое многополярное информационное общество, в котором присутствует множество разнонаправленной информации. Сегодня Интернет играет большую роль в жизни человека, а так же оказывает огромное влияние на него. Пользователей Интернета с каждым годом становится все больше, а значит, что и число предлагаемых им Интернет - услуг растет. Обычный просмотр текста и мультимедиа уже не устраивает людей. В моду вошли сайты, где посетитель может активно взаимодействовать с остальными посетителями. И название им – социальные сети. В Интернете представлены сайты, где все чаще стала появляться «вредная» информация, к которой можно отнести: призыв к войне; информация, возбуждающая социальную, расовую, информационную или религиозную ненависть и вражду; пропаганда ненависти, вражды и превосходства; распространение порнографии; посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию людей; рекламу (недостоверную, неэтичную, скрытую); информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику людей.Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что пристрастием к виртуальному общению в социальных сетях уже охвачено более половины всех пользователей Интернета. В нашей стране этот показатель пока меньше мирового, но он стремительно растёт.Возникает достаточно сложная проблема: неумение людей разобраться в потоках информации, выявить информационные угрозы и защититься от них – всё это делает человека уязвимым для различного рода манипуляций его сознанием, способствует социальной и личностной дезадаптации, уходу в виртуальную действительность. Зачастую, как мы можем отметить, происходит подмена нравственных ценностей. Перед современным обществом встала задача, как и каким образом можно защитить граждан от негативного информационного влияния.И, конечно, подрастающее поколение, как наиболее уязвимое в силу своей психологической, социальной и физиологической незрелости нуждается в защите от информационного воздействия.Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников. Именно поэтому мы ученики МОУ ОШ № 122 в данных условиях не можем остаться в стороне, и понимаем необходимость решения новых задач, которые перед нами возникли: Поиск эффективных путей полноценного развития детей в современных условиях неограниченного доступа к информации (телевидение, Интернет и т.д.). Поиск путей формирования информационного иммунитета, который проявляется в невосприимчивости личности к негативным информационным воздействиям, в умении выявить, идентифицировать угрозы, содержащиеся в информации и защититься от них. Организация профилактики Интернет – зависимости и охрана психологического здоровья школьника. Просвещение родителей об опасности воздействия агрессивной информации на психику ребёнка, формирования Интернет - зависимости и т.д. Нашу творческую группу заинтересовал вопрос, какую роль социальные сети играют в жизни подростка. Мы решили разобраться в плюсах и минусах безопасного Интернет-общения.Цель проекта – сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.Задачи проекта:1. ознакомление обучающихся с нормативными правовыми актами РФ, регулирующими вопросы информационной безопасности;2. ознакомление обучающихся с целями и задачами информационной безопасности;3. информирование обучающихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной информацией, а также о негативных последствиях распространения этой информации;4. обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет.2 этап – исследование проблемы. АнкетированиеВ современном законодательстве, регулирующем основы безопасного Интернета и защиту ребенка в кибер-пространстве регулируют следующие нормативно-правовые акты:Федеральный закон №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». . Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищѐнности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию) и др. Гарантированную помощь в случае интернет-угрозы и интернет-насилия, можно получить по номеру всероссийского детского телефона доверия (8-800-2500015).Изучив литературу, проведя социологические опросы учащихся и их родителей, организовав исследования на предмет формирования Интернет-зависимости у подростков получили следующие результаты.На вопрос: «Что для Вас Интернет: общение в социальных сетях?» Подростки ответили, что, во-первых, это средство общения, во-вторых, это развлечение, а затем уже - средство просвещения, поиск информации (Приложение 1). Для большинства подростков социальная сеть – это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения.Большая часть подростков проводят много времени (в среднем 3 и более часов в день) в различных чатах и форумах, социальных сетях, что, по их мнению, расширяет их кругозор и мировоззрение (Приложение 2). По мнению подростков, социальные сети помогают заменить общение, которого не хватает в реальной жизни. 48% респондентов утверждают, что социальные сети делают общение более интересным и насыщенным (Приложение 3). Естественно, это не очень хорошо, но многим непросто общаться в реальности. Иногда бывает так, что тебя не понимают или чувствуешь себя одиноко, а в Интернете находишь людей, у которых с тобой одинаковые взгляды, интересы и жить становится легче! И, вообще, все современные подростки должны иметь свою страничку в какой-нибудь социальной сети. Это модно и престижно (только 4% от всех респондентов не пользуются социальной сетью) (Приложение 4). В среднем, каждый подросток в школе зарегистрирован в 2-ух и более социальных сетях. Активное пользование Интернетом, как средством общения, начинается с 11,5 лет. Рейтинг социальных сетей учеников МОУ ОШ № 122 (Приложение №5).В Контакте - 91% Mail.ru - 38% Одноклассники - 35 % Facebook – 33% Twitter - 25%. Есть и те, для кого Интернет – это незаменимый помощник для получения знаний. Одним нажатием клавиши, ты получаешь информацию, на поиски которой мог бы потратить «кучу» времени. А тут всё как на ладони: любая энциклопедия, справочник, редкая или дорогая книга, которую возможно ты никогда и не купил бы. Опасность, вред социальных сетей подростки видят в проявляющейся Интернет – зависимости, недостатке времени на живое общение, снижении успеваемости, нарушении зрения. Четвёртая часть опрошенных подростков не знает, в чем опасность, не видят вреда (Приложение 6). Влияет ли Интернет на здоровье подростка? Мнения респондентов разделились. Около 56% считают, что Интернет влияет на здоровье, а 42%, что нет, затрудняются ответить 2% опрошенных (Приложение 7).Интернет не ограждает подростков от негативной информации, которой 13% учащихся интересовалось. Среднестатистический портрет подростка – школьника, который посещает социальные сети, выглядит так: пользуется Интернетом с целью поднять себе настроение, просто успокоиться, избавиться от скуки. Проводит за компьютером 2 часа в день, а по выходным до 8 часов.Скрывает от родителей своё увлечение, содержание переписки, страничку в сети. Раздражения и усталости не чувствуют, если долго не посещает социальную сеть.Ощущение недостатка времени, желание «посидеть» подольше в сети 50% опрошенных ответило – не испытывает и 50% - испытывает (Приложение 8). Упрёки и запреты родителей на то количество времени, которое проводят подростки в сети большинство (75 %) слышат иногда.А 25% опрошенных подростков утверждают, что родители никогда не ограничивали и не контролировали их деятельность в Интернете (Приложение 9).Родители не видят большого вреда в постоянном общении своих детей в социальных сетях. Более 55% опрошенных родителей не интересуются, с кем общается их ребёнок, какую информацию он ищет в социальных сетях, объясняя свою позицию чувством доверия к выбору и поведению своего ребёнка (Приложение № 10).Как видим, сами родители плохо информированы об опасностях информационного воздействия на психологическое и физическое здоровье подростка, формирования Интернет-зависимости. Присутствие социальных сетей в жизни современного подростка неизменная, признанная реальность. Она имеет, как всё, что создано руками человека, свою положительную и отрицательную сторону. Новые технологии рождают и новые болезни. Интернет-зависимость одна из них. А человек, имеющий пагубную привычку, нарушения поведения не является психологически здоровым, а значит, и счастливым. Комплексное решение рассмотренных задач информационной безопасности со стороны семьи и школы позволяет значительно уменьшить риски причинения различного рода ущербов (морального, материального, здоровью и др.) ребенку. Поэтому, обеспечение информационной безопасности обучающихся стало одним из первоочередных направлений работы.3 этап – предложения (план) реализации проектаВ связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.Современный мир плотно насыщен разного рода технологиями, а так же новыми открытиями в различных сферах жизнедеятельности. Мы являемся непосредственными участниками всего, что нас окружает, и соответственно каким-либо образом взаимодействуем, как между собой, так и между предметами и процессами происходящими вокруг нас. Немалый вес имеет и информация, которая все больше и больше заполняет современный мир, а вместе с ним и общество. Мы ее получаем, накапливаем, обмениваемся ей, именно она источник наших знаний, на ее фоне формируются наше мнения на какие либо процессы или события, именно она является одним из важнейших компонентов формирующих современное общество.Понятие «информационная безопасность» сегодня трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле – это информационная безопасность человека, общества и государства. В узком смысле – это безопасность самой информации и каналов ее приема (передачи). В нашем же случае, мы больше будем ориентированы на рассмотрение вопросов связанных с обеспечением информационной безопасности личности.Личность, как ключевой элемент социума наиболее подвержена различным социальным опасностям, поэтому понимание безопасности в контексте соотношения интересов личности, общества и государства предполагает рассмотрение информационно-психологической безопасности как аспекта общей проблемы.Хотелось бы уделить большее внимание вопросам воспитания, как в школе, так и дома. В рамках проекта планируется провести следующие мероприятия:Анкетирование; Проведение круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет»; Проведение компьютерной игры для младших школьников; Проведение внеклассного мероприятия «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет»; Разработка страницы школьного интернет-сайта «Дети в Интернете» vlg.dnevnik.ru/oschool122. 4 этап – реализация проектаАнкетирование. Для изучения проблемы безопасности в сети Интернет и отношения к ней подростков была разработана анкета, позволяющая проанализировать современную ситуацию в школьной среде. Анкетирование проводилось в форме анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде (Приложение 1).Проведение круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет» Работе круглого стола предшествовала предварительная подготовка обучающихся по предложенной тематике. Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования обучающихся.Вопросы для обсуждения: 1. Для чего нужен Интернет?2. Какие существуют риски при пользовании интернетом, и как их можно снизить?3. Какие виды мошенничества существуют в сети Интернет?4. Как защититься от мошенничества в сети Интернет?5. Что такое безопасный чат?6. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?7. Как вы можете обезопасить себя при пользовании службами мгновенных сообщений?При подведении итогов круглого стола обучающимся были предложены правила поведения в сети Интернет (Приложение 3).Проведение компьютерной игры для младших школьников. В рамках классного часа или урока информатики (окружающего мира) с обучающимся 2-4 классов проведена компьютерная игра о правилах поведения в сети Интернет «Прогулка через ИнтерНетЛес» (), где в игровой форме показано какие опасности могут встречаться при работе в сети Интернет, рассказано о сетевом взаимодействии и об этикете, а также о защите прав детей.Проведение внеклассного мероприятия «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет». Сказку подготовили силами обучающихся 5-6, 9 классов и представили ее обучающимся начальной школы.При разработке сценария внеклассного мероприятия «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет» значимую роль играет сами ведущие, так как именно от них зависит своевременность и актуальность представленного материала. Обсуждение сказки позволило младшим школьникам определить собственную позицию организации работы в сети Интернет. По окончании внеклассного мероприятия обучающимся раздавались памятки с семью золотыми правилами работы в сети Интернет (Приложение 4).В некотором царстве, Интернет - государстве жил-был Смайл-царевич-Тьютор-Королевич, который правил славным городом СоцОБРАЗом. И была у него невеста – прекрасная Смайл-царевна-Он-лайн-Королевна, день и ночь проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал её царевич об опасностях, подстерегающих в сети, но не слушалась его невеста.Не покладая рук трудился Смайл-царевич, возводя город СоцОБРАЗ, заботился об охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности жизнедеятельности в Интернет-государстве. И не заметил он, как Интернет-паутина всё-таки затянула Смайл-царевну в свои коварные сети. Погоревал – да делать нечего: надо спасать невесту.Собрал он рать королевскую-СоцОбразову – дружину дистанционную и организовал "Регату" премудрую. Стали думать головы мудрые, как вызволить царевну из плена виртуального. И придумали они «Семь золотых правил безопасного поведения в Интернет», сложили их в котомку Смайл-царевичу, и отправился он невесту искать.Вышел на поисковую строку, кликнул по ссылкам поганым, а они тут как тут: порно-сообщества Змея-искусителя-Горыныча, стрелялки-убивалки Соловья-разбойника, товары заморские купцов шоповских, сети знакомств-зазывалок русалочьих… Как же найти-отыскать Смайл-царевну?Крепко задумался Тьютор-королевич, надел щит антивирусный, взял в руки меч-кладенец кодовый, сел на коня богатырского и ступил в трясину непролазную. Долго бродил он, отбиваясь от реклам шоповских зазывающих и спамов завлекающих. И остановился на распутье игрища молодецкого трёхуровнего, стал читать надпись на камне, мохом заросшим: на первый уровень попадёшь – времени счёт потеряешь, до второго уровня доберёшься – от родных-близких отвернёшься, а на третий пойдёшь - имя своё забудешь.И понял Смайл-царевич, что здесь надо искать невесту. Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код игрища страшного! Выскользнула из сетей разомкнувшихся Смайл-царевна, осенила себя паролем честным и бросилась в обьятия своего суженого. Обнял он свою невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами поучительными: «Вот тебе оберег от козней виртуальных, свято соблюдай наказы безопасные!» (Приложение 14).Разработка страницы школьного интернет-сайта «Дети в Интернете» vlg.dnevnik.ru/oschool122. Размещение официальных документов, разъяснения проблемных ситуаций, законодательная база, телефоны доверия правозащитных организаций в регионах России, и многое другое вы найдёте на этой странице.ЗаключениеПроблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование. Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу. В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей.Реализация проекта с обучающимися велась в зависимости от возрастных особенностей: начальное звено(2-4 класс), среднее (5-9 класс).На каждом этапе применялись специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями. Формирование навыков информационной безопасности и культуры осуществляется не только на уроках информатики, но и на других предметах (например, обществознания и т.д.), а также и во внеурочной деятельности.В рамках проекта проведены следующие мероприятия:Анкетирование; Проведение круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет»; Проведение компьютерной игры для младших школьников; Проведение внеклассного мероприятия «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет»; Разработка страницы школьного интернет-сайта «Дети в Интернете» vlg.dnevnik.ru/oschool122. Итак, на сегодняшний день, вопрос об обеспечении информационной безопасности стоит наиболее остро. Ни для кого не секрет, что информация, сегодня, имеет куда больший вес, чем в прежние времена, и от того какую информацию мы выбираем для себя истинной напрямую зависит уровень информационной безопасности и безопасности личности в целом. Подростки менее защищены в данном плане, именно поэтому тема обеспечения информационной личности подростка востребована реальностью. Только грамотная и слаженная работа всех социальных институтов способна воспитать личность безопасного типа. Список использованной литературы:Беки Уорли. Интернет: реальные и мнимые угрозы/ Пер. с англ. — М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. — 320 с. Бочаров М.И. Комплексное обеспечение информационной безопасности школьников // Применение новых информационных технологий в образовании - С17-20-, 2009 Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной сфере: «за» и «против». — М.: АРКТИ, 2006. — 192 с. Галатенко В.А. Основы информационной безопасности. [Текст] 4-е изд. учеб.пособие, ВУЗ // — М: Издательство Бином. Лаборатория знаний, Интуит, 2008—205 с. Зеркина Е.В. Совместная работа учителя и родителей по преодолению негативного воздействия ИКТ – среды. Кимберли Янг. Тест на Интернет-зависимость / Перевод теста, выполненный и адаптированный В.А.Буровой / Клиника СПО Центр — М: 2009 [Электронный ресурс]. — URL: Компьютер детям... не игрушка / Е.Н. Володько, А.Э. Плетнев, А.Г.Сугакевич. – Минск: Белорус. ассоц. «Конкурс», 2011. – 96 с. Ленков С.В., Перегудов Д.А, Хорошко В.А. Методы и средства защиты информации. В 2 томах. Том 1. Несанкционированное получение информации [Текст] // — М: Издательство: Арий, 2008 г. 464 с. Методические рекомендации: Методика организации недели «Безопасность Интернет» /Авторы составители: Селиванова О.В., Иванова И. Ю., Примакова Е. А., Кривопалова И.В. - Тамбов, ИПКРО 2012. Прохода А. Н. Обеспечение Интернет-безопасности. Практикум: Учебное пособие для вузов. [Текст] // — М.: Горячая линия — Телеком, 2007. — 180 с. Реальная виртуальность / А.Э. Плетнев, А.Г.Сугакевич. – Минск: Белорус. ассоц. «Конкурс», 2012. – 64 с. Федосов А.Ю. Система воспитательной работы в едином информационном пространстве сельской школы. // Педагогическая информатика – 2006 - №4 – С 82-88 . «Безопасность»: «Безопасный Интернет»: «Школьный сектор. Права и дети в Интернете»: schoolsectorp.wordpress.com Барбара Гутман, Роберт Бэгвилл. Политика безопасности при работе в Интернете — техническое руководство. CITForum 2009 Безопасность детей в Интернете. Nachalka.com 2008 http://www.nachalka.com/bezopasnost Безопасность дома Евтеев Л. Безопасность ребенка в Интернете. Инновационная образовательная сеть «Эврика» — Пермь, 2009. —2.htm Интернет-СМИ «Ваш личный Интернет» Основы безопасности детей и молодежи в Интернете — интерактивный курс по Интернет-безопасности. Владельцами авторских прав на сайт являются проект Финский день информационной безопасности и WSOYpro