Публикации Программа летнего загородного отдыха для воспитанников детского дома

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа летнего загородного отдыха для воспитанников детского дома
Автор: Ивлева Мария Ильинична

Муниципальное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Детский дом Радуга
(ДЕТСКИЙ ДОМ РАДУГА)
ПРОГРАММА
СОЗВЕЗДИЕ РАДУГА
загородного летнего оздоровительного лагеря для воспитанников ДЕТСКОГО ДОМА РАДУГА
Автор – составитель: Ивлева Мария Ильинична, заместитель директора по учебной (учебно-воспитательной) работе
В основу программы Созвездие Радуга легли идеи общекультурного, физического и личностно-ориентированного развития воспитанников, развития их творческих и организаторских способностей, лидерских качеств личности и навыков трудолюбия.
Разработка данной программы организации отдыха и оздоровления воспитанников в летний сезон была обусловлена:
совершенствованием организации отдыха и оздоровления воспитанников в условиях структурного подразделения;
необходимостью системного подхода в планировании воспитательных мероприятий с целью поддержки личностной и творческой самореализации воспитанников, развитии деятельности в системе сверстник – сверстнику;
удовлетворением потребности воспитанников в безопасном и качественном летнем отдыхе и оздоровлении.
В деятельность по программе Созвездие Радуга включены здоровьесберегающие, личностно-ориентированные технологии, программа работы самоуправления воспитанников, программа Службы примирения и программа патриотического воспитания, реализующиеся в интерактивной форме, что обуславливает ее актуальность и значимость.
Программа Созвездие Радуга универсальна, так как может использоваться для работы с воспитанниками разных возрастных категорий, составлена с учетом психологических и физиологических особенностей воспитанников в трудной жизненной ситуации. Реализация программы Созвездие Радуга осуществляется в рамках 3-х лагерных смен, продолжительность которых не более 21 календарного дня.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Основное содержание и организационно-методические основы программы отдыха и оздоровления воспитанников
Созвездие Радуга
Паспорт программы
Актуальность и механизм реализации программы
Педагогические технологии, формы и методы работы по программе
Механизм оценивания результатов по программе
Работа Службы примирения в рамках
программы отдыха и оздоровления воспитанников Созвездие Радуга
Список используемой литературы
стр.3
стр.7
стр.9
стр.11
стр.15
стр.17
РАЗДЕЛ 2. Программа смен отдыха и оздоровления воспитанников Созвездие Радуга
Пояснительная записка
Тематическое планирование лагерных смен
Приложение
Планы – сетки лагерных смен
стр.19
стр.24
стр.27
Паспорт программы отдыха и оздоровления воспитанников
Таблица 1
Наименование программы
Программа отдыха и оздоровления воспитанников Созвездие Радуга
Основание для разработки программы
Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ Об основах гарантий прав ребенка в РФ
Федеральный закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации
Приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №656 Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления
СанПиН 2.4.4.3155-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей
Устав ДЕТСКОГО ДОМА РАДУГА, утвержденный Приказом УО КГО от 29.12.2015г. №1379
Положение о загородном оздоровительном лагере Радуга, утвержденное Приказом по детскому дому от 05.09.2017г. №12
Организация – исполнитель программы
Муниципальное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом Радуга
(ДЕТСКИЙ ДОМ РАДУГА)
Автор – составитель программы
Ивлева Мария Ильинична, заместитель директора по учебной (учебно-воспитательной) работе
Срок реализации
01.07.2019г. – 22.08.2019г.
Количество воспитанников
46 человек
Цель программы
Обеспечение условий для интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления воспитанников в условиях загородного оздоровительного лагеря
Задачи программы
Организовывать интересный полноценный отдых воспитанников
Создавать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого воспитанника
Организовывать совместную деятельность воспитанников и взрослых
Формировать у воспитанников самостоятельность и ответственность за свою жизнедеятельность
Сохранять и укреплять здоровье воспитанников, формировать мотивацию на ведение ЗОЖ
Расширять познавательный кругозор воспитанников с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития
Развивать лидерские и организаторские способности воспитанников через коллективно-творческие дела смены и систему детского самоуправления
Формировать у воспитанников мотивацию к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни
Обеспечивать формирование бесконфликтной среды среди воспитанников, ситуации сотрудничества и взаимопомощи
Обеспечивать методическую и практическую помощь педагогам в организации и проведении летнего отдыха и оздоровления воспитанников
Ожидаемые результаты реализации программы
Создание условий участия каждого воспитанника и педагога в деятельности коллектива единомышленников – путешественников по планетам, объединенным в созвездие, обеспечит формирование качеств сопричастности и сопереживания, качеств толерантной личности
Создание условий успешности воспитанников в различных мероприятиях обеспечит развитие социальной активности, повышение уверенности в своих возможностях
Создание условий сопровождения (сбалансированное питание, медицинское сопровождение, спортивные мероприятия и подвижные игры, оказание психолого-педагогической помощи) обеспечит укрепление физического и психологического здоровья воспитанников
Создание условий разнонаправленной деятельности обеспечит повышение знаний об истории и природе родного края, о детской литературе и музыке, о необходимости и возможностях использования различных материалов
Создание условий психологической комфортности в едином воспитательном процессе обеспечит укрепление социальных связей между разновозрастными группами воспитанниками, в системе педагог-воспитанник
Актуальность и механизм реализации программы отдыха и оздоровления воспитанников Созвездие Радуга
Лагерь размещается на базе структурного подразделения детского дома - загородного оздоровительного лагеря Радуга. В основу программы отдыха и оздоровления воспитанников Созвездие Радуга положены здоровьесберегающие, личностно-ориентированные технологии, программа работы самоуправления воспитанников, программа Службы примирения, реализуемые в интерактивной форме.
Программа может использоваться для организации отдыха и оздоровления воспитанников разных возрастных групп, с учетом индивидуальных психологических и физиологических особенностей воспитанников.
Программа отдыха и оздоровления воспитанников Созвездие Радуга ориентирована на создание социально значимой развивающей среды. Основная миссия программы – предоставление возможностей для раскрытия творческих способностей воспитанников, создание условий для самореализации потенциала воспитанников в результате общественно полезной деятельности, включая взаимодействие в системе сверстник – сверстнику.
Содержание программы отдыха и оздоровления воспитанников Созвездие Радуга представлено тремя последовательными и взаимосвязанными лагерными сменами.
Программа отдыха и оздоровления воспитанников Созвездие Радуга представлена семью направлениями организации отдыха и оздоровления воспитанников. Данные радужные направления представлены соответствующим содержанием работы в течение дня, имеют символическое обозначение планеты в планах-сетках лагерных смен:
1 – деятельность, направленная на формирование у воспитанников чувства доброты, сочувствия, сострадания (символическое обозначение планета добра);
2 – деятельность, направленная на сплочение коллектива воспитанников и взрослых, на развитие дружеского отношения друг к другу (символическое обозначение планета дружбы);
3 – юмористическое, развлекательное направление (символическое обозначение планета задора, юмора и смеха);
4 – экологическое направление (символическое обозначение планета экологической безопасности);
5 – творческое направление (символическое обозначение планета творчества);
6 – спортивно-оздоровительное направление (символическое обозначение планета спорта и здоровья);
7 – театрально – музыкальное направление (символическое обозначение планета театра и музыки).
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу программы отдыха и оздоровления закладывается основная идея, согласно которой воспитанники и педагоги, становятся участниками совместного путешествия по тематическим планетам, на каждой из которых проходят тематические мероприятия, акции дня, действуют свои законы и правила.
Этапы реализации программы отдыха и оздоровления воспитанников
1.Подготовительный (июнь):
- подготовка методических материалов
- оснащение материально-технической базы;
- комплектование отрядов
- составление режима работы лагеря, правил внутреннего распорядка и поведения воспитанников
- оформление тематических уголков.
2. Основной (01 июля – 22 августа):
- 1-ая лагерная смена (01-21 июля, 21 календарный день),
- 2-ая лагерная смена (22 июля - 11 августа, 21 календарный день)
- 3-ая лагерная смена (12-21 августа, 10 календарных дней)
Каждая лагерная смена представлена планом-сеткой общелагерных мероприятий, планом-сеткой отрядной работы, планом-сеткой кружковой работы с воспитанниками, планом-сеткой вожатской практики и детского самоуправления.
3. Заключительный (24 – 27 августа):
- сбор отчетного материала и учетной документации;
- анализ реализации программы, выработка рекомендаций.
Педагогические принципы реализации
программы отдыха и оздоровления воспитанников
Личностный подход в воспитании:
- признание личности воспитанника высшей социальной ценностью;- добровольность включения воспитанников в ту или иную деятельность;
Природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
Гуманизация межличностных отношений:
- уважительные отношения между взрослыми и воспитанниками;
- уважение и терпимость к мнению воспитанников;
- самоуправление и вожатская практика в сфере досуга воспитанников;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализации;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
Дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями воспитанников;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня и смены;- активное участие воспитанников во всех видах деятельности.
Средовой подход к воспитанию:
- педагогическая целесообразность организации летнего оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.
Педагогические технологии, формы и методы
работы по программе отдыха и оздоровления воспитанников
Ведущая технология в программе–личностно-ориентированная игровая.
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие).
Эти технологии обеспечивают достижение поставленных задач и методических целей.
Игровая технология раскрывает творческий потенциал воспитанника, развивает интеллектуальные, творческие и физические способности, формирует навыки позитивного общения со сверстниками, мотивирует воспитанников на сознательный выбор активного и здорового образа жизни.
Используемые в программе интерактивные формы и методы позволяют в реальных жизненных ситуациях формировать арсенал навыков и умений у воспитанников, помогают им социализироваться.
Общий сбор, тематические круглые столы – это формы коллективной выработки решений или передачи информации, основанные на непосредственно полученных от участников групповой работы данных.
Цель: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного опыта.
Ситуационно-ролевые и деловые игры – формы, позволяющие моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные жизненные ситуации, ситуации межличностного и группового общения.
Включены в воспитательную деятельность при реализации программы отдыха и оздоровления воспитанников следующие методы:
- тематические акции;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психотехнические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- занятия в мастерских, студиях, секциях;
- концерты, фестивали и др.
Реализация программы отдыха и оздоровления воспитанников предполагает наличие различной деятельности коллектива воспитанников и педагогов:
- коммуникативно-игровая деятельность, направленная на самостоятельное формирование воспитанниками и решение коммуникативных задач, на развитие социально значимых качеств личности и гражданского самосознания, на формирование бесконфликтной культуры общения и толерантного поведения;
- прикладная творческая деятельность, осуществляемая в рамках кружковой работы, в отрядной работе и через самоуправление воспитанников, и направленная на реализацию задач экологического, художественно-эстетического, гражданского, личностно-творческого воспитания;
- трудовая деятельность через включение воспитанников в процесс общественно значимого труда, формирование культуры поведения в окружающей среде, формирование навыков санитарно-гигиенического самообслуживания;
- здоровьесберегающая деятельность, мотивирующая воспитанников на ведение здорового образа жизни, направленная на укрепление физического и психологического здоровья, обеспечивающая сохранение и укрепление соматического здоровья.
Механизм оценивания реализации
программы отдыха и оздоровления воспитанников
Созвездие Радуга
Чтобы оценить эффективность реализации программы проводится мониторинг, промежуточное анкетирование воспитанников.
Обратная связь реализуется через мониторинговые карты, которые ежедневно заполняются отрядами. Мониторинг-карты позволяют организаторам отдыха и оздоровления отслеживать позитивное и негативное в течение дня, своевременно вносить коррективы во взаимодействие педагогов с воспитанниками.
Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет оценить эмоциональный фон в течение лагерной смены и осуществлять индивидуальную работу с воспитанниками.
В условиях загородного оздоровительного лагеря с целью создания базы доверия, оказания при необходимости психолого-педагогической поддержки действует почта доверия. Информация от воспитанников также может служить как отзыв о проведенных мероприятиях, о жизнедеятельности лагеря.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности каждого воспитанника и его вклад в дело лагерного сообщества. Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 стикеров - символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный – лидер-организатор,
синий – лидер-вдохновитель
зелёный – активный участник
желтый – исполнитель.
Участникам, набравшим 80% и более по каждому цвету стикеров, присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены данные воспитанники поощряются грамотами, благодарностями, призами.
В рамках реализации программы отдыха и оздоровления воспитанников Созвездие Радуга приоритетным является осуществление личностно-ориентированного подхода, построения в ходе педагогического процесса субъект - субъектного взаимодействия, обеспечение личностного роста каждого воспитанника.
С целью изучения динамики развития личностных качеств каждого воспитанника педагог-психолог предлагает воспитателям оформить карты личностного роста воспитанника, позволяющие отслеживать в течение всего летнего сезона развитие психологических свойств воспитанника (черты характера, поведение, мотивы, интересы и склонности, ценностные ориентации, творческую активность, личностную успешность). Заполнение карт личностного роста происходит по результатам педагогического наблюдения, опросов, анкетирования, социометрического среза. Карты личностного роста воспитанников заполняются в последние дни смены, анализируются педагогом-психологом по итогам лагерных смен.
План-график оценивания реализации программы отдыха и оздоровления воспитанников Созвездие Радуга
Таблица 2
№ п/п
Способ
Срок проведения
Ответственные
1.
Анкетирование воспитанников в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере
2-3 день лагерной смены
Педагог-психолог
2.
Ежедневное отслеживание настроения и эмоционального благополучия воспитанников, удовлетворенности проведенными мероприятиями посредством мониторинг – карт, экрана настроения
В течение всего периода отдыха и оздоровления
Отрядные воспитатели
3.
Анкетирование воспитанников в конце каждой лагерной смены
Последний день каждой смены
Педагог-психолог
4.
Анализ карт личностного роста воспитанников
По окончанию каждой лагерной смены
Педагог-психолог
5.
Мониторинг социально-психологического состояния воспитанников через анализ действия почты доверия
В течение смены
Педагог-психолог
Для оценки эффективности реализации программы отдыха и оздоровления воспитанников Созвездие Радуга определена следующая система целевых индикаторов и показателей.
Система целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программы отдыха и оздоровления воспитанников
Таблица 3

Наименование показателя и индикатора
Начало смены
Основной этап
Окончание смены
1
Сформированность детского сообщества
Уровень межличностных отношений
2
Личностный рост участников смены
Мотивация на жизнедеятельность в лагере
Творческая самореализация
3
Организация досуга
Общее количество мероприятий, из них:
- познавательных
- спортивных
- экологических
- художественные
4
Количество участников мероприятий
Из них имеющих высокий рейтинг личностного роста
Работа Службы примирения в рамках
программы отдыха и оздоровления воспитанников
Созвездие Радуга
Жизнь в условиях загородной летней смены– это сложный процесс, включающий в себя не только коммуникативные процессы, но и совершенно разные уровни взаимодействия в системах воспитанник – воспитанник, воспитанник – педагог. Служба примирения создает основу для формирования безопасного пространства и способствует формированию коммуникативных умений и навыков воспитанников в рамках программы отдыха и оздоровления воспитанников Созвездие Радуга.
Цель: создание условий успешной социализации воспитанников, снижение количества конфликтных ситуаций через внедрение модели реализации восстановительных технологий.
Задачи:
обучить воспитанников и других участников образовательных отношений методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
оздоровить психологическую обстановку в ЗОЛ Радуга;
оказать помощь в решении конфликтных ситуаций участникам воспитательного процесса через реализацию восстановительных программ.
План работы Службы примирения
№ п/п
Наименование мероприятия
Сроки реализации
1
Заседание членов Службы примирения
Еженедельно
2
Проведение примирительных встреч
По необходимости
3
Интерактивное мероприятие
Эти вредные конфликты
07 июля
4
Интерактивное мероприятие
Эти вредные конфликты
20 июля
5
Тренинговое занятие
Разные чувства
27 июля
6
Агитационная акция
Позитивное общение
31 июля
7
Оформление выставки коллажей
Есть друзья, а для них у друзей нет выходных!
02 – 05 августа
8
Квест игра
Комната загадок
10 августа
9
Акция дня
Раскрась жизнь яркими красками!
20 августа
Список используемой литературы
Алиева, Л. В. Летний детский лагерь - уникальное пространство оздоровления и воспитания ребенка / Л. В. Алиева. - (Творческое лето) // Дети, техника, творчество. - 2011. - N 3 (67). - С. 44-45.
Байбородова В.В., М.И. Рожкова Воспитательная работа в детском загородном лагере. Ярославль. Академия развития, 2003 год.
Балашова, Т.Д. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря [Текст]/Т.Д. Балашова.–М: МГПО, 2000.- 112 с.
Безруких М.М., Т.А. Филиппова, А.Г.Макеева Две недели в лагере здоровья Пресс, 2003 год.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Григоренко, Ю.Н., Кострецова, У.Ю. Кипарис. Учебное пособие по организации детского досугав лагере и школе [Текст]: для учителей, воспитателей и педагогов - организаторов внеклассной работы / Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова.- М: Педагогическое общество России, 2004. - 224 с.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Елжова Н.В. Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах [Текст] /Н.В. Елжова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с.
Коган, М.С. С игрой круглый год [Текст ]: для воспитателей, классных руководителей, вожатых, социальных педагогов и педагогов дополнительного образования/ М. С. Коган. - Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2008. – 152 с.
Копилка вожатого: проблемы эффективного взаимодействия с детьми/авт.-сост. А.П.Красичкова, Д.Н.Зимин. – Волгоград: Учитель, 2007.
Кувватов, С.А. Активный отдых на свежем воздухе [Текст]/ С.А. Кувватов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 311 с.
Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства/ авт.-сост. А.А.Маслов. –Волгоград: Учитель, 2007.
Слуцкая, Н.Б. Нескучные каникулы [Текст]: методические рекомендации, сценарии, игры для педагогов-организаторов и воспитателей. / Н.Б. Слуцкая . - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 352 с.
Соколова, Л.А. Необыкновенные праздники дома, в школе и во дворе для детей от 2 до 14 лет [Текст]/ Л.А. Соколова. – Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2007.- 165 с.
Сысоева М.Н.. Организация летнего отдыха детей. Москва 2003год;
Титов, С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере [Текст]/ С.В.Титов. - Волгоград: Учитель, 2004. - 132 с.
РАЗДЕЛ 2. Программа смен отдыха и оздоровления воспитанников Созвездие Радуга
Пояснительная записка
Летний лагерь – это актуальное пространство для творческого развития, обогащения духовного мира и развития мотивации на ведение здорового образа жизни у воспитанника, что создает условия для его социализации с учетом реалий социума.
Как показала практика, основное содержание работы летних лагерей составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения воспитанников со взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к творческим успехам.
Лето для воспитанников детского дома – это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и новых открытий, время познания новых людей, а главное - самого себя. Именно на это и направлена реализация программы отдыха и оздоровления воспитанников Созвездие Радуга в условиях загородного оздоровительного лагеря.
Структура программы отдыха и оздоровления воспитанников Созвездие Радуга представлена 3-мя лагерными сменами.
Цель программы отдыха и оздоровления воспитанников:
- обеспечение условий для интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления воспитанников в условиях загородного оздоровительного лагеря.
Задачи программы отдыха и оздоровления воспитанников:
- организовывать интересный полноценный отдых воспитанников;
- создавать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого воспитанника;
- организовывать совместную деятельность воспитанников и взрослых;
- формировать у воспитанников самостоятельность и ответственность за свою жизнедеятельность;
- сохранять и укреплять здоровье воспитанников, формировать мотивацию на ведение ЗОЖ;
- расширять познавательный кругозор воспитанников с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- развивать лидерские и организаторские способности воспитанников через коллективно-творческие дела смены и систему детского самоуправления;
- формировать у воспитанников мотивацию к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;
- обеспечивать формирование бесконфликтной среды среди воспитанников, ситуации сотрудничества и взаимопомощи;
- патриотическое воспитание, саморазвитие воспитанников через мероприятия в рамках празднования 300-летия Кузбасса, 85-летия города Киселевска.
Программа отдыха и оздоровления воспитанников Созвездие Радуга представлена следующими направлениями:
Деятельность, направленная на развитие качеств доброта и отзывчивость (ПЛАНЕТА ДОБРА)
Задачи:
формировать у воспитанников этические представления, знания о категориях добра и зла;
способствовать развитию кругозора воспитанников, умению мыслить и рассуждать;
развивать у воспитанников эстетические и духовно – нравственные способности;
воспитывать чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.
Основные формы организации:
Тематические мастерские
Игры-путешествия
Развлекательные программы
Конкурсные мероприятия
Деятельность, направленная на сплочение коллектива воспитанников, на развитие качеств толерантной личности (ПЛАНЕТА ДРУЖБЫ)
Задачи:
способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми;
формирование умения аргументировать свою точку зрения;
развивать нравственные качества воспитанников: умения дружить, беречь дружбу.
Основные формы организации:
Игровые программы
Веревочный курс
Тематические конкурсы
Праздник дружбы
Эмоционально – развивающая деятельность (ПЛАНЕТА ЗАДОРА, ЮМОРА И СМЕХА)
Задачи:
развивать у воспитанников личностно-эмоциональные качества, находчивость, игровое внимание;
развивать творческие способности;
способствовать воспитанию чувства товарищеской взаимопомощи и взаимовыручки;
дать навыки работы в группе.
Основные формы организации:
КВН
Праздничные программы
Тематические конкурсы
Комические программы
Физкультурно-оздоровительная работа (ПЛАНЕТА СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ)
Задачи:
вовлечь воспитанников в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
расширить знания воспитанников об охране здоровья;
мотивировать воспитанников на ведение здорового образа жизни.
Основные формы организации:
Утренняя зарядка
Спортивные и подвижные игры
Элементы видов спорта
Оздоровительные процедуры
Тематические праздничные программы
Конкурсные мероприятия
Художественно-творческая деятельность (ПЛАНЕТА ТВОРЧЕСТВА)
Задачи:
развивать творческие способности воспитанников, умение работать командой;
развивать составляющие личностного успеха воспитанников.Основные формы организации:
Изобразительная деятельность
Конкурсные программы
Творческие конкурсы, выставки работ из природного материала.
Игровые творческие программы, концерты
Экологическая деятельность (ПЛАНЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)
Задачи:
способствовать экологическому воспитанию воспитанников;
пробуждать в воспитанниках чувства прекрасного;
прививать чувство ответственности.
Основные формы организации:
тематические конкурсы;
экскурсии;
викторины;
концертные программы.
Музыкально-сценическая деятельность (ПЛАНЕТА ТЕАТРА И МУЗЫКИ)
Задачи:
развивать творческие способности воспитанников;
создать условия для воспитания и реализации интеллектуально-творческого потенциала воспитанников путем включения их в групповую деятельность;
реализовать возможности искусства в оптимизации взаимоотношений.
Основные формы организации:
творческие галереи;
тематические конкурсы;
тематические концертные программы;
вечера творчества.
Тематическое планирование смен программы
Основные режимные моменты и их цели
Таблица 4
Режимные моменты
Основная цель
Ответственный
Подъем
8.30
Привитие санитарно-гигиенических навыков, настрой на начало лагерного дня
Младшие воспитатели
Утренняя зарядка Бодрячок
Прием оздоровительных, закаливающих процедур
8.35 – 8.50
Поддержка оптимального физического и соматического состояния воспитанников, нормализация здоровья, приобретение бодрости.
Дежурный администратор
Утренняя гигиена, водные процедуры
8.50 – 9.20
Привитие гигиенических навыков, самообслуживания
Воспитатели отрядов
Линейка
9.20 – 9.30
Настрой на рабочий день, ознакомление воспитанников с основными мероприятиями дня
Дежурный воспитатель по лагерю
Завтрак
9.30 – 10.00
Насыщение организма для последующей плодотворной работы, организация здорового питания
Воспитатели отрядов
Трудовой десант Чистюля
10.00 – 11.00
Трудовое воспитание
Дежурный воспитатель по лагерю
Работа кружков
11.00 – 13.00
Расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников
Библиотекарь, педагоги
Отрядное время
13.00 – 13.30
Проведение мероприятий согласно плана работы отряда
Воспитатели отрядов
Обед
13.30 – 14.00
Организация сбалансированного питания
Дневной отдых
14.00 – 16.00
Отдых воспитанников
Полдник
16.00 – 16.20
Организация правильного питания, привитие навыков самообслуживания
Отрядное время – подготовка к КТД
16.20 – 17.00
Организация правильного питания, привитие навыков самообслуживания
Воспитатели отрядов, педагог-организатор, музыкальный руководитель, вожатский отряд
Спортивный час, подвижные игры на территории
Прием оздоровительных, воздушных процедур
17.00 – 18.00
Формирование мотивации на ведение ЗОЖ, укрепление соматического и физического здоровья
Инструктор по физической культуре
педагог-организатор
Общелагерное КТД
18.00 – 19.00
Развитие творческих возможностей воспитанников, доброжелательной атмосферы в детском сообществе, чувств, взаимоуважения, доверия, терпимости, товарищества, взаимовыручки, радости за успех всех участников
Педагог-организатор, музыкальный руководитель, воспитатели
1-ый ужин
19.00 – 19.30
Насыщение организма для последующей плодотворной работы
Воспитатели отрядов
Игротека
Прием воздушных процедур
19.30 – 20.00
Развитие коммуникативных, познавательных, творческих способностей, умения воспитанников действовать в коллективе
Воспитатели отрядов, дежурный воспитатель по лагерю,
Вожатые
Вечерний отрядный сбор – завершение дня
20.00 – 20.20
Подведение итогов дня
Вожатые, воспитатели отрядов, дежурный воспитатель по лагерю
2-ой ужин
20.30 – 20.40
Организация правильного питания
Воспитатели отрядов
Передача воспитанников
20.40 – 20.55
Передача смен между работниками детского дома
Воспитатели и младшие воспитатели
Вечерний кинозал
Дискотека
20.40 – 21.40
Получение новых знаний, расширение кругозора, создание условий для взаимодействия и общения
Младшие воспитатели
Вечерняя гигиена, водные процедуры
21.40-21.55
Привитие санитарно-гигиенических норм
Отбой
22.00
Создание условий для спокойного сна после трудового дня в лагере
1