Публикации
Консультация для родителей "Взялся - ходи!"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей "Взялся - ходи!"
Автор: Герц Елена Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей "Взялся - ходи!"
Автор: Герц Елена Геннадьевна
Консультации для родителей Взялся – ходи!Если ребёнок плохо запоминает стишки, невнимателен, не умеет сосредотачиваться и ясно излагать свои мысли, справиться с этими сложностями вам помогут… шахматы. Выдающийся шахматист Хосе Рауль Капабланка как-то сказал: «Шахматы для ум-ственной работы значат то же, что и спорт для физического совершенствования человече-ской натуры». Шахматы как игра в основном сложились около VI в. н. э. в Индии и Арабском Халифате и до сей поры остаются одной из лучших интеллектуальных игр. Решая шахматные задачки, ваш ребёнок учится думать и сравнивать, мыслить более стратегически (то есть предвидеть результаты своих поступков), становится более внимательным. Желание победить вырабатывает у него волю и собранность, плюс развивается не менее важный навык — умение достойно проигрывать, не унывать при неудаче. Ну а «главный приз» достаётся гиперактивным детям — играя в шахматы, они становятся намного спокойнее и уравновешеннее. Когда начинать? С какого возраста рекомендуется начинать обучение? На этот счёт нет строгих рекомендаций, но все выдающиеся шахматисты начинали рано. Хосе Рауль Капабланка научился играть в пять лет, наблюдая за отцом. Роберт Фишер своим выдающимся мастерством обязан старшей сестре, которая сама обучила шестилетнего брата премудростям шахматной игры. Гарри Каспаров начал в пять, а в десять уже вошёл в сборную Азербайджана. Отец Анатолия Карпова открыл сыну шахматный мир, когда тому исполнилось пять лет. Судя по всему, для первого знакомства с шахматами наиболее оптимален пяти-шестилетний возраст. У ребёнка уже сформированы основные психологические функции и важные жизненные навыки, он научился оценивать окружающий мир, стал более самостоятельным, делает первые попытки анализа. Если начать обучение шахматам в этом возрасте, то малыш, возможно, и не станет чемпионом, но вырастет здравомыслящим человеком. В последнее время шахматная школа значительно помолодела, и сейчас родители начинают обучать детей с трёх лет. С семи-восьми лет юные шахматисты уже участвуют в турнирах. Правда, преподаватели стараются превратить подобные соревнования скорее в праздник, не акцентируя внимание на спортивной конкуренции. Мы, взрослые, отлично понимаем, как много даёт умение играть в шахматы. Но объяснить это ребёнку невозможно, он не поймёт. Малыша нужно, прежде всего увлечь. Впрочем, если у родителей нет времени этим заниматься или недостаточно таланта, лучше отдать ребёнка в шахматную студию. Обучаясь игре в коллективе, он учится жить в социуме, подчиняясь его законам. Если нет возможности водить ребёнка в шахматную студию, то придётся обучать его самостоятельно. Вам придётся запастись огромным терпением, но вы наверняка полюбите этот интересный и творческий процесс. Особенно если вы сами не знакомы с этой игрой. В таком случае вы с ребёнком — соперники одного уровня, но руководить процессом придётся вам. Позаимствуйте методики в книгах лучших инструкторов. Автор Наталья Петрушина более двадцати лет преподаёт шахматы детям. Особенно им нравятся персонажи её сказок: Белочка, Лисичка и Сорока, которые знакомят детей с шахматной страной, полной волшебных превращений и неожиданных открытий. Успехом пользуются методики Игоря Сухина и Натальи Костенюк. Игорь популяризирует свои методы через Интернет, и у него есть книги по обучению даже двухлетних крох. Основная идея заключается в том, что малышу лучше начинать обучение игре тридцатью двумя фигурами, а не шестьюдесятью четырьмя. Поэтому он предлагает сначала учиться играть на небольших фрагментах доски. Наталья считает, что дети лучше обучаются с тренером в мини-группах, чем индивидуально. Её методика — это плавный, незаметный и очень постепенный, переход от сказки к реальной игре. Есть ещё вариант компьютерных тренировок, но в этом случае малыш лишается радости общения с живыми соперниками. Маленькие хитрости: включайте элементы шахматной игры в обыденную жизнь. Готовите ужин — расставьте фигурки из макарон разного цвета, предложите ребёнку сыграть в «макаронные шахматы»: пусть вспомнит, как ходят разные фигуры-макароны, и решит хотя бы элементарную задачку. Вот смеху-то будет! Лепите пирожки — попробуйте сделать из теста шахматные фигурки, сочинить для каждой из них маленькую сказку. Можно лепить фигурки из пластилина — и тогда на свет появятся пластилиновые шахматы. Рисуйте, лепите, сочиняйте весёлые истории, стихи и рассказы, придумывайте конкурсы — к примеру, кто быстрее и правильнее расставит шахматные фигуры на доске. Ищите различные ребусы, загадки, кроссворды, связанные с шахматами, включайте их в регулярное обучение шахматной игре. Не начинайте изучать новое, пока малыш твёрдо не усвоит пройденный материал. Двигайтесь от простого к сложному. Учите ребёнка не только выигрывать, но и проигрывать. Объясняйте, что научиться играть можно только методом проб и ошибок. Лишь поняв, что сделал не так, он сможет двигаться дальше. Постепенно приучайте его к мысли, что шахматы — это серьёзная игра, которая требует вдумчивых решений. Не разрешайте возвращать ходы, «перехаживать». Пусть заканчивает партию, соблюдает основное правило шахматистов: «взялся — ходи». Пусть малыш постепенно приучается к тому, что прежде чем действовать, нужно хорошо поду-мать. В будущем это убережёт его от многих ошибок уже в реальной, а не шахматной жизни.