Публикации Организация профориентационной работы в образовательной организации

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация профориентационной работы в образовательной организации
Автор: Бородина Ирина Владимировна


Выбор будущей профессии – является важным шагом в жизни каждого выпускника школы, который не всегда осуществляется осознанно. Это объясняется тем, что большинство обучающихся не владеют необходимой информацией о современных потребностях рынка труда, мало знают о профессиях будущего, не имеют представления об особенностях своей профессиональной деятельности в будущем. Большинство выпускников школы стремятся к достижению желаемой цели и идеализированного образа жизни, к занятию той профессиональной деятельностью, которая сможет принести школьнику желаемый результат: карьерный рост и высокий материальный уровень. Но профессия учителя не является частью будущего образа жизни для современных выпускников.
Для определения устойчивости мотива и направленности профессионального самоопределения учащихся 9-11классов провели исследование оценки мотивов, побуждающих обучающихся к осознанному выбору своей профессиональной деятельности и выявили следующие показатели:
Устойчивость познавательных интересов к профессии -19%
Престиж и востребованность профессии-30%
Материальное благополучие 51%
В перспективе 84% школьников мечтают иметь высокое положение в обществе, получать большую зарплату. Для 39% выбор профессии очевиден с позиции значимости общественного положения, для других 30% это совершенствование своего Я, для оставшихся 31% школьников профессиональная увлеченность является важной составляющей личностного роста не меньше, чем материальное благополучие
В настоящее время школа переживает сложные времена. Наметилась тенденция старения педагогических кадров. Во всех школах без исключения преобладают учителя, имеющие педагогический стаж от 25 лет и более. Идет увеличение количества учителей пенсионного возраста. Из-за нехватки педагогических кадров, педагоги вынуждены менять профиль работы, получать профессиональную переподготовку. Анализ возрастного состава педагогических кадров школы указывает на то, что средний возраст учителей по школе составляет примерно 49лет. Педагогический коллектив обновляется, но данный процесс обновления происходит очень медленно. Процент приходящих в образовательное учреждение молодых специалистов незначителен. Назрела необходимость решения проблемы омоложения педагогического состава и привлечения в школу молодых специалистов.
У современной общеобразовательной школы потерян должный авторитет в обществе, что в значительной мере отражается на снижении престижа профессии учителя в среде обучающихся и выпускников школы. Возникла необходимость возобновления престижа и популяризации профессии учитель, таким образом проявились одни из значимых предедпосылок участия в реализации проекта Будущий учитель - учитель будущего:
- отсутствие профессиональной ориентации по педагогическим специальностям как система работы с мотивированными детьми
- сохраняется проблема обеспеченности образовательных организаций молодыми кадрами
- все еще сохраняется тенденция преобладания различных психологических диагностик при низком проценте профессиональных педагогических проб.
Не вызывает никаких сомнений то, что уважение к профессии учителя нужно формировать у обучающихся уже со школьной скамьи, мотивируя выпускников школы на педагогические специальности учебных заведений.
Для решения этих проблем школа приняла участие в реализации проекта Будущий учитель - учитель будущего.
В реализации проекта наблюдается разнообразие форм, направлений и методов. В работе применяются как традиционный, так и современные цифровые технологии. Важное место в организации и реализации проекта занимают пассивные методы работы, а именно просветительская деятельности и теоретические основы профессии.
В рамках реализациипроекта Будущий учитель – учитель будущегои программы профориентационной работы школы Путь к выбору профессии ежегодно руководителями проекта регулярно проводяться профессиональные диагностики и анкетирования обучающихся 8-11 классов. Используя данные анкетирования по самоопределению школьника, а также индивидуальных бесед с родителями и наблюдений узких специалистов была сформирована группа обучающихся педагогической направленности самоопределения. Для каждого из школьников был разработан ИОМ по ознакомлению, изучению и организации мероприятий по педагогическим специальностям и профессии учителя в целом. Акцент был перенесен с психологической диагностики на профессиональную подготовку путем формирования личностных качеств и развития способностей усвоения тех знаний и умений, которые определят уровень компетентности личности в современном обществе.
В рамках внеурочной деятельности реализуется программа профессиональных проб педагогической направленности Школа будущего педагога для обучающихся 8 – 11 классов. Основной целью программы является изучение особенностей профессии педагога и апробация личных возможностей выбора данного вида деятельности. Программа ВУД реализуется в школе по модулям и представлена в в форме как теоретического ознакомления с профессией учитель, так и практических занятий.
В рамках реализации проекта в нашей школе созданы специальные условия для школьников, чтобы они осознали и почувствовали всю важность, ответственность и значимость профессии учитель. Для обучающихся разработана организационно - развивающая среда способствующая мотивированному осознанному выбору профессии педагога. К таким условиям относят включение учеников 8-11 классов в моделируемую профессионально-ориентирующую деятельность, где есть все необходимые условия для формирования и развития педагогических способностей, участвуя в профессиональных пробах в качестве учителя.
Одной из традиционных форм организации такого вида деятельности является ежегодное проведение Дней самоуправления и проведение уроков обучающимися. В ходе которых школьники изучают особенности конструирования уроков, методов и приемов организации урока, а также формируется представление о роли учителя в становлении личностей своих учеников.
Предпрофессиональная начальная подготовка помогает школьнику успешно пройти этап становления личности в роли учителя. Как субъект профессионально-педагогической деятельности обучающийся учится способам принятия сложных самостоятельных решений и ответственности за них.
Также в пассивным традиционным формам организации проекта будущий учитель- учитель будущего являются :
 Беседы, лекции, просмотр видеофильмов
 Профдиагностика, профконсультации для учащихся
 Консультации для родителей (педагогами, психологами,)
 Посещение ярмарок профессий,
 Знакомство с рынком педагогических профессий.
 Оформление стендов Твоё профессиональное будущее, В мире профессий
 Выставка литературы о профессиях в школьной библиотеке
Следует отметить, что в работе с детьми, ориентированными на педагогические профессии, при реализации ВУД, и проекта Будущий учитель- учитель будущего в своей практике применяем различные современные цифровые и электронные ресурсы. А именно применение теоретических материалов, видеоуроков, тестирование, онлайн-уроков различных сайтов:
Проектория ( )
Билет в будущее ()
Интернет-ресурс Атлас новых профессий.
Федеральный образовательный и научно-исследовательский проект Навигатум.
Онлайн-курс ПрофВыбор.ру представленный в виде электронного музея профессий. .
Данные электронные ресурсы имеют следующие возможности:
Обеспечение доступа к профориентационной онлайн-диагностике, а также к прохождению профессиональных маршрутов и фестивалей профессий Проекта в целях формирования рекомендаций и последующего накопления цифрового портфолио
Обеспечение участников Проекта информационными материалами, направленными на знакомство с миром профессий
Формирование навыка осознанного выбора
Онлайн-диагностика, которая состоит из серии игровых интерактивных тестовых заданий, выявляющих сферы профессиональных интересов и предпочтений участника, степень развития его гибких навыков, уровень знаний о профессиональных компетенциях, готовность к осознанному выбору профессии
Представлен материал о практических мероприятиях—профессиональных пробахразличных уровней иформатов
Наиболее разнообразны и эффективны в своем применение это активные формы реализации проекта, которые в полностью направлены на обучение школьников путем применения своих теоретических знаний на практике, а также ознакомление с будущей профессией через различные мероприятия.
На данном этапе реализации проекта наша школа приняла участи в следующих, наиболее значимых активных формах организации работы.
При совместном сотрудничестве участников были разработаны образовательные проекты Любовь к чтению залог успешного учения, Математика –царица наук и Удивительный мир наук которые были реализованы в летний период в лагере с дневным пребыванием школьников. Творческой группой учителей было разработано Положение О присвоении статуса ассистент учителя, ассистент педагога, регламентирующее условия и порядок присвоения статуса обучающимся – участникам проекта, согласно которого пяти обучающимся школы был присвоен статус Ассистент учителя.
В июне месяце 2019 года в рамках регионального проекта Будущий учитель – учитель будущего проходили летние педагогические смены. Совместная деятельность участников профильных смен расширило возможности не только педагогов-кураторов, но иобучающихся, которые впервые осуществляли первые шаги на пути к педагогическому труду. В процессе реализации данного проекта было разработано Положение Об отборе и наставничестве обучающихся в педагогической деятельности, согласно которого в качестве наставника будущего учителя назначался начинающий педагог.
С целью реализации начальной подготовки педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия на базе ресурсного центра Омского государственного педагогического университета, и точек роста района организованы педагогические классы.
В рамках проекта Билет в будущее были проведены профориентационные ярмарки, встречи и дни открытых дверей с представителями Омского государственного педагогического университета и педагогического колледжа, с целью популяризации профессии учителя и воспитателя.
При проведении пробного собеседования по русскому языку обучающиеся девятого класса стали активнымиучастниками проекта. Используя методику Равный обучает равного, школьники выступили в качестве экспертов на апробации устной части ОГЭ по русскому языку. Что дало возможность выпускникам ответственно и осознанно подойти к изучению материала, показать хорошее владение техникой чтения, успешно продемонстрировать алгоритм правильной подготовки пересказа текста. Каждый из школьников, побывавший в роли учителя, смог в полной мере прочувствовать всю ответственность за правильность выставления оценки, понял суть предмета. Участники проекта освоили критерии оценивания устного ответа одноклассников. И как результат все обучающиеся 9 класса, принявшие участие в пробном итоговом собеседовании, успешно справились с заданием. Это важный воспитательный момент в становлении личности будущего выпускника школы –уметь нести ответственность за результаты труда другого человека.
Участие в конкурсах педагогической направленности, дает возможность обучающимся целенаправленно формировать свою профессионально - педагогическую ориентацию, устойчивый интерес к педагогической деятельности, готовность к осознанному выбору педагогической профессии Каждый год в конце декабря в школе проводится дистанционная олимпиада Быть учителем престижно.
Участники проекта овладели умением планирования и ведения урока. У пяти обучающихся в планах продолжить обучение в педагогическом университете. Организация и проведение проекта "Учителя в годы ВОВ": Учащиеся 9-10 классов совместно с руководителями проекта в течение года работали над индивидуальными проектами по описанию жизни и педагогической деятельности учителей фронтовиков в годы ВОВ. Свои проекты учащиеся представили на научно-практической конференции, где получили высокую оценку.
Об эффективности профориентационной работы в школе судят по показателям поступления в учебные заведения. Анализ показывает стабильность поступлений наших выпускников в высшие и средне специальные учебные заведения педагогической направленности. педагогические. Но особенно важным показателем является дальнейшее трудоустройство и социализация молодых людей в нашем высокотехнологическом и конкурентном мире. Эта проблема ждет своего решения.
Сегодня, как никогда, школа нуждается в возрождении. Одним из способов обновления является привлечение молодых учителей. Именно правильно организованная профориентационная работа в образовательном учреждении поможет решить данную проблему, сформирует культуру профессионального самоопределения выпускников, окажет поддержку в процессе выбора профиля обучения и сферы профессиональной деятельности в будущем.
5