Публикации Консультация на тему: "Воспитание добротой"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация на тему: "Воспитание добротой"
Автор: Дышловенко Анна Сергеевна

Министерство здравоохранения Мурманской области
Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения
Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики (ГОБУЗ ОСДР)
184209, Мурманская область, город Апатиты, ул. Строителей, д.14
телефон/факс: 8 (81555) 6-51-56, 6-51-50, e-mail: оsdr@com.mels.ru
Консультация для родителей
Воспитание добротой
Подготовила
Воспитатель: Дышловенко А.С.
2022 год
Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой
Донести рюкзак до дома.
От тепла и доброты
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
И. Полюшко
Многие дети понимают, что такоедоброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобывоспитыватьу них с раннего детства потребность совершатьдобрые поступки.
Что такоедоброта?На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре Ожегова: Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делатьдобро другим.
Доброта– это очень сложное и многогранное качество личности. В книге выделено семь основныхступеней доброты.
• Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
• Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
• Отзывчивость – готовность помогать другим людям.
• Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
• Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.
• Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.
• Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.
Не секрет, что многие молодыеродители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.
Подобная педагогическая позиция, когдадобротапротивопоставляется агрессивнымкачествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключаютдоброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.
Воспитывать в ребенке добротуи чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное –воспитать доброту можно только добром.
Воспитаниеребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать.
Задачародителей– создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.
Родители– первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеянородителями в семье, будет произрастать всю жизнь. Асеют родителиглавным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитаниестроится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.
В наши дни произошла, если можно так сказать, подмена понятий.Иногда приходится слышать нечто подобное: Мальчик из благополучной семьи. Мама – экономист преуспевающей компании. У папы свой бизнес. Как же этот ребенок мог так ужасно поступить? Но благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением(а не нравоучениями) воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание.
Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примерыдоброты.
Далеко не всеродители понимают, чтовоспитание добротыначинается с поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме свою игрушку. Ах, какая чудесная пирамидка! – должна сказать ему она. – Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту игрушку! Спасибо тебе, мойдобрый малыш!. Мама же вместо этих слов торопливо, не замечая первого великодушия идоброты своего ребенка, говорит совсем иное:Играй сам. Это же твоя пирамидка!
Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша, прежде всего,к личности другого ребенка:Не обижай девочку;Малыш заплакал, подойди и успокой его;Дай мальчику свою машинку поиграть, она ему понравилась.
Сущностьдоброты– способность сопереживать. Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если карапуз замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, малыш захочет повторить свой эксперимент, но родителидолжны быть непреклонны.
Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться.
Начинатьвоспитывать в детях такие, казалось бы,старомодные, но необходимые для выживания в социуме качества, какдоброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет. Не стоит думать, что дети в возрасте до 3х лет мало что понимают и ничего не запоминают. Как раз в этот период все их существо готово учиться и познавать мир, усваивать его законы и правила. Все, что он видит и слышит в первые годы жизни, откладывается на подкорке головного мозга. Так что впоследствии он может и не вспомнить,что именно в 1 год и 1 месяц мама ему сказала:Нужно заботиться о братьях наших меньших, но будет это знать как бы интуитивно, как само собой разумеющееся.
Начните прививать своим детям сочувствие к людям, умение сопереживать, радоваться чужому счастью, любовь и уважение к природе, растениям, животным. Для этого придется начать с себя, ведьродители– это самый главный образец для подражания.
Говорите о сложном просто.
Для духовноговоспитаниядетей очень важно читать малышу поучительные сказки со счастливым концом, в которыхдобровсегда побеждает зло. Лучше, если в детской книжке со сказками будут красочные рисунки, по которым можно объяснить самым маленьким деткам своими словами, что происходит.
Детям постарше(от 2-3 лет)можно разрешать смотретьдобрые поучительные мультфильмы или детские телепередачи, где главные герои учатся творитьдобро. Дети намного ярчевоспринимают зрительные образы.
Как поощрять или наказывать ребенка
Также очень важно поощрять ребенка за правильные поступки, давая ему понять, что люди надобрыедела всегда отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в беде.
Если же ваш ребенок совершил какую-то пакость (ударил дворовую кошку, вырвал с корнем ни в чем неповинный цветок, поговорите с ним, как со взрослым, объясните, что за такие поступки всегда наказывают. Но если вы видите, что малыш раскаивается, помогите ему загладить свою вину (погладьте и накормите обиженную кошку, посадите вырванный цветок на место).
Наказывая, подумай? Зачем!
Семь правил о наказании:
1. Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому. Наказание должно быть полезным.
2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, не наказывайте.
3. Наказание ни за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы или награды.
4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим
5. Наказан – прощен(о старых грехах ни слова)
6. Наказывайте, но не унижайте.
7. Наказание должно быть понятно. Ребенок должен точно знать почему его наказали.
Самое главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своихродителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш будет расти вслед за вами!
Советыродителям в воспитании детей
1. Никогда невоспитывайте в плохом настроении.
2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг.
4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.
5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь, что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности.
6.Родитель(воспитатель)должен быть твердым, нодобрым.
Одна из заповедей ввоспитаниидетей – ребенок должен бытьдобрым, щедрым, уметь делится с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать.