Публикации
Тьюторское сопровождение детей РАС
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тьюторское сопровождение детей РАС
Автор: Майорова Светлана Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тьюторское сопровождение детей РАС
Автор: Майорова Светлана Петровна
Тьюторское сопровождение детей с РАС в общеобразовательный класс.Тьютор— это сопровождающий особенного ребёнка,—Он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то учит его, где-то направляет и контролирует, а где-то просто становится тенью. По мере интеграции ребёнка функции сужаются. Если ребёнок самостоятельно начинает перемещаться по школе, самостоятельно посещать уроки, кружки рисования, студию танца то его сопровождение перестаёт быть необходимым. Но главное во всём этом процессе — социализация ребёнка. Главное помочь подопечному выработать навыки социализации, необходимые в школе.Первоначальная адаптация наших тьюторантов заключалась в том, что поначалу они находились и учились только в ресурсной зоне, а с другими детьми виделись на переменах, прогулках и в столовой. Позже дети стали выходить в общеобразовательные классы— сначала на 15 минут, потом дольше. У каждого ребеночка свой темп социализации.Сейчас наши дети , с РАС прекрасно себя чувствуют среди учащихся 1-2 классов, они общаются, обращаются с просьбами, работают на уроках, проводят зарядку на уроке физической культуры для детей общеобразовательных классов. Они считают себя равными каждому из учащихся. Каждое утро они спешат в школу, раздеваются в общей раздевалке с такими же ребятами как они. Тьютор встречает их уже в ресурсном классе на их рабочем месте. Дети самостоятельно готовятся к уроку и тьютор больше не напоминает о расписании, о дисциплине которая будут первым уроком.Итак рассмотрим задачи тьютора, который сопровождает ребенка в общеоброзавательный класс.1.Подготовка к уроку. Консультируемся с учителем о прохождении урока. Узнаём что запланировано. Вносим корректировки, необходимые для своего подопечного. Планируем участие ребёнка в устной работе. Что для него будет интересно и не вызовет нежелательной реакции с его стороны. Нельзя допускать неправильного поведения ребёнка с РАС, это может повлиять на поведение нейротипичных детей в класса, они могут принять такое поведение за норму .Составляем свой план занятий на предстоящем уроке. Выбираем более доступные способы решения той или иной задачи. 2.Подготовка ребенка. Предварительное посещение класса, в котором будем учиться. Знакомство с учителем и ребятами. Беседа о предстоящем уроке, который обязательно отображается в индивидуальном расписании. Обсуждение темы урока, что будет интересного и что необходимо взять на урок: учебник, дневник, пенал, блокнот с планом и т. д. О правилах поведения на уроке. Готовим или повторяем задание с ребёнком, которое было задано. Следим за физическим и эмоциональным состоянием, настроем ребёнка. 3.Непосредственное сопровождение из ресурсного класса в общеобразовательный..После предварительной подготовки, ребёнок сам идёт в класс, берёт с собой всё необходимое для урока; заходит, здоровается с учителем и ребятами, занимает своё место (должно располагаться близко к входной двери)На сегодняшний день тьютор пока ещё сидит рядом с подопечным и помогает понять инструкции учителя, дублирует слова учителя при необходимости, направляет, подсказывает, что нужно сделать. Польза такой работы очевидна. Особые дети учатся вести себя в обществе. Они чувствуют себя его частью, а не изгоями, тянутся в развитии к обычным детям. Их одноклассники осознают, что непохожесть другого человека — это нормально. Они становятся на много добрее и более открытыми, проникаются духом взаимопомощи. Они видят, когда нужно помочь, сами встают в пару, берут за руку, ведут в класс, помогают выполнить что-то на уроке. На вопрос детей в общеобразовательных классах «Почему он такой?», мы рассказываем все как есть. Так случилось: он родился, потом заболел. Ему тяжело, но он очень старается. Да, он плохо разговаривает, зато быстро бегает и т.п.Важно подчёркивать сильные стороны особого ребёнка. Тогда дети будут видеть в нем не кого – то, кто достоин только жалости, а равноправного партнёра. У него есть свои особенности, но он такой же ребенок, как и они: так же кушает, поет песни, делает домашние задания, у него есть день рождение, он так же радуется или плачет.Важно научить детей контактировать между собой. Чтобы особые дети продолжали развиваться в гибком и доброжелательном окружении.Если учитель понимает и принимает эту особенность, то помощь тьютора нужна гораздо меньше.В дальнейшем, мы планируем, чтобы ребёнок мог сидеть за партой не с тьютором, а с любым нейротипичным сверстником и выполнять все требования учителя.Организация педагогической помощи.1.Обучающая помощь заключается в том, что тьютор находится рядом, за одной партой с обучающимся, смотрит, как он работает на уроке. Присутствие в классе такого необычного ребеночка создаёт учителю некоторые сложности, очень трудно делить внимание между классом и особым ребенком. Особому ребенку и задания нужно отдельно объяснить, и регулировать поведенческие всплески. А если он при этом еще и плохо реагирует на речь, или у него не сформированы навыки самообслуживания — это дополнительно усложняет дело. Тьютор и берёт на себя все сложности, связанные с особым ребенком.»Если ребенок не воспринимает что-то на слух, мы пишем это маркером на дощечке (на листке). Отвечаем у доски или работаем в группе тоже вместе, если ребёнку необходима поддержка, возможно необходимы визуальные подсказки.При работе с учеником тьютору нежелательно становиться персональным учителем и проводить индивидуальное занятие в отдельной комнате, например, выводить в середине урока ученика в другой кабинет и объяснять трудный для него материал один на один. Если надо что-то дополнительно разъяснить, делать это можно по ходу урока. А если невозможно - отложить объяснение и перейти к следующему заданию. То, что не смогли сделать на уроке, надо закончить после урока. Слишком большая помощь тьютора, особенно с выводом ребенка из классной комнаты, может привести к потере им возможности копировать правильное поведение сверстников, умения работать самостоятельно и вместе с одноклассниками (например, в одном с ними темпе). Потеряет он и в развитии социальных взаимоотношений со сверстниками.2.Направляющая, стимулирующая помощь осуществляется, когда подопечного можно оставить одного за партой или с одноклассником. Тьютор может находиться позади. Тьютор обязательно подмечает состояние ребенка на уроке и действует в соответствии с ним. Ребенок своим поведением обычно дает понять, что он не понимает задания или устал (смотрит не на учителя, а по сторонам; уходит в свои игры; ищет сенсорные стимулы; сползает под парту; лежит на парте; готов встать и уйти), и в этих случаях необходимо сконцентрировать его на учителе или объяснить задание. Тьютор возвращается к ребёнку, возможно сбоку и удерживает внимание ребёнка. Варианты могут быть самые разнообразные:Частое обращение к ребенку по имени, более частый контакт глазами. Прикосновение к ребенку - поглаживание по плечу, по спине, по голове. Смена видов деятельности - поручение ребенку заданий, предполагающих движение (собрать или раздать тетради, карточки, вытереть доску). – предварительно согласовывается с учителем. Похвала. 3. При ситуативной помощи тьютор должен быть гибким в своей работе и быстро действовать в зависимости от сложившейся ситуации. Мы находимся поодаль и наблюдаем, как ребенок ориентируется в работе на уроке, как справляется с заданием, если нужна помощь, то мы возвращаемся ко второму этапу помощи.В самом начале учебного процесса, в 1-2 классе тьютор сопровождает ребенка довольно плотно, но постепенно наше участие сокращается, подсказки становятся минимальными. Это нужно, чтобы ребенок не привыкал к направляющей руке, а как можно быстрее начал справляться самостоятельно, ориентируясь на помощь учителя или одноклассников.Задача тьютора заключается в том, чтобы ребёнок как можно раньше адаптировался к школе и закрепился в общеобразовательном классе .Нужно помнить, что процесс адаптации у каждого ребеночка занимает разный период времени.Важно то, что выходя в общеобразовательный класс на определённые уроки, или на полный учебный день тьюторант вместе с тьютором всегда имеет возможность вернуться в зону комфорта, если что-то пошло не так; если ребенок переутомился, разволновался, не может разобраться и сконцентрироваться в предложенном материале. Мы учим особенных деток, разбираться в себе, в своих ощущениях на уроке в обычном классе, чтобы они сумели поднять руку и выйти с урока, когда уже в дальнейшем будут учиться без тьютора. возможно разобрать тему индивидуально. Необходимо научить ребёнка так контролировать свои эмоции и поведение в обычном классе в обществе сверстников, чтобы отпала необходимость использования дополнительных специальных, технических средств (наушников, утяжелителей). Ребенок с РАС должен овладеть приёмами нормализации своего психологического состояния, уметь управлять своим психо- эмоциональным состоянием, уметь заставлять себя работать на уроке. (Например,когда переутомляется и не хочет больше работать ученица считает до 10 и жмет на вооброжаемую кнопку в груди.)Что же делать если такого ресурсного класса нет в школе?, Особенный ребёнок учась в общеобразовательном классе всё равно время от времени будет испытывать затруднения или в обучении, или в нахождении в классе в определённый момент. Необходимо создать условия для эмоциональной разгрузки. Всегда должно быть помещение, где необычный ученик может успокоиться, переключить внимание или самостоятельно, а возможно и с помощью тьютора разобраться в предложенном материале. Это может быть комната психолога или дефектолога, сенсорная комната, где есть мягкая зона отдыха, парта, чтобы туда можно было прийти в любое время и передохнуть или позаниматься с тьютором индивидуально. Потому что ребенок с ограниченными возможностями здоровья, это необычный ребенок, который не всегда готов к нагрузкам общеобразовательного класса, ему бывает очень трудно справиться со своими эмоциями, не говоря уже об учебной деятельности. Нужно помнить, что на определенном этапе тьютору придется отойти в сторону. Со временем, когда ученик станет более самостоятельным, самым важным для его развития будет общение с учителем и одноклассниками, тьютор же в этот момент станет ему не нужен. К сожалению, часто бывает, что не столько ребенок не умеет работать самостоятельно, сколько взрослые не дают ему такой возможности.Поэтому тьютору необходимо не пропустить тот момент когда уровень поддержки ученика надо постепенно снижать, последовательно проходя определённые этапы:Ученик и тьютор сидят вместе за партой, тьютор помогает ребенку во всем. Ученик и тьютор сидят вместе, но тьютор лишь немного подсказывает ребенку (жестом или взглядом). Ученик сидит один, а тьютор - сзади или поодаль. Ученик работает на уроке самостоятельно, но сидит на первой парте, а помогает ему, в случае необходимости, учитель. Ученик полностью самостоятелен. Главное для тьютора — иметь доверительные и эмоциональные отношения с тьюторантом, быть его проводником, защитником, помощником. Если ребенок включился в школьную жизнь, и успешно проходит образовательный маршрут, значит, профессия тьютор выполняет свою миссию…Работа с учителем. Сферы деятельности тьютора в общеобразовательном классе. 1.помощь педагогу при обучении ребенка с особенностями развития;помощь ребенку с особенностями развития в сложных учебных ситуациях, в школьной среде; Можно разделить компетенции тьютора и педагога следующим образом: за преподавание учебного материала отвечает в основном педагог, тьютор же предоставляет учителю информацию о поведенческих особенностях ученика и особенностях усвоения им учебного материала, с какими трудностями столкнулся ребенок и как их преодолел, об эмоциональном состоянии на сегодняшний день, о том как он себя чувствует, помогает педагогу корректировать учебный план в соответствии с этими особенностями. Учителю и тьютору необходимо регулярно взаимодействовать и совместно работать над планированием каждого урока, учитывая при составлении конспекта урока и его проведении индивидуальные особенности учеников. Рассматривается возможность ответа у доски, если ребёнок готов. Надо помнить, что за индивидуальную работу с учеником на уроке отвечает тьютор.Таким образом, учитывая сильные и слабые стороны учащихся, тьютор в процессе работы может выбирать варианты взаимодействия с учеником. Но главное - творчески подходить к процессу обучения и всегда основываться в своей работе на индивидуальном подходе к ребенку.