Публикации Методическая разработка внеклассного занятия «Берегите хлеба каждую крупицу!»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка внеклассного занятия «Берегите хлеба каждую крупицу!»
Автор: Малафеева Ирина Вадимовна

Методическая разработка внеклассного занятия Берегите хлеба каждую крупицу!
Цели:
Дать понять какое значение имеет для нас хлеб, как он важен в нашей жизни, как люди боролись за хлеб во время ВОВ.
Вспомнить пословицы и поговорки о хлебе.
Научить подбирать эпитеты, метафоры, сравнения, прилагательные к слову хлеб.
Вспомнить, откуда и когда появился хлеб, как и из чего его производят сегодня.
Дать несколько рецептов как дольше сохранить хлеб свежим и что можно сделать из подсохшего хлеба.
Задачи:
Развивать речь, мышление, память, внимание, сообразительность.
Воспитывать у детей бережное отношение, уважение к хлебу, труду хлебороба.
Оборудование:
Пословицы и высказывания выдающихся людей о хлебе.
Карта, на которой написаны названия станций: станция Легенд, станция Горячий хлеб, станция Фронтовой хлеб, станция Бережливых.
Выставка книг о хлебе.
Выставка Поэты о хлебе.
Каравай на подносе или блюде с рушником.
На столах блюда из хлеба приготовленные родителями учеников.
Оформление зала колосками ржи и пшеницы сделанными из бумаги.
Мультимедиа.
Ход занятия.
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие гости! Приглашаем вас примять участие в заочном путешествии. Отправляемся мы в путешествие не ради развлечения, а для того, чтобы убедить всех ребят в том, что к хлебу надо относится бережно. Наше путешествие пройдет под девизом: Берегите хлеба каждую крупицу! В путешествие мы отправимся на поезде Колосок. А не сбиться с пути нам поможет карта. Наш поезд будет делать остановки на различных станциях, указанных на карте. А вот что это за станция, вы узнаете по ходу нашего путешествия.
Сядьте поудобнее, закройте глаза. Наш поезд стремительно помчался вперед. Вот он подъезжает к первой станции, которая называется…Открываем глаза и читаем название хором.
Дети: (хором) Станция Легенд.
Станция Легенд (1 команда).
Ведущий:
Эта станция очень древняя. Люди живущие на ней знают много легенд и приданий. Послушайте придание о том, как пришел к людям хлеб. Эту легенду нам расскажет 1 команда.
1-й ученик:
Было это давным-давно. Так давно, что еще не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прабабушек наших бабушек. Людям тогда жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения. Чтобы не умереть с голоду. Они бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. И вот однажды… Инсценировка.
Появляется группа первобытных людей (дети, одетые в костюмы). Они бредут устало, понурив головы. Вдруг один человек останавливается, срывает растение, кладёт в рот семена и радостно кричит: О – о - э! К нему подбегают другие, пробуют зёрна, радостно пританцовывая, уносят зёрнышки.
2-й ученик:
Какими вкусными показались семена людям! Учёные предполагают, что это был дикорастущий ячмень.
Прошло время, человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи. Он стал поджаривать раздробленные зёрна диких злаков, смешивал их с водой. Позже люди стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки из густой зерновой каши – теста. Плотные подгорелые куски зерновой массы мало напоминали наш пшеничный хлеб. Но именно с появлением этих лепешек, выпекавшихся на горячих камнях, на костре, и началось на земле хлебопечение.
3-й ученик:
Учёные предполагают, что во время варки жидкая каша перелилась через край горшка и с шипением вылилась на раскалённые камни. Она превратилась в румяную лепёшку, приятно пахнущую и аппетитную на вид. Позже основой для лепёшки стало тесто, а не каша.
4-й ученик:
А ещё позже человек научился выпекать хлеб из кислого теста. Способ его приготовления был открыт около пяти тысяч лет назад в Древнем Египте. По недосмотру раба, приставленного к кухне, тесто подкисло. Желая избежать наказания, он испёк лепёшки. И они оказались вкуснее, пышнее, румянее тех, которые готовились раньше. Вместо наказания раб заслужил похвалу.
Да, не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
5-й ученик:
Послушайте немного интересных сведений о хлебе.
В старину рожь называли житом – от слова жить. Есть хлеб, есть и жизнь.
В России хлеб, испечённый из муки, просеянный через решето, называли решётным, через сито – ситным.
Землю называли матушкой, хлеб – батюшкой.
Учитель:
А теперь для вас разминка. Вам надо немного подумать и подобрать эпитеты, метафоры, сравнения, прилагательные к слову ХЛЕБ, какой он может быть, с чем его сравнивают.
ХЛЕБ может быть:
белый, чёрный
ржаной, пшеничный
румяный, подрумяненный, зарумянивший
горячий, теплый
пышный, рыхлый, сдобный
вкусный, вкусно пахнущий, пахучий, ароматный
черствый, старый, брошенный
русский, древний, древнерусский
печеный, свежеиспеченный
легкий
питательный
фигурный, круглый, как кирпич
насущный (имеющий важное жизненное значение, безусловно необходимый)
блокадный, фронтовой, военный
Примеры:
Русский хлеб пользуется в мире большой популярностью.
Ржаной кислый хлеб – традиционная русская еда.
Один из самых удивительных на земле запахов – это запах свежеиспеченного хлеба.
В нашей стране хлеб как позвоночник у человека: изменишь один позвонок – повредишь весь организм.
На вес продавался традиционный хлеб – кирпич - черный, белый и серый, а также круглый.
Когда человек впервые испек дрожжевое тесто, он получил пышный, рыхлый и вкусный хлеб.
Нужно было определить, сколько чего в тесто положить, чтобы хлеб не только вкусным получился, но и питательным, и легким для желудка.
Древнерусский хлеб имел разную форму.
Князья и бояре на Руси ели сортовой хлеб, а простому народу доставался черный, ржаной, на воде замешанный.
Следует заметить, что русские люди с трудом привыкали к пшеничному хлебу, и это не случайно: русский ржаной хлеб, полученный не на дрожжах, а на закваске, испеченный в печи из муки грубого молота, восполнял большую часть витаминов, необходимых человеку.
Я с аппетитом съел кусок обыкновенного хлеба.
Ведущий:
Попрощаемся с жителями станции Легенд, отправляемся в путь! Закройте глаза. А теперь откройте глаза, мы поехали на станцию…
Дети (хором). Горячий хлеб.
Станция Горячий хлеб(2 команда).
Ведущий:
О чем мы будем говорить? Есть пословица в народе – Хлеб на столе, и стол - престол. Как приходит хлеб к нам на стол об этом расскажет 2 команда.
1-й ученик:
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Прежде чем из семян будет получено зерно, надо землю подкормить удобрениями, вспахать, пробороновать, затем засеять её с помощью тракторов, плугов и других машин. После посева надо постоянно обрабатывать почву, подкармливать её, бороться с сорняками.
2-й ученик:
Но выращенные в поле колосья – ещё не хлеб. Их надо сжать. А труд этот очень тяжёлый, хоть и приходит к человеку на помощь техника. На полях разворачивается. На полях разворачивается настоящая битва – жатва.
3-й ученик:
Затем зерно обмолачивают. После, его надо проверять, рассортировать, просушить и перевезти на зерносклады Затем оттуда берут зерно, перемалывают его и превращают в муку. Из муки готовят тесто и выпекают хлеб.
4-й ученик:
Видите, насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу. И, наверное, самое трудное – искусство быть хлеборобом! Хлеборобы с осени до весны хранят в закромах зерно, чтобы снова засеять пашню, а затем вместе с ним пройти трудный путь рождения хлеба.
5-й ученик:
Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолоть, смолить и наконец выпечь хлеб!
Семена, машины и механизмы, удобрения, тока, элеваторы, мельницы, пекарни – всё это необходимо для того, чтобы получит хлеб. Его стоимость складывается из стоимости машин механизмов, вех работ, связанных с обработкой земли, посевом, уборкой урожая, его дальнейшей переработки.
В нашей стране построены крупные хлебозаводы производительностью до 300 тонн в сутки. В производстве хлеба участвуют машины. Они просеивают муку, замешивают тесто. Хлеб выпекается в газовых, электрических и прогреваемых паром печах. Участие человеческих рук минимально.
6-й ученик:
Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней!
Вот он – хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он – тёплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
В каждый дом,
На каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём – здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло:
Столько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведущий:
Итак, продолжим наше путешествие. Мы прибываем на станцию…
Дети: (хором). Фронтовой хлеб
Станция Фронтовой хлеб (3 команда).
Ведущий:
О том, почему ваши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба, вам расскажет3 команда.
1-ый ученик:
Был хлеб всегда в почете на Руси-
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать? –
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
(В. Суслов)
Во время великой отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля. Они 900 дней жили в условиях вражеской блокады. В это время рабочие и инженерно-технические работники получали по 250г, а остальные жители города – 125г хлеба. Он состоял из муки низкого качества, мякины, отрубей, жмыха, целлюлозы, обойной пыли. И все-таки этот хлеб помог ленинградцем не только выстоять, но и победить.
История борьбы и сопротивление ленинградцев – образец стойкости человеческого духа.
2-ой ученик:
Однажды стала выходить из строя одна из немногих печей, выпекавших хлеб. Чтобы устранить неисправность, нужно было остановить печь, охладить ее и только тогда ремонтировать. Но главный механик Н. А. Лобода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время ремонта хлеб. И он, облившись водой, полез в раскаленную печь и устранил не исправность. В печи, уже сделав работу, Н.А. Лобода потерял сознание. Товарищи вытащили его, и он остался жив. Ленинградцы получили хлеб, а Н.А. Лобода за свой подвиг был награжден боевым орденом.
3-ий ученик:
В нашей стране залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, не знаком вкус хлеба с примесью цемента, соломы, коры, сена, кореньев, желудей, семян лебеды и других суррогатов. Но никто не из них не остается равнодушным, читая исторические документы, статьи в газетах или слушая рассказы ветеранов ВОВ о фронтовом хлебе.
4-ый ученик:
Медицинская сестра яслей-сада № 5 г. Отрадное Лен. Обл. В.И Богданова вспоминает: Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики.… Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне
641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище – тысячи могил, около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом записка: Доченька, если б я могла дать его тогда…
5-й ученик:
За хлеб люди порой жизнь отдают, не только на войне, но и в мирное
время. На поле вблизи мордовского села Ново-Пшеново провисли провода линии электропередачи и коснулись земли. Загорелась пшеница. А в это время мимо проезжали на мотоцикле два друга, уроженцы этих мест лейтенанты милиции Андрей Кузнецов и Владимир Щанкин. Они вместе росли, учились в школе. В армии юноши служили в одной части. Когда демобилизовались, пошли в шолу милиции и кончили е. И дальнейшую службу они проходили тоже вместе – в районном отделе внутренних дел. И вот ранним утром, возвращаясь с задания, Андрей и Владимир увидели загоревшуюся пшеницу. Нужно было укоротить провод (находившийся под напряжением 110 кВт), чтобы он не касался земли.
В коляске мотоцикла оказались кусачки. Выдержит ли такое напряжение изоляция на ручках кусачек, никто из ребят не подумал. Андрей стал перекусывать провод, а Володя – гасить огонь. Потом кусачки взял Володя и стал перекусывать провод. И вдруг Андрей увидел, как Володю отбросило и он упал на землю, а на проводе качались кусачки, Хлеб был спасен, но Володя погиб. Он посмертно награжден орденом Красной Звезды.
Ведущий:
Отправляемся дальше. И мы приехали на станцию…
Дети (хором): Бережливых
Станция Бережливых(4 команда).
Ведущий:
Ребята, как вы понимаете такое выражение, если наступишь на хлеб, то сквозь землю провалишься? (Наступишь на хлеб – от стыда сквозь землю провалишься.) О том, как берегли, и надо беречь хлеб расскажет нам 4 команда.
1-й ученик:
Мне больно, когда я, случается, вижу,
Чтоб хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Эй ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ты мать оскорбил, ты обиду нанес
Земле, на которой родился и рос.
Помните всегда, что хлеб – труд человеческий, надежда на будущее, мерка, по которой будет измеряться ваша совесть.
2-й ученик:
При сытости помни голод - это завет-предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего поколения, переживших голод, когда они видят на помойках выброшенный хлеб. И задают эти люди вопрос, полный негодования и недоумения: Как может такое происходить? И пишут они в редакции газет и журналов письма.
3-й ученик:
Вот отрывок из письма К. Е. Еланской из Уфы, работавшей во время войны в Туле на военно-продовольственном пункте: Тогда я дала себе клятву, если мы все это выдержим, выживут мои дети, и мы будем иметь хлеб в достатке, то я никогда ни за что не выброшу лишний кусочек хлеба. Вот так научила меня война ценить фронтовой хлеб и беречь его в мирные дни….
4-й ученик:
А вот другое письмо: К хлебу у нас должно быть святое отношение… А я часто вижу, как одновременно с пищевыми отходами в мусорный контейнер выбрасывается хорошие куски хлеба. Считаю, что мы должны передать нашим детям уважение к хлебу – главному богатству нашей страны. Как это лучше сделать? Думаю, только одним путем – прививать детям трудолюбие, добиваться, чтобы они знали, сколько труда вкладывают в него люди, какими усилиями достаются булки и пряники. Чем больше будут знать о хлебе, чем дороже он будет для них
5-ученик
Однажды экономисты подсчитали, во что обходится в масштабе страны всего лишь одна выброшенная корка хлеба весом 100г. Потеря хлеба выразить в громадной шестизначной цифре. Чтобы восполнить этот выброшенный хлеб, необходимо примерно 2млн. тонн зерна.
Отношение человека к хлебу - важный показатель его культуры. Кусок в помойном ведре – это издевательство над трудом вообще, и особенно над самым древним и благородным трудом хлебороба, мукомола и хлебопека. Многие это понимают, и все же не секрет, что большое количество хлебных остатков и черствого хлеба ежедневно попадает в отходы. Вряд ли это происходит из-за незнания, как использовать зачерствевший батон или буханку. Известно много способов возрождения утраченной свежести хлеба.
6-й ученик:
Помните, что хлеб через 2-3 дня не утрачивает своих вкусовых качеств. Если же останется немного хлеба, нарежьте его тонкими ломтиками и подсушите в духовке, а зимой – на батареях отопления. Вкусен чай с такими сухариками. Их также можно есть с супом. Если пропустить оставшиеся засохшие куски хлеба через мясорубку, получатся панировочные сухари.
Мы предлагаем вам некоторые рецепты, которыми вы можете воспользоваться дома (каждой команде раздаются рецепты).
Рецепты для хлеба.
Хлеб долго не черствеет, если его хранить в закрытой крышкой стеклянной, фарфоровой или эмалированной посуде, а также в специальных хлебницах, лучше деревянных. Чтобы не плесневел, в хлебницу нужно положить очищенную картофелину, нарезанное яблоко или немного соли.
2.Хлеб лучше хранится, если через каждые 7-10 хлебницу протирать слабым раствором уксуса. Важное условие для хранения хлеба: пшеничный хлеб нужно хранить отдельно от ржаного – при совместимом их хранении ускоряется очерствение хлеба, ухудшаются его вкусовые качества.
Освежить черствый хлеб можно, завернув его во влажную тряпку или салфетку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20-25 минут в не очень горячую духовку.
Черствый хлеб можно освежить также, если его слегка обрызгать водой и поместить в нагретую духовку на 3-5 минут. Такой хлеб надо съедать сразу.
Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Получаются сухарики – настоящее лакомство.
Легко и быстро можно приготовить гренки с сыром. Хлеб нарезать тонкими ломтиками, одну сторону намазать растопленным сливочным или растительным маслом, посыпать тёртым сыром, положить другой стороной на сковородку или противень и поставить в духовку, чтобы слегка зарумянилась.
Из хлеба можно сделать суп. Ржаной хлеб нарезать мелкими кубиками, обжарить в сковородке на сливочном масле. Репчатый лук мелко нарезать, обжарить на сливочном масле до золотистого цвета. Добавить обжаренные хлебные кубики. Жарить вместе, пока лук не станет бронзового оттенка. Переложить всё в кастрюлю, слить в неё масло со сковороды, залить кипящей водой, варить 10 – 15 минут.
А если 200 граммов молотых сухарей из пшеничного хлеба , 200 граммов сливочного масла, 1 яйцо, 1 стакан сахара тщательно смешать, плотно уложить в форму, поставить в холод, то получится хлебный торт. Перед употреблением его надо вынуть из формы, полить фруктовым соком.
Ведущий:
Наше путешествие подходи к концу. Давайте закончим его стихотворением Ирины Токмаковой Что такое хлеб? После слов мы говорим, вы хором говорите Хлеб.
Ведущий:
Только снег сошёл в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим:
Хлеб.
Дети (хором)
Ведущий:
Золотой простор бескрайний.
Там работают комбайны.
Мы говорим:
Дети (хором)
Хлеб.
Ведущий:
Тесто кружится в квашне.
Запекается в огне.
Дети (хором)
Мы говорим:
Хлеб.
Ведущий:
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий
Дети (хором)
Хлеб.
Если мы захотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
(ведущий подносит гостям каравай на блюдце с рушником)
Рецепты для хлеба.
Хлеб долго не черствеет, если его хранить в закрытой крышкой стеклянной ,фарфоровой или эмалированной посуде, а также в специальных хлебницах, лучше деревянных. Чтобы хлеб не плесневел, в хлебницу нужно положить очищенную картофелину, нарезанное яблоко или немного соли.
Хлеб лучше хранится, если через каждые 7-10 дней хлебницу протирать слабым раствором уксуса. Важное условие для хранения хлеба: пшеничный хлеб нужно хранить отдельно от ржаного – при совместном хранении ускоряется очерствение хлеба, ухудшаются его вкусовые качества.
Освежить чёрствый хлеб можно, завернув его на влажную тряпку или салфетку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20-25 минут в не очень горячую духовку.
Чёрствый хлеб можно освежить также, если его слегка обрызгать водой, поместить в нагретую духовку на 3-5 минут. Такой хлеб надо съедать сразу.
Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Получатся сухарики - настоящее лакомство.
Легко и быстро можно приготовить гренки с сыром. Хлеб нарезать тонкими ломтиками, одну сторону намазать растопленным сливочным или растительным маслом, посыпать тёртым сыром, положить другой стороной на сковородку или противень и поставить в духовку, чтобы слегка зарумянилась.
Из хлеба можно сделать суп. Ржаной хлеб нарезать мелкими кубиками, обжарить в сковородке на сливочном масле. Репчатый лук мелко нарезать, обжарить на сливочном масле до золотистого цвета. Добавить обжаренные хлебные кубики. Жарить вместе, пока лук не станет бронзового оттенка. Переложить всё в кастрюлю, слить в неё масло со сковороды, залить кипящей водой, варить 10 – 15 минут.
А если 200 граммов молотых сухарей из пшеничного хлеба, 200 граммов сливочного масла, 1 яйцо, 1 стакан сахара тщательно смешать, плотно уложить в форму, поставить на холод, то получится хлебный торт. Перед употреблением его надо вынуть из формы, полить фруктовым соком.
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
(гости отламывают кусочек хлеба, макают в соль и едят )
Ведущий:
Будем помнить народную мудрость Хлеб в доме – господин, в работе–друг, в дороге товарищ и Хлеб–всей жизни голова. И всегда будем помнить о людях, которые растят хлеб, и низко поклонимся им.