Публикации ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Автор: Медвецкова Марина Николаевна

Гражданско-правовые средства цифровой трансформации: современное состояние и тенденции развития.
В настоящее время одним из ключевых направлений развития современного государства является – цифровизация. Внедрение высоких технологий в основные сферы жизнедеятельности человека стало основополагающим условием экономического роста России, что способствовало формированию новых общественных отношений, новых методологических подходов в понимании правовой действительности, а также новых правовых инструментов, которые призваны решать задачи, связанные с цифровизацией.
Процесс развития информационного общества длительный и непредсказуемый, поэтому вопросы регулирования возникающих в нем правоотношений не потеряют своей актуальности еще долгие годы.
Цифровая трансформация – это не только инвестиции в новые технологии, но и своеобразный преобразовательный процесс, направленный на совершенствование способов осуществления деятельности организаций путем внедрения таких цифровых инструментов, как облачные технологии, интернет вещи, технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности, цифровые двойники, большие данные, новые мобильные средства взаимодействия, чат-боты, искусственный интеллект, RPA (robotic process automation), технологии блокчейн, сервисные платформы, способствуют снижению влияния человеческого фактора, экологических рисков, переводу в электронный вид, так называемой, оцифровке, некоторых действий и операций, приводящей к значительным социально-экономическим эффектам. Масштабная интеграция цифровых решений влечет кардинальное изменение не только структуры организаций и стратегии их развития, работы с клиентами и корпоративной культуры, но и продуктов и услуг. Возникновение новых условий, нового технологического базиса влечет изменение традиционных правовых институтов. Под влиянием цифровых, информационных технологий формируется цифровая экономика и цифровая экосистема, способствующая появлению новых правоотношений, нового направления развития права. В ходе технологической цифровой революции наблюдается переход от виртуального пространства технологических операций и информационных потоков в сети Интернет к реальному воздействию цифровых технологий на экономику, право, социально-культурную сферу и политику.
Цифровое пространство становится не только информационным полем обмена и получения информации, заключенной в сети Интернет, но и превращается в инструмент регулирования экономики, права, политики. Новейшие цифровые технологии наполняют функциональное воздействие права новым содержанием.
Классическое гражданское право адаптируется к применению новых цифровых технологий в правовом регулировании. Создается цифровое право в широком правовом смысле. Это подтверждается созданием специальных законов, определяющих порядок создания цифровых прав, сферы их использования и особенности оборота. Развиваются системы правовых норм различной отраслевой принадлежности.
Кроме этого, развитие цифровых технологий значительно затронуло область юридического урегулирования в целом, и в частности, области гражданско-правового урегулирования. В качестве наиболее яркого проявления в области цифровой трансформации нужно указать процесс сближения между вещными и обязательственными компонентами субъективных прав, состоящих из особенностей цифровых объектов. В результате процесса цифровизации видоизменяются все основные элементы правового режима – объекты прав, субъективные гражданские права и нормативные средства, формируются цифровые сделки, новые виды имущества, цифровые объекты (криптовалюты, биткоины, цифровые права, токены, базы данных, а также иные виртуальные объекты), которые могут расцениваться объектами как вещных, так и обязательных прав при условии наделения их свойствами вещей либо действий. Цифровое имущество рассматривается как типичный вариант нематериальных благ, относящихся к собственности участников гражданского оборота как в качестве объекта собственности, так и в качестве иных вариантах субъективных прав.
Цифровизация породила большое количество новых объектов, обладающих экономической ценностью и специфическими особенностями, что, в свою очередь, потребовало пристального и детального внимания в сфере правового регулирования. Все чаще стали говорить о цифровой экономике, цифровом праве, о появлении, возможно, в самом ближайшем времени, цифровой политики. Актуальным стало решение вопроса о необходимости выделения категории цифровых объектов как самостоятельного вида объектов гражданских прав или распространения на них режимов существующих объектов. Российское законодательство стало адаптироваться к условиям широкого использования цифровых технологий. В законодательных актах среди объектов гражданских прав, наряду с вещами появились и цифровые права.
Цифровые права на цифровые объекты обладают потенциальной или действительной экономической ценностью, а также экономическим содержанием и относятся к категории имущественных гражданских прав. Таким образом, имущественные цифровые права являются оборотоспособными и вовлечены в гражданский оборот, который осуществляется посредством внесения последовательных записей в цифровой реестр или иную технологию, которые устанавливают наличие или переход цифрового права правообладателя. В зависимости от характера правоотношений и вида объекта цифровые права могут быть обязательственными (возникшими из договорных обязательств), корпоративными (токены), интеллектуальными (интеллектуальные права) и иными (возникшими из кредитно-расчетных правоотношений – криптовалюта, из деликтных обязательств – причинение имущественного и репутационного вреда, и др).
В экономике 21 века появляется новое явление - цифровые активы, которое используется максимально широко и включает в себя все виды виртуальных и электронных активов, независимо от того, как они называются или классифицируются регулирующими органами, это и различные виды криптовалют, токенов, а также виртуальные активы. В целях защиты прав интересов людей и государств, да и как любое новое явление в мире, цифровые активы требуют правового регулирования, не принятия одного закона, а даже создания системы правового регулирования общественных отношений, связанных с применением цифровых активов.
Данное новое явление финансового рынка не только способствует развитию цифровых технологий, но и может быть использовано для совершения различных преступлений, например, мошеннических действий, ухода от уплаты налогов и легализации преступных доходов. Все это создает проблему их правового регулирования, поскольку требуется применение множества моделей правового регулирования в зависимости от субъектов, совершающих сделки с ними и цели совершения указанных сделок.
Итак, цифровизация преобразует характер деятельности субъектов права и объемы их правоотношений, порождает новые формы принятия управленческих решений и ответственности за их неисполнение, обозначает проблемные темы юридической природы технического (электронного) правового акта и его места в системе правового регулирования, ставит вопрос о возможностях и пределах автоматизации права. Внедрение современных цифровых технологий формирует новые реалии для человека, общества и государства, значительно видоизменяет уже существующие. Технологии больших данных, искусственного интеллекта, беспилотный транспорт, цифровая медицина, виртуальные среды общения создают обширные возможности для развития нового экономического уклада, международного сотрудничества и конкуренции. Но необходимо учитывать и то, что резкое ускорение погружения человека в цифровую среду не только способствует развитию новых возможностей для государства и бизнеса, но и несёт с собой новые, очень серьёзные угрозы и риски, как для прав и интересов человека и гражданина, так и для государственного суверенитета, остающегося необходимым условием реализации прав и свобод человека.
Поэтому процесс цифровизации должен протекать с должным вниманием к праву, с учетом прогнозов возможных социальных рисков и моделирования последствий экономики.
Информационное (цифровое) пространство стало средой современной жизни и деятельности для граждан, общества в целом, бизнеса и власти, наряду с наземной территорией, воздушным и водным пространством, поэтому все отношения и деятельность в новом цифровом пространстве нуждаются в правовом регулировании.Разработка и принятие нормативных правовых актов, подзаконных актов, документов стратегического планирования и иных документов в рамках цифровой трансформации, внедрение новых цифровых технологий не должны отменять или умалять права и свободы человека и гражданина, закрепленные действующим законодательством Российской Федерации.
Список литературы.
1.Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
2.Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-ФЗ "О внесении изменений в ч. 1-3 ст. 1124 ч. III ГК РФ" // СЗ РФ, 25.03.2019, N 12, ст. 1224.
3.Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ" // СЗ РФ, 05.08.2019, N 31, ст. 4418.
4.Постановление I ААС от 13.03.2020 № 01-АП-5933/18 по делу № А43-34718/2017.
5. Зайцева О. В. Гражданско-правовые средства цифровой трансформации: современное состояние и тенденции развития // Актуальные исследования. 2022. №31 (110). С. 26-28. URL: (дата обращения:16.10.2022)
6. Зорькин В. Д. Право будущего в эпоху цифр: индивидуальная свобода или сильное государство? // РГ. 2020. № 83. С.137