Публикации Программа наставничества в СПО

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа наставничества в СПО
Автор: Яковенко Юрий Александрович

Министерство образования Сахалинской областиГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Сахалинский промышленно-экономический техникум»Программа наставничества в ГБПОУ «СПЭТ»Южно-Сахалинск, 2022 г.Пояснительная запискаНастоящая программа наставничества в ГБПОУ «Сахалинском промышленно-экономическом техникуме (далее – Программа) разработана с целью достижения результатов федеральных и региональных проектов «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности среднего профессионального образования)" и "Успех каждого обучающегося" национального проекта "Образование" во исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. N Р-145 о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.Образовательный процесс ГБПОУ «СПЭТ» характеризуется следующими успехами и проблемами: Техникум как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. В свою очередь, изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи, поставленные на новом этапе развития. Внедрение Целевой модели позволит создать условия для максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемых, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации, а также для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся 15-20 лет, и педагогических работников, включая молодых специалистов. Задачами внедрения Целевой модели в ГБПОУ «СПЭТ» являются: раскрытие потенциала каждого наставляемого; преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров; адаптация обучающегося в новом учебном коллективе; повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в программах поддержки, академических и профессиональных соревнованиях, проектной и внеучебной деятельности, профориентационных программах, стажировках; создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации); формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т.д.); формирование предпринимательского потенциала, наставляемого (проактивное мышление, практикоориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.), в том числе через участие в проектных конкурсах и акселерационных программах; создание условий для осознанного выбора профессии обучающимся и формирование потенциала для построения успешной карьеры; адаптация преподавателя в новом педагогическом коллективе; плавный «вход» молодого преподавателе и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов.− формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ГБПОУ «СПЭТ», в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его обучающимися.I. Общие положения1.1. Программа наставничества (далее – программа) в (наименование образовательного учреждения, далее – ГБПОУ «СПЭТ») разработана на основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", утвержденной Президентом РФ 04.02.2010, Распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», Письма Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"), Уставом ГБПОУ «СПЭТ» и определяет порядок организации наставничества в техникуме.1.2. Программа разработана на основании Типовой формы программы наставничества проектной группой ГБПОУ «СПЭТ», принята на заседании педагогического совета ГБПОУ «СПЭТ», согласована с Студенческим советом ГБПОУ «СПЭТ», утверждена руководителем.1.3. Разработка и реализация Программы в ГБПОУ «СПЭТ» основывается на следующих принципах: «не навреди» предполагает реализацию программы наставничества таким образом, чтобы максимально избежать риска нанесения вреда наставляемому. Никакие обстоятельства или интересы наставника, или программы не могут перекрыть интересы студента; обеспечения суверенных прав личности предполагает диалогичность, недопущение покушений на тайну личности, какого-либо воздействия или обследования обманным путем; индивидуализации направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для личности собственной траектории развития. Принцип подразумевает реализацию программы наставничества с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей, наставляемых с целью развития целостной, творческой, социально адаптированной, здоровой личности; легитимности, согласно которому деятельность по реализации программы наставничества должна соответствовать законодательству РФ; равенства предполагает реализацию программы в обществе, где признается право на культурные, национальные, религиозные и другие особенности; аксиологичности ориентирует на формирование привлекательности законопослушности, уважения к личности, государству, окружающей среде, безусловном основании на общечеловеческих ценностях, являющихся регуляторами поведения; научности предполагает реализацию в ГБПОУ «СПЭТ» научно обоснованных и проверенных технологий; системности предполагает разработку и реализацию программы наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов; стратегической целостности определяет единую целостную стратегию реализации программы наставничества, обусловливающую основные стратегические направления такой деятельности; комплексности предполагает согласованность взаимодействия педагогов образовательной организации, специалистов иных структурных подразделений, участвующих в реализации программы наставничества; личной ответственности предполагает ответственное поведение наставника по отношению к наставляемому и программе, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующего опыта. 1.4. Значимыми для позитивной динамики образовательной, социокультурной, спортивной и иных сферах деятельности в планируемый период формами наставничества являются: «студент-студент», «студент-ученик», «преподаватель-студент».1.5. Планируемые результаты реализации программы наставничества:- измеримое улучшение показателей ГБПОУ «СПЭТ» в образовательной, культурной, спортивной и других сферах; - рост числа обучающихся, успешно прошедших профориентационные и иные мероприятия; - улучшение психологического климата в ГБПОУ «СПЭТ» как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и «экологичных» коммуникаций на основе партнерства; - практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий и личностного подхода к обучению; - измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций; - привлечение дополнительных ресурсов и сторонних инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ региона и иных образовательных организаций благодаря формированию устойчивых связей между ГБПОУ «СПЭТ» и бизнесом, потенциальному формированию эндаумента и сообщества благодарных выпускников. II. Организация деятельности ГБПОУ «СПЭТ» по внедрению Целевой модели 4.1. Реализация Программы представляет собой поэтапную работу на «внутреннем контуре» внутри ГБПОУ «СПЭТ» и «внешнем контуре» партнеры ГБПОУ «СПЭТ». Она отражается в «дорожной карте».4.2. Инструмент реализации Программы – базы наставляемых и наставников. Формирование баз осуществляется куратором во взаимодействии с классными руководителями, родителями/законными представителями несовершеннолетних обучающихся, педагогами и иными педагогическими работниками техникума, располагающими информацией о потребностях педагогов и обучающихся как потенциальных участников Программы. 4.3. Персонифицированные данные из базы наставляемых хранятся в ГБПОУ «СПЭТ». 4.4. Этапы реализации Программы.Таблица 1. Этапы реализации программы наставничества в ГБПОУ «СПЭТ»III. Реализация целевой модели наставничества 5.1. На этапе подготовки условий для запуска Программы предусматриваются следующие мероприятия информационно-просветительского характера для студенческого сообщества и ближайшего социокультурного окружения ГБПОУ «СПЭТ».На этапе завершения Программы предусмотрено следующее итоговое событие: - подведения итогов программы;- итоговый концерт;- церемония награждения. 5.2. Исходя из образовательных потребностей ГБПОУ «СПЭТ» определены следующие формы наставничества, подлежащие внедрению: «студент-студент», «студент-ученик», «преподаватель-студент». 5.3. Описываются указанные в п.5.2. формы наставничества. Каждой форме дается характеристика по указанной в Целевой модели схеме ролевых моделей (цель, задачи, ожидаемый результат, описание участников, схема реализации в виде таблицы с указанием этапов, соответствующих им мероприятий, предполагаемых сроков и ответственных). ГБПОУ «СПЭТ» вправе вносить свои собственные ролевые модели, исходя из актуальных задач развития.VI. Мониторинг эффективности реализации Программы6.1. Мониторинг эффективности реализации Программы понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о Программе и/или отдельных ее элементах.Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность представлять, как происходит процесс наставничества, каковы изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:1)оценка качества реализации Программы;2)оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамики образовательных результатов. Методика проведения мониторинга и анализа его результатов содержится в Приложении 4 Целевой модели.6.2. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы тандемов/групп «наставник-наставляемый». Мониторинг помогает отследить важные показатели качественного изменения в ГБПОУ «СПЭТ», динамику его показателей социального благополучия, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах. Цели:1)оценка качества реализуемой Программы;2)оценка эффективности и полезности Программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.Задачи:сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);обоснование требований к процессу реализации Программы, к личности наставника;контроль процесса наставничества;описаниеособенностейвзаимодействиянаставникаинаставляемого(группы наставляемых);определение условий эффективной программы наставничества;контроль показателей социального и профессионального благополучия.По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOT- анализ реализуемойпрограммы наставничества. Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты.Результатом первого этапа мониторинга является аналитика реализуемой Программы: ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников Программы.6.3 Второй этап мониторинга позволяет оценить мотивационно-личностный, компетентностный, профессиональный рост участников и положительную динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт, характера сферы увлечений участников, в соответствии с учебной и профессиональной успешностью и адаптивностью внутри коллектива. Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по итогам прохождения программы. Все зависимые от воздействия программы наставничества параметры фиксируются дважды. Цели: 1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы для наиболее эффективного формирования пар наставник-наставляемый. 2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса. 3. Анализ и корректировка сформированных стратегий образования тандемов. Задачи:
  • выявление взаимной заинтересованности сторон;
  • научное и практическое обоснование требований к процессу наставничества, к личности наставника;
  • экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных выше требований к личности наставника;
  • определение условий эффективного наставничества;
  • анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок в соответствии с результатами.
  • сравнение характеристик образовательного процесса «на входе» и «выходе» реализуемой программы
  • Результаты второго этапа мониторинга являются материалами отчета в виде статистического анализа собранных данных (выделение значимых корреляционных связей и различий, качественное описание проведенной математической обработки, визуализация в графической форме).Результатом второго этапа мониторинга является оценка и динамика: развития гибких навыков, необходимых для гармоничной личности; уровня мотивированности и осознанности участников в вопросах саморазвития и профессионального образования; степени включенности обучающихся в образовательные процессы организации; качества адаптации молодого специалиста на потенциальном месте работы, удовлетворенности педагогов собственной профессиональной деятельностью, а также описание психологического климата в техникуме.V. ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1.Характеристика контингента .Приложение 2.«Дорожная карта» реализации Целевой модели наставничества в ГБПОУ «СПЭТ»на ______гг.Целевые показатели:В результате реализации программы наставничества обеспечен охват данными программами:1) обучающихся:не менее 10% в 2022 году;не менее 20% в 2023 году;не менее 30% в 2024 году;не менее 50% в 2025 году;не менее 70% в 2026 году;2) педагогических работников:не менее 10% в 2022 году;не менее 20% в 2023 году;не менее 30% в 2024 году;не менее 50% в 2025 году;не менее 70% в 2026 году.Приложение 3.Примерная форма базы наставляемыхПримерная форма базы наставников