Публикации Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста
Автор: Маннанова Альбина Ралифовна

Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста
Педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. На процесс становления связной речи влияет ряд факторов. Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В.Эльконина - является наглядность [3, с. 364].
Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений; составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов; заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, скороговорок и т.д.; составление рассказов по картинам.
Мнемотехника - в переводе с греческого - искусство запоминания. Она позволяет систематизировать имеющие знания и непосредственный опыт детей, установить причинно-следственные связи (с опорой на образы памяти), формирует умение составлять план высказывания. На создание плана высказывания еще неоднократно указывал психолог Л.С. Выготский, подчеркивая важность последовательного размещения в предварительной схеме высказывания.
Мнемотаблица – это схема, графическое или частично графическое изображение, в которую заложена определенная информация. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит любую текстовую информацию.
Мнемотехника представляет собой систему методов и приемов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. У авторов, изучающих дошкольную педагогику (В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Л. Н. Ефименкова, Т. А. Ткаченко) можно увидеть различные названия мнемотехники: сенсорно-графическая схема, предметно-схематическая модель, блоки-квадраты, схема составления рассказа [5]. Мнемотехника обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, а также способствует развитию речи [1].
Цель при использовании мнемотехники: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Задачи: учить правильно лексически и грамматически оформлять речевые высказывания; обогащать словарный запас детей, развивать связную речь: учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения; обучать анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказа текста; преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации); обучать детей правильному звукопроизношению; развивать ассоциативное мышление; развить основные психические процессы: зрительное и слуховое внимание и память, образное мышление.
Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста в настоящее время становится все более актуальным, но малопрактикуемым среди педагогов ДОО.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. В структуру мнемотаблиц входят квадратики, в которые на основе образных средств, сенсорных эталонов, различных символов и знаков вводится содержание текста изучаемого произведения. В зависимости от возраста ребенка – ему предлагается уже заполненная таблица (квадраты), либо таблица составляется совместно с ребенком, либо ребенок заполняет квадраты самостоятельно и пользуется их содержанием при рассказе.
Использование мнемотаблиц способствует развитию навыка обобщения, что позволяет формировать базу для совершенствования образного мышления, воображения, памяти, способности к замещению и пространственному моделированию. Эта способность является фундаментальной особенностью человеческого ума. В связи с этим, для развития у ребенка воображения, способности к различным преобразованиям, умения находить взаимосвязи, необходимо учить его читать графическую аналогию [6]. Детям легче усвоить ассоциативные связи с любимыми известными и понятными сказочными героями, выполнить игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию ребенка. С учетом возрастных особенностей детей, работу необходимо начинать с простых, известных сказок: Курочка Ряба, Репка, Колобок.
Для детей среднего дошкольного возраста используют цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: трава - зеленая, солнце – жёлтое, небо - синее.
В старших группах можно изобразить персонажа в графическом виде: лиса состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.). Для детей старшего возраста схемы создают в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы.
Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа: 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2. Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь делать это самостоятельно.
Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, то есть мы постепенно подходим к обучению монологической речи.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.
В заключении отметим, что, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Список информационных источников
1. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
2. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 2001. – 96 с.
4. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2003. – С. 358-369.
5. Омельченко Л. Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники. ФГОС. Издательство: Учитель, 2015 г.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
7. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Детство-пресс, 1999.
8. Усенко Ю.В. Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника//Дошкольная педагогика. – 2013. – №7. – С.18-19.
9. Полькова Н.Н., Ефанкина О.А. Особенности использовании мнемотаблиц для развития связной речи старших дошкольников: стать в сборнике науч. конференции Череповецкие чтения-2013, 2014. – С. 152-154.
10. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие. - СПб, 2009.