Публикации «С гордостью о России» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа патриотической направленности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «С гордостью о России» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа патриотической направленности
Автор: Потапова Наталья Васильевна

СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы……………………………………………………………………….. ..3
HYPER13HYPERLINK \l "_Toc35940839"HYPER141. Комплекс основных характеристик Программы6
1.1. Пояснительная записка6
1.2. Цель и задачи программы7
1.3. Учебно-тематический план 8
1.3.1. Содержание учебно-тематического плана10
1.4. Прогнозируемые результаты реализации Программы.15
2. Комплекс организационно–педагогических условийHYPER13 PAGEREF _Toc35940853 \h HYPER1416HYPER15
2.1. Календарный учебный графикHYPER13 PAGEREF _Toc35940854 \h HYPER1416HYPER15
2.2. Условия реализации ПрограммыHYPER13 PAGEREF _Toc35940855 \h HYPER1416HYPER15
2.3. Формы аттестацииHYPER13 PAGEREF _Toc35940856 \h HYPER1417HYPER15
2.4. Диагностические и оценочные материалы......................................................17
2.5. Методические материалы.HYPER13 PAGEREF _Toc35940858 \h HYPER1417HYPER15
3. Список литературы19
Приложения23
HYPER15
Паспорт программы
Наименование
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа С гордостью о России
Автор-составитель (разработчик)
Потапова Наталья Васильевна
Направленность
патриотическая
Уровень освоения содержания
базовый
Цель:
формирование и развитие у воспитанников патриотического самосознания, гражданственности, безграничной любви к Родине, к своему народу, соблюдения своих конституционных прав и обязанностей.
Задачи:
- дать воспитанникам основы знаний о Государственных символах Российской Федерации;
- расширить у воспитанников знания о роли богатырей в важных исторических событиях Российского государства;
- познакомить с современным вооружением ВС Российской Федерации;
- формировать навыки дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
- развивать патриотизм, чувство ответственности и любви к Родине.
- воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, городу, родному краю.
Возраст воспитанников
7 -14 лет
Год разработки
2022 г.
Срок реализации
1 год
Планируемые результаты:
Знают:
- Государственные символы Российской Федерации;
- роль известных богатырей в важных исторических событиях Российского государства;
- историю зарождения российской армии;
- современное вооружение ВС Российской Федерации, средства индивидуальной защиты.
- историю современной России;
- права и обязанности детей.
Умеют:
- объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание;
- различать проявление героизма в поступках и подвигах;
- соблюдать этические нормы поведения, культуру общения.
Владеют:
- сформированным сознанием чувства любви к своему народу и гордости за свое Отечество;
- нравственной потребностью в служении народу и Отечеству;
- сформированным сознанием уважения к историческому прошлому России в целом и своего родного края в частности.
Нормативно-правовое обеспечение разработки, утверждения Программы
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (от 29.05.2015 г. № 996-р);
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022г. № 678-р;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. № 28, вступившие в силу 01.01.2021 г. Об утверждении СанПиН 2.4 3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Законом Об образовании в Кемеровской области редакция от 03.07.2013г. № 86-ОЗ;
- Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.10.2018 № 484-р О реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Кемеровской области;
- Уставом МКУ СРЦН Уютный дом.
1. Комплекс основных характеристик Программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа С гордостью о России имеет патриотическую направленность.
Программа разработана в соответствии с требованиями законов, нормативно-правовых актов, организационных и методических документов, регламентирующих образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам.
Содержание программы соответствует современным требованиям к воспитанию детей – социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
Актуальность программы обусловлена тем, что проблема военно-патриотического воспитания подрастающего поколения выносится на первое место государственными органами власти, создаются различные программы по этому роду деятельности, также в связи с тем, что современная молодежь очень далека от элементарных проявлений патриотизма, разрушается сознание гражданственности и любви к Отечеству.
Новизна
Патриотическое воспитание предполагает сочетание новых подходов к воспитанию патриотизма с устоявшимися формами патриотической работы воспитанников. Новые формы работы: исследовательская работа в музейных фондах, викторины по истории России и г. Новокузнецка, творческие конкурсы, конференции. Сотрудничество с местными отделениями Союза ветеранов Афганистана и Совета ветеранов войны и труда, музеями помогает на примере подвигов земляков, исторических фактов прививать гордость, любовь и уважение к родной земле.
Педагогическая целесообразностьпрограммы состоит в усилении воспитательной функции образования и организации эффективного гражданского образования на основе социокультурных и исторических достижений народа России, а также культурных и исторических традиций родного края.
Краткая характеристика целевых групп.
Предусматривает обучение детей 7-14лет.
Наполняемость группы: 15 человек.
Воспитанники знакомятся с понятием патриотизма, узнают о первых патриотах-богатырях, знакомятся с историей зарождения армии, углубляют знания о ВС РФ, закрепляют основы патриотического воспитания.
Уровень обучения по программе С гордостью о России - базовый.
Объем и сроки реализации программы.
Обучение по программе рассчитано на 34 учебных недели.
Объём учебных часов – 68 часов.
Срок реализации программы - 1 год.
Режим занятий - 2 часа в неделю.
Указанный в программе учебно-тематический план является примерным. В течение года возможны дополнения и коррективы в учебно-тематическом планировании.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование и развитие у воспитанников патриотического самосознания, гражданственности, безграничной любви к Родине, к своему народу, соблюдения своих конституционных прав и обязанностей.
Задачи:
дать воспитанникам основы знаний о Государственных символах Российской Федерации;
расширить у воспитанников знания о роли богатырей в важных исторических событиях Российского государства;
познакомить с современным вооружением ВС Российской Федерации;
формировать навыки дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
развивать патриотизм, чувство ответственности и любви к Родине.
воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, городу, родному краю.
1.3. Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы. Темы.
Всего
часов
Теоретические
часы
Практические
часы
68
26
42
1
Введение.
1
1
0
Богатырь – символ патриотизма – 4 часа
2
Былины и их герои
2
1
1
3
Патриотизм в исторических песнях
1
0
1
4
Богатырские устои
1
0
1
История зарождения армии – 2 часа
5
История зарождения российской армии
2
1
1
Любовь к Родине – 17 часов
6
Люби и знай родной свой край. Моя малая Родина
5
1
4
7
Достопримечательности моего города
2
0
2
8
Национальные символы России
4
1
3
9
Природная сокровищница России
3
1
2
10
Культура родной страны
3
1
2
Моя семья – 6 часов
11
Без корня и полынь не растёт. Мое родословное древо
2
1
1
12
История моего имени и фамилии
1
0
1
13
Семейные праздники и традиции
2
1
1
14
Семейная этика
1
0
1
Они умирали за Родину – 12 часов
15
Начало Великой Отечественной войны
4
1
3
16
Блокадный Лениград
2
1
1
17
Победа! Победа! Победа!
2
0
2
18
Вечная память и вечная слава…Узникам концлагерей….
1
1
0
19
Великая Отечественная война в истории моей семьи
1
1
0
20
Афганистан – ты моя боль…
2
0
2
ВС РФ-защитники нашего Отечества – 7 часов
21
Виды ВС, рода войск, Предназначение.
4
1
3
22
Национальная безопасность и ВС.
1
1
0
23
Воинский долг Родине служить
2
1
1
Патриот, он же гражданин…- 3 часа
24
Язык – приоритет государства
1
1
0
25
Толерантность и межнациональные отношения.
1
1
0
26
Конституция РФ-главный закон страны!
1
0
1
Гражданственность – 10 часов
27
Я-гражданин России!
2
1
1
28
Права ребенка
2
1
1
29
Обязанности школьника
2
1
1
30
Нарушение законов и наказание
2
1
1
31
Религиозность
2
1
1
Символы государства Российского -6 часов
32
Герб, гимн, флаг. Из истории…
2
1
1
33
Символы воинской части
1
1
0
34
Боевое знамя
1
1
0
35
Ордена - почетные награды
2
0
2
Заключение
1.3.1 Содержание учебно-тематического плана
Введение в курс Программы– 1 час.
Введение. Ознакомление с программой, целями и задачами курса. Диагностика уровня знаний. Знакомство с понятиями патриотизм, героизм.
Богатырь – символ патриотизма - 4 часа.
2. Былины и их герои.
Теория. Просмотр презентации Богатыри земли русской. Обсуждение. Ответы на вопросы.
Практика. Конкурс рисунков Богатырская застава.
3. Патриотизм в исторических песнях.
Практика. Разучивание и исполнение песни Богатырская наша сила.
4. Богатырские устои и традиции.
Практика. Игровая программа 33 богатыря.
История зарождения армии – 2 часа.
5. История зарождения российской армии.
Теория. Просмотр презентации История возникновения армии. Обсуждение, ответы на вопросы.
Практика. Просмотр художественного фильма Контрактник.
Любовь к Родине-17 часов
6. Люби и знай родной свой край. Моя малая Родина.
Теория. Просмотр Путешествие по Кузбассу, обсуждение.
Практика. Экскурсия в краеведческий музей. Составление кроссворда Краеведы. Экскурсия в сквер имени маршала Жукова. Интеллектуальная игра Край родной Кузбасс.
7. Достопримечательности моего города.
Практика. Экскурсия в музей-заповедник Кузнецкая крепость. Выставка рисунков Достопримечательности Новокузнецка.
8. Национальные символы России.
Теория. Просмотр презентации Символика России: истоки и современность.
Практика. Роспись матрешки из глины. Выставка русского народно-прикладного творчества. Чаепитие по-русски.
9. Природная сокровищница России.
Теория. Тематический урок Заповедники России.
Практика. Интеллектуальная игра В мире природы. Экскурсия на экологическую тропу Чертов мост.
10. Культура родной страны.
Теория. Просмотр презентации История, культура и традиции русского народа. Обсуждение, ответы на вопросы.
Практика. Проведение русских народных игр. Экскурсия в Драматический театр.
Моя семья – 6 часов.
11. Без корня и полынь не растет. Мое родословное древо.
Теория. Беседа-рассуждение Моя родословная.
Практика. Составление родословного древа.
12. История моего имени и фамилии.
Практика. Сочинение на тему Сказка о моем имени, почему меня так назвали.
13. Семейные праздники и традиции.
Теория. Просмотр презентации Праздники и традиции.
Практика. Ролевая игра Семейные традиции. Обыгрывание воспитанниками традиций в семье.
14. Семейная этика.
Практика. Просмотр видеофильма Семейные ценности. Рассуждение на заданную тему.
Они умирали за Родину – 12 часов.
15. Начало Великой Отечественной Войны.
Теория. Информационный час По страницам истории. 1941. Начало….
Практика. Просмотр фильмов о войне. Экскурсия в Мемориал-музей боевой и трудовой славы кузнецких металлургов. Изготовление праздничных открыток.
16. Блокадный Ленинград.
Теория. Просмотр презентации Блокадный Ленинград. Размышление на заданную тему.
Практика. Встреча с ветеранами ВОВ.
17. Победа! Победа! Победа!
Практика. Выставка рисунков Салют, Победа!. Экскурсия к вечному огню на Бульвар Героев.
18. Вечная память и вечная слава…Узникам концлагерей…
Теория. Просмотр информационного видеоролика Освенцим. История, о которой нельзя забывать.
19. Великая Отечественная Война в истории моей семьи.
Теория. Беседа-обсуждение Бессмертный полк.
20. Афганистан – ты моя боль…
Практика. Встреча с ветеранами боевых действий в Афганистане. Просмотр художественного фильма Кандагар.
ВС РФ – защитники нашего Отечества -7 часов.
21. Виды ВС, рода войск, предназначение.
Теория. Просмотр презентации Армия России.
Практика. Урок стройподготовки. Рисование Я военный. Квест – игра Лучший военный отряд.
22. Национальная безопасность и ВС.
Теория. Беседа Родина и ее национальная безопасность.
23. Воинский долг Родине служить.
Теория. Час истории День защитника Отечества.
Практика. Военно-спортивная игра Защитники Отечества.
Патриот, он же гражданин – 3 часа.
24. Язык – приоритет государства.
Теория. Тематический урок Русский язык – государственный язык России.
25. Толерантность и межнациональные отношения.
Теория. Просмотр презентации Толерантность: гармония межнациональных отношений. Обсуждение вопросов.
26. Конституция РФ – главный закон страны!
Практика. Встреча с помощником прокурора. Беседа Наш главный закон – конституция.
Гражданственность – 10 часов.
27. Я – гражданин России!
Теория. Просмотр презентации Я человек! Я гражданин!. Ответы на вопросы.
Практика. Разучивание и исполнение песни Я гражданин России.
28. Права ребенка.
Теория. Просмотр презентации Права ребенка. Обсуждение вопросов.
Практика. Изготовление своими руками буклета Мои права.
29. Обязанности школьника.
Теория. Просмотр видеоролика Обязанности школьников. Школа – наш дом второй. Обсуждение данной темы.
Практика. Интеллектуальная игра Права и обязанности школьника.
30. Нарушение законов и наказание.
Теория. Просмотр видеоролика Нарушение законов и наказание. Рассуждение на заданную тему.
Практика. Встреча с представителями местного отделения полиции.
31. Религиозность.
Теория. Просмотр фильма Традиционные религии России.
Практика. Экскурсия в Спасо-Преображенский собор.
Символы государства Российского – 6 часов.
32. Герб, гимн, флаг. Из истории…
Теория. Информационный час Главные символы страны. Ответы на вопросы викторины.
Практика. Разучивание и исполнение флешмоба За Россию.
33. Символы воинской части.
Практика. Встреча с сотрудником военкомата.
34. Боевое знамя.
Теория. Просмотр видеоурока Боевое знамя – символ воинской чести, доблести и славы. Обсуждение темы.
35. Ордена – почетные награды.
Практика. Экскурсия в Краеведческий музей. Встреча с ветеранами боевых действий.
1.4. Прогнозируемые результаты реализации Программы.
В результате изучения программы воспитанники
Знают:
- Государственные символы Российской Федерации;
- роль известных богатырей в важных исторических событиях Российского государства;
- историю зарождения российской армии;
- современное вооружение ВС Российской Федерации, средства индивидуальной защиты;
- историю современной России;
- права и обязанности детей.
Умеют:
- объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание;
- различать проявление героизма в поступках и подвигах;
- соблюдать этические нормы поведения, культуру общения.
Владеют:
- сформированным сознанием чувства любви к своему народу и гордости за свое Отечество;
- нравственной потребностью в служении народу и Отечеству;
- сформированным сознанием уважения к историческому прошлому России в целом и своего родного края в частности.
2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график

Год обучения
Объем выполнения программы
Количество недель
Количество учебных занятий
Режим работы
в неделю
1
1 год
68 часов
34
68
2 раза в неделю по 1 часу
Количество учебных недель в каждом модуле – 34, общее количество часов – 68. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. В каникулярное время занятия проходят в форме экскурсий, акций, походов, выездных мероприятий, конкурсах, досуговых программ, соревнований и викторин.
2.2. Условия реализации Программы
В рамках реализации программы предусматривается материально-техническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов освоения образовательной программы.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
Дидактические материалы: наборы плакатов с символами страны, края, села; портреты участников ВОВ, известных богатырей; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы; плакаты, журналы, природные материалы (дерево, листва, глина), бумага, клей, ножницы, костюмы для праздников, детская справочная литература.
Техническое оснащение: проектор, экран, видео – диски, магнитофон,
компьютер.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: мультимедийные презентации по темам программы, электронные пособия. Использование ресурсов Интернета.
Применяемые технологии:
Личностно-ориентированное обучение
Здоровьесберегающие технологии
Новые информационно (компьютерные) технологии
Технологии проектной деятельности
2.3. Формы аттестации.
Беседа
Викторина
Конкурс рисунков
Анкетирование
2.4. Диагностические и оценочные материалы.
Перечень диагностических методик, позволяющих определить достижения учащимися планируемых результатов, представлен в Приложении № 1.
2.5. Методические материалы.
Формы обучения:
очная
В организации образовательного процесса программы используются методы:
- объяснительно-иллюстративный (образное, эмоциональное изложение материала, т.е. объяснение, сообщение, беседа или рассказ педагога сопровождается демонстрацией наглядного материала в виде схем, репродукций литературы и т.д.);
- поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа учащихся с выполнением различных заданий на занятиях, в походах и военно-спортивных играх и т.д.);
- метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела (участие в соревнованиях, фестивалях песни патриотической направленности, молодёжных играх, спартакиадах, конкурсах строевой и инсценированной песни, рисунков, стихотворений и др.);
- метод контроля: качество усвоения программы (соревнования турнирного типа в личном и командном зачётах, участие в районных и областных конкурсах и т.д.);
- метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предлагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания (семинары-практикумы, диспуты, тренинги, посещение музеев, проведение викторины по истории родного края, Отечества).
Формы организации занятий:
теоретические и практические занятия,
тематические уроки,
конкурсы и викторины,
информационные часы,
уроки мужества,
встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими,
экскурсии в музеи,
различные игры, знакомящие подростков с жизнью и деятельностью войск.
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированное обучение;
Здоровьесберегающие технологии;
Новые информационно (компьютерные) технологии;
Технологии проектной деятельности.
Список литературы для педагога
1. Абдулкаримов Г.Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности / Г.Г. Абдулкаримов // Дополнительное образование. 2002. - № 2. - С.49-54.
2. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка к детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: издательство НПО МОДСК, 2012. – 416 с.
3. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г.Асмолов. М.: Смысл, 2000. - 255с.
4. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М.: ВЛАДОС, 2010. - 180 с.
5. Белинской Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2010. - 208 с.
6. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход в деятельности современных образовательных систем. Р-на-Д.: Феникс, 2012. - 62 с.
7. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: Учитель, 2006.
8. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО. - 2003. - Т.8. - Вып. 14. - 208с.
9. Возрождение и сохранение традиций духовно-нравственного воспитания [Текст]: методическое пособие / авт.-сост. Л.Д. Соломенко, С.В. Данилов, И.В. Цветкова, В.Е. Морозов. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 120 с.
10. Володина, Т.В. Личностные ресурсы педагогов по преодолению трудных жизненных ситуаций: диагностика и развитие [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.В. Володина, Н.В. Калинина. – Ульяновск : УИПКПРО, 2013. – 144 с. – ISBN 978-5-7432-0737-4
11. Воспитание ребёнка в приёмной семье [Текст]: учебно-методическое пособие / под ред. Л.П. Шустовой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 100 с.
12. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001.- № 9.
13. Голев А.Г. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклассников. Пятигорск : ПГЛУ, 2006. - 56 с.
14. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников. - 2002. – № 7.
15. Григорьев Д.М. Педагогическая поддержка культурной толерантности старшеклассников / Д.М. Григорьев // История Первое сентября. – 2002. - № 7. - С. 11-14.
16. Громова О.И. Трудное слово толерантность: Оно обозначает еще более сложное понятие "терпимость" / О.И. Громова // Библиотека в школе. -2001. -№ 3. -С.2-4.
17. Егорычева И.Д. Центр социально-психологической помощи подросткам как образовательное учреждение. Цели, задачи, особенности организации, некоторые итоги работы // Мир психологии. 2008 - № 1. - С.260-276.
18. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 9.
19. Исмаилов Ш.И. Педагогика дружбы народов, веротерпимости, патриотизма / Ш.И. Исмаилов // Педагогика. 2000. - № 2. - С. 107-108.
20. Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. № 9. - 2013.
21. Качкина Т.Б. Школьный музей: от теории к практике [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.Б. Качкина, А.А. Качкина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 168 с.
22. Качкина, Т.Б. История культуры России ХХ века: схемы, таблицы, тесты [Текст] : учебное пособие для подготовки к ЕГЭ / Т.Б. Качкина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 148 с.
23. Кривцова, Н.С. Старшеклассник и выбор профессии [Текст]: методические рекомендации / Н.С. Кривцова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 36 с.
24. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий гражданственность и гражданское воспитание в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006.- № 9.
25. Линц X., Степан А. Государственность, национализм и демократизация // Полис. 2007. - № 5. - С. 61-74.
26. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы//Педагогика. - 2009. - № 4.- С. 3-10.
27. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая. - М.: 5 за знания,2006.
28. Методическое обеспечение учебного курса Основы светской этики в школе [Текст]: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Л.А. Кулагина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 96 с.
29. Никандров Н.Д. Ценности как основа социализации и воспитания // Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: 2010. -С. 15-33.
30. Овчинникова Ю.В. Единство разных / Материалы по формированию толерантного сознания // Школьная библиотека. 2013. № 2. - С. 25-30.
31. Организация внеурочной деятельности в школе [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 40 с.
32. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
33. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
34. Педагогический вестник Разговор о главном…. Выпуск № 3. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования [Текст]: педагогический вестник / под ред. М.А. Фахретдиновой. — Ульяновск: УИПКПРО, 2013. — 92 с.
35. Педагогический вестник Разговор о главном…. Выпуск № 4. Модульно-компетентностный подход к организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС [Текст]: педагогический вестник. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 80 с.
36. Петренко, Е.Л. Воспитательная деятельность классного руководителя [Текст]: учебное пособие / Е.Л. Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 100 с.
37. Петренко, Е.Л. Диагностика состояния воспитательной системы школы на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности [Текст]: методические рекомендации / Е.Л. Петренко, М.В. Антонова, Т.А. Коннова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. – 40 с.
Приложение 1
Анкета Патриот
Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответов.
Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контент-анализа (по частоте встречаемости ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20 минут.
Цели анкетирования:
– определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму;
– определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций старшеклассников;
– определить градацию личностных качеств, входящих в понятие патриот.
Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________
Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.
I. Считаете ли вы себя патриотом?
1. Да;
2. Нет;
3. Частично;
4. Не знаю.
II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?
1. Школа;
2. Родители;
3. Окружающие люди, друзья;
4. СМИ;
5. Органы власти;
6. Другое ______________________.
III. Как вы для себя определяете понятие патриот?
_________________________________________________________________________________________________________________
IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие патриотизм?
1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;
2. Непримиримость к представителям других наций и народов;
3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;
4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;
5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;
7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;
8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;
9. Другое _____________________________________________.
IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие патриотизм, в чем причина вашего непонимания?
1. Нет желания;
2. Нет возможности;
3. Считаю это не актуальным.
V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.
1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните).
2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас.
– активная деятельная жизнь __________
– жизненная мудрость __________
– – здоровье (физическое и психическое) __________
– интересная работа __________
– красота природы и искусства __________
– любовь (духовная и физическая) __________
– материальное обеспечение жизни __________
– наличие хороших и верных друзей __________
– общественное признание __________
– познание (образование, кругозор) __________
– продуктивная жизнь __________
– развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) __________
– развлечения __________
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) __________
– счастливая семейная жизнь __________
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) __________
– творчество (возможность творческой деятельности) ________
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) __________
– аккуратность (чистоплотность) __________
– воспитанность (хорошие манеры) __________
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) __________
– жизнерадостность __________
– исполнительность __________
– независимость __________
– непримиримость к недостаткам в себе и других __________
– образованность __________
– ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) __________
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) __________
– смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) __________
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) __________
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) __________
– честность (правдивость, искренность) __________
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) __________
– чуткость (заботливость) __________.
VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?
1. Умение ценить настоящую дружбу;
2. Готовность помочь другу в трудную минуту;
3. Взаимопонимание;
4. Честность, порядочность, принципиальность;
5. Приятная внешность;
6. Хорошие манеры;
7. Умение модно одеваться;
8. Сила воли;
9. Смелость;
10. Решительность;
11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;
12. Интерес к политике;
13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;
14. Наличие денег на всякие расходы;
15. Способности.
VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения:
1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.
2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.
VIII. Закончите предложения.
1. Каждый из нас верит…
2. Каждый из нас имеет…
3. Каждый из нас готов…
4. Подвиги героев заставили нас задуматься…
5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…
6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…
Анкета Что такое Армия?
1.Чем для тебя является служба в Армии?
2.Хочешь ли ты служить в Армии. Почему?
3.Какой должен быть срок службы в Армии?
4.Как далеко от нашего города ты хочешь служить?
5.Боишься ли ты дедовщины?
6.В каких войсках хотел бы служить?
7.Какой, по – твоему, должна быть Армия?
8.Хотят ли родители, чтобы ты служил?
Анкета Патриотические ценности молодежи
1. Кем Вы себя в большей степени ощущаете? (отметьте нужный вариант ответа)
а. Жителем своего города, района
г. Гражданином мира
б. Гражданином России
д. Другой вариант
в. Европейцем
2. Согласны ли Вы с утверждением Я хотел бы родиться и жить не в России
а. Да, согласен(-на)
в. Затрудняюсь ответить
б. Нет, не согласен(-на)
3.Как Вы считаете, нужно ли сегодня в нашей стране уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодежи?
а. Нужно
в. Затрудняюсь ответить
б. Не нужно
4. С Вашей точки зрения, какую часть россиян можно назвать патриотами?
а. Большинство
г. Никого
б. Половину
д. Затрудняюсь ответить
в. Меньшинство
5. Есть ли что-то такое, чем Вы как гражданин России могли бы гордиться? (возможны несколько вариантов ответов)
а. Победа в Великой Отечественной войне
д. Природные богатства страны
б. История страны
е. Положение России в мировом сообществе
в. Культурное наследие
ж. Другой вариант
г. Принадлежность к своей национальности
з. Гордиться нечем
6. Одни считают, что патриот должен и любить Родину, и гордиться ею; другие считают, что патриот может только любить Родину, а гордиться ею не обязан. Какая точка зрения, первая или вторая, Вам ближе?
а. Первая
в. Затрудняюсь ответить
б. Вторая
7. Как Вы оцениваете свои возможности соблюдать обычаи и традиции своего народа?
а. Оцениваю достаточно высоко, стараюсь соблюдать
в. Не хочу следовать традициям
б. Оцениваю средне, соблюдаю лишь отчасти, т.к. полностью соблюдать сложно
8. Как Вы считаете, воспитывается или не воспитывается сегодня патриотизм в школе?
а. воспитывается
в. не знаю
б. не воспитывается
9. Как Вы считаете, воспитывается или не воспитывается сегодня патриотизм СМИ?
а. воспитывается
в. не знаю
б. не воспитывается
10. Как Вы считаете, воспитывается или не воспитывается сегодня патриотизм в семье?
а. воспитывается
в. не знаю
б. не воспитывается
11. На Ваш взгляд, нуждается ли молодежь в подготовке к армейской службе?
а. Да
г. Нет
б. Скорее да, чем нет
д. Затрудняюсь ответить
в. Скорее нет, чем да
3