Публикации «Школа наставничества молодого педагога»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Школа наставничества молодого педагога»
Автор: Бердникова Елена Георгиевна

«Школа наставничества молодого педагога»Бердникова Е.Г., заместитель директора по УВР р.п. Ильиногорск, Володарского района, Нижегородской областиОбновление содержания образования, ориентация на новый тип педагогического мышления, который соответствует социокультурным вызовам современной эпохи – это те черты современного мира, которые должны отобразиться на профессиональной характеристике становления личности педагога. В жизни каждого педагога профессиональное становление занимает важное место. Окончить педагогический вуз под силу многим, но стать педагогам дано не каждому. Педагогическое образование, конечно же, дает огромный багаж теоретических знаний предмета, методики преподавания, но непредвиденные педагогические ситуации, индивидуальные особенности детей, умение принимать правильные педагогические решения - совсем иное. С первых дней школьной практики у молодых педагогов возникают различные проблемы: переживание неуверенности в своей профессиональной подготовке, плохая дисциплина на уроках, не умение разрешать конфликтные ситуации. И вот здесь начинающему педагогу будет просто необходима помощь более опытного педагога, который станет для него наставником. Для решения этой проблемы в нашей школе создана «Школа наставничества молодого педагога», деятельность которой направлена на профессиональную адаптацию, саморазвитие и повышение уровня профессионального мастерства молодых педагогов. Для работы «Школы наставничества молодого педагога» заместителем директора по учебно-воспитательной работе Бердниковой Еленой Георгиевной было разработано и внедрено в практику работы методическое сопровождение молодых педагогов по вопросам дидактики, психологии, методики преподавания учебного предмета, методики воспитания. Кроме того, за каждым молодым педагогом закреплен опытный учитель-наставник той или иной предметной области. Молодые педагоги, объединенные в «Школе наставничества», проходят три этапа профессионального становления. На первом этапе «Адаптация в профессии» проводятся диагностические мероприятия по выявлению проблем и затруднений у молодых педагогов, на основе чего составляется индивидуальный образовательный маршрут. Кроме того, молодые педагоги изучают основные нормативные документы системы образования РФ, учатся правильно работать со школьной документацией, проектируют рабочие программы, технологические карты уроков. Тренинговые занятия помогают молодым педагогам правильно выстраивать взаимодействия с родителями, учениками, коллегами, решать конфликтные ситуации.На втором этапе «Творческий поиск» молодой педагог приобретает профессиональный опыт, развиваются качества личности, необходимые для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности. Постояннодействующий интерактивный семинар «Внедрение современных образовательных технологий на уроках и во внеурочное время» мотивирует педагогов на проектирование учебных занятий с использованием проектно-дифференцированного обучения, модульного обучения, технологии развития критического мышления, электронных образовательных ресурсов, а также с использованием средств образовательного центра «Точка Роста». На этом этапе молодые педагоги дают открытые уроки и воспитательные мероприятия, учатся их анализировать, выявляют проблемы практики, делают выводы, корректируют собственный индивидуальный образовательный маршрут. Вместе с тем, увидеть самому свои ошибки, определить их причины, наметить пути для их преодоления, работать в дальнейшем над их устранением – это самый эффективный путь к овладению профессиональным мастерством. И здесь конечно же не мало важна роль педагогов-наставников, которые помогают преодолеть трудности, возникающие в деятельности молодых педагогов. Мастер-классы, педагогические мастерские, фестивали открытых уроков от наставников – формы обучения взрослых, которые позволяют не только повысить профессиональную компетентность молодых педагогов, но и на основе рефлексивной самоорганизации перестроить собственную деятельность на высокий результат обучения.Третий этап «Индивидуализация профессиональной деятельности» безусловно – это результат работы первых двух лет становления молодого педагога. На этом этапе важна роль заместителя директора по учебно-воспитательной работе, которая активно работает с наставляемыми по вопросам участия молодых педагогов в аттестационных процедурах, в конкурсах профессионального мастерства. Лаборатория актуального педагогического опыта, педагогические мастерские, практико-ориентированные семинары, квесты, педагогические советы мотивируют молодых педагогов к презентации первого собственного опыта. Распространение педагогического опыта поддерживается на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях. Молодые педагоги становятся призерами и победителями муниципального конкурса профессионального мастерства «Профи» в номинациях «Дебют», «Классный руководитель», «Педагог дополнительного образования», всероссийских конкурсов методических разработок учебных занятий и занятий внеурочной деятельности, авторами методических публикаций. Учащиеся молодых педагогов становятся участниками и победителями олимпиад, творческих конкурсов различного уровня «Фестиваль английской культуры», «Оранжевое солнце», «Живая классика»; успешно выступают на научно-практической конференции «Путь в науку», качественно готовят детей к государственной итоговой аттестации.Начинающие педагоги успешно проходят аттестацию, получают высокую оценку своей педагогической деятельности.Нашей гордостью является и то, что за последние 10 лет в родную школу вернулись работать более 5 выпускников педагогических вузов. А это значит, что лучшие традиции школы живут, будут жить и качественное образование будет обеспечено еще не одному поколению Ильиногорцев.«Школа наставничества молодого педагога» завершает свою работу подведением итогов деятельности каждой пары «наставник-наставляемый» или группы в целом в формате групповой рефлексии, а также проведением открытого публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения лучших наставников.