Публикации
Проект "Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе русской культуры".
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе русской культуры".
Автор: Шумилова Людмила Григорьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе русской культуры".
Автор: Шумилова Людмила Григорьевна
МБДОУ №22 ПроектНравственно - патриотическое воспитание детей на основе русской культуры». Для воспитанников 5-7 лет. Составила: Шумилова Л. Г. Воспитатель II коррекционной смешанной дошкольной группы п. СтепнойЦель проекта:1. Формирование нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе русской культуры.2. Воспитание гражданина и патриота своей малой Родины. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию. Задачи:Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному краю, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа. Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта. Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, родителям, другим людям. Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям казачества, праздникам. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее. Участники проекта: Дети старшей и подготовительной к школе группе, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования. Предполагаемый результат данного проекта Развитие интереса к истории Историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; Расширение кругозора воспитанников; Развитие творческого мышления у детей Преобразование предметно-развивающей среды группы; Оптимизация сотрудничества с родителями; Вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, помощь в формирование правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом. Дети должны знать и называть:Свою нацию, русскую культуру, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины, и столицу – края, их достопримечательности, знать флаг, герб, гимн России и края. Называть представителей других национальностей, населяющих наш край, село. Уважать их культуру и традиции. Должны знать природу России, края, научиться любоваться ею, бережно относиться к ней. Испытывать любовь и привязанность к родному краю, дому, семье, дорожить своей семьей, домом. Основные направления реализации проекта:История Кубани: знакомство с прошлым: рассказ об основном населении Кубани до переселения казаков, об одном из первых поселений казаков – Екатерининском, которому суждено было стать столицей казачьего края, проведение открытого занятия «Жизнь, традиции и обычаи Кубанских казаков». Родное село: дети узнают историю своего села и казачества в целом, знакомятся с обычаями, языком, одеждой, бытом жителей кубанских станиц, с особенностями воспитания маленьких казачат. Беседы о Гражданской войне на Кубани, о Великой Отечественной войне, о героях –станичниках, экскурсии к памятным местам, проведение праздников: «День защитников Отечества», «9 мая- день Победы», «Моя малая Родина». Кубань – житница России: расширение представления о родном селе, о видах труда в промышленности и сельском хозяйстве, рассматривание изображений сельскохозяйственной техники. Мир природы: знакомство с климатом, растительным и животным миром Кубани, наблюдения за сезонными изменениями в природе и труде взрослых, воспитание любви к природе. Кубань в стихах и в прозе: знакомство с творчеством поэтов и писателей Кубани. Возрождение культуры: местные традиции, народные предания, фольклор, обрядовые праздники «Масленница» и т. д., художественные и кустарные ремесла, кубанская символика – беседы, встречи с ветеранами, выставки работ детей и родителей. Введение. « Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» С. Михалков. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Именно сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, Родина. Дети испытывают дефицит знаний о своей семье, родном крае, стране, особенностях русских традиций. Одной из проблем современного образования является то, что в процессе воспитания утрачена историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения. Они испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций. Чтобы избежать этого, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения детей уже с младшего возраста.Актуальность темы: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство. Ш. А. Амонашвили говорил «В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни…» Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности, создание атмосферы доброжелательности, доверия и любви. Формы его проведения – круг, пожелания и благодарения, приветствия, игры. Важно научить ребенка прощать и просить прощения, поддерживать товарища, помогать ему, находить выход из сложившейся ситуации, а не смеяться над ним. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, городом. На этом этапе происходит знакомство детей (чтение, рассказы, беседы) с историями, сказками, притчами. Предлагаются вопросы для обсуждения. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем крае, селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Здесь предлагаются игры, разыгрывание нравственных этюдов, небольших сценок. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Непременное условие успешности формирования нравственно- патриотических ценностей – это любовь педагога к детям. Без этого воспитанники не научатся любить окружающих, заботиться о них. Интегрированное занятие«Жизнь, традиции и обычаи Кубанских казаков».Цель: 1. Дать детям знания о жизни, традициях и обычаях Кубанских казаков. 2.Формировать нравственно- патриотическое воспитание детей на основе русской культуры. 3.Воспитывать положительное отношение к духовно –нравственным ценностям и желание поступать в соответствии с ними.Дети под фонограмму казачьей песни входят в зал.Вед. Ребята, вы сейчас услышали народную песню, как вы думаете, кто поет эту песню? (казаки).-Правильно, эту песню поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки, первыми поселившиеся на Кубани, умели храбро воевать и жить честно. Мы сегодня собрались, чтобы вспомнить песни, танцы, игры и обычаи казачьи, чтобы не канули они в веках, а остались в памяти детей и внуков.-На наш праздник мы пригласили Атамана Дмитриенко Дмитрия Александровича и ансамбль казачьей песни. - Мы просим провести смотрины наших хлопцев и девчат, да посвятить их в казачата, так как хотим, чтобы они как отцы и деды стали защитниками и хранителями Кубани родной.Атаман: Достойное дело. Надо устроить смотрины, чтоб узнать, доросли ли эти бравые хлопцы, да гарные дивчины до казачьей силы и умения, годятся ли они в казаки.Вед. А сейчас ансамбль казачьей песни познакомит нас с казачьими песнями.Исполнение песен.Вед. Понравились вам эти песни? Вот сейчас мы и начнем наши смотрины.- Семьи у казаков были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. И сильны семьи были тем, что каждый в семье имел свои обязанности. Женщины выполняли свои обязанности, а мужчины – свои. Из вас растут будущие казаки и казачки. И сейчас мы посмотрим, как вы знаете свои настоящие и будущие обязанности.- Кто охраняет нашу Родину? (казаки)- Кто ведет домашнее хозяйство? (казачки)- Кто пашет и засевает широкие кубанские поля? (казаки)- Кто поет своим детям колыбельные песни? (казачки)- Кто раздольные кубанские песни поет? (казаки и казачки)- Кто готовит вкусный кубанский борщ? (казачки)- Кто ухаживает за лошадьми? (казаки)- Кто печет вкусный кубанский каравай? (казачки)- Молодцы, много вы узнали о казачьей жизни. А самым главным в семье было почитание родителей. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. Обращались к отцу и матери только на «Вы». Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни. Правила в семьях строго выполнялись, но это не значит, что родители не любили своих детей. Они их любили и заботились о них, играли с ними и пели песни. Вот мы сейчас с вами поиграем в одну из любимых казачьих игр.Игра «Бег в мешках».Вед. А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.Дети. 1. Казак в беде не плачет. 2. Атамана из плохого казака не получится. 3. Казак без службы - не казак. 4. Где враг, там и казак. 5. Конь казаку – лучший друг. 6. Казак без коня, что солдат без ружья.Вед. Наши деды и прадеды всегда славились песнями и танцами. А вы знаете казачьи песни? Дети: Да!Песня «Казачья папаха».Вед. У казачек существовали свои женские праздники, которые проходили на женской половине дома. Эти семейные праздники сопровождали «первый шаг», «первый бантик», «первый платочек». Было заведено на каждый праздник «задаривать» девочку подарками. Но не следует считать, что жизнь маленькой казачки была сплошным подарком. Девочки начинали работать с самого раннего детства: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С 5 лет учились шить, вязать, вышивать, ведь из девочки должна вырасти хозяйка дома.Танец «Девочки с рушниками».Вед. Ребята, как вы думаете, кто для казака был верным другом?Дети: Конь был верным другом казака.Вед. У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде, а сколько песен сложено казаками о своем верном друге!Песня. «Кони вороные».Вед. А сейчас в играх предлагаю показать мальчикам сноровку.Игра: «Напои коней».Вед. Приглашаю всех ребят на веселый перепляс.Танец: «Казачий».Вед. Подошло время девочкам показать свою сноровку. Дочки помогали своим мамам смотреть за малышами и конечно умели запеленать ребенка.Игра: «Запеленай куклу».Вед. Молодцы, хорошо справились со своими обязанностями. А еще казачки знали много песен, ведь песня – отрада для души казака. В народе говорили: «Злой песен не поет». А если песню любят, значит живут с открытой душой. А ну, девчата, запевай.Песня: «Дочка казака».Вед. Умницы девочки, настоящие казачки: умные, веселые, трудолюбивые, добрые. А вы знаете, каким должен быть будущий казак?- Сильным, смелым, храбрым, надежным, справедливым. Вот такие казаки охраняли нашу родину. Ведь большую часть жизни проводили казаки на службе, в боях и в походах. Пора хлопцам поиграть, свои косточки размять.Игра: 1.»С саблями» 2. «Дозорный». 3. «Силачи».Вед. Видно, что наши ребята вырастут лихими и добрыми казаками. Еще один обычай у казаков был – посвящение в казачата. А это сделать мы попросим нашего гостя - Атамана.Атаман: Вот, дети, древний наказ наших предков – казаков, его должен знать и в сердце своем хранить каждый казак и не только в сердце хранить, но и свято выполнять.Наказ для казаков:- Всем будущим казакам следует узнать науку – науку побеждать.- Помни и, знай свое славное прошлое, своих дедов и прадедов, продолжай их дело с усердием.- Будь терпелив в трудах и не унывай от неудач.- Люби Кубань родную и землю русскую.- Почитай мать родную и отца своего, заботься о них.- Меж собой живите ладно, песни пойте складно.Наказ для казачек:- Уважай и люби родителей своих. Навек запомни – ближе их нет никого.- Будь всегда добра, ласкова, трудолюбива.- Береги обычаи сторонушки кубанской.- Меж собой живите ладно, песни пойте складно.-Как знак принадлежности к казачеству мы вручаем вам грамоты с «казачьим наказом». Не опозорьте плохим или дурным делом наш казачий род и свое родное село. (Вручение грамот Атаманом).Вед. Всегда, возвращаясь из военного похода, уставшие, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели песни и веселились. Давайте и мы сейчас споем песню.Песня: «Краснодар, Кубань, Россия»Список литературы:Ковалева Г. А. «Воспитание маленького гражданина» -М.:ТЦ е, 2006,-64с Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2008 г. Под ред. Н. В. Микляевой «Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2013.-144с. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2004 Занятия по патриотическому воспитанию в д/саду /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. М., 2011. Приложение:Стихи, пословицы, поговорки, загадки, физкультминутки, подвижные и хороводные игры. Физкультминутки РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ СОЛОМКАВырастут в поле и рожь и пшеница.Их обмолотят — соломка родится.Руки коснутся её золотые,И появляются словно живыеСильный наездник и конь златогривый,Гордый олень и телёнок бодливый,И с золотою короной девица.Вот ведь какая она непростаяЭта соломка, совсем как живая!В руки возьмет лишь её мастерица —Сразу она в чудеса превратится! ПЕТУХАх, красавец — петушок!На макушке — гребешок,А под клювом-то бородка.Очень гордая походка:Лапы кверху поднимает,Важно головой кивает. ***Солнце цветам помогает расти,Солнышку нужно поярче светить!К солнышку тянется стебелёк,И за листком вырастает листок.Вот и прекрасный цветок распустился,Солнце, и дождик, и руки мои.Вместе цветку подрасти помогли! ЖАТВАЖесткая щетинка, пяток не коли,Что осталось в поле — подбери с земли,Каждый спелый колос, каждое зерно,Чтоб душистым хлебом стало и оно. Б. Токмакова КОЛОС Золотое поле, спелый колосокНе роняй ты зёрен на сухой песок. Беспокойным ветрам не давай зерна,Каждая пригоршня Родине нужна. Е. Трутнева ВЕСНОЙНа зорьке румянойШиповник проснулся.Он каждым листочкомК заре потянулся.А зорька к немуПотянулась в ответ,Бутоны окрасилаВ розовый цвет Т. ГолубОДУВАНЧИКИЯ бегу, а у дорогиОдуванчики стоят.Ну такие недотроги:Дунь — и к небу полетят. В. БардадымПОДСОЛНУХИЭто не зонтики,Это не солнышки,Это на ножках зелёныхПодсолнушки.Греют на солнцеПодсолнухи спины,Осенью зёренПодарят корзины. Т. Голуб ОДУВАНЧИКОдуванчик золотистыйПревратился в шарПушистый.Ветерок слегкаПодул,Пух куда-тоУпорхнул!Где пушинкаУпадёт,Там на следующий ГодОдуванчик расцветёт! Т. Голуб ***Ой, как засмеялось подсолнечное поле! Под лазурным небом — тысяча светил,Зацвели подсолнухи на степном раздолье:Цвет их золотистый степь позолотил... И. Варавва ***Высокие травы-муравы,растёте вы, травы, на славу!Зелёные скинув рубашки,белеют-желтеют ромашки,Краснеют нарядные маки,как в новых одеждах казаки.И словно разливы реки,небесная синь — васильки... В. Бакалдин ***У лета в корзинеАрбузы и дыни,Черешни и сливы,Подсолнух — на диво!В лесу на опушкеКукуют кукушки,Кукуют кукушкиНа весь белый свет.И кажется, этоОт щедрого лета,От доброго летаСердечный привет Т. Голуб ***На Кубани много лета, много хлеба.Словно дыня, закатилось солнце в небо.И клюют его, клюют со всех боков,Как гусыни стаи белых облаков. К.Обойщиков.В зной, в ненастье вырастал,Только слабым он не стал,Силу, вкус и запах хлебаБез него б я не узнал. В. Нестеренко ***На Кубани пахнет летоПрилетевшим с моря ветром,Сочной сладкою клубникой,огурцами, ежевикой,Разогретой лебедой,Мятою и резедой,щедрым дождиком грибнымИ укропом молодым,Грушей в розовых накрапах...А какой же главный запах? Слышали, как за станицейПахнет солнышко пшеницей? Т. Голуб КОЛОСОК Наступил уборки срок,Строен, крепок, невысок В золотом пшеничном полеКаждый колосок.В зной, в ненастье вырастал,Только слабым он не стал,Силу, вкус и запах хлебаБез него б я не узнал. В. Нестеренко ***А над Кубанью тополя,И вётлы в три обхвата,И всё поля, поля, поляДо самого заката.…Пшеница шепчется с дождёмИ смотрит на дорогу.Взбежало лето на подъёмИ спелый колос трогает.И в каждом зёрнышке – поляИ вётлы в три обхвата,И в каждом- щедрая земляС восхода да заката. Т.Голуб ОСЕНЬОсень, осень... Огненная птица.Лист багряный в воздухе кружится.Падая у ног моих, шуршит.Словно шепчет мне он: «Не спеши.Посмотри вокруг, как все прекрасно:Россыпь трав и щебетанье птиц.Радости как будто нет границ!..» К. Обойщиков ***В небесах высоких таетОдинокий тонкий луч,Улетают птичьи стаи,Прилетают стаи туч. В. Нестеренко СЕНОКОСЗдравствуй, сень-сенокосЧто с собою ты принёс?Жаркий труд людей умелых,Разговоры острых кос.Расскажи-ка, сенокос,Что ещё с собой принёс?Ароматы трав сушеных И сверканье звонких рос!Сено-сено-сенокос!А хорош ли твой укос?Накосил бурёнкам сено —Вот какой огромный воз! В. Нестеренко *** Зима пришла непрошено,Наутро запорошилаВсе улицы снежком.Привет, пора весёлая!Готовь быстрей коньки,А рядом с нашим садиком,Растут снеговики. В. Нестеренко ***Снег блестящий,Снег хрустящийЗаметает наш порог,И зовёт гулять звенящий,В степь летящий ветерок! Т. Голуб ЗИМАОпять деревья побелели И ветер с севера подул.Опять поют в полях метели...Устав от лета, пруд уснул.Сады покрылись сединою,Снежок рассыпчатый хрустит. Сосульки виснут бахромою,И солнце льдинкою блестит... Т. Голуб ПОСЛОВИЦЫ О ХЛЕБЕХлеб-батюшка, вода-матушка.У кого хлеб родится, тот всегда веселится.Худ обед, когда хлеба нет.Хлеб всему голова.Потрудиться — так и хлеба поесть. ЗАГАДКИ Весною — травкой шелковистой, Летом — нивой золотой, Ну а зимнею порою — Аппликацией, игрою, Сухая очень, ломкая, Зовут её... (Соломка) Не море, а волнуется. (Поле) Золотист он и усат, В ста карманах сто ребят. (Колосок) ПРИМЕТЫ О ПРИРОДЕБудет дождик или нет —У цветов найду ответ.Если утром ноготки Сжали венчики-цветки уЗначит, дождь пойдёт опятьНужно зонт с собою взять. ***Если же глаза до солнцаШироко раскрыл вьюнок —Тут никто не ошибётся,Будет солнечный денёк. Т. Голуб Народные приметы. Кубанские народные игрыИгра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.Данные кубанские игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине.По содержанию кубанские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один – за всех и все – за одного»), ответственности, смелости, находчивости.В кубанских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.Эти четкие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения и никогда не стареет.Объясняя новую кубанскую игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит из от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. в конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. СОДЕРЖАНИЕ:1. «Передай подкову»2. «Сбей шапку»3. «Плетень»4. «Кривой петух»5. «Защити курень»6. Напои лошадку»7. «Роман, роман....»8. «Тяни в круг»9. «Колесо»10. «Петух» («сон казака»)11. «Перетяжки»12. «Щелчки»13. « Камешки»14. «Золотые ворота» подвижные игры15. «Разбей кувшин»16. «Лихие наездники»17. «Кубанка – шапка казака»18. «Селезень и утка»19. «Брыль (соломенная шляпа с широкими полями)»20. «Конники»21. «Сторожевые»22. «Ляпта»23. «Стадо»24. «Не замай (не тронь меня)»25. «Подсолнухи»26. «Тополек»27. «Птицелов»28. «Малечена – калечена»29. «Достань платок»30. «Казачья»31. «Горшки»32. «Заплетайся плетень» 1. «ПЕРЕДАЙ ПОДКОВУ» На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует. 2. «СБЕЙ ШАПКУ» Под музыку мальчики скачут, имитируя езду на коне по кругу, друг за другом. С окончанием музыки должны быстро сбить шапку с помощью шашки. Выигрывает тот, кому это удается, тогда он приглашает казачку на танец и они пляшут. Затем игра повторяется. 3. «ПЛЕТЕНЬ» Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате, выполняя определенные движения под звуки бубна (подскоки, легкий бег, галоп и т.д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест- накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится. 4. «КРИВОЙ ПЕТУХ» Дети стоят по кругу. Один в центре.Дети: «Кривой петух, на чем стоишь? (На иголочках)А как тебе, не колко? (На подковочках)Дети идут по кругу и поют:Ступай в кут,Там блины пекут,Там блины пекут,Тебе блин дадут.Ребенок стучит ногой об пол. (3 раза)Дети: - Кто там?- Это я, Тарас.Дети: - Лови нас, не открывая глаз.Кого поймал, должен угадать. 5. «ЗАЩИТИ КУРЕНЬ» Подгруппа детей (8-10) стоят вокруг импровизированного куреня на расстоянии 1,5-2м. водящий в центре куреня, у него шашка. У каждого ребенка кольцо из полых резиновых трубок. По команде воспитателя «В курень попади!» дети быстро поочередно бросают кольца, стараясь попасть в курень. 6. «НАПОИ ЛОШАДКУ» Ребенок становится за линию на расстоянии 2-3 м от игрушечной лошадки. Воспитатель дает ему в руки ведерко и завязывает глаза. Малыш должен подойти и напоить ее /подвести ведро к морде лошади/. 7.«РОМАН, РОМАН....» Дети стоят в кругу лицом к центру. Говорят хором:-Роман, Роман - на первое слово, наклонившись, обеими руками вырывают воображаемый сорняк, на второе слово- отбрасывают его в правую сторону от себяВырывай бурьянПовторяются те же движенияЧтоб росла морковкаВоспроизводится посадка семянБольшая, как мутовка,Чтоб росла репкаСладкая и крепкая.Чтоб вырос бобокС большой горшок.На первое ударение на каждой строке правой рукой берут из горсти левой руки семечко, а на второе ударение втыкают его в воображаемую грядку. Берутся за руки и водят хоровод 8. «ТЯНИ В КРУГ» Участники становятся в круг и берутся за руки. Перед носками их ног(в 100см от них) чертится круг. Внутри этого круга чертится второй круг меньшего диаметра (50-60см). Пространство между внутренним и наружным кругом считается запретной зоной.По сигналу ведущего игроки идут по кругу вправо или влево. По свистку шли по команде «тяни» каждый игрок старается втянуть за черту большого круга своего соседа, находящегося справа или слева от него. Однако сам он может также в любой момент оказаться за этой чертой. Поэтому, спасаясь. Игрок может перешагнуть через запрещенное пространство или перепрыгнуть через него, чтобы попасть одной рукой (ногой0 или двумя ногами в меньшей круг. Это остров спасения, и вступивший внутрь этого круга не считается нарушившим правило.Игрок, вступивший хотя бы одной ногой в пространство между большим и малым кругом, выбывает из игры. Та же участь постигает и тех игроков, которые расцепят руки.Когда играющих станет меньше, и они не смогут окружить черту большого круга, все становятся перед чертой малого круга, и тогда игра продолжается. Здесь уже «острова безопасности» нет, и каждый заступивший за черту круга выбывает из игры. 9. «КОЛЕСО» Все участники игры строятся в один большой круг и рассчитываются на шесть и семь. Ведущий выходит на середину круга и дает команду «Направо! Первые номера на меня, остальные за ними в затылок шагом марш!» Выполнив эту команду, участники выстраиваются колоннами лицом к центру круга, образуя как бы «спицы» большого колеса.Один игрок- водящий. Он не имеет своего места в спице и выходит за пределы круга. Его задача занять место в любой шестерке или семерке (количество игроков в спицах не обязательно должно быть равным).Чтобы занять место в одной из колонн, водящий бежит по кругу, огибая спицы. Затем останавливается возле одной из них и дотрагивается до плеча игрока, стоящего в спице последним. Тот передает касание дальше игроку, стоящему впереди, и т.д.Когда первый игрок в колонне почувствует удар, он громко произносит: «Есть!» Водящий, услышав этот сигнал, может произнести слова «беги», или «за мной». Если он крикнул «беги», то игрок, стоящий во главе спицы, устремляется вправо или влево по кругу, огибая все спицы. Все остальные игроки, которые стояли сзади, бросаются за ним, стараясь не отстать, а по возможности и обогнать друг друга.Задача каждого игрока оббежать круг и занять место в колонне, которая должна быть построена на том месте, где стояла раньше. Водящий тоже старается занять место в спице ближе к центру колеса. Тот из игроков, кто окажется последним, остается без места и идет водить. 10. «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА») Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:Кто с утра чертей гоняет,Песни звонкие спивает,Спать мешает казакуИ кричит «Ку-ка-ре-ку»?Один из стоящих в кругу, кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, - забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:Все коровы во двореРазмычались на заре.Не понятно никому,Почему «Му-Му, Му-Му».Стоящий в кругу мычить, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:Вот казак заснул опять,Но не долго ему спать.Утка уточек не зряУчит крякать «кря-кря-кря».Действие повторяется – казак забирает «утку».Надоело казаку«кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».- Я не лягу больше спать,Вас я буду догонять!По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротники», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг. 11. « КАМЕШКИ» Для игры нужно 5 небольших более или менее круглых камешков такой величины, чтобы все они уместились в ладони.Дети, желающие играть. В порядке очередности легким броском рассыпают эти камушки, потом, выбрав один из них, подбрасывают его вверх и в то время, пока он летит вверх и спускается вниз, быстро берут одной рукой камешек и ловят в эту же руку тот, который опускается.Затем, отложив один камешек в сторону, снова бросают оставшийся в руке камушек вверх и берут со стола по одному камешку остальные.Затем камешки раскладывают по 2 штуки и, подбросив один вверх, и берут уже каждый раз по два камешка. После этого ребенок раскладывает камешки так: три вместе и один в стороне. Снова бросает камешек вверх и, пока он летит, берет рукой один камешек, откладывает его, снова бросает находящийся на руке камешек и берет уже три камешка. Наконец он кладет все 4 камешка вместе, бросает пятый вверх и в это время захватывает все 4 камешка. Если ребенок роняет камешек или не успевает захватить лежащие на столе, игра передается следующему, который начинает игру с той фигуры, на которой он останавливается. Выигрывает тот, кто первый выполнит последнюю фигуру. 12. «ЩЕЛЧКИ» От круглой палочки диаметром 1 см воспитатели отрезают 10-15 маленьких кусочков в 1-2 см длиной, которые разрезают вдоль пополам: получаются маленькие ровные кусочки дерева (половинки), которые хранятся в коробочке.Дети в порядке очереди берут эти половинки в пригоршню и рассыпают их по столу. Затем играющий щелчком ударяет один кусочек дерева о другой, лежащий в одинаковом положении (тоже берутся). Тот кусок дерева, в который он попадает, считается выбитым и берется как выигрыш.Половинки, упавшие друг на друга и лежащие в одинаковом положении тоже берутся как выигрыш. Если же во время щелчка половинка задевает за другие половинки или падает на лежащие в неодинаковом положении, то играющий передает очередь в следующем порядке, в том случае он не берет и половинки. Игра продолжается до тех пор, пока все половинки не окажутся выигранными. 13. «ПЕРЕТЯЖКИ» Участники делятся на две команды и становятся на крайних линиях лицом друг к другу. Затем они сходятся на средней черте и, не поворачиваясь, выстаиваются в одну шеренгу так, что каждый играющий одной команды занимает место между двумя играющими другой команды.Участники игры берут друг друга за руки. По сигналу начинают «перетяжки». Каждая команда старается перетянуть всех противников за ту крайнюю черту, где они раньше стояли. Побеждает команда, которой удается это сделать. Если во время «перетяжки» цепь разорвется, то два человека, допустившие разрыв, выходят из игры. 14.«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх – делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.Один из участников игры – водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:В золотые ворота проходите господа:В первый раз – прощается,Второй – запрещается,А на третий раз не пропустим вас!Играющие, руки которых разъединил ведущий, бегут в стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг. 15. «РАЗБЕЙ КУВШИН»Ведущий кладет колесо в центре игровой площадки. На палку, вставленную в спицу колеса, надевается глиняный кувшин. Можно заменить кувшин воздушным шариком, картонной коробкой и др. игрок берет в руки палку, отходит от кувшина на 5-6 шагов. Ему завязывают глаза. Делает несколько оборотов вокруг себя на месте, а затем направляется к кувшину, чтобы его разбить. 16. «ЛИХИЕ НАЕЗДНИКИ» Оборудование: две детские лошадки и 12 резиновых колец.Игра – шутка, в которой участвуют 6-12 человек. Участники делятся на две команды и становятся лицом друг к другу на расстоянии 6-8 шагов. На линии старта, между шеренгами команд, устанавливают коней, к ним привязывают шнур длиной 6-7 метров. Шнур от тележки каждой лошадки идет к катушке, которую держит «жокей» на линии финиша.Остальным участникам раздают равное количество колец разного цвета- каждой команде свой цвет. По сигналу ведущего участники быстро ведут своих коней к финишу. Стоящие в шеренгах должны суметь набросить свои кольца на шеи коня противника. Побеждает команда, приведшая к финишу своего коня и набросившая наибольшее количество колец. 17.«КУБАНКА – ШАПКА КАЗАКА» Ребята делятся на равные две команды. Играющие по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. Надо попробовать ее во время падения одеть на голову или палку. Побеждает та команда, которая меньше уронит кубанок. 18. «СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА» Играющие становятся рядом, рука в руке. Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причем «селезень» догоняет «утку». Стоящие в углу приговаривают:Догони, селезень, утку,Догони, молодой, утку.Поди, утушка, домой,У тебя семеро детей,Восьмой – селезень,Девятая – утка,Десятая – гуска.Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место. 19.«БРЫЛЬ (СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПА С ШИРОКИМИ ПОЛЯМИ)» Игроки сидят по кругу. В центре круга на расстоянии 5-6 см от краяначерчен еще один круг. По команде ведущего: «солнце»,- все руками закрывают глаза . одному из игроков ведущий надевает на голову брыль и сразу говорит:»Тень». Все открывают глаза. Тот, у кого брыль на голове, по этой команде бежит к центру круга. Остальные игроки не должны пускать его во внутренний круг. Если забежал в круг, он становится ведущим, если не успел - выходит из игры. 20. «КОННИКИ» Игроки – «конники» верхом на палках наперегонки устремляются от старта по свистку «атамана» к плетню, который надо преодолевать с помощью палки, пользуясь ее как шестом. Затем перепрыгивают водное препятствие «на коне», не замочив своих ног и «коня», достать палкой с шеста кубанку. Победит тот, кто успешно достигнет цели. 21. «СТОРОЖЕВЫЕ» На площадке выкапывают круглую яму – центральную лунку, а вокруг на расстоянии 5-6 м от центральной лунки маленькие ямки – «лунки».В игре принимают участие 8-10 человек- «сторожевые и один нападающий». «сторожевые» с палками выстраиваются по кругу возле каждой лунки. Находящий находится за кругом с палкой и резиновым мячом. Его задача загнать мяч в центральную лунку. Задача сторожевых этот мяч не упускать. Дается 3-5 попыток. Сторожевые отбивают мяч подальше от центральной лунки. При последней попытке нападающий может занять любую свободную лунку. Тот, чья лунка захвачена становится нападающим. 22. «ЛЯПТА» Один из игроков – водящий, его называют ляптой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то засалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай ее другому!» Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока. 23. «СТАДО» Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:Пастушок, пастушок!Заиграй во рожок!Травка мягкая,Роса сладкая!Гони стадо в полеПогулять на воле!Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры. 24. «НЕ ЗАМАЙ (НЕ ТРОНЬ МЕНЯ)» В игре принимают участие 10-15 человек. Все участники игры, кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат один другого за руки. Они стараются поймать кого-либо из играющих. Игроки, убегая, кричат: «Не замай!»Пойманным считается тот, вокруг кого ведущие сомкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается. Когда все играющие окажутся в одной цепи, игра заканчивается. 25. «ПОДСОЛНУХИ» Игроки стоят в несколько рядов- это «подсолнухи». Один «земледелец» стоит в стороне и запоминает порядок расположения «подсолнухов». По команде ведущего: «Солнышко!», «земледелец» уходит. Два «подсолнуха» меняются местами. К началу считалки «земледелец» появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение. Во время считалки «солнышко» ходит по кругу, а «подсолнухи» постоянно поворачиваются лицом к нему.Считалка: Солнце: Солнце светит!Все: Дождь идет!Солнце: Семечко!Все: Растет! Растет!Солнце: К солнцу тянется росток!Все: Тонкий, тонкий стебелек!Солнце: Небосвод весь обегая,Все: Солнце светит не мигая.Солнце: Земледелец, не зевай,Все: Перемены отгадай! 26. «ТОПОЛЕК» В игре участвуют: ведущий- «тополь», игроки- «пушинки», 3 игрока- «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 м стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии.Ведущий: На Кубани пришла весна,Распушила тополя!Тополиный пух кружится,Но на землю не ложится.Дуйте, ветры, с кручиСильные, могучие!После этих слов налетают «ветры» и «уносят», т.е. ловят «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к тополю. За чертой они недосягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами».Выигрывают те, кто остается около тополя. 27. «ПТИЦЕЛОВ» Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазам. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:В лесу, во лесочке,На зеленом дубочкеПтицы песни поют.Ай! Птицелов идет!Он в неволю нас зовет.Птицы, улетайте!Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птиц, которую он себе выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.Угаданная птица становится птицеловом. 28.«МАЛЕЧЕНА – КАЛЕЧЕНА»Играющие выбирают ведущего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку длиной 20-30 см. все произносят такие слова:Малена – Калена,Сколько часов осталось.До вечера,До зимнего?После слов «до зимнего» дети ставят палочку на ладонь или любой палец правой или левой руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три...десять!». Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку. Ведущий может давать дополнительные задания: походить, присесть, поворачиваться направо, налево, вокруг себя. Детям желательно разойтись по всей площадке и встать как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие для палочки. 29. «ДОСТАНЬ ПЛАТОК»Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого – платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удается, тот и победитель, который становится водящим. Игра продолжается. 30. «КАЗАЧЬЯ» В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик – «боевой конь», верхом на «коне» - командир с красным флажком.Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх.По сигналу воспитателя командир соскакивает с «коня», кладет флажок и становится в общий круг. Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и идут по кругу за командиром. Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в нее. Двое мальчиков, около которых он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня». Выигравший становится командиром. 31. «ГОРШКИ» Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда – «хозяевами». Они становятся за горшками. Один из играющих – водящий – изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:-Почем горшок?Хозяин отвечает:-По денежке.А он не с трещиной?- Попробуй.Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:- Крепкий, давай сговор!«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:Чичары, чичары, собирайтесь гончарыПо кусту, по насту, по лебедю горазду!Вон!Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны и вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший – водящий 32. «ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ» Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» - замкнутый руками круг. Кто – либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так – до полного «сплетения», запутывания. Затем играющие зовут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном соединении. Дополнительный материал.Утренние беседы: «Как много мест у нас хороших»; «Традиции и обычаи в жизни людей»;«О нашем крае»;«О растениях украшающих родной поселок»;«Как я провёл выходной».Экскурсия в «Хату казака»Экскурсия в музей.Экскурсия в парк: «Памятные места нашего поселка».Путешествие по карте Краснодарского края.Рассматривание картины: «Казаки».Знакомство с картинами станичных художников.Рассматривание рисунков, фотографий с изображением различных достопримечательных мест станицы.Рассматривание фотографий принесённых детьми после праздника Дня поселка.Рассматривание рисунков, фотографий с изображением различных салютов, фейерверков и центра станицы при освещении.Фольклор Кубани: разучивание песни «Казачок».Разучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края».Разучивание считалки: «Раз, два, три, четыре – жили мошки на квартире».Викторина: «Кто больше вспомнит пословиц и поговорок».Чтение произведения В. Бакалдина: «На Кубани вырос я»Дидактические игры:«Скажи наоборот»; «Звук потерялся»; «Да – нет» «Хочу другое имя»; «Догадайся сам»; «Как зовут друзей» «Отгадай кто»; «Что лишнее»; «Цифровое лото» «Замочная скважина»; «Не ошибись»; «Выиграй приз» «Один – много»; «Кто есть кто?»; «На что похоже?» «Отгадай, что это»; «Что с начало, что потом»; «Придумай по смыслу»; «Назови крестьянские профессии»; « Живые слова»; «Кто, что делает?» «Определи орнамент»; «Измерим удава»; «Чего не стало?»Сюжетно – ролевые игры: «Скульптор»; «Семья казаков»; «Автопарк» «Как в старину»; «Наездники»; Семья встречает гостей» «Есаул»; «Семья в гостях»; «Машинист»; «Дочки – матери»; «Кладоискатель»; «Праздник»; «Семья на день станицы»; «Кафе» «Телеграф»; «Волшебники»; «Семья»; «Хозяйский двор»; «Швейная фабрика»; «Консервный завод»; «Фабрика»; «Пекарня»; «По магазинам»; «Супермаркет»; «Семья за чаем»; «В театре»; «В музее» Коллективный труд: изготовление бумажного макета: «Новый парк в поселке»Конструирование «Мой поселок. Каким я тебя вижу» Цель: учить строить микрорайон посёлка по чертежам и схемам; работать сообща.Конструирование «Изготовление куклы из соломы» Цель: учить передавать образ фигурки куклы; работать с природным материалом.Аппликация «Моя родная улица» (коллективная) Цель: учить изображать дома в соответствии с выбранным проектом; закреплять умение складывать бумагу на нужное количество частей, ровно разрезать по сгибу; работать сообща; находить взаимопонимание.Лепка «Кубанская посуда» Цель: учить применять разные приёмы лепки из удлиненного цилиндра, ленты; познакомить с различными средствами выразительности при передаче образа.Лепка «Казачка и казак» Цель: сделать фигурки кукол выразительными за счёт их осанки и деталей одежды; голову вместе с туловищем лепить из одного куска.Лепка «Булочка» (хала) Цель: учит лепить булочку переплетая две или три колбаски из теста; совершенствовать умение в лепке баранок; воспитывать навыки аккуратного обращения с тестом.Рисование «Роспись кубанской посуды» Цель: познакомить с кубанскими орнаментами (знак дождя, знак изображения солнца, знак сытости жизни); развивать глазомер, координацию и силу движения, фантазию и воображение.Рисование «Любимый уголок посёлка» Цель: учить самостоятельно (по памяти) изображать любимые сердцу места родного уголка посёлка; воспитывать любовь к родному посёлку, развивать творческое воображение.Рисование «Пастушок» Цель: учить в рисунке передавать эпизод из жизни пастушка; передавать позу персонажа; изображать пастушка в соответствующей одежде; самостоятельно использовать нужные технические приёмы. Аппликация «Путешествие в прошлое» Цель: познакомить детей с природой Кубани в прошлом столетии, воспитывать заботливое и уважительное отношение к родным просторам, обратить внимание на изменения в природе по происшествию времени, научить с помощью объемной аппликации делать природный пейзаж из разных круп, развивать творчество, закреплять умение работать коллективно. Материал: картинки с изображением деревьев и кустарников, ватман, клей, кисти, салфетки, пшено крашенное, манная крупа; опилки. Ход занятия: Воспитатель с детьми отправляется в путешествие во «время наших предков», используя наглядный материал и фотографии, знакомятся с пейзажем. По возвращению из путешествия изготавливают аппликацию «Так было».Лепка «Жилище казаков» Цель: познакомить детей с историей и изменением жилища на Кубани, воспитывать любовь к Родине, интерес к историческому прошлому, вызвать интерес к укладу и быту казаков, познакомить из чего строили хаты, что находилось во дворе, внутри хаты. Учить лепить из соленого теста по заданной теме. Развивать чувство симметрии, умение красиво и правильно оформлять постройку, создавать ее по схеме, воспитывать чувство коллективизма. Материал: фотографии, картины, эскизы жилища казаков, соленое тесто, доски, салфетки. Ход занятия: Воспитатель предлагает отправиться в «гости» в 1794 год. Используя картины и фотографии, знакомятся со станицей, двором, внутренним обустройством хаты казаков. Затем предлагается изготовить жилища-хаты казаков.Рисование «Оформление строений» Цель: знакомить детей с архитектурным строением домов казаков, учить создавать образ, оформляя постройку, закреплять приемы рисования гуашью, краской, учить готовить оттенки. Материал: поделки домиков-хаток, краски, гуашь, вода, кисти, салфетки, палитра, картины хат, образец работы. Ход занятия: Предлагается детям оказаться в мастерской оформителя. Провести оформительские работы с домиками. Конструирование «Прошлое станицы…» Цель: закреплять представление детей о строении хат казаков, располагать постройки согласно предложенному плану, строить по образцу, придерживаться основных прицепов, формировать чувство взаимопомощи в коллективной работе. Материал: поделки жилищ-хаток, мелкие камешки, клей, сплетенная ивовая изгородь, макеты деревьев, мох, пластилин, опилки, план расположения. Ход занятия: Распределить между детьми, кто какое сооружение будет строить, соединяя все в одну большую композицию, выкладывать дорогу из камешков, распределять и соотносить деревья по отношению к домам, выкладывать озеро. Помогать детям в процессе работы. В конце работы рассмотреть композицию, оценить и порадоваться коллективному труду.Рисование « Так стало» Цель: расширять представление детей об архитектурных изменениях, учить соотносить и отображать увиденное, передавать в сюжетном рисунке характерные особенности строений данного времени, закреплять умение работать сообща. Материал: ватман, кисти, акварельные краски, салфетки, простые карандаши, фотографии станицы. Ход занятия: Воспитатель предлагает детям путешествие по станице. Используя открытки и иллюстрации станицы, отправляются осматривать здания, обсуждают, как изменилась станица. По возвращению в группу изображают здания-пятиэтажки, обустроенную современную жизнь. «Моя малая Родина»Цель: познакомить детей с историей Кубани, упражнять в умении составлять рассказ по нарисованным картинкам;- вспомнить стихи, пословицы и поговорки;- учить сравнивать описывать, делать выводы. «Ты, Кубань, ты наша Родина» Цель: познакомить детей с названием Кубань, довести до их понимания, что живут они на кубанской земле; рассказать, кто живет на Кубани; дать понятие «казаки» и «казачки»; выделить столицу Кубани Краснодар; закрепить в речи новые слова; вызвать интерес к казачьей сказке; воспитывать любовь к родному краю. Показать в рисунке цветовую гамму чувств. Методы и приемы: беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, пояснения, обращение к личному опыту, чтение сказки, рассматривание цветных иллюстраций. Словарная работа: Кубань, кубанская земля, Краснодарский край, Краснодар, ст-ца Ленинградская, казак, казачка. Оборудование: альбом с иллюстрациями, книга «Казачьи сказки», «Казачий семейный альбом», альбомные листы, гуашь разного цвета, кисти. Ход занятия:Воспитатель рассказывает стихотворение, о древней земле Кубани, ее местонахождении и населяющих ее людях. Дети задают вопросы. Вос-ль говорит о переселенцах, обычаях кубанцев, их фольклоре, читает сказку, рассматривают иллюстрации, переходят к рисованию. «Родная Кубань» Цель: продолжать знакомить с историческим прошлым Кубани;- продолжать пополнять знания детей о кубанской земле;- воспитывать любовь к родному краю- воспитывать чувство патриотизма, гордость, желание узнать, что-то новое из жизни своих предков. «Название моего посёлка. Его основание» Цель: продолжать знакомить с историей Кубани и основанием посёлка;- совершенствовать знания о своей родном посёлке;- развивать монологическую, связную речь;- умело подбирать определения;- дать представление о возникновении станиц, поселков и хуторов;- совершенствовать знания о своей родном посёлке; воспитывать любовь и бережное отношение к своей малой Родине Развлечение «На встречу истории» Цель: закрепить полученные ранее знания, воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес к кубанскому фольклору и удивительным загадкам прошлого Кубани, расширить запас слов, познакомить с казачьим хором. Материал: конверты с казачьими играми, выставка работ, мешок-сюрприз, фрукты, корзинка, цветок-василек. Ход занятия: Ребенок встречает хор казаков хлебом-солью. Дети смотрят концерт подготовительной группы, песни казачьего хора. Водят хоровод, делятся на две команды и выполняют задания цветка-василька. Беседуют и задают вопросы казакам. Свободные танцы и угощение.Полученный результат:Расширение знаний детей о родном краеРазвитие любознательности и познавательных способностей детейРазвитие творческого воображенияРазвитие коммуникативных навыков: умение работать в группе, договариваться между собой, обращаться к взрослым за помощью, вести диалог и т.д.Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельностиКубанские казачьи сказки Серый конь Служил как-то на Кубани молодой казак необычайной силы, которого звали Иваном. И был у него любимый конь. Конь был весь серого цвета, поэтому и кличку ему дали — Серый. Казак и конь были неразлучными друзьями. Иван всегда ухаживал за Серым, чистил его и убирал за ним. И Серый платил хозяину добром и был до конца предан ему. Однажды в жарком бою турецкая пуля попала коню в шею. Тогда Иван взвалил его на себя и вынес с поля боя. Казаки и турки редко видели человека такой силищи, какой обладал Иван. И когда они увидали, что тот тащит на себе коня, то прекратили стрельбу. Все: и враги, и кубанцы, замерли и наблюдали эту картину.И вот однажды турецкий бей заслал к казакам своего лазутчика, чтобы тот выкрал у Ивана коня, так как бею очень нравился Серый, который был не только красивым, но очень сильным, ловким и умным. Лазутчик пробрался, выкрал коня и незамеченным ушел от казаков — он был очень опытным в таких делах.На утро глянули казаки, а Серого нет. Осмотрели все вокруг и поняли, что коня украли. А следы ведут к турецким укреплениям.Погоревал, погоревал Иван, но делать пока нечего, а нужно собираться в бой. Оседлал он другого коня и отправился на битву.Дрался он в этот день особенно жестко. Рубил своей шашкой врагов направо и налево. Вдруг глядит и видит своего Серого, а на нем важно восседает турецкий бей.Тогда Иван громовым голосом позвал Серого. А тот, как услышал голос хозяина, сразу понесся к нему, не взирая на бея. Казак направился ему на встречу, чтобы вступить в бой с беем, а затем оседлать своего любимца.Вот уже Иван и турок приготовились к поединку, а Серый в это время начал брыкаться. Он сбросил бея на землю и стал затаптывать его копытами. Он крутился - вертелся на турке и, в конце концов, втоптал его в землю так, что и следа не осталось. Затем Серый подбежал к Ивану, и тот перескочил на него.Турки, видя такую преданность коня к хозяину, и то, что серый конь сделал с их командиром, сразу же бросились наутек.Казаки эту битву выиграли.Кони — это неотъемлемая часть кубанской казачьей жизни, а некоторые из них имели право называться героями. НЕПУТЕВАЯ СОБАКА Жил да был в одной кубанской казачьей станице очень добрый казак. И было у того казака славное хозяйство: быки, лошади, кролики, птицы и прочие животные. И была у него еще породистая собака. Собака эта была английской породы и чтобы она была здоровой и красивой, кормить ее нужно было один раз в день. Хозяин растил ее еще с того времени, когда она была щенком, правильно кормил и оберегал ее. Собака росла красивой, здоровой, но было у нее мало ума. Как ни пытался казак учить ее, она все равно выделывала иногда такие штуки, которые были ему неприятны. Но каждый раз он прощал ее и снова ухаживал за ней. А у казака был сосед. Очень злой, вредный и льстивый кацап. Он не так давно поселился рядом с казаком и постоянно строил ему всякие козни. И вот однажды кацап соседу говорит: - Слушай, друг, отдай мне свою собаку. Зачем она тебе нужна? - Как это—зачем? - Удивился казак.– Я ее люблю и хочу, чтоб она стала мне настоящим другом. Никому я собаку не отдам. - Ну хорошо,- говорит злой кацап,- тогда я сделаю так, что она сама ко мне прибежит. Казак ничего ему не ответил. На том и разошлись. А так как у соседей между дворами была общая ограда, кацап и начал каждый день подкармливать собаку казака. Что сам ест, то и собаке кидает. Самые вкусные кусочки ей дает. Бегала она к кацапу полакомиться, бегала и через некоторое время перебежала к нему совсем. Опечалился казак, сидит и думает: “Чем же я своей собаке не подошел? Что не так сделал?” А собака живет у кацапа и радуется. Новый хозяин ей все позволяет, кормит несколько раз в день самой вкусной едой и разрешает вволю гулять с другими псами. Поначалу так оно и было. А спустя время привязал ее кацап к тяжелой цепи и не отпускал. А кормить стал чем попало, лишь бы не сдохла. Долго ли, коротко ли, но завыла та собака от такой жизни. Она сделалась злой, противной и некрасивой. А по ночам издавала страшный вой. Казак слышал и видел это, но ничего не мог поделать. Его собака сама сделала выбор… А однажды выходит он из хаты, глядит, а у крыльца его собака сидит. Увидела та старого хозяина, легла к его ногам и скулит, а из глаз слезы катятся. Посмотрел на нее казак, помолчал с минуту и все простил. Стал снова заботиться о ней и кормить как следует. И собака постепенно стала здоровой и красивой. И стала она хозяину настоящим другом. КОЗЕЛ И БАРАН Давным-давно жил да был в одной кубанской станице казак. Было у этого казака большое хозяйство. И были в этом хозяйстве, среди прочих животных, козел и баран.Покормил хозяин свою живность, насыпал всем корма и ушел. Чтобы все животные были сыты. Съел козел свой корм и глядит на барана, как тот отправляет еду себе в желудок. Затем разбегается и как даст своими рогами барану в бок. Тот отскакивает и говорит козлу: - Ты что это, козел, совсем очумел? Зачем меня бодаешь? - По-моему, ты сильно много ешь, отвечает козел, - отойди, а то я тебя еще раз бодну. Баран отошел, а козел стал доедать его корм. «Ну, нет». - Думает баран, разгоняется и как боднет козла. Козел отскакивает в сторону и кричит: - Ах ты так, ну держись! И побежал на барана, чтобы забодать его. А баран уже приготовился к атаке, наставив свои рога на козла. Так и началась у козла с бараном драка. Бились они, бодали друг друга так, что только шерсть во все стороны разлеталась. Через время устали и немного успокоились. Вдруг смотрят, проходит мимо овечка, увидала корм, за который они дрались, и хотела полакомиться им. - А, так вот кто во всем виноват,- говорит баран, показывая козлу на овечку. - Да она хочет всю нашу еду съесть,- отвечает козел,- а мы из-за нее чуть не забили друг друга. Надо эту овцу проучить. И бросились они на овечку и вдвоем забодали ее со всех сторон, так, что та еле ноги унесла. Подошли козел с бараном к еде, разделили ее и съели. А затем пошли вместе по всему двору. Глядят, а невдалеке бедная овечка снова что-то кушает. Разгоняются они и снова забодали ее со всех сторон. Та убежала, а они разделили еду и отправили в свои животы. Вот так они и жили в казачьем хозяйстве. И если не могли поделить между собой еду, то начинали драться и бодать друг друга до тех пор, пока не увидят бедную овечку. А однажды к казаку в гости пришло много станичников, так как был у него большой праздник. Взял хозяин сначала барана и зарезал его на шашлык. Затем зарезал и козла, чтобы все его гости могли отведать жаркого. Все станичники были довольны. А овцу хозяин не стал трогать до определенного времени, но перевел ее в отдельный двор, чтоб не лазила где попало, а довольствовалась тем, что ей дают. А в скотном дворе наступил с тех пор мир и порядок. Тут и сказке конец. Список литературы:Ковалева Г. А. «Воспитание маленького гражданина» -М.:ТЦ е, 2006,-64с Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2008 г. Под ред. Н. В. Микляевой «Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2013.-144с. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2004 Занятия по патриотическому воспитанию в д/саду /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. М., 2011.