Публикации
Роль изобразительного искусства в развитии личности учащихся с особыми образовательными потребностями
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль изобразительного искусства в развитии личности учащихся с особыми образовательными потребностями
Автор: Веряскина Ольга Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль изобразительного искусства в развитии личности учащихся с особыми образовательными потребностями
Автор: Веряскина Ольга Сергеевна
Роль изобразительного искусства в развитии личности учащихся с особыми образовательными потребностями.Аннотация: в данной статье рассматривается роль изобразительного искусства в развитии всесторонней личности учащихся с особыми образовательными потребностями. Ключевые слова: особые образовательные потребности (далее – ООП), изобразительное искусство.Одной из образовательных областей, которые активно используются в системе инклюзивных образовательных учреждений – является изобразительное искусство, где главной целью изобразительного искусства является – гармонизация личности, поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с особыми образовательными потребностями [1]. Дети с особыми образовательными потребностями (далее, дети с ООП) – это особая категория учащихся, которые нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении [3].Многие ученые и психологи (Н. Брюсова, А. Щербаков, О. Бакушинский, Л. Выготский, В. Кузин и другие) установили, что существует прямая связь между интеллектом и развитием творческих способностей у детей. Таким образом, можно полагать, что на внеурочных занятиях по изобразительному искусству закладывается основа для умственного развития учащихся с ООП.Через художественную деятельность можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности какого учащегося с ООП, и в конечном итоге – успешно интегрировать ребёнка в общество.Дети с особыми образовательными потребностями имеют нарушения: в интеллектуальной, психической, эмоциональной, двигательной и личностной сферах. Для этих детей характерны: низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям, поэтому главной задачей педагога было умение сформировать у учащихся познавательный интерес к изобразительному искусству, развить творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.Е. И. Разуван подчеркивает, что дети с особыми образовательными потребностями испытывают большие трудности при общении со сверстниками и людьми вокруг. У данной категории учащихся слабо развито такое понятие, как «инициатива в общении» [5]. Поэтому, главной задачей педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы создать условия для дальнейшего взаимодействия детей с особыми образовательными потребностями в группе. На занятиях по изобразительному искусству при выполнении определенных видов работ (рисование с натуры, тематическое, декоративное рисование и др.) педагог стремится выбрать оптимальную структуру занятия, которая предусматривает определенную дробность и значительное число этапов. Это обеспечивает динамичность учебного процесса, где решаются коррекционно-развивающие задачи. Динамичность выражается в разнообразии материала, различных способах организации деятельности учащихся с ООП и методов обучения.Для всестороннего развития учащихся с ООП на занятиях по изобразительному искусству предлагаются разнообразные материалы как: гуашь, акварель, акварельные карандаши, фломастеры, пастель масляная, набор муляжей овощей, фруктов, грибов, мольберты, гипсовые модели геометрических тел и многое другое. Происходит знакомство учащихся со свойствами различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, что влияет на приобретение и развитие ручной умелости.Каждое занятие начинается со стимулирования эмоциональной сферы учащихся путем использования вербальных (беседа, рассказ), наглядных (созерцание произведений изобразительного искусства, явлений природы и окружающей среды) и игровых (дидактических, художественных) методов, а также использование межпредметных связей с музыкой, литературой и другими видами творческой активности. Это способствует эмоциональному воспитанию учащихся для активизации работы воображения и фантазии по созданию новых образов. При работе в группах педагог ориентирует детей на согласованность, взаимовыручку, поддержку, тем самым развивая у учащихся с особыми образовательными потребностями «инициативу в общении».В практической части занятия эффективным средством индивидуализации является самостоятельность изобразительной деятельности. Тем самым педагог развивает у учащихся наличие собственных взглядов, вкусов в области изобразительного искусства, способность самостоятельно мыслить, находить правильные решения. А те учащиеся, которые не уверены в себе, или которым сложно нарисовать какой-либо предмет, педагогом предлагаются готовые заготовки, либо шаблоны геометрических фигур, где обучающийся с ООП совместно с педагогом прорисовывает необходимый фрагмент. Далее рисунок раскрашивается учащимися, согласно разделу программы (либо акварельными красками, гуашью, пастелью, акварельными карандашами и др.). В конце каждого занятия дети представляют свою работу, где дают название своему рисунку. Учащимся с ООП сложно перевести внутреннюю речь во внешнюю, поэтому навык описания работы формируют с помощью опорных слов, предложений. Подводя итог всему вышеизложенному, изобразительное искусство можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов учебной деятельности, но и как инструмент коррекции и развития. Ведь изобразительная деятельность не просто способствует развитию ребенка и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь и мышление, но и определяет творческое становление и психологическое развитие личности.Список использованной литературы:Дмитриева Т. Педагогические технологии инклюзивного образования / Т. Дмитриева, Л. Самсонова, Т. Хотылёва // Инклюзивное образование / сост. М. Р. Битянова. – М. : «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. – С. 85-96. Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении школьников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб. : Сотис, 2002. – 103 с. Лозовицкая О. В. Создание адаптивной творческой среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по изобразительной деятельности (в рамках инклюзивного образования) / О.В. Лозовицкая // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции, МГПУ / Отв. ред. С. В. Алехина. – М., 2013. Медведева Е. А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. – М.: Академия, 2001. – 75 с. Разуван Е. И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы / Е. И. Разуван // Дефектология: научно-методический журнал / ред. В.И. Лубовский. – 1989. – №3.