Публикации Конспект урока по физике 8 кл "Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по физике 8 кл "Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов"
Автор: Ольга Юрьевна Шеметова

Тема: «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов» Тип урока: изучение нового материала УМК: Перышкин А.В. Цель урока: Познакомиться с понятием, свойствами постоянного магнита. Получить картину магнитного поля постоянных магнитов. Задачи урока: Личностные: способствовать саморазвитию на основе мотивации к познанию формировать целостную картину мира формировать осознанное доброжелательное отношение к мнению других уметь внимательно слушать объяснение учителя. Метапредметные: организовать совместную деятельность учащихся применять знания для ответа на вопросы уметь выдвигать гипотезы и пути их решения уметь выражать свои мысли. Предметные: уметь составлять план выполнения эксперимента, самостоятельно проводить исследования и делать выводы иметь понятие о постоянных магнитах, о полюсе магнита. изучить магнитное поле постоянного магнита (полосового и дугового). Методы обучения: проблемный, эвристический. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная. Оборудование:- компьютер , экран ,проектор,- магниты полосовые и подковообразные (по количеству парт в классе)- железные опилки. Мелкие металлические и пластмассовые предметы.- магнитные стрелки.Ход урока:- начнём наше путешествие. Для успешного путешествия нужно собрать необходимый багаж. Багажом на уроках являются знания. Поэтому сначала вспомним основные термины, которые нам могут сегодня пригодится. Первый ученик выходит к доске. На доске картинки физических явлений и названия физических явлений. Необходимо соотнести физическое явление и его название.Тепловое явление (чаепитие, колдунья варит зелье),Механическое явление (движущийся автомобиль, бегун)Звуковые явления (оперное пение, колебание струн музыкальных инструментов)Электрические явления (передача эл. энергии, электризация волос человека). Второй ученик у доски группирует карточки с названиями физических тел и веществ, из которых они изготовлены. – Итак, мы справились с этим заданием, теперь можно начинать наше путешествие.Наша машина времени переносит нас в Древнюю Грецию. (На доске репродукция древнегреческого корабля). Корабль идёт в Азию. На пути этого корабля есть огромная гора, которая имеет нехорошую славу среди моряков. Гора разрушает все проплывающие около неё корабли. Скажите пожалуйста, какова причина того, что корабли, проплывающие рядом с этой горой, разваливаются на части? Подумайте, как может называться такая гора и какой предмет находится у меня в коробке, получивший название в честь этой горы?Сейчас мы ищем ответы на вопросы:- как называется гора?- какую опасность она может нести?- какой предмет у меня в коробке?- есть предположение, что это – магнит, т.к. корабли сделаны из дерева, но дерево скреплено гвоздями. Значит, если корабль приблизится к такой горе, то гвозди притянутся этой горой. -предположите, какое название у этой горы? (на русском – Магнитная, на греческом – Магнезия).-значит, какой предмет находится у меня в коробке?-магнит! (Молодцы!)Вы справились с заданием, теперь мы можем двигаться дальше.-предположите, с каким веществом мы будем сегодня знакомиться? (мы будем знакомиться с магнитом и магнитным полем).- теперь открываем рабочие тетради и записываем тему сегодняшнего урока: «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов».-давайте определим цель нашего урока. Что нам необходимо выяснить или что-то узнать? Какие есть варианты? (изучить свойства магнитов).Цель можно не записывать, но я вынесу её на доску (распечатать на листе), чтобы мы с вами видели, к чему мы должны стремиться.-ребята, какие задачи будут на нашем уроке? Задача – это более конкретная формулировка нашей цели.Во-первых: вы уже обратили внимание, что магниты имеют разную форму, а значит имеют разные виды. Задача 1: познакомиться с разными видами магнитов.- если магниты притягивают вещества, то Задача 2: какие вещества будут притягиваться магнитом.Задача 3: есть ли ещё какие-нибудь особенности у магнитов?- давайте начнём с уточнения видов магнита. - как мы можем назвать по внешнему виду этот магнит? - на что он похож? (на палочку или полосочку)-как такой магнит можно назвать? (полосовой)- а такой на что похож? - на подкову или дугу. (подковообразный или дуговой).Итак , магниты можно разделить по внешнему виду на полосовые и дуговые. (записать на доске).Когда мы говорили о горе в море, то какое происхождение у этих магнитов ? (природное). Скорее всего какая ещё будет разновидность у магнитов ? (искусственная). Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами или просто магнитами Дополняю схему на доске дополнительной характеристикой магнитов : естественные и искусственные.- Подумайте , все ли магниты долго сохраняют свои свойства или быстро прекращают? (бывает сохраняют долго, бывает , что размагничиваются со временем). Оба ответа правильные, потому что магниты бывают постоянные и временные , которые прекращают действовать через какое-то определённое время). Дописать схему на доске о свойствах магнитов.- Теперь мы с вами переместимся в Голландию 15 в.Одно из любимых развлечений того времени в Голландии-это посещение ярмарок. На ярмарках можно увидеть фокусников, которые показывают волшебные представления не с живыми актёрами, а с бумажными и тем не менее эти актёры могут двигаться и танцевать под музыку.- сделайте предположение, как такие актёры могли двигаться?(при помощи магнитов. В то время свойства магнитов были мало изучены , поэтому всем казалось, что происходят чудеса).Мы сейчас будем выполнять первое задание – это проверка , действительно ли все вещества притягиваются магнитами. Выдать на парту учащимся коробочку с разными телами, сделанных из разных веществ. Каждой группе раздать полосовой и дуговой магниты. Каждая группа определяет, какие вещества притягиваются, а какие –нет. Ответ нужно записать в виде схемы: Магниты притягиваются не притягиваютсядерево - не притягивается,стекло – не притягивается,медь – не притягивается,латунь – притягивается (обратить внимание, что латунь-смесь металлов).Сделать вывод по этой схеме и записать в тетрадь, что притягиваюся: железо, сталь, латунь.Не притягиваются : алюминий, медь (чистые металлы) , стекло, дерево, пластмасса (неметаллы).Дальше мы попадаем в Англию 17 века. В это время в Англии один ученый создал проект вечного двигателя. На доску проецирую рисунок проекта вечного двигателя и рассказываю, что из себя представляет эта идея.Идея состояла в следующем:Две горки CM- прямая и ND-наклонная. Эти две горки должны быть соеднены вверху и внизу отверстиями. В точке А крепится большой магнит. По версии этого ученого, шарик, который положили на верхнюю горку, должен был притянуться большим магнитом , на стыке двух горок попасть в отверстие и спуститься по нижней горке в начальное положение. Процесс должен был происходить бесконечно. Дальше обсуждаем с ребятами почему данная конструкция не работала? ( если вверху слишком сильный магнит, то шарик не опуститься, а если слабый – не поднимется).Итак , мы убедились, что причина в силе магнита и в том поле, которое вокруг него. Знакомясь с электростатическим полем вы узнали способы его обнаружения, а можно ли каким-то способом доказать наличие магнитного поля? (да) -подумайте, что для этого нам может понадобиться? (магнит, металлические опилки)Выполняем практическую работу:
  • Работа в паре. На полосовой и дуговой магнит сверху кладём чистый лист бумаги и тонким слоем насыпаем металлические опилки
  • Зарисовать картину магнитного поля от полосового и дугового магнита.
  • На доску вывесить два листа с нарисованными на них полосовым и дуговым магнитом. Попросить одного из учеников нанести схематично картину магнитного поля двух магнитов. Остальные должны дополнить.-давайте откроем учебник и сверим наш результат с тем, что на самом деле доказано наукой. Совпадают ли картинки магнитных полей на ваших рисунках с теми , что есть в учебниках? (да)Наш эксперимент удался.-скажите ребята, а только ли металлические опилки смогут быть индикаторами магнитного поля? (нет). Мы с вами путешествуем дальше в Китай в 2000 г дл н.э. В то время уже существовало приспособление, которое помогало торговым кораблям ориентироваться при их перемещении в море.- это компас. Первый вариант компаса вы видите на картине. На этой фотографии он несколько отличается от того, что нам знакомо. Он состоял из бронзовой тарелки и магнетитовой ложки, ручка которой всегда показывала на юг. У нас с вами на столе модель компаса – магнитная стрелка. Проверьте, как магнитная стрелка ведёт себя с полосовым и дуговым магнитом.(Поднося к полюсам магнитной стрелки магнит, можно заметить, что северный полюс стрелки отталкивается от северного полюса магнита и притягивается к южному полюсу. Южный полюс стрелки отталкивается от южного полюса магнита и притягивается северным полюсом.)-какие можно сделать выводы? ( разноименные магнитные полюсы притягиваются, одноименные отталкиваются) Давайте обратимся к учебнику. Найдите на стр 174 описание магнита и магнитной стрелки, чтобы мы с вами могли дополнить нашу картину. -дополним наши картины изображениями магнитных стрелок на листках, где зарисовывали магнитное поле. -а теперь проверим, ребята, насколько успешно мы сегодня поработали на уроке. На столе у каждого из вас лежат задания.1.Определить по виду магнитного поля вид магнита в черном ящике.2.Исправь ошибку.Задание 2 выполняет ученик на доске. На двух рисунках изображены различные картины магнитных линий и на других двух рисунках – два магнита. Нужно правильно разместить магнит в свом магнитном поле. Здесь же определить направление магнитных стрелок. Варианты нахождения ошибок обсуждается вместе с классом.- Скажите ,пожалуйста, какой прибор сейчас в 21 веке нам помогает найти свои координаты и ориентироваться на местности? (компас и навигатор).Навигатор на самом деле ориентируется по магнитным полям и имеет более сложный технический вид, чем компас.Чтобы нам вернуться в наше время , нам нужно оправить друг другу телеграмму. Телеграмма – это краткое послание, много слов писать не получится. Текст должен получиться довольно краткий. Дополнить 1,2 словами текст. « Мне было знакомо….», « Меня удивило…..»,«Я могу применить на практике …..». Меняемся телеграммами с соседом по парте.- давайте озвучим полученные телеграммы. -Мы возвращаемся. -Оценки….. -Домашнее задание:1. п.602. к южному полюсу магнита притянулись две булавки. Почему их свободные концы отталкиваются?3. почему корпус компаса изготавливают из меди, алюминия, но не из железа?