Публикации
Экологическая безопасность в детском саду
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическая безопасность в детском саду
Автор: Васильченко Наталья Владимировна Преловская Елена Игоревна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическая безопасность в детском саду
Автор: Васильченко Наталья Владимировна Преловская Елена Игоревна
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУПроблема экологии – одна из острейших проблем современности. Безопасность человека вот что истинно должно волновать человечество. Меж тем человек в первую очередь почему-то гонится за комфортом, забывая об экологии не только своей планеты, но и наносит вред себе лично. Природа умеет залечивать свои раны, но это удается с каждым годом все труднее и труднее. Термин «экология» с греческого «эйкос» или «ойкос» - дом, «логос» - знание, наука был введен немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккеле. Именно поэтому очень важно обучать экологическому воспитанию с раннего возраста.Экологическое образование - это один из важнейших факторов общего развития и формирования личности ребенка, подразумевающей конечный результат, итоговую сумму знаний по экологии, которой должен овладеть человек на каждом этапе обучения и которая предусмотрена Государственным стандартом и является частью экологической культуры. Пристальное внимание необходимо уделять формированию у дошкольников сознательной установки на здоровый образ жизни, умение детей жить в гармонии с собой и окружающим, выработки эмоционально- нравственного и действенного отношения к миру. Формируя экологическую культуру, важно обращать внимание воспитанников на три проблемы: разъяснение последствий загрязнения окружающей среды, использование экологически безопасной практической деятельности, формирование экологического сознания.Педагогический процесс экологического воспитания, осуществляемый в детском саду предусматривает: освоение воспитанниками объема знаний о природных объектах и их экологической зависимости, воспитание экологической культуры личности, формирование основ экологической безопасности, способности и желания поступать в соответствии с законами экологии.Формирование основ экологической безопасности предполагает осознание детьми опасности своих необдуманных действий в природе, провоцирующих экологическую опасность и умение соблюдать личную экологическую безопасность.Важно сформировать осознание детьми существования связи между своим здоровьем и состоянием окружающей среды, развивать умение ограничивать свои желания и потребности, если они могут нанести вред окружающей природе. Необходимо подвести воспитанников к осознанию детьми опасности своих необдуманных действий в природе в случае:- загрязнения мест отдыха в природе: леса, луга, водоема;- разведения в лесу костров (строго с соблюдением правил пожарной безопасности);- разорения гнезд, муравейников;- безжалостный сбор грибов и ягод…Еще одним из направлений данной работы является развитие навыков экологически грамотного поведения в быту (умение своевременно закрывать краны, выключать свет…). Вместе с этим задача взрослых состоит в развитии у детей умения выделять и распознавать экологическую опасность (знать, где можно играть и отдыхать, а где – нет, способы определения загрязненности воды и воздуха).Для этого в детском саду в рамках специально-организованных занятий (по развитию речи, ознакомлению с окружающим, экологии, рисованию и лепке) и совместной деятельности с детьми необходимо пристальное внимание уделять развитию навыков безопасного взаимодействия с природой. В наглядно - практической форме, используя ИКТ и др. технологии необходимо обогащать представления детей о здоровье, его потребностях, влиянии природы на состояние здоровья, о предупреждении травматизма. Использовать приемы по ознакомлению с экологической безопасностью можно на занятиях«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Прежде чем за стол мне сесть я подумаю, что съесть», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Как люди вредят природе», «Как бережно относиться к природе», «Как можно восстанавливать природу», «Человек – часть окружающего мира», уроки Мойдодыра и Айболита, которые помогают им расти здоровыми. В бесседах: «Вода – источник здоровья»; «Не расходуйте воду напрасно», «Загрязнение воздуха», «Как защитить воздух Земли от загрязнений», «Муравьи – санитары леса», «Правила друзей леса», «Сохраним нашу планету». Наблюдениях: за осадками, дымящимися трубами котельных, выхлопными газами машин. Проводя опыты с детьми «Какая бывает вода?», «Свойства воды», «Путешествие Капельки»; « Как можно очистить воду»; «Как определить чистоту воды». Будущее зависит от экологической культуры каждого из нас. В дошкольном возрасте дети восприимчивы и послушны, поэтому есть уникальная возможность для выработки правильных привычек. Именно в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатств, разнообразию ее красок и форм целесообразно формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.Важно стремиться к тому, чтобы дети усвоили не только знания о влиянии человека на окружающую среду, но и об охране природы, то есть той деятельности, которая направлена не только на разумное использование природных ресурсов – леса, воздуха, полезных ископаемых, - но и на их восстановление.