Публикации Опытно-экспериментальный проект: Статическое электричество. Для детей подготовительной группы.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опытно-экспериментальный проект: Статическое электричество. Для детей подготовительной группы.
Автор: Новикова Наталья Леонидовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12»Опытно-экспериментальный проект:Статическое электричество Подготовила: педагог-психолог Наталья Леонидовна Новикова,г.Усть-Катав2022 годСодержание: Введение…………………………………………………………………………………………3Цель проекта…………………………………………………………………………………….3Задачи проекта………………………………………………………………………………..3Протокол итогового занятия……………………………………………………………………4Актуальность…………………………………………………………………………………….4Проблема…………………………………………………………………………………………4Форма работы……………………………………………………………………………………5Ожидаемые результаты…………………………………………………………………………5Этап реализации проекта………………………………………………………………………..5Оценка результатов и отчетность…............................................................................................7Использованная литература……………………………………………………………………..8Приложения………………………………………………………………………………………9Введение:Вид проекта -групповой;Тип проекта – исследовательский;Продолжительность проекта краткосрочный;Участники проекта – дети подготовительной группы № 5, воспитатели, педагог-психолог, родители;Образовательные области:
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие
  • Форма представления –презентация, представление;Срок реализации проекта – с 01.03.2022 г. по 14.04.2022 г.Цель проекта:
  • Познакомить детей со статическим электричеством, его свойствами, причинами возникновения.
  • Задачи проекта:
  • Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности каждого ребенка путем совершенствования навыков исследовательской деятельности и развития исследовательских способностей;
  • Содействовать развитию творческой исследовательской активности детей, подводить к осознанию причинно-следственных связей;
  • Обобщать знания об электричестве;
  • Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
  • Расширять и углублять знания и представления детей об окружающем мире, формировать представления о свойствах электричества.
  • Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь дошкольников, использовать в практике – общения элементов описательных монологов и объяснительной речи.
  • Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.
  • Протокол итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Статическое электричество» в подготовительной группе.Цель занятия: подведение итогов проектной деятельностиЗадачи занятия:
  • Закрепить знания, что такое электричество, каким бывает (опасным и безопасным), откуда оно к нам приходит.
  • Закрепить знания, что собой представляет статическое электричество.
  • Закрепить знания о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используем в быту.
  • Материалы: Листы бумаги, таз с водой, робот Гоша, видео с нашей проведенной проектной деятельности «Как это было»Предварительная работа: Наблюдения; проведенные занятия НОД; беседы с взрослыми, анкетирование и рекомендации, обсуждение с детьми; просмотр телепередач, мультфильмов; изучение литературы; экскурсия; спортивное мероприятие; информации из Интернета; опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ и дома.Ход занятия. Организационный момент: (дети под музыкальное сопровождение становятся кругом, берутся за руки)Минутка вхождения в день:Придумано кем-то просто и мудроПри встрече здороваться, доброе утро!Доброе утро солнцу и птицам!Доброе утро улыбчивым лицам!И каждый становится добрым, доверчивым,Пусть доброе утро длится до вечера!(дети садятся за столы)Мотивационно-ориентировочный этап.(Актуальность) Воспитатель: Мы собрались с вами на итоговом занятии, на котором подведем итог нашей опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Статическое электричество».Почему нас заинтересовала эта тема? Ребенок: Я дома заметила, когда гладишь кошку, её шерсть поднимается за рукой. Ребенок: А я, снимая шапку, увидела, как мои волосы поднимаются вверх. Ребенок: Когда я снимаю свитер, он трещит и колется. Воспитатель: Ответ прост, это – статическое электричество. Ребенок: Но электричество, как нам известно, идет по проводам, а на нас же нет проводов? Но подводя итоги, нашего проекта мы знаем, откуда появляется это невидимое электричество?Поисковый этап.(Проблема) Воспитатель: Я предложила изучить это незнакомое для детей явление с помощью экспериментов, занятий, и развлечений. Помогал нам на протяжении всей проектной деятельности робот Гоша. Воспитатель: Сейчас мы еще раз вспомним этапы нашей работы. В начале, мы выдвинули гипотезу – предположили, что статическое электричество невидимое, «живёт» почти в каждом предмете и возникает в результате трения предметов друг о друга.(Форма работы, направленная на реализацию данного проекта) Ребенок: Дома с родителями мы смотрели детские телепередачи: «Профессор Почемучкин», «Забавная наука», мультфильмы «Фиксики», читали энциклопедии «Хочу все знать» и «Юный физик». Ребенок: Мы провели много разных опытов в детском саду и дома. Посещали занятия, ходили на экскурсию в школу, участвовали в спортивном мероприятии. Воспитатель: Сейчас мы знаем, что слово «электричество» происходит от слова «электрон», которым древние греки называли янтарь. С тех пор учёные пытались открыть тайны этой загадочной силы. И только спустя много лет люди научились использовать электричество. Оно вошло в нашу жизнь. Электротехника, электроника, электроэнергия.Ребенок: Мы узнали, почему предметы электризуются и что заставляет их тянуться друг к другу. Воспитатель: Правильно, ведь статическое электричество легко получить, если потереть предметы друг о друга. В электричестве и во всех предметах есть заряды – положительные и отрицательные. И при трении предметов друг о друга их заряды передвигаются – притягиваются. Вывод: в результате трения предметов электрические заряды притягиваются – электризуются.(Ожидаемые результаты) Воспитатель: Что же мы с вами хотим получить от проекта? Ребенок: Уметь проводить опыты и эксперименты. Воспитатель: Правильно! Еще проявить познавательный интерес к играм-экспериментам, улучшить речевое развитие, сформировать коммуникативные навыки, создать необходимые условия для формирования основ вашего целостного мировидения  средствами опытно-экспериментальной деятельности.Практический этап.(Этап реализации проекта)1 этапподготовительный:- анализ предметной среды группы;- беседа с детьми и родителями;- формулировка целей и задач проекта;- подбор и изучение литературы по теме проекта.2 этапосновной:- создание в группе условий для реализации проекта;- деятельность в соответствии с планом проекта; Воспитатель: Давайте вспомним, как мы познакомились со статическим электричеством и какие занятия и опыты, мы провели. (НОД и опыты)1.Конспект НОД «Такое разное электричество» Ребенок: К нам на занятие приходил робот Гоша, и еще мы вспоминали о правилах безопасного использования электроприборов. 2. Конспект НОД ««Этот удивительный песок» Ребенок: Мы провели путешествие в волшебную песочную страну, и помогли волшебному принцу обрести доброе сердце. Ребенок: А еще мы провели множество экспериментов с песком. 3. Конспект НОД лепка в технике пластилинография: «Атом» Ребенок: На этом занятии мы узнали, что такое электрон, и сами с помощью пластилина сделали атом. 4. Конспект познавательно - спортивного развлечения в подготовительной группе «Величество - Электричество» Ребенок: Мы развивали свою быстроту и ловкость. Закрепляли знания правила пользования электроприборами. 5. Конспект НОД «Живая картина» Ребенок: Мы смогли на этом занятии оживить бабочку, солнышко своими волшебными лучами пригревало её. 6. Опытно-экспериментальная деятельность Воспитатель: Давайте вспомним, какие же опыты мы проводили в детском саду и те, что вы повторяли дома с родителями? Ребенок: Опыт «Статическое электричество» с палкой и алюминиевой банкой «Маятник», когда шарик бегал между банками. Ребенок: Опыт «Прыгающие шарики», когда шарики следовали за воздушным шариком. Игра «Электрический футбол», там мячики отпрыгивали от наших пальцев.Ребенок: Мне очень понравился опыт с рыбками, он называется «Рыбалка». Там можно было поймать свою рыбку, не на удочку, а на воздушный шарик.Ребенок: Мне запомнился опыт с двумя воздушными шариками «Статическое электричество», которые не соприкасались между собой и все время отталкивались. Ребенок: Опыт «Понятие об электрических зарядах» с воздушным шариком. Шарик начинал прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное – ко мне. Ребенок: Опыт «Прыгающие хлопья», хлопья начинали подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Ребенок: Опыт «Поможем Золушке», происходило чудо! Перец прилипал к шарику, а соль оставалась на столе. Ребенок: Я вспомнил про воду, которая отклонялась (примагничивалась) в сторону шарика. Опыт «Гибкая вода». Ребенок: Опыт «Ожившие волосы». После того, как мы натирали воздушный шар о шерстяной шарф и подносили их к своим волосам, наши волосы «оживали», становились «дыбом». Ребенок: Опыт «Летающее кольцо» был похож на НЛО. Кольцо из пакета летало в воздухе и напоминало летающую тарелку. Ребенок: Опыт «Танцующая фольга», запомнился мне своими «танцами», фольга одновременно примагничивалась к шарику, и отталкивалась от него. Ребенок: Опыт «Мыльные пузыри», там мыльный пузырь бегал за электризованным воздушным шариком. Воспитатель: Молодцы, очень интересно и познавательно вы все рассказываете. Давайте мы с вами немного отдохнем и сделаем физкультминутку ок бежит по проводам).Ток бежит по проводам(Дети, бегут по кругу)Свет несёт в квартиру нам.Чтоб работали приборы, (Делают круговые движения руками, перед собой)Холодильник, мониторы, (Повороты в лево, в право)Кофемолки, пылесос,Ток энергию принёс. (Бегут по кругу) Воспитатель: Хорошо, теперь давайте вспомним наши беседы проведенные в группе и о чем они были. О том, что такое статическое электричество. О различиях между электричеством в проводах и о скопившемся электричестве на разных предметах при трении разных тел. Ребенок: Теперь мы знаем, что электрический ток все время куда – то течёт, а статический очень спокойный и может лишь только накапливаться, а потом разряжаться. Воспитатель: Ребята, еще мы с вами просматривали презентации «Легенды и истории о статическом электричестве» Ребенок: При просмотре презентации, мы узнали, что раньше люди выстраивались в огромные очереди, чтобы испробовать на себе удар, только, что изобретенного генератора. Ребенок: Еще существует статический душ, который используют в лечебных целях. Воспитатель: В группе мы играли в игры. Собирали по первым буквам слова (удар, молния, шар и множество других слов). Тренировали свою руку в письме, проводили по точкам рисунок (бегающие электроны). Ребенок: Еще мы ходили на экскурсию в школу, робот Гоша посетил экскурсию с нами, там нам показали множество опытов о статическом электричестве. Мы даже побывали в классе робототехники, и нам рассказали о том, как их создают. Воспитатель: Был организован стенд с информацией для родителей о статическом электричестве. Так же с родителями проведено анкетирование о знаниях статического электричества, созданы буклеты с рекомендациями и способами снятия статического электричества. Воспитатель: Ребята, давайте в конце нашей беседы проведем заключительный эксперимент. Для проведения эксперимента возьмите лист бумаги, сейчас мы сложим из него кораблик. В таз налита вода, куда мы поочередно будем запускать наши корабли. Воздушный шарик мы потрем о свои волосы и поднесем к кораблику. Он будет плыть за воздушным шариком. 3 этап – заключительный:-мониторинг-итоговое занятие-беседа -выставка продуктивной деятельности.-презентация и представление проекта.Заключение(Оценка результатов и отчетность) Воспитатель: Ребята, мы с вами проделали большую работу, вы провели много интересных экспериментов, узнали, что такое статическое электричество, познакомились с его свойствами и причинами возникновения. Так удалось ли подтвердить нашу гипотезу? Ребенок. Да, в ходе экспериментирования наша гипотеза подтвердилась: статическое электричество невидимое, неопасное, «живёт» почти в каждом предмете. Оно возникает в результате трения предметов друг о друга. Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть исследователями? Ребенок: Да! Воспитатель: В ходе проведенной проектной деятельности мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, опыты, продуктивная деятельность объединяют нас общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями. У нас появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: вы стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой. Знания и умения, мы теперь применяем при показе родным и друзьям фокусов, с наэлектризованными предметами – «Волшебная палочка», «Поможем Золушке», «Живые волосы», «Гибкая вода» и т.д. В заключении мы можем сказать, что статическое электричество может быть верным помощником человека, если изучить его закономерности и правильно их использовать. Используемая литература:1.  Гальперштейн Л.Я. Занимательная физика: М: Издательский дом  «Росмен»,19982.  Пуиг М., Вивес Ж. Физика Школьный атлас: М: «Росмен»,19983.  Томилин А. Рассказы об электричестве: М.: Дет. лит.,19874.  Жуков В. Познавательные опыты в школе и дома: М: «Росмен»,20015.  Большая книга экспериментов/ под ред. А.Мейяни: «Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС»,20046.  Т.Тит Научные забавы. Физика: опыты, фокусы и развлечения: - МСТ:Астрель,20087. Интернетресурсы.а) https://урок.рф/library_kids/staticheskoe_elektrichestvo_izuchit_i_obezvredit_055415.html.б) https://pochemu4ka.ru/load/detskie_issledovatelskie_proekty/estestvoznanie/nauchno_issledovatelskij_proekt_staticheskoe_ehlektrichestvo/483-1-0-12640.в) https://multiurok.ru/files/chudiesa-s-eliektrichiestvom.html.г)  https://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/2448-2013-03-02-20-53-23.html.