Публикации «Использование приемов мнемотехники на музыкальных занятиях как средства речевого развития дошкольников»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование приемов мнемотехники на музыкальных занятиях как средства речевого развития дошкольников»
Автор: Новикова Татьяна Сергеевна

Использование приемов мнемотехники на музыкальных занятиях
как средства речевого развития дошкольников
Работая в детском саду музыкальным руководителем, я на музыкальных занятиях в 1 и во 2 младших группах сталкиваюсь с большой проблемой - детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен, стихов, сценок и т.д. Дети не любят запоминать песни как стихотворение, повторяя их несколько раз. Они быстро устают. Также переучивание неправильного произношения окончания слов для них происходит очень мучительно.
Как сформировать речь ребенка, помочь ребенку почувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Ответы я нашла в методике мнемотехника.
Мнемотехника– это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.
К . Д. Ушинский писал: Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Мнемотаблица– это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий. Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая и т.д.
Цель обученияработы с мнемотаблицами: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Задачи:
-развивать у детей умение с помощью графического рисунка, понимать и рассказывать знакомые песни по мнемотаблице;
-развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды), музыкальный слух;
-развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность;
-обучать детей правильному звукопроизношению.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из четырех этапов.
1этап.Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу).
1.Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы о музыкальном произведении
2. Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию песни, потешки. Расшифровка символов, разкодирование информации.
3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя.
4. Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей по результатам пения, слушания музыкального произведения.
2этап.Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.
1. Сообщение темы.
2. Рассматривание общей схемы кодирования.
Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие: танец, марш, песня, колыбельная, времена года, композитор, музыкальный инструмент.
3. Составление модели информации о конкретной музыкальной теме с опорой на общую схему.
Моделирование осуществляется под руководством музыкального руководителя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?
4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных музыкальным руководителем с опорой на общие схемы (О ком или о чем идет речь в музыкальном произведении?)
3 этап.Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.
1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.
2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному музыкальному материалу.
4 этап.Цель: отработать навыки кодирования в разных видах музыкальной деятельности.
Моделирование может применяется при слушании музыкального произведения как средство активизации воображения, музыкальной памяти, тембрового слуха, в процессе разучивания песни, в музицировании, и в заключительной части занятия как средство анализа полученных знаний.
Ребятам в 1 и во 2 младших группах нравится разучивать песни с помощью мнемотаблиц. Они с удовольствием запоминают песни по картинкам.
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста можно продолжать давать цветные мнемотаблицы, для закрепления знаний по цветам, а также спрятать персонажа в графическое изображение.Для исполнения мелодии можно мелодию записать ритмически (кружочками), стрелочками можно показать движение мелодии вверх, вниз, или на одном звуке и т.д. кроме того, что дети запоминают по картинкам текст, они еще исполняют мелодию указанную стрелками, прохлопывают ритмический рисунок первых строк песен. На последующих занятиях дети самостоятельно во время пения определяют движение мелодии и ритмический рисунок следующих строк и дают сравнительную характеристику мелодии и ритма песни. (Изменились движение мелодии и ритм песни или нет?). В дальнейшем применяется метод исполнение песни по очереди, т.е. 1 картинку поет 1 ребенок, 2 картинку поет 2 ребенок и т.д. одновременно прохлопывая ритмический рисунок мелодии той, которую поешь.
Таким образом они не только постепенно запоминают текст песни, но и развивают музыкальный слух, внимание и память.
На музыкальных занятиях можно предложить ребятам придумать мнемотаблицу на новую песню, которую они услышат в исполнении музыкального руководителя. Пусть дети расскажут, какие рисунки они хотели бы нарисовать по тексту песни. Это очень интересно и увлекательно.