Публикации Игра-квест по краеведению для младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра-квест по краеведению для младших школьников
Автор: Канысова Елена Юрьевна

Игра-квест по краеведению для обучающихся 1-4 классов.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание. Актуальность данной темы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой Родины.
Уяснить неразрывную связь, единство истории своей малой Родины, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими не только свои корни, культуру, традиции, обычаи родной земли, но и …
Малая Родина для ребенка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории района и, конечно, это люди.
Изучение своей малой Родины необходимо, так как закладываются основныекачества личности. Мира не узнаешь, не зная края своего!.
Актуальность темы.
В последнее время в образовательных учреждениях возрос интерес к изучению родного края. Причин тому может быть несколько. Это и желание познать мир, в котором живёшь, и поиск новых средств и приёмов воспитания, и ориентирование на личностный подход к развитию подрастающего поколения, и осознание эффективности краеведческого принципа обучения. Именно поэтому очень важно с детства прививать любовь к истории родного края, а лучше всего с этим справляются, игровые приёмы воспитания.
Цель мероприятия:
-формирование условий для приобщения обучающихся к культурному наследию народов Ямала,
- формирование ценностного отношения к окружающему миру путем воздействия на перцептивно-эмоциональную сферу личности; реализация деятельностного подхода к изучению и охране природы своего региона
Задачи мероприятия:
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к малой родине;
- воспитание уважения к традициям и обычаям ямальского народа;
- воспитать сознательное и бережное отношение к природе края.
Развивающие:
- развивать любознательность и творческие способности детей;
- развивать коммуникативные способности, умение работать в группе;
- развивать речь, внимание, наблюдательность
Образовательные:
- способствовать расширению и углублению знаний обучающихся об истории и культуре родного края,
- формировать бережное отношение к окружающей природе, чувство ответственности;
- повторить с детьми правила поведения на природе.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: игра-квест рассчитана на детей 7–10 лет/ обучающихся 1-4-ых классов общеобразовательных школ.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия:
Регулятивные УУД:
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
Коммуникативные УУД:
-лидерство и согласование действий с командой;
- построение речевых высказываний, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: мероприятие проводится в форме интеллектуально-познавательной игры-квеста, так как игра выступает одним из самых эффективных средств общеличностного развития детей младшего школьного возраста и способствует повышению качества воспитания человека-гражданина, а так же является важным фактором социализации растущего человека.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
Мультимедийное оборудование, физическая карта ЯНАО, таблички с названием станций, дидактический материал для выполнения заданий, маршрутные листы для команд.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: данная разработка может быть использована классными руководителями и учителями-предметниками начальной школы во внеурочной деятельности, при подготовке и проведению классных часов краеведческой направленности, а так же во время работы в школьном летнем лагере.
Игра-квест Путешествие по краю земли
Сценарий игры
Организационный момент
Звучит этническая музыка (на экране слайды с изображением природы Ямала)
Участников игры встречает ученик в ненецком национальном костюме:
Ты- край снегов, зимы суровой.Ты – край полярного сиянья,Благополучия основа,России нашей достоянье!
Ты – край, что нас объединил,Сплотил и сделал всех сильнее.Ты – край, который научилДушой быть и чище, и светлее.
- Здравствуйте, дорогие ребята! О каком крае идет речь в этом стихотворении ( о Ямале, севере…) А вы знали , что ЯМАЛ переводится с нашего языка как КРАЙ ЗЕМЛИ. Поэтому мы и путешествие совершим по краю земли.
Учитель : Место, где мы родились, или сейчас живем, как называется? (Родина, малая Родина) Для нас с вами наша малая Родина – это нашкрай, Ямал.
- Родина! Это самое великое, самое родное и сердечное, что есть у человека. Большая она у него или маленькая, тоже зависит от самого человека, от его знаний, умения понимать, любить и беречь Родину.
Учитель: У меня есть волшебная карта-маршрут этой замечательной земли (Приложение 1). Кто отправится по ней путешествовать, тот попадет в удивительный мир, обогатится знаниями об истории Ямала, узнает о достопримечательностях и особенностях природы. Однако, чтобы дойти до конца маршрута, нужно приложить старание, упорство, смекалку и дружелюбие.
Итак, карта в руках, находчивость и решительность в умах, всё в ваших руках! Давайте же скорее узнаем все секреты, Северного края!
Условия работы с маршрутной картой: нужно выполнить задания по очередности, получить подсказки, которые помогут отгадать высказывание о родном крае.
2. Таблица проведения квест – игры
Название станции
Задания
Необходимые материалы (Приложение 2)
Критерии оценки
Экология
1. Определить по листьям названия деревьев и кустарников
2. Разгадать ребусы с названиями животных, обитающих в наших краях. Время выполнения задания 10 мин.
Гербарии с листьями/ карточки с контуром листьев и ребусы у ответственного по станции.
Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов.
Знатоки Ямала
1. Решить кроссворд и записать ключевое слово, время выполнения задания 5 мин.
Карточки с заданиями для кроссворда и правильными ответами у ответственного станции.
Ключевое слово
ЯМАЛ.
Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов кроссворда, за верно записанное ключевое слово начисляется дополнительно 3 балла.
Предметы старины далёкой
1. Игра Узнай предмет старинного быта.
2. Отгадать названия старинных промыслов. Время выполнения задания 10 мин.
Карточки с изображением предметов быта и их названиями. Бланк с заданием о народных промыслах у ответственного по станции.
Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов.
Игровая пауза Полярная сова и евражки
Физическая разминка.
Время выполнения 10 мин
Карточка с описанием игры.
Секреты карты
1. Изучая физическую карту заполнить таблицу указанными географическими объектами.
2.Собрать из пазлов герб ЯНАО.
Время выполнения задания 10 мин.
Физическая карта и таблица для заполнения у ответственного по станции. Пазл герба ЯНАО, Нового Уренгоя
Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов.
Пословица- всем делам помощница
1. Составить пословицы.
Время выполнения задания 10 мин.
Карточки с пословицами .
Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов.
3. Подведение итогов игры. Награждение.
Пройдя все испытания, участники игры возвращаются к финишу.
Жюри объявляет команду, которая набрала большее количество баллов и награждает участников игры грамотами по номинациям: Самая эрудированная, Самая творческая, Самая находчивая, Самая активная, Самая смекалистая и др.
Заключение.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что важным фактором, влияющим на роль и место краеведческого материала в школьном образовании, являются современные социальные перемены. К сожалению, недостаточная проработанность регионального компонента в законодательстве в сфере образования РФ приводит к тому, что изучению края отводиться второстепенное место. Чаще всего учащиеся получают готовые знания по краеведению со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.
На наш взгляд, функции краеведения в педагогике, в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, никак нельзя называть второстепенными и отводить данному направлению остаточное место в системе школьного образования. В наше время региональный компонент может помочь педагогу способствовать воспитанию гражданина и патриота своей страны.
Изучение своей малой родины дает возможность приобщить учащихся к добросовестному, общественно полезному труду в форме - экскурсии, похода, экспедиции, подготовке экспонатов для выставок, создание школьного музея. Региональный компонент в школьном образовании играет важную роль в решении одной из актуальных проблем современной школы - патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Использованная литература
Алексеева, Е.С. Библиотечное краеведение: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / Е.С. Алексеева. - Режим доступа:
Борисов, В.И. Занимательное краеведение / В.И. Борисов. - М.: Краснодар: Книжное издательство,2015
Верясова В.А. “Приглашаем на урок” 2 класс. Издательство “Учитель”. 2011.
Гниловской, В. Занимательное краеведение / В. Гниловской. - Москва:ИЛ,2015.
Граубин Г.Р.. Наша малая Родина: книга для чтения в начальной школе. – Чита: Экспресс–издательство, 2008.
Картотека игр краеведческого содержания.
С.П. Казачкова, М.С. Умнова. “Начальная школа требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности”.- Москва. ООО “Планета”. 2012.
Пасхальный С.П. Север, птицы, люди / С.П. Пасхальный, - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.
Пономарёва А.И. Природа Ямала / А.И. Пономарёва, - Екатеринбург: УИФ Наука, 1995
Черемисина, В. Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего
школьного возраста /В. Г. Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО,2010
Приложение 1
Команда __________________________________

Название станции
Результат
1
2
3
4
5
6
Итог
Приложение 2
Дидактический материал Экология
Определи по листьям с какого они дерева, какие деревья растут на Ямале.
осина липа тополь
каштан дуб ива
рябина клён берёза
Перед вами ребусы, в которых зашифрованы названия животных нашего края. Попробуйте отгадать их.
волк лиса заяц
утки сова
сорока белка
сазан олень
Кроссворд Знатоки Ямала
Дидактический материал Предметы старины далёкой
Соедините стрелочкой изображение предмета старины с его названием
На Ямале широко использовались различные народные промыслы. Попробуйте отгадать их названия, переставив местами буквы в словах.
1)АХОТО
2) РБВОЛЫОСОТОВ
3) КЖЕВОЕОННЕ РЕМЕСЛО
4) ОЛНВОЕДЕТВСО
5) РАБЕЗЬ ПО ДУВЕРЕ
Ответы:
1) ОХОТА 2)РЫБОЛОВСТВО 3) КОЖЕВЕННОЕ РЕМЕСЛО
4) ОЛЕНЕВОДСТВО 5) РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Игра Полярная сова и евражки
Бланк задания Секреты карты
Из вырезанных частей собрать карту ЯНАО
Собрать из пазлов герб города Новый Уренгой и ЯНАО
Дидактический материал Пословица- всем делам помощница