Публикации Семинар-практикум для педагогов: «Введение дошкольников в мир экономики. Денежные кейсы»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семинар-практикум для педагогов: «Введение дошкольников в мир экономики. Денежные кейсы»
Автор: Горбунова Ольга Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 33 «Дельфин»Семинар-практикум для педагогов:«Введение дошкольников в мир экономики. Денежные кейсы»Горбунова Ольга Николаевнастарший воспитательОктябрь, 2022 гСеминар-практикум для педагогов «Введение дошкольников в мир экономики. Денежные кейсы»Аннотация: Семинар-практикум для педагогов «Введение дошкольников в мир экономики. Денежные кейсы» был разработан с целью закрепления знаний педагогов ДОУ по формированию финансовой грамотности у дошкольников. В процессе организации семинара-практикума педагоги повышали свою педагогическую компетентность в вопросах финансового воспитания дошкольников, обобщили свои знания о целях, задачах и средствах, с помощью которых определяется это направление. В процессе семинара-практикума педагоги анализировали свою деятельность, знания в области финансовой грамотности, проявляя педагогический такт, оперировали финансовыми терминами. Цель: Повышение финансовой грамотности педагогов.Задачи:1.Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности2.Развить потребность к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию, саморазвитию. развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности ; умение работать в коллективе;3.Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере. Создать положительный образ финансово грамотного человека.Организатор семинара-практикума: Старший воспитательЦелевая аудитория:Педагоги, специалисты ДОУФорма проведения:Семинар-практикумВремя проведения: 1 час 30 минутОснащение, дидактический материал: Атрибуты к проведению игр по финансовой грамотности для каждого педагога, ручки/карандаши; карточки к дидактической игре половинки листов бумаги; фломастеры или цветные карандаши. Предварительная работа: составить сценарий семинара-практикума, подготовить атрибуты; подготовка места проведения семинара-практикума. Формы контроля: Знание определений. Решение заданий по теме. Теоретическая часть: Зачастую считается, что финансовая грамотность необходима людям, работающим на рынках финансов. И вот сейчас пришло осознание, что первоначальные знания о финансах необходимы каждому из нас.Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. На самом деле дети включаются в экономическую жизнь семьи достаточно рано. Сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, наблюдают, как родители ведут хозяйство. Все это не проходит мимо ребенка и именно так они получают свое первое экономическое образование. Учить ребенка обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста. Например, разговоры о том, что нельзя тратить все заработанное на покупку дорогой игрушки или модных кроссовок, должны вестись в семье всегда. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается.Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях – это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать самостоятельности детей. В современных реалиях жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста. Конечно, ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.Основная форма обучения детей дошкольного возраста – игра. Именно через неё ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно – ролевые, дидактические игры. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно – ролевых, дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно – игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.Одной из форм познавательно – игровой деятельности является и совместная деятельность воспитателя и детей. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, ознакомлению с социальным и предметным миром. Это даёт возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе занятий образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, художественную виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов. У детей часто пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН» Превращения», «Поиск ресурсов», «Квест-игры», «Игры-путешествия» и др. Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, отгадывание кроссвордов и ребусов, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).Значительное место отводится сказке. Народные сказки необходимы для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др.Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей природы, людей.Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т. е. среды в котором оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребёнок живёт и развивается.Доминирующими формами работы является общение педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми и игра. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье. Вот некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников:информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);Только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты, и способствуют более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.Практическая часть: Сейчас вашему вниманию предлагаются «Денежные кейсы»1 Денежный кейс «Монета карман не тянет»Игра «Необходимое и желаемое»Где педагоги должны распределить карточки с потребностями на «необходимые» и «желаемые».(Чипсы, молоко, хлеб, мячик, гречка, кукла, йогурт, одежда, масло подсолнечное, шоколад.Оплата газа, света, воды, кабельное телевидение, катание на машине, оплата телефона, скачивание игр, оплата проезда на маршрутном такси)Педагогам необходимо распределить то, что необходимо в первую очередь оплатить или купить, так же предлагается обосновать свой выбор. Например: Желаемые траты могут прятаться даже среди необходимых.1 Еда. Необходимые продукты – мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты. Расходы на пирожки, конфеты, печенье – траты желаемые.2 Коммунальные услуги. Электричество, газ, вода – необходимые вещи. А вот кабельное телевидение – это желаемые траты.3 Связь. Домашний телефон и мобильные телефоны всех членов семьи нужны для связи. Оплата звонков по делу – это необходимая трата. А вот оплата, допустим скачанных игр – желаемая трата.4 Транспорт. Чтобы добраться до школы, работы, кружков мы пользуемся общественным транспортом (автобусом, трамваем, маршрутным такси) или ездим на машине. Если в гости к другу, который живет на соседней улице, мы будем ездить на машине, это уже будет желаемой тратой.5 Одежда, обувь. Если старые ботинки развалились или стали малы, покупка новой обуви необходима. Но если к имеющимся двум парам хочется прикупить третью – это уже будет желаемая трата.2. Денежный кейс «Уговор дороже денег»Шуточные вопросы:1.Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар).2.Мотоцикл экономит время, а велосипед что экономит? (деньги).3.Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры).4.Учреждение, в котором хранят деньги (банк).5.Он в нашем доме считает электроэнергию (счетчик).6.Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог).7.Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата).8.За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробил (кассир).9.Информация о товаре (реклама).10.Что такое бартер? (обмен).11. Место, где продают товар по строго фиксированным ценам (магазин).12. Любой предмет, который можно купить или продать (товар).13.Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы).14.В чём измеряется цена товара? (в деньгах)15.Мебель купили, одежду, посуду, Брали для этого в банке мы (ссуду)16.Место торговли, где можно торговаться (рынок).17.И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).18.Как называются иностранные деньги? (валюта).19.На товаре быть должна Обязательно (цена).20.То, что продаётся или покупается (товар).21.Кто посоветовал Буратино закопать свои деньги на Поле Чудес?.22.Какой товар приобрела на базаре Муха-Цокотуха на найденную денежку?3. Денежный кейс «На деньги ума не купишь»- Что означает слово «Заработать»? Что мы можем получить или заработать?- Предлагаю вам подумать, что можно получить или заработать в данных жизненных ситуациях: (показываем картинки с разными сюжетами)- помыли полы;- упали с роликов;- участие в выставке;- участие в соревнованиях;- нарисовали на обоях;- ходим на работу;- починили самостоятельно;- помогли маме.В ходе игры используется активно слово «заработать», смысл этого слово не только в том, что применяется вместе со словом деньги, заработать можно и какое-либо вознаграждение, приз, похвалу, а также и в тех случаях, когда человек заработал наказание, провинность.РефлексияРефлексия проводится в форме игры «Чья реклама лучше» Цель: учить педагогов создавать рекламу для любого продукта. Материал: альбомные листы, карточки (10х10, фломастеры)Содержание: Одна команда – рекламные агенты, другая – покупатели. Рекламные агенты за ограниченное время создают на альбомных листах рекламу тому или иному предмету (мыло, зубная паста, конфета и т. д.). Каждый покупатель в это время готовит личную карточку: оформляет ее, пишет свое имя. Когда рекламные агенты подготовят рекламу, покупатели ее оценивают и отдают свою карточку тому рекламному агенту, чья реклама им больше понравилась. Лучшим рекламным агентом считается тот, кто больше всех набрал карточек. Затем педагоги могут поменятся ролями и игра повторяется.Ожидаемые результаты, выводы Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу. К чему художнику трактор? Ему требуются яркие краски и мягкие кисти. Зато без трактора не обойдется фермер, выращивающий хлеб. У каждой вещи есть свой хозяин. Никогда не покупайте то, что вам не нужно. Любимое дело - наше с вами главное богатство, наш клад. А для того, чтобы что-то уметь, чтобы любимое дело все-таки появилось, надо не переставая учиться и трудится.