Публикации Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с ОВЗ
Автор: Павлова Елена Николаевна

Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с ОВЗАннотация. Тема взаимосвязи в процесс работы с детьми с нарушениями речи всегда стояла. А поскольку изменились требования к обучению и воспитанию дошкольников, данная проблема стала еще острее. Поэтому так важно понимать основные принципы взаимосвязи работы специалистов, чтобы воспитатель выполнял свою работу, а логопед – свою, и они ее не дублировали, а знали, какие методы и приемы нужно использовать, чтобы в скором времени был виден эффективный результат, у детей исправлялась речь, и чтобы при поступлении в школу из-за нарушений речи не было сложностей в учебе и в процессе общения.Актуальность: В настоящее время не редко можно встретить детей с речевыми нарушениями, при этом важно, чтобы они обучались в специализированных дошкольных учреждениях при тесном взаимодействии учителя-логопеда и учителя-дефектолога.Цель – исследовать взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми ОВЗ.Ключевые слова: дети, речевые расстройства, занятия, взаимосвязь, речь.Коррекция задержки психо-речевого развития у детей в настоящее время становится особенно актуальной проблемой специальной педагогики, это связано с тем, что возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья.Насколько будет эффективной коррекционно-педагогическая работа с детьми, у которых тяжелые нарушения речи, зависит в большей степени от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда и учителя-дефектолога.Необходимым и важнейшим направлением модернизации выступает обеспечение государственной гарантии равных и доступных возможностей получения полноценного образования детьми с особыми ограниченными возможностями здоровья. Крайне важно, чтобы у детей с нарушениями речевого развития была возможность посещать детское дошкольное образовательное учреждение со специальными условиями для обучения и воспитания. Итак, правильная речь является одним из показателей готовности ребенка учиться в школе, также это залог успешного освоения чтения и грамоты в дальнейшем. Если вовремя не позаботиться о том, чтобы исправить звукопроизношение и фонематические процессы, у детей дошкольного возраста появятся проблемы в процессе общения с окружающими.Отклонения в речевом развитии и возникающие речевые трудности довольно часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка. У него наблюдается недостаточная ориентировка в фактах и явлениях окружающей действительности, обедненность содержания игровой, коммуникативной, а также художественно-эстетической деятельности. Когда у ребенка логопедические проблемы, но при этом нормальный интеллект, может быть снижена познавательная деятельность, что проявляется в том, что ребенку сложнее запомнить информацию и воспроизвести материал, истощаемость психических процессов, неустойчивость внимания, снижение уровня обобщения, недостаточный уровень осмысления действительности: им с большим трудом дается развернутая связанная речь. Что касается эмоционально-волевой сферы, то можно наблюдать повышенную возбудимость, общую заторможенность или раздражительность, плаксивость, обидчивость, многократную смену настроения, замкнутость.На данном этапе развития общества все еще остаются актуальными поиски эффективных способов коррекции речи. Чтобы устранить дефекты речи при сотрудничестве учителя-логопеда и учителя-дефектолога, следует применять комплексный подход, так как речевые нарушения всегда связаны со множеством разных причин биологического и социального характера.Преемственность и взаимосвязь работы воспитателя и логопеда предполагает, как совместное планирования, также и обмен информацией, обсуждение достижений детей в речи и на иных занятиях. Благодаря такому взаимодействию воспитатель помимо общеобразовательных задач выполняет и некоторые коррекционные, их суть заключается в устранении недостатков в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах, которые обусловлены особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель выстраивает свою работу таким образом, чтобы корректировать недостатки речи в развитии ребенка и параллельно обогащать представления об окружающем мире, развивать и совершенствовать деятельность сохранных анализаторов. Это создает благоприятную основу для развития компенсаторных возможностей ребенка, что в результате влияет на эффективное овладение речью.Но существуют и четкие разграничения в функциях учителя-дефектолога и учителя-логопеда, чтобы не дублировался коррекционный материал. 1.Закрепляются поставленные звуки (произносятся слоги, слова, предложения).2.Проводятся упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, лексико-грамматических категорий, также навыков звукового анализа и синтеза.3.Во время бесед на лексические темы происходит активация связной речи. В работе воспитателя особое место занимает организация подвижных игр для детей, у которых речевые нарушения, поскольку дети данной категории довольно быстро утомляются. А подвижные игры помогают успешно скорректировать и сформировать речь. Часто в них присутствуют четверостишия и присказки. Подобные игры развивают чувство ритма, гармоничность движений, очень хорошо влияют на психологическое состояние детей. [3]Взаимодействие специалистов строится на принципах психолого-педагогического содержания:1.Принцип взаимодополнения предполагает сочетание и взаимопроникновение, а не дублирование задач, приемов и методов работы.2.Принцип законченности и целостности, при котором предоставляемый материал используется в полном объеме, согласно требованиям коррекционного блока адаптированной основной образовательной программы.3.Принцип эффективности осуществляется благодаря распределению и выполнению поставленных задач между двумя специалистами, при этом обязательно максимально и всесторонне достигается общая цель согласно специфике деятельности специалистов.4.Принцип разнообразия и «сотворчества» реализуется в создании творческой атмосферы, когда используются развивающие задания игрового характера и дети с интересом и удовольствием получают и усваивают предлагаемый педагогом материал.Коррекционные педагоги продумывают лексическую тему на неделю и словарь для работы над данной темой. Во время своих занятий воспитатель учитывает лексическую тему, поэтому основная нагрузка по уточнению и накоплению словаря по каждой теме распределяется на воспитателя, при этом учитель-логопед уделяет основное внимание уточнению более сложных лексических понятий, грамматических обобщений. Задача воспитателя – закрепить приобретенные знания, отработать умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, в развивающие занятия, в ходе наблюдений и экскурсий. [2, c.271]Для более эффективного взаимодействия специалистов в процессе организации коррекционно-развивающего сопровождения детей, в дошкольных учреждениях используют разные формы работы, это консультации, круглые столы, семинары-практикумы, просмотр и анализ открытых мероприятий.Список использованной литературы:1.Дуева Т.И., Суворова Е.Н. Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи // Логопед. 2010. №8.2.Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.,2010. – 271 с.3.Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. 2010. №7.4.Михеева И. А, Чешева С.В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. СПб: Каро, 2017. – 375 с.5.Пятница Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе для детей с нарушениями речи/Т.В.Пятница. –Мн.:Аверсэв, 2015. – 75 с.