Публикации Условия и факторы, способствующие повышению эффективности педагогического руководства познавательной деятельностью учащихся.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Условия и факторы, способствующие повышению эффективности педагогического руководства познавательной деятельностью учащихся.
Автор: Ларина Ольга Геннадьевна

Аннотация.В статье рассмотрены методы и приёмы, которые помогут подросткам не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности , где важная роль отводится урокам истории и обществознания.Ключевые слова.Самостоятельная работа, интерактивные методы, проектная деятельность, инновации, активность.XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.Актуальность данной темы обусловлена педагогической значимостью интерактивных методов обучения, также необходимостью их всестороннего изучения и применения на уроке истории.Меня, как учителя, волнует проблема, как построить урок так, чтобы не осталось равнодушных и пассивных учеников, мне эта форма работы интересна самой и поэтому в последние годы я стараюсь все больше внедрять в преподавании истории и обществознания интерактивное обучение.Изучая методическую литературу, участвуя в работе методических объединений школы, я обратила внимание на использование интерактивных средств обучения. Я заинтересовалась этой темой. Чтобы развить личность ученика, его творческое мышление, научить его анализировать прошлое и настоящее, я решила использовать интерактивные методы и приемы обучения в своей работе.Интерактивное обучение осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. В условиях интерактивного обучения меняется роль учителя: чаще всего он выступает в роли организатора (я налаживаю взаимодействие с окружением, разбиваю на пары, координирую работу в парах). При использовании интерактивных методов обучения стараюсь, что бы отношения между учителем и обучающимися основывались на принципах доверия, доброжелательности, партнерства, взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки, терпимости, учета и уважения интересов, возможностей друг друга. На уроках истории я использую проектную деятельность. Преимущество этой технологии состоит в том, что обучающиеся не только самостоятельны в выборе тем, исторического материала, форм представления, но и в том, что в этом случае та или иная историческая тема изучается более углубленно. Например, мои ученики готовили проекты по следующим темам: «Брестский мир – позор или спасение?», «Петр Первый – гений или злодей ?». Обучающиеся учатся формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты. Также активно применяю ролевые и деловые игры. Предоставляю участникам возможность принимать новые формы поведения в различных ситуациях. В старших классах больше практикую использование деловых игр, например, мною был разработан урок деловой игры: «Выборы».Несмотря на много положительных моментов в применении данной технологии в педагогической деятельности, я столкнулась с определенными трудностями. Это недостаточное методическое обеспечение применения интерактивного обучения. Определенную сложность вызывает комплексное использование различных форм интерактивного обучения в сочетании с традиционными. Для некоторых видов интерактивного обучения требуется большее количество времени и определенное количество обучающихся.Так как интерактивные методы обучения вызывают большой интерес у детей, то использование этого опыта возможно в учебной практике как педагогов с высокой планкой мастерства, так и начинающих педагогов.В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки на республиканском уровне. Стараюсь повышать свой методический уровень на курсах повышения квалификации, изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет – ресурсы, где размещен опыт педагогов других регионов.Список использованой литературы.
  • Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008.
  • Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316. - С. 174-177
  • Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 14
  • Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49
  • © Ларина Ольга Геннадьевна, 2022 г.